Развитие звуко - буквенного анализа и синтеза
план-конспект занятия (1 класс)

Темуршоева Альфия Рафиковна

Конспект занятия для обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие звуко - буквенного анализа и синтеза».

Цели: Развивать фонематический слух, оптическое  восприятие. Обогащать словарный запас.

Активизация мыслительной деятельности.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Иллюстрация с изображением птиц и зверей.

                           Индивидуальные карточки

                           

.

                                   

1

2

3

5

5

6

7

Организационный  момент

Повторение.

Сколько букв в алфавите ? 33 буквы

Какие буквы не обозначают звуки?       Мягкий и твёрдый знак.

Назовите парные звонкие и глухие согласные.

Б-п; в-ф; ж-ш; д-т;з-с.

Сообщение новой темы.

Сегодня мы будем учиться различать звуки З-С. А делать мы будем это с помощью предложений и текстов во время воображаемого путешествия по зимнему лесу.

Но чтобы попасть в этот лес, надо выполнить задания Зимы.

 Найдём потерявшиеся буквы.

 Ребенок  отбирает карточки с нужными буквами.

 Сравним звуки  З и С.

Ребенок  произносит звуки, дотрагиваются до горла, сравнивают звуки по артикуляции.

Около буквы З ставится «колокольчик». Около буквы С «наушники».

Игра «Покажи нужную букву». Ученик показывают нужную букву,  если услышат звук З или С.

Если ты отгадаешь загадку, то попадём в зимний

    лес.            

 Загадка:  Серебристые подвески-                

                   След январского мороза-

                   Надевает в перелеске

                   Белоствольная ….   Берёза.

Почему берёзу называют белоствольной?  

У берёзы белый ствол,

А какие ещё деревья мы встретим в лесу?

  Ель, осину, сосну.

 Давай подберём к названиям деревьев слова, обозначающие признак предмета.

А теперь из этих словосочетаний  составим и запишем предложения.

   В лесу растёт низкая осина. Ветки сосны запорошены снегом. Мы видели белоствольную берёзу.

             Работа в тетради

Ученик записывает предложения в тетради, выделяет оппозиционные согласные.

         

А что делают звери в зимнем лесу?

   

Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а всех сам боится.

 Давайте прочитаем , как  поживает в лесу зайка.

      Чтение детьми деформированного текста

«Зайка».

Логопед читает текст по одному предложению, дети находят и показывают нужные слова в деформированном тексте.

 Дети выделяют в своих текстах буквы З и С  цветными ручками.

Вопросы по тексту: От кого надо зайцу уносить ноги?    От хищной совы.

Каких птиц, кроме совы, мы встретим в зимнем лесу?    Синиц, ворон, снегирей.

Что это за птица? Прилетает к нам со снегом, весной улетает на север. Снегирь

Почему снегирей называют красногрудыми?

У них красная грудка.

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание «Вставь пропущенные буквы».

        Снегири

На…тупила  …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а.

Дети выделяют согласные З-С.

  Подведение итогов занятия.                                                                                      

Закончилось наше путешествие .

Где мы побывали сегодня?

В зимнем лесу.

С какими птицами  и животными повстречались?

Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса.

Какие звуки учились различать?

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети читают стихи.

Над полями лёгкий снег кружится,

Словно звёзды падают с небес…

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы.

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие белые слоны.

Карточки

Б-п; д-т; в-ф;ж-ш; г-к;з-с.

.

Карточки с «правильными» и «неправильными» буквами.

Схемы правильной артикуляции.

Слова: Зина-Сима; полозья-колосья; зимний-синий; заметёт-самолёт;вязанка-санки; звон-свой.   Иллюстрации с изображением деревьев зимой.

 Карточки со словами: ВЫСОКАЯ, НИЗКАЯ,

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ.

 

Иллюстрации с изображением зверей зимой.

Деформированный текст на индивидуальных карточках и на большом листе.

Иллюстрации с изображением птиц зимой.

Карточка с текстом «Снегири»

Карточки со словами

6

7

4

5

6

7

                               

А что делают звери в зимнем лесу?

   

Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а всех сам боится.

 Давай прочитаем , как  поживает в лесу зайка.

      Чтение детьми деформированного текста

«Зайка».

Логопед читает текст по одному предложению, дети находят и показывают нужные слова в деформированном тексте.

 Дети выделяют в своих текстах буквы З и С  цветными ручками.

Вопросы по тексту: От кого надо зайцу уносить ноги?    От хищной совы.

Каких птиц, кроме совы, мы встретим в зимнем лесу?    Синиц, ворон, снегирей.

Что это за птица? Прилетает к нам со снегом, весной улетает на север. Снегирь

Почему снегирей называют красногрудыми?

У них красная грудка.

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание «Вставь пропущенные буквы».

        Снегири

На…тупила  …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а.

Дети выделяют согласные З-С.

  Подведение итогов занятия.                                                                                      

Где мы побывали сегодня?

В зимнем лесу.

С какими птицами  и животными повстречались?

Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса.

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Какие звуки учились различать?

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети читают стихи.

Над полями лёгкий снег кружится,

Словно звёзды падают с небес…

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы.

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие белые слоны.

Иллюстрации с изображением зверей зимой.

Деформированный текст на индивидуальных карточках и на большом листе.

Иллюстрации с изображением птиц зимой.

Карточка с текстом «Снегири»

Карточки со словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....

Звуки и буквы. Звуко - буквенный анализ и синтез.

Конспект занятия для 2-3 класссов...

Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.

Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...