Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
проект по окружающему миру (4 класс)

Шмелева Елена Владимировна

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Научно-исследовательская деятельность. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Публикации Среда обитания На клумбах расцветут божьи коровки

Учитель начальных классов

Шмелева Елена Владимировна

1.Актуализация

-А сейчас представим, что мы с вами ученики начальных классов. Давайте встанем все в круг перед началом работы.

-Мы учимся в одном классе, мы одна семья, мы живём в одной стране, нашему государству, обществу нужны образованные творческие люди, способные изобретать, создавать, придумывать, люди неравнодушные, с добрым, чутким сердцем.

Давайте коснёмся руками друг друга и передадим частичку своего душевного тепла, настроимся на интересную, творческую работу.

-На время мы с вами станем учеными проектного института. Наш девиз такой:

Маленьких учёных

 Узнать не сложно тут

Ответы на вопросы

 Они всегда найдут.

Исследовать, доказывать,

Нарисовать эскиз

Изображать, придумывать

Такой у нас девиз!

 Работать вы будете в двух отделах. Займите свои места.

-Если мы работаем в проектном институте, то какая цель нашей работы?

 (Будем создавать проект)

2.Разминка. Словарная работа.     (Фронтальная работа)

-Сейчас проверим, насколько грамотны сотрудники проектного института, насколько хорошо они знают все, что связано с проектами.

- Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете термины, относящиеся к проектам и исследовательской деятельности и что они обозначают.

- У Вас на столах лежат конверты. Соедините пары между собой (термин и его значение).

Учителя выполняют задание.

- А сейчас вы можете проверить, правильно ли вы соединили пары. Переверните карточки. Если номера совпадают, то вы все выполнили правильно.

  • Публичный показ результатов проекта   (презентация)
  • Предварительный текст какого-нибудь документа или предварительный план сооружения, механизма или устройства    (проект)
  • Сведения, сообщения о состоянии чего-нибудь    (информация)
  • научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения  (гипотеза)
  • Значит важный, существенный для настоящего момента   (актуальный)
  • Это то, что добыто и собрано вместе   (сбор информации)  

3. Работа по составлению структуры работы над проектом

- Мы знаем, любой проект – это 5 П. Эти 5 П соответствуют этапам работы над проектом.

- У Вас есть карточки. Восстановите  правильную последовательность 5 этапов работы над проектом.

Проект (5 П)

проблема

план работы

поиск информации

продукт

презентация

4. Обобщение по структуре работы над проектом.

Проект (5 П)

проблема

план работы

поиск информации

продукт

презентация

-Достаточно ли одной проблемы для работы над проектом?

(необходимо обозначить тему, цели и задачи, можно выдвинуть и гипотезу, которую можно доказывать на протяжении всей работы)

Проект

                                                     тема           проблема      цели     задачи

план работы

поиск информации

продукт

презентация

-Чтобы интересно было работать над проектом проблема должна быть актуальной. Что это значит?

(важной и существенной в данный момент)

5. Подготовка   к работе над проектом (эмоциональная), подведение к выбору темы, проблемы и цели.

-Прежде чем мы начнём работу над проектом, я вас приглашаю к себе в гости на дачный участок.

Слайды с фотографиями (озеленение, клумбы)

(При показе слайдов учитель даёт комментарии)

-Зачем люди вокруг себя создают красоту?

-У всех ли есть эта потребность?

6. Работа над мини проектом.

1. Выбор темы, проблемы.

- На даче каждый хозяин создает красоту для своих глаз. Возле нашей школы такой красоты нет, нет таких красивых клумб. Поэтому, какую тему мини-проекта мы выберем. (Нарядная школьная клумба)

-Я сейчас Вам дам паспорт проекта. Внесите туда его тему.

Подумайте, какие проблемы мы можем обозначить.

- Выберем самые актуальные.

-Можно ли данную тему вообще считать актуальной, сейчас же не весна?

В народе говорят: «Готовь сани летом, а телегу зимой»).

тема

проблема

Нарядная клумба

Какой формы будет наша клумба?

Как мы оформим клумбу?

Какие цветы будут расти на клумбе?

Как вырастить рассаду?

и т.д.

-Мы выполняем мини-проект, поэтому каждый отдел будет работать только по одной проблеме.

1 отдел: Какой формы будет наша клумба?

2 отдел: Какие цветы будут расти на клумбе?

-Внесите  проблему в паспорт проекта.

2. Постановка целей и задач

- Какую цель мы преследуем, выполняя данный проект?

Цель: озеленение клумбы на территории школьного двора.

-Внесите цель в паспорт проекта.

-Какие задачи мы поставим, для осуществления поставленной цели?

Устно:

1 отдел: Определить какую форму будет иметь клумба.

2 отдел: Выбрать для посадки однолетние цветы.

7.Работа над планированием работы

1отдел

1.Изучить какие бывают формы клумб

2. Нарисовать свою клумбу.

3. Составить (из цветных геометрических фигур) узор клумбы.

2отдел

1.Изучить виды цветов для  клумбы.

2. Изучить правила подбора растений.

