Внеклассное мероприятие игра «Поле чудес» на тему «Известные личности, прославившие Чувашию» в рамках года «Выдающихся земляков»
классный час (4 класс)

Данный материал подходит для проведения внеклассных мероприятий в 3-4 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_meshkova_i.v.docx67.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мешкова Инга Владимировна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Чурачикская ООШ»

Внеклассное мероприятие игра «Поле чудес» на тему «Известные личности, прославившие Чувашию»

в рамках года «Выдающихся земляков»

Цель: Формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, тех людей, которые внесли огромный вклад в развитие Чувашской Республики в различных областях деятельности.

Задачи:

- Расширить знания учащихся о великих людях Чувашской Республики.

- Развивать интерес детей к историческому прошлому Чувашской Республики.

- Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, своего народа.

Обороудование и раздаточные материалы: портреты известных земляков, карточки с анаграммами, карточка с ребусом, карта Чувашской Республики компьютер, проектор, экран, карточки с русским алфавитом, ручки.

Ход мероприятия

  1. Проблемная ситуация

(Звучат позывные телевизионной игры «ПОЛЕ ЧУДЕС»)

- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами поиграем в вашу любимую игру. Вы, наверное, уже догадались в какую? ( ответы детей)

- Да, вы правы, мы сыграем в игру «Поле чудес».Тему игры вы узнаете разгадав ребус. (дети разгадывают ребус)

F:\чувашия.png  (Чувашия)

-Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (ответы: о Чувашии)

-Правильно, о Чувашии.

-    Чувашия! О, край ста тысяч песен,
    Не зря в тебя поэты влюблены!
    Я без тебя, как путница без зренья,
    Ты жизнь моя, тревога, озаренье,
    Ты — Родина любимая моя.

- Родина.  По-особому звучит для  нас это слово.  У каждого человека – Родина своя. Когда говорят: «Родина», мы  представляем  дорогу, вдоль своей улицы;  голубое небо над головой; зелёный лес;  цветущие луга; необъятные поля, звенящие песней жаворонка;  чистые пруды и озёра, реку Сура и великую Волгу.  

- Как выглядит Чувашия   на карте?  Давайте посмотрим. Вот она наша Республика.  Чувашская Республика расположена на востоке Русской равнины,  в правобережье реки  Волга. Удивительно красива природа родного края: много в нем лесов, рек, полей и лугов. По могучей Волге мчатся быстроходные суда, плывут баржи с грузом. Кипит работа на заводах и фабриках, на полях и фермах, так как земля любит труд. А Чувашия славится трудом и своими выдающимися людьми. Нашу республику знают не только в России, но и в других странах мира. Мы славимся своими земляками, традициями и культурой. Каких  же известных людей,  прославивших край чувашский,  вы можете назвать? (ответы детей)

-Молодцы, ребята. Сегодня на нашей игре мы будем говорить о выдающихся людях чувашской земли, познакомимся поближе с фактами биографии и достижениями некоторых из наших земляков. Игра будет состоять из трёх туров, полуфинала и финала. В каждом туре участвуют по 3 учащихся. Победители каждого тура встретятся в полуфинале. А победитель полуфинала сыграет в финале. Для того чтобы начать игру, нам надо определиться с первой тройкой игроков.

  1. Выполнение заданий.

- Задание такое: кто больше разгадает анаграмм названий городов Чувашской Республики, тот и участвует в первой тройке. (на доске карточки с анаграммами)

МУШЯЛРЕ   (Шумерля)                      БЫСКЕЧОАР                    (Чебоксары)

АШАНК        (Канаш)                          ЧАНОСРКВОЕБКО         (Новочебоксарск)

ОВЗКАКЛО (Козловка)                      СВЛЬИЦИК                       (Цивильск)

ТЫЛАРЬА    (Алатырь)                       РИНИКЙСМИА СОПДА (Мариинский Посад)

РЯНДЫ        (Ядрин)

Дополнение: - Правильно, в Чувашии 9 городов: Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад, Шумерля, Козловка,  Канаш, Алатырь. Давайте покажем эти города на карте Чувашской Республики. ( Один ученик работает у доски, остальные проверяют, подсказывают).

- Каждый из девяти городов является неотъемлемой частью Республики Чувашия. Все они имеют огромное значение в промышленности, сельском хозяйстве и культуре нашего народа.

- Итак, первую тройку игроков приглашаем за барабан.

Тур 1. Задание первого тура:  Здесь зашифрованы фамилия, имя и отчество поэта, мастера прозы, литературоведа, фольклориста, переводчика, участника ВОВ. Этот человек писал стихи и песни, поэмы и драмы, повести и рассказы, сказки и легенды. Писал для взрослых и детей. Многие его стихи переложены на музыку. Более того, одну песню мы в этом учебном году слушаем и исполняем каждый понедельник. Кто же он?

