Познавательная деятельность младших школьников
статья

Звягинцева Светлана Сергеевна

В статье рассматривается и анализируется понятие "познавательная деятельность" с точки зрения разных педагогов, авторов педагогических уебников, книг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_statya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

             Познавательная

                                     деятельность

                                                        младших

                                                                      школьников
В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования, где указано, что интегративным результатом реализации требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., методики развивающего обучения имеют большое значение при обучении младших школьников, они направлены на развитие ребенка, усвоение большего объема знаний, а также умения применять свои знания на практике.
При обучении младших школьников большое значение имеет работа
над развитием детей, что является важнейшим фундаментом не только для их
дальнейшего обучения, но и для развития личности ребенка в целом.
Понятие «деятельность» было описано в трудах педагогов и психологов. И.А. Зимняя рассматривает деятельность как динамическую систему
взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объект психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности
В педагогическом словаре деятельность имеет следующее определение:
«активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого
живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий
на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».
В процессе деятельности человек создаёт различные предметы духовной и материальной культуры, совершенствует свои способности, улучшает
и сохраняет природу, развивает общество, самостоятельно создаёт то, что не
появилось бы без его активности. А благодаря творческой деятельности, человек выходит за пределы своей природной ограниченности, таким образом, превосходит свои генотипические обусловленные возможности, создаёт что-то новое, ранее не существующее.
По А.Н. Леонтьеву, деятельность описана действиями, которые побуждаются определенным мотивом и имеют определенную цель. Эти действия
состоят из ряда операций и имеют результат, который ограничен рядом конкретных условий.
Согласно теории ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву, «одни виды
деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие имеют меньшее значение. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
Можно обратить внимание, что во всех вышеописанных определениях
можно выделяется общая мысль: деятельность – мотивированное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, которое приведёт к изменению всех субъектов деятельности.
Деятельность человека формируется и развивается в процессе развития
сознания человека. Любой вид деятельности представляет собой творческий
процесс, в котором проявляется индивидуальность личности, а также её активность и самостоятельность. Результатом деятельности будет являться
преобразование окружающей действительности.
Д. Б. Эльконин теоретически обосновал, что для младших школьников
ведущей деятельностью является целенаправленная учебная деятельность.
Он также указал, что учебная деятельность приводит к изменениям в самом
ученике. По мнению Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность – вид деятельности школьников, который направлен на усвоение ими теоретических знаний, а также соответствующих умений и навыков с помощью педагогов посредством диалогов и дискуссий.
Учебная деятельность направлена на субъект учебной деятельности –
обучающегося. В процессе деятельности происходит его совершенствование, развитие, формирование как личности посредством осознанного целенаправленного присвоения им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова авторы рассматривали учебную деятельность как познавательную, построенную.
В педагогическом слове познавательная деятельность имеет следующее
определение: «сознательная деятельность субъекта, направленная нa приобретение информации oб объектах и явлениях реальной действительности, a также конкретных знаний».
Г.И. Щукина рассматривает познавательную деятельность как процесс,
при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, способами, умениями и навыками, c помощью которых ученик получает образование.
А.Н. Леонтьев, в теории познавательной деятельности, рассматривает
познавательную деятельность человека как объединение информационных
процессов и мотивации. Характеризует познавательную деятельность
направленностью и избирательной активностью поисково-исследовательских
процессов, которые лежат в основе приобретения и переработки информации.
Согласно теории познавательной деятельности А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность человека имеет два основных аспекта:
1. Информационный аспект – работа с информацией, а именно её
восприятие, хранение, преобразование и использование.
2. Мотивационный аспект – активность и направленность мысли,
