Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
проект

Введение

 Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.

Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.

Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООО «Инфоурок»

РЕФЕРАТ

 

 

«Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: А.Р. Мухаметшина

Учитель начальных классов

ГКОУ УР «Школа 256»

 

 

 

 

 

Ижевск, 2023г.

Содержание  

  1. Введение………………………………………………………………………….… 3
  2. Социализация личности…………………………………………………………… 4
  3. Нормативно- правовая база …………………………………………………..…... 6
  4. Социальное партнерство ………………………………………………………..…7
  5. Заключение ……………………………………………………………………….. 10
  6. Список литературы ………………………………………………………………...11

Введение

 Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.

Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.

Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.

Социализация личности ребенка – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества. В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.  Социальное партнёрство сегодня  – неотъемлемая  часть  работы учреждений дополнительного образования, которая помогает решать образовательные и воспитательные задачи.

Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его качества. Об этом свидетельствует обозначенная в Концепции функция дополнительного образования, которое должно превратиться в «подлинный системный интегратор открытого вариативного образования», обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства, и превратить жизненное пространство школьников в мотивирующее пространство, определяющее их самоактуализацию и самореализацию. Построение открытого вариативного образования требует интеграции программ, структур, организаций, взаимодействия субъектов образования на добровольных и взаимовыгодных условиях, то есть на принципах социального партнерства и партнерских отношений. Социальное партнерство как особый тип совместной деятельности является условием решения большинства задач, поставленных в Концепции. Главные из них:

1) миссия дополнительного образования,

2) механизм запуска инновационных процессов,

3) специфика управления в системе ДО.

 

Социальное партнерство – механизм и основной ресурс реализации Концепции развития дополнительного образования

Идея социального партнерства в сфере дополнительного образования в основном реализуется в аспекте взаимодействия учреждений с семьями детей.

Концепция же рассматривает в качестве важнейшей задачи образовательной политики государства в сфере дополнительного образования «организацию всестороннего партнерства». Решение этой государственной задачи потребует от учреждений общего и дополнительного образования разработки новых программ развития, направленных на установление контактов вне «официальных» практик и институтов образования. Главная роль в организации устойчивых связей образовательного учреждения с микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни будет принадлежать социальному партнерству.

Какие компетенции необходимы разработчикам организации партнерских отношений:

1) владение элементарными знаниями о теории социального партнерства,

2) оперирование методикой проектирования социального партнерства,

3) осознанный выбор существующих моделей партнерства для решения управленческих задач.

 

 

Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из социологии и экономики, обозначая добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.

 

Нормативно-правовая база

− Конституция Российской Федерации рассматривает «как согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования», а также принципы социального партнерства, основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114)

− Трудовой кодекс Российской Федерации в разделе «Социальное партнерство в сфере труда» (II, ст. 23-55) определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

 

Социальное партнерство предстает принципиально новым типом общественных отношений. Фактически это новый тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной выгоды и взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.

Социальное партнерство в системе образовании следует понимать, как:

− партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

− партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

− партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

 

Принципы социального партнерства: целостность, равенство сторон, приоритетность диалога во взаимодействии, добровольность, обязательность исполнения договоренностей; разделение ответственности;

Функции социального партнерства: организационная, стимулирующая, ресурсная, согласующая;

К основным субъектам образовательного партнерства относятся: попечительский совет, педагогический совет, директор и администрация, педагоги, родители, методические объединения, обучающиеся.

 

Методика проектирования системы социального партнерства

Открытость образовательного учреждения выражается в построении, прежде всего, системы социального партнерства: кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Эти связи качественно отличают его от других форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства.

Его основная идея - взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии

 

Алгоритм построения социального партнерства

В процессе создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности.

Первый этап – подготовительный. Основная цель подготовительного этапа – определение круга задач, которые необходимо решать коллективу. Для этого рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:

− Что следует понимать под системой социального партнерства?

− Какие проблемы организации можно решить через развитие системы социального партнерства?

− Кто может стать основным партнером?