(игроки крутят барабан, отгадывают по буквам)

Л

Е

Б

Е

Д

Е

В

   

Г

Е

Р

М

А

Н

 

С

Т

Е

П

А

Н

О

В

И

Ч

 

- Итак, имя отгадано. Это Лебедев Герман Степанович.

 Дополнение: (Портрет) Чувашский композитор, хоровой дирижер, член Союза композиторов СССР,  заслуженный деятель искусств Чувашской Республики и Российской Федерации, музыкально общественный деятель. Родился в д. Салабайкасы Чебоксарского района Чувашской Республики. Г. Лебедев – ученик В.М. Кривоносова, окончил Чувашский музыкально-театральный техникум. С 1932 г. начал петь в Чувашском государственном хоре. Был директором Чебоксарского музыкального училища. Более тридцати лет работал в Государственном ансамбле песни и танца Чувашской Республики. Один из лучших мастеров чувашской песни: сочинил около 400 песен на слова известных чувашских поэтов. Среди других произведений: ряд инструментальных произведений для симфонического оркестра, тринадцать вокально-хореографических сюит, хоры без сопровождения, музыка к спектаклям драматического театра. Многие песни стали подлинно народными, а песня «Тӑван Ҫӗршыв» (Песня о Родине) на стихи И. Тукташа стала Государственным гимном Чувашской Республики. Именем Г. Лебедева назван Чувашский национальный лицей. В г. Чебоксары, на доме, где жил и работал композитор, установлена мемориальная доска.

- Благодарю первую тройку игроков. С победителем встретимся в финале.

Рекламная пауза. Составить из кусочков картинку. (Балерина Надежда Павлова)

Дополнение:  (Портрет) Балерина, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Чувашской АССР, народная артистка РСФСР, народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского комсомола. Родилась в г. Чебоксары Чувашской Республики. Н. Павлова – выпускница Пермского хореографического училища, Государственного института театрального искусства. Работала в театрах г. Пермь. В 1975-1995 гг. была солисткой балета в Большом театре, где ею исполнено более 20 ролей в спектаклях классического репертуара и современных хореографов. Выступала в Австрии, Югославии, Италии и других странах.

- А мы продолжаем игру.  Чтобы определить вторую тройку игроков, ответим на вопросы. Кто первым поднимет руку, тот и отвечает.

  1. Нитками какого цвета обводят все узоры в чувашской вышивке? (чёрный)
  2. Какие птицы изображены на гербе города Чебоксары? (Утки)
  3. Как звучит по-чувашски название столицы Чувашской Республики? (Шупашкар)

- Приглашаю вторую тройку за барабан.

Тур 2.  Здесь зашифрованы фамилия, имя, отчество легендарного героя Гражданской войны, талантливого организатора и полководца, кавалера четырёх Георгиевских крестов и Георгиевской медали. В нашей стране он стал олицетворением преданности Родине, патриотизма, мужества, бесстрашия и героизма. Его жизни и боевым подвигам посвящены десятки книг, рассказов, стихов, песен, легенд.

Ч

А

П

А

Е

В

 

В

А

С

И

Л

И

Й

 

И

В

А

Н

О

В

И

Ч

-  Итак, имя отгадано. Это Чапаев Василий Иванович.
Дополнение: (Портрет) Начдив Красной Армии, участник Первой мировой войны, участник и герой Гражданской войны. Родился в д. Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне вошла в черту г. Чебоксары). В г. Чебоксары В. Чапаеву установлен памятник, его именем названы завод, улица, школа, сквер, библиотека, открыт музей. Открыты музеи, его имя носят корабли, дивизии, города, предприятия и т. д.

Рекламная пауза.  - Ребята, а ещё говорят, что Чувашия - край звучных песен, поэтических легенд , героических сказаний. В них вся душа народа: доброго, трудолюбивого, искусного. Давайте окунемся немного в мир чувашской поэзии и послушаем  некоторые произведения. (заранее подготовленные дети читают стихи)

- Вот какие чудесные стихи писали поэты о своей любви к Родине. С какой гордостью и восхищением  они говорили о природе нашего края, о гостеприимстве и трудолюбии нашего народа.

А у нас впереди третий тур. Чтобы определить игроков, предлагаю отгадать загадки на чувашском языке:

  1. Шик-шик шикленет, ката кутне кукленет (Робкий, робкий оробелый притаился у куста). МУЛКАЧ. ЗАЯЦ
  2. Тӳн-тӳн, тӳн карчӑк, тӳн карчӑкӑн пин шӑрпӑк (У одной старушки тысяча колючек). ЧӖРӖП. ЕЖ
  3. Пуҫӗ пур та, ҫӳҫӗ ҫук; ҫӑварӗ пур та, сасси ҫук (С головой, но без волос; с губами, но без голоса). ПУЛӐ. РЫБА

Тур 3. Задание на третий тур: Лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой РФ. Выпускник Московского авиационного института, в отряд космонавтов принят в феврале 1989 г. имеет квалификацию космонавта-исследователя. Три раза был в космосе. Здесь зашифрованы фамилия, имя, отчество этого выдающегося человека.