которая определяется интересами и ценностями ориентации личности.
Как и любой вид деятельности, познавательная деятельность, имеет
следующую структуру: мотивация, постановка проблемы, цели и задачи решения проблемы, реализация цели, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Познавательная деятельность – это непрерывный процесс, в котором
можно выделить следующие этапы:
1. Постановка познавательной цели – умение найти цель в структуре учебной ситуации.
2. Решение поставленной задачи – умение выбрать и применить
способ действия.
3. Контроль и самоконтроль – умение контролировать ход решения
задачи, а также анализировать полноту достижения цели.
По мнению Ш.А. Амонашвили, в структуру познавательной деятельности обучающихся входит:
 мотив – движущая сила познавательной деятельности обучающихся;
 объект познания, который имеет дидактически организованную
форму;
 средства и способы действия c объектом (как лучше понимать,
воспринимать и запоминать учебный материал);
 посредническую роль педагога между познавательными возможностями обучающегося и объектом его усвоения;
 результат познавательной активности.
А.М. Матюшкин, опираясь на основные функции деятельности, условно выделил два типа познавательной деятельности:
1. Адаптивный тип познавательной деятельности – позволяет приспосабливаться личности к условиям постоянно изменяющейся среды;
2. Продуктивный («сверхадаптивный») тип познавательной деятельности который позволяет выходить за пределы необходимого уровня адаптации.
Продуктивная познавательная деятельность направлена на познание,
осмысление и усвоение нового. На основании особенностей саморегуляции
субъекта в продуктивной познавательной деятельности выделяют три уровня:
- активность внимания, которая возникает вследствие стимула новизны
активизирует поисковую деятельность;
- поисковая познавательная деятельность как ответ нa созданную в
условиях обучения ситуацию;
- личностная активность как проявление «Интеллектуальной инициативы».
По мнению В.Г. Храпченкова и И.В. Храпченковой, познавательная деятельность представляет собой процесс активного отношения учащихся к
окружающему миру, направлена на усвоение знаний, умений и способов деятельности. Ее характеризуют наличие цели, предметный характер (направленность на усвоение определенного учебного содержания), зависимость от внешних условий (методов преподавания, организации учебного процесса, личностных качеств учителя, определенного эмоционального настроя коллектива класса и т.д.).
Необходимым условием развития познавательной деятельности является повышение активности и самостоятельности учащихся. Следовательно,
учитель должен владеть необходимыми средствами, методами и приемами
обучения, направленными на активизацию каждого компонента и этапа познавательной деятельности, описанных ранее.
По мнению Н.М. Мякишевой, активизация познавательной деятельности будет трудна без развития познавательного интереса. Именно поэтому
необходимо систематически возбуждать, укреплять и развивать познавательную деятельность обучающихся. Познавательная деятельность будет выступать как важный мотив учения, как мощное средство воспитывающего обучения. Интерес к познаниям или познавательная активность – это важный вид интереса. Областью интереса является познавательная деятельность, которая позволяет не только усваивать содержание учебных предметов, но и овладевать необходимыми способами или умениями и навыками, с помощью которых обучающиеся получают образование.
Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность кaк качество
деятельности личности, которое проявляется в отношении обучающегося к
содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному
овладению знаниями и способами деятельности зa оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий нa достижение учебно-познавательных задач.
Т.И. Шамова указывает, что познавательная активность отражает интерес младшего школьника к получению новых знаний, умений и навыков,
внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать
разные способы действия к накоплению знаний, расширению знаний и кругозора.
В. К. Бахир отмечает, что познавательная активность имеет поисково-исследовательский характер. Под влиянием познавательной активности у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он самостоятельно ищет. Поисковая деятельность школьника происходит с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от успеха. Познавательная активность положительно влияет на протекание психических процессов – мышления, памяти, внимания, воображения, которые, в свою очередь, приобретают особую активность и направленность под влияние познавательного интереса. Кроме того, познавательная активность оказывает положительное воздействие на процесс и результат деятельности.
Дж. Брунер и У. Риверс разработали когнитивный подход на основе когнитивной психологии. Под когнитивным подходом понимается решение
традиционных педагогических проблем методами, учитывающими когнитивные процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.

