Орфоэпический словарь в работе с учащимися инофонами на уроках русского языка
методическая разработка (2 класс)

Бондарева Любовь Владимировна

Дети - инофоны - как их обучать русскому языку, если они свободное пользуются родным языком, и им тяжело дается переход на русский? Встает вопрос, как учитель должен преподавать в русской школе государственный язык как иностранный? Этой части и посвящены мои методические разработки, которые можно использовать как по отношению к детям -носителям языка, так и детям - инофонам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орфоэпический словарь (словарные слова) в работе с учащимися-инофонами.

        Ни для кого не секрет, что словарные слова являются одной из наиболее сложных тем для изучения и запоминания младшими школьниками. Но что делать, если ты обучаешь не просто маленьких учеников, но ребят-инофонов, кто не является носителем русского языка. Более того, русский язык для этих детей является иностранным, потому как дома и в не русскоязычной среде они «переходят» и используют свой родной язык. Я сейчас говорю про детей из бывших республик СССР, таких как Узбекистан, Кыргыстан и Таджикистан.

        Как показывает мой опыт и время работы с данной категорией детей, практически экспериментальным путем были найдены определенные аспекты занятий с учащимися-инофонами.

        В этой статье я поделюсь несколькими своими «наработками»:

  1. Постоянная словарная работа через пояснение лексического значения того или иного словарного слова. Разбирая каждое слово необходимо не только объяснять его значение, в начале только лишь прямое значение, но добавлять наглядность, которая несет в себе функцию помощника в усвоении и закреплении материала.
  2. Разделение словарных слов на категории и изучении их блоками, к примеру: группа слов «названия месяцев года», «урожай», «город», где я собираю слова ассоциативного характера. Если мы говорим про категорию «названия месяцев года», тогда мы собираем именно названия месяцев из орфоэпического словаря, параллельно на внеурочной деятельности знакомимся с мультфильмом «12 месяцев», где дети уже воочию смогут не только услышать данные слова, но и увидеть их в контексте сказки.
  3. Чтение слов по «цепочке», когда группа сильных детей носителей языка начинает «отчитку» словарных слов друг за другом, и только после этого (именно русских учащихся в моем классе составляет 7 человек, то есть одно и тоже слово читается 7-8 раз детьми- носителями, а далее подключаются дети-иностранцы) к чтению приступают дети-инофоны, которые уже подготовились через аудирование к прочтению данных словарных слов.
  4. Выделение в словах в корнях слов общей части и прорабатывание этой части, путем ее выделения и вынесения в отдельную категорию. Например, «ОРО» в словах: корова – сорока – ворона. Как правило, общую часть в корне мы выделяем зеленым цветным карандашом, опять же для усиления наглядности и закрепления материала. Через определенное время, дети уже самостоятельно обращают внимание на данную общую часть, но уже в других словах, что говорит о том, что материал принимается ими положительно и ведет к неплохим результатам.

Опять же смею напомнить, что речь идет о работе с детьми-инофонами в общеобразовательном государственном учреждении с 1 класса.

  1. Также в своей работе с орфоэпическим словарем, я использую всевозможные игровые карточки, составляю кроссворды, филворды, которые позволяют детям не просто выполнять банальные задания, но проявлять свою активность и не уставать.
    Например, вырезка из заданий:
    «Соедини слово и его значение»:

1.Метель

А) домашнее животное, дающее молоко

2.Корова

Б) сильный ветер со снегом

  1. Помимо основной работы, отдельно при словарных диктантах, диктую слова через использования всевозможных загадок, не используя ответы. Например, «Зимой – белый, летом серый. Кто это?». Дети записывают заяц. Как показывает моя практика, задействование загадок при ежедневной работе, а также при словарных диктантах несет исключительно положительную динамику в усвоении этой сложной темы.
  2. Раз в неделю я провожу «Королевство словарных слов», где каждый ученик самостоятельно выбирает свое словарное слово, придумывает к нему загадку, а также пишет лексическое значение, которое он составляет сам и готовит рисунок. Далее на празднике словарных слов, каждый ученик представляет свое слово, а другие дети записывают ответ и проводят самопроверку посредством друг друга.

В довершении хотелось бы отдельно отметить, что работа с детьми иностранцами очень трудна, энергозатратна и требует повышенной концентрации внимания и двойное, а может даже и тройное вложения себя самого в данную категорию детей, для кого русский язык является иностранным и с которыми возможно взаимодействие и вложение знаний только лишь при помощи распределения основной базовой части с внесением игровых элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник зачетных работ для учащихся 2-4 классов (русский язык)

Сборник зачетных работ для учащихся 2-4 классов (русский язык)...

Формирование навыков устного и письменного общения детей- инофонов на уроках русского языка

Конспект урока в 4 классе по теме "Формирование навыков устного и письменного общения детей- инофонов на уроках русского языка» ....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...

Проверочные работы для учащихся 1 класса по русскому языку

Проверочные работы для учащихся 1 класса по русскому языку...