Б

У

Д

А

Р

И

Н

 

Н

И

К

О

Л

А

Й

 

М

И

Х

А

Й

Л

О

В

И

Ч

 Дополнение: (Портрет) Родился в пос. Киря Алатырского района Чувашской Республики. Всего за три космических полета Бударин провел в космосе 444 суток 01 час 43 минуты. Совершил девять выходов в открытый космос общей продолжительностью 47 часов 11 минут. Николай Михайлович Бударин курирует созданный на базе Российской оборонной спортивно-технической организации в городе Новочебоксарск Центр аэрокосмической профориентации. Также увлекается туризмом и велоспортом.

Рекламная пауза. Поиграем в игру «ЛУНА ИЛИ СОЛНЦЕ. УЙĂХ Е ХĔВЕЛ». Правило игры:  Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в две колонны – игроки за своими капитанами, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Полуфинал. – Приглашаем наших финалистов за барабан.  Задание: Актриса Чувашского Академического драматического театра, народная артистка СССР, РСФСР и Чувашской АССР. С 1947 года бессменно работала в театре. Она являлась одной из ведущих, популярных артисток республики, чьё творчество получило всеобщее признание.

К

У

З

Ь

М

И

Н

А

 

В

Е

Р

А

К

У

З

Ь

М

И

Н

И

Ч

Н

А

Дополнение: (Портрет) Родилась в д. Яншихово–Норваши Янтиковского района Чувашской Республики. За 74 года творческой деятельности Вера Кузьмина сыграла более 100 ролей, воплотила на сцене образы русской и зарубежной классики, а также произведений национальной чувашской литературы и драматургии.

Финал. – В финале играет самый эрудированный знаток выдающихся людей Чувашской Республики.

 Задание на финал: По горизонтали зашифрованы имя и фамилия выдающегося деятеля культуры и просвещения чувашского народа, педагога, писателя, переводчика, создателя дидактики двуязычия начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне.

 По вертикали зашифровано имя человека, который  усыновил нашего героя, которому было всего 3 года, когда не стало его родителей.

П

И

В

 А

Н

Я

К

О

В

Л

Е

В

Х

О

М

-В слове 11 букв, я разрешаю назвать 5 букв, если эти буквы есть в задании, их мы откроем. (финалист называет буквы)

- Полная тишина в зале. (Даётся ровно одна минута игроку на размышление.)

- Минута истекла. (Игрок называет слова, если отгадал. Если же не отгадал, помогает зал).

Дополнение: (Портрет) Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся просветитель, миссионер, учитель, переводчик, писатель, фольклорист. Занимался организацией народных школ, создал современный чувашский алфавит, учебники по чувашскому и русскому языкам для учеников-чувашей. Трудно переоценить роль, которую сыграл в истории и просвещении чувашского народа Иван Яковлев. Благодаря ему, тысячи учеников начали учиться по новому национальному алфавиту, он приложил немало сил, чтобы сблизить чувашскую культуру с русской, занимался переводами книг, чтобы сделать их доступными для своих соотечественников, вырастил не одно поколение учителей, ставших достойными продолжателями его дела.

3.Подведение итогов. 

- Закончилась наша игра. Победитель получает в подарок книгу со стихами чувашских авторов.

- Ребята, удалось ли нам пройти все сегодняшние испытания?

- Было ли для вас что-то новое, неизвестное?

- Мы сегодня вспомнили только некоторых наших земляков. Хочется сказать, что главной движущей силой на пути к успеху и известности для каждого из наших героев неизменно были любовь к своей Родине, стремление быть полезным, внести свою лепту в развитие и процветание своего села, города, региона и страны. И долг каждого из нас – знать и помнить имена земляков, прославивших Чувашию, чтить имена тех, кто вносит вклад в развитие Чувашии сегодня.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

и нет планет, похожих на неё. 

- Спасибо. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Каша – мать наша» методическая разработка внеклассного мероприятия (игра «Поле чудес»)

Представленное внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся младших классов. Поможет детям расширить...

Внеклассное занятие - игра "Поле чудес" по теме "Морские животные"

Игра «Поле чудес» по теме «Морские животные»...

Внеклассное мероприятие- игра "Поле чудес"

Игра "Поле чудес" разработана по творчеству Корнея Ивановича Чуковского для начальных классов....

Внеклассное мероприятие. Игра "Поле чудес". Тема: "Лекарственные растения"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе....

Внеклассное мероприятие -игра поле чудес "Путешествие в страну Агрос".

Основная цель- воспитание уважения к труженикам полей, бережное и рациональное отношение к хлебу....

Внеклассное мероприятие Игра «Поле чудес» (тема « Театр»)

 Цель занятия-  Объединить детей в творческом процессе,  помочь им   расскрыть  интересный мир театрального искусства....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час). Игра поле чудес по теме: «В мире профессий» 2 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час).Игра  поле чудес по теме:  «В мире профессий» 2 класс....