Обучающиеся начальных классов имеют большие возможности для
развития познавательных процессов, в следствие и познавательной деятельности.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому
полноценное развитие ребёнка должно опираться нa полноценное восприятие. У младшего школьника восприятие тесно связано с практической деятельностью ребенка, с его действиями. Чтобы воспринять предмет, ребенку его нужно потрогать, проделать с ним различные манипуляции. При этом воспринимается в основном то, что соответствует потребностям ребёнка. Восприятие как особая специфическая деятельность в младшем школьном возрасте ещё не до конца сформирована.
Особенностью восприятия является сложность в дифференцировании
воспринимаемой информации. Поэтому для младших школьников характерно то, что они допускают ошибки при восприятии сходных похожих объектов или тем. Обучающиеся часто делают ошибки при восприятии букв родного языка со схожими элементами, путая их при прочтении или на письме.
Младшие школьники воспринимают объект хорошо, только когда осуществляют какие-либо действия с ним.
Память играет не менее важную роль в развитии познавательной деятельности. Как и все другие познавательные процессы, память претерпевает изменения. Для младшего школьника характерно механическое запоминание, особенно на первых этапах обучения, без смысловых связей запоминаемой информации. По мере взросления особенности памяти меняются, память приобретает оттенки произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Опираясь на мышление, память младших школьников превращается в
осознанную, опосредованную психическую функцию. Отличительной особенностью памяти младшего школьника является то, что обучающийся легче запоминает наглядный материал, а также слова, которые обозначают предметы. При этом хуже запоминает абстрактные понятия.
По мнению М.В. Гамезо, воображение — это познавательный процесс, основное направление которого является переход к полноценному и правильному отражению действительности на основании соответствующего
опыта и знаний. Воображение младших школьников более творческое и произвольное, по мере взросления и обучения, усиливается реализм воображения. Отличительной особенностью воображения младших школьников является то, что они опираются на конкретные предметы. Первоначальные образы более расплывчаты, тогда школьники придумывают свои детали, которых не было в описании. Уже ко второму классу обучающиеся строго ограничивают воссоздающийся образ реальными деталями. В процессе учебной деятельности воображение младшего школьника становится не только более приближенным к реально существующим предметам, но и более открытым к творчеству
В процессе познавательной деятельности развивается мышление. С
начала обучения в школе мышление занимает главную позицию в психическом развитии ребенка. В период обучения в начальной школе мышление переходит на новый этап развития, а именно, мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Конечно, в начале обучения у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. В процессе учебной деятельности развивается способность к рассуждению, выводам, умозаключениям, что и приводит к переходу к словесно-логическому мышлению.
Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между
мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.
Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся — это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Таким образом, в процессе учебной деятельности ребёнка, происходит
развитие всех психических функций. Необходимо создавать наиболее благоприятные условия для развития познавательного интереса, познавательных сил, активности, склонностей и способностей младших школьников.
Н.Г. Алексеев выделяет самостоятельность, как один из показателей, влияющих на успешное формирование познавательной деятельности. Самостоятельность – это свойство личности, которое характеризуется двумя основными факторами:
 знания, умения и навыки, которыми обладает личность;
 отношение личности к процессу деятельности, её результатам, а также
к условиям осуществления деятельности.
И.С. Сон указывает, что самостоятельность показывает ответственное
отношение личности к его поступкам, способность сознательно действовать в
любых условиях, а также отвечать за свои поступки; инициативность, а также
умение применять нестандартные решения проблемных ситуаций; независимый и свободный выбор действий, возможность существования без помощи извне.
Учитывая вышеописанные показатели, а также типы познавательной
деятельности, можно выделить, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Как и любая деятельность, познавательная деятельность имеет следующую структуру: мотивация, проблема, реализация, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
В младшем школьном возрасте познавательная деятельность является
одной из ведущих форм деятельности. Познавательная деятельность стимулирует учебную деятельность на основе познавательной активности и самостоятельности.
Обучение в начальной школе является важнейшим периодом в жизни
человека. В этот период происходит развитие высших психических функций, обучающиеся накапливают знания об окружающем мире. Важную роль в
процессе развития познавательной деятельности играют познавательные
процессы: память, воображение, мышление, внимание.
Все способности человека, как это было отмечено выше, развиваются в
процессе деятельности. Необходимым условием развития познавательной деятельности является повышение активности и самостоятельности учащихся.
Следовательно, учитель должен владеть необходимыми средствами, методами и приемами обучения, направленными на активизацию каждого компонента и этапа познавательной деятельности, описанных ранее.
Активизация познавательной деятельности младших школьников – это
одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в
начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...