− Что образовательная организация может дать своим реальным и потенциальным партнерам?

 

Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения к выполнению сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.

Результат первого этапа:

− нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;

− база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;

− база данных существующих образовательных программ.

 

Второй этап – организационный. Целью данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами:

− подготавливаются договора о сотрудничестве;

− отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров;

− создаются элементы будущей системы социального партнерства;

− определяются формы партнерства, формируется круг социальных партнеров (модель партнерства: участники социального диалога - государство, местное самоуправление, коммерческий сектор, некоммерческий сектор, предприятия и учреждения других ведомств, родители). Установление контактов проходит не всегда успешно как по объективным, так и по субъективным причинам: отсутствие взаимных интересов, неумение их найти, отсутствие коммуникативных навыков, неумение правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Требуется тщательная подготовка к каждому визиту к социальному партнеру.

Третий этап – системообразующий. Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства, устойчивое и постоянное взаимодействие с партнерами, поддержка контактов становится функциональной обязанностью участников. На этом этапе взаимодействие образовательной организации со всеми заинтересованными сторонами должно выйти на технологический уровень.

 

В руках администрации учреждений дополнительного образования механизм организации социального партнерства станет действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения открытой модели образовательной деятельности Главная цель такого управления – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.

 

Сетевые модели социального партнерства

Задача создания различных моделей взаимодействия социальных партнеров решается вовлечением в образовательную сферу различных сегментов общественного устройства: организаций разной ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм.

Наиболее эффективными в существующей практике организации социального партнерства зарекомендовали себя сетевые формы: кластерная модель социального партнерства и модель сетевого взаимодействия, цель которых создать действенный механизм внедрения ведущих идей современного образования. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Рассмотрим стратегии сетевой формы взаимодействия, получившие свои названия в соответствии со своими целями и структурой.

Первая – «Вертикаль» – это образовательные центры и социокультурные комплексы, созданные как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов. Фактически, это иерархическая модель с опорной (базовой) организацией (школой), а также формирование образовательных центров на базе более сильной организации и клиентских отношений с сетью иных учреждений – ниже ступенью или менее оснащенных. Конкретное правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных центров и социокультурных комплексов может быть различным.

Вторая – «Горизонталь» – это ассоциация образовательных и иных организаций социально культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица.

Третья – «Синтез» – объединение учреждений образования с учреждениями другого уровня образования и ведомственной принадлежности – дошкольного, начального и среднего общего и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения.

 

Заключение

В заключение следует сказать, что для успешной организации всестороннего партнерства необходимы усилия не только образовательных организаций общего и дополнительного образования. Успешности решения поставленной задачи должны содействовать такие стратегические компоненты, как:

− продуманная муниципальная политика в сфере взаимодействия образовательных организаций и социальных партнёров;

− высокая степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;

− наличие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также база разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров;

− реализация системного подхода во взаимодействии с социальными партнерами.

 

Создание системы социального партнерства – это не простое взаимодействие, где главная цель – взаимная выгода партнеров. В нем есть третья – главная составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство: развитие гражданского общества и улучшение качества жизни.

Список литературы

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002) 4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников - 2011. - .№5.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].--2-е изд., перераб. -- М. : Просвещение, 2010. -- 204 с.

4. Буйлова Л.,Клёнова Н. методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей// Народное образование.-2004.-№2.-С97-103.

5.  Закон Российской Федерации «Об образовании».

6. Кленова Н., Буйлова Л., Шибеко Н. Как разработать программу развития учреждения дополнительного образования детей.// Народное образование.-2001.-№5.-С69-175.

7. Куприянов Б.В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. -- 2005. -- № 12. -- С. 25--26.

8. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/Образование и наука.-2006.-№2.-С48-55.

9. Куприянов Б. В. Человек - деятельность - общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт).-- 2006. -- № 4. -- С. 13--15.

10. Липский И.А. Социальная педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности

Программа разработана на основе  авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством о...

Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"

Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...