2.Выбрать цветы, отметить их высоту и цвет.

4.Оформление работы (данные заносятся в таблицу)

Внесите этапы работы в паспорт проекта.

8. Какие формы клумб бывают?

- Прежде чем начать работу, посмотрите, какие формы клумб бывают. (показ презентации)

- Как  вы думаете, как сажают цветы на клумбе в зависимости от их высоты?

9. Исследовательская работа.

1 отдел: Нарисуйте форму клумбы. Выберите самую лучшую. Приклейте узор из геометрических фигур.

2 отдел: При помощи дополнительного материала изучите правила побора цветов для клумбы, выпишите те цветы, которые вы хотели бы видеть на клумбе. Укажите цвет и высоту.

Учителя выполняют работу, вносят данные в паспорт проекта.

10.Самостоятельная работа в группах под руководством учителя

   В течение всего времени учитель:

ПОМОГАЕТ учащимся в поиске информации.

ДАЕТ  консультации.

ПРОВЕРЯЕТ ход исследования.

НАПРАВЛЯЕТ в нужное русло.

10. Продукт проекта

Презентация проекта (защита) и вывод исследования

В результате исследовательской деятельности учащиеся должны прийти к выводу:

1отдел

-Для того чтобы наша клумба была самой красивой и цветущей, чтобы после нас остался след в школе мы:

  • Выбрали форму клумбы, которая подходит для нашей школы;

2 отдел

  • Изучили правила подбора растений для клумбы;
  • Выбрали  однолетние растения для клумбы, которые мы вырастим и посадим на нашу клумбу;

11.Самооценивание своей деятельности

-Если вы довольны своей работой, поставьте в конце восклицательный знак, если у вас остались вопрос по данному проекту, восставьте вопросительный знак.

Сдача паспорта проекта

Физкультминутка

Упражнения с малыми мячами.

Дети перекладывают мячи из рук в руки, произнося слова:

Кто такие проектанты?

Может это экскурсанты?

Может просто дипломаты,

А быть может фигуранты

Тех, кто любит умный труд,

 Проектантами зовут.

Проектанту не до скуки.

Ведь его конёк –науки!

8.Исследовательская деятельность 

Для того чтобы группа «сработалась» разработаны правила поведения в группе:

-Умей высказать своё мнение.

-Умей слушать других не перебивая.

- «Сколько голов, столько и умов».

- «Тяжело в учении – легко в бою».

Тема

Проблема

Нарядная клумба

1.

2.

3.

4.

Подбор однолетних цветов для клумбы

Название растения

Высота

Цвет



Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов МОУ СОШ № 52

Шмелевой Е.В.

Тема:  «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой            проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

  1. Проект и исследование.

Чем отличается проект от исследования.

Этот вопрос часто задают учителям. «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

В-четвертых, 

проект – это замысел, план, творчество по плану.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Значит у проектной и исследовательской деятельности есть различия, в тоже время они связаны между собой. Так как оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

 Тема моего мастер-класса – это научно-исследовательская деятельность в  мини-проекте.

Проекты бывают разные в зависимости от критериев. 

Я хочу обратить Ваше внимание на продолжительность проектов. По продолжительности различают – мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные.

Если говорить о долгосрочных проектах, то эти проекты выполняются учащимися в течение долгого времени. Они имеют практический выход на научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Краткосрочные  проекты  занимают 1- 2 недели. Учащиеся выполняют проекты самостоятельно или с помощью родителей, затем защищают их на различных уроках.

Меня заинтересовали мини-проекты, т.к. они выполняются на одном уроке.  В процессе работы над мини-проектами учащиеся знакомятся с основными понятиями, этапами  проектной деятельности.

Я хочу рассказать об одном из мини-проектов, который выполняли учащиеся на уроке трудового обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание мини-проекта "Широкая масленица"(паспорт мини-проекта)

Возраст детей начальной школы является благоприятным для формирования культурно-нравственных основ через изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства посредством проектной...

Мини проект "Подарок просто так" Внеурочная деятельность

На этом занятии дети работают в группах и созают  творческий проект под руководством учителя. Дети  выполняют работу по инструкчионной карте....

Мини проект "Подарок просто так" Внеурочная деятельность

На этом занятии дети работают в группах и созают  творческий проект под руководством учителя. Дети  выполняют работу по инструкчионной карте....

Тема научно-исследовательской работы: «Кока-кола: вред или польза?»

1. Введение……………………………………………………………………1 2. История создания Кока-колы…………………………………………….. 3 3. Исследование состава Кока-колы ………………………………………..4 4. Мнение медиков…………………………………………………...

Проект "Нарядная клумба"

Озеленение пришкольного участка.Задачи проекта:1.Формировать умение работать с источниками информации для данного проекта.2.Воспитывать бережное отношение к природе, красоте окружающего мира.3. Развив...

проект во 2 классе "Рассада для школьных клумб"

Проект "Расссада для школьных клумб" направлен на воспитание экологической культуры младших школьников. Большое внимание уделяется исследовательской работе: "Условия для выращивания здоровой рас...