Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
статья на тему

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Самовецкая СОШ

Концепция педагогической деятельности

Тема:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников»

                                                             подготовила

                                                             учитель начальных         классов

                                                                     Попова Елена Александровна

                                         2017г

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

«…ученье, лишённое всякого                                                       интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту  к учению, без которого он далеко не уйдёт».

( К.Д. Ушинский)         

Педагогическая концепция каждого учителя - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога.

Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Центр тяжести всей ответственности ложится на плечи того, кто первым встречает ребенка в школе - его первого учителя. Учитель начальных классов является строителем фундамента. И то, что мы заложим в детях на начальной ступени обучения, останется с ними на всю жизнь.

Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

На протяжении многих лет проблема активизации познавательной деятельности учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Младший школьный возраст  наиболее благоприятный период для развития индивидуальных  особенностей. В это время у детей проявляется  повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного  развития этих качеств, ни о каком развитии способностей,  а, следовательно, и     об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение  к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы  каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим  желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Имея за плечами немалый опыт педагогической деятельности, я пришла к выводу, что для  активизации познавательной деятельности, для того, чтобы соответствовать современным требованиям, надо пересмотреть традиционную систему обучения, оставив лучшее, и переходить к новым педагогическим технологиям. Ставлю перед собой вопрос: как же вызвать интерес к учению, активизировать познавательную деятельность младших школьников?

Необходимо  показать ученику то, что он кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети  очень разные. Для меня важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником

учебного - воспитательного процесса. Как же добиться этого?

Опираясь на имеющийся  опыт работы по теме    «Активизация познавательной деятельности младших школьников», - ставлю перед собой конкретную

         цель: создать условия для достижения образовательного результата через развитие творческих способностей ученика, активизацию его познавательного потенциала  и  воспитание устойчивого интереса к учению.

Определяю целевые ориентиры концепции:

       -  обеспечение доступности и качества образовательных услуг в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через творческую интеграцию усилий педагога и ученика; 

      -  повышение качества образования за счёт разработки единой логики построения образовательного процесса (учебной и внеучебной деятельности), ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся;

       -  внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения и воспитания, способствующих активизации познавательной деятельности  ребёнка, устойчивого интереса к изучаемым предметам.

      Исходя из целевых ориентиров концепции, ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

● формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет компетенции личностного самосовершенствования;

● реализовывать идею непрерывного обогащения  духовной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания  образования;

● развивать познавательную активность ученика;

● воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к

 успешной  деятельности в будущем лежит через творческое начало.

      Моя педагогическая деятельность строится на следующих

 принципах работы с детьми:

 -  принцип индивидуально-личностного подхода;

      -  принцип успешности ребёнка;

      -  принцип творческого союза «учитель - ученик»;

 -  принцип гуманизации и гуманитаризации образования.

Вышеназванные принципы – принципы гуманистической педагогики. Они позволяют создавать необходимые условия для личностного развития ребёнка,  повышения качества его образовательных достижений, самореализации и самосовершенствования, а в дальнейшем -  успешной социализации  личности в современном обществе.

           На этапах формирования и развития творческих способностей ученика обеспечиваю условия стимулирования познавательной потребности как основы развития его способностей:

    - создание у ребенка высокой самооценки, "вкуса успеха", уверенности в своих силах;

    - создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;

   - соблюдение принципа "права на ошибку";

   - учет результатов индивидуальной творческой деятельности;

   - учет динамики успехов каждого ученика;

   - оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

    На своих уроках  для активизации познавательной деятельности учащихся использую следующие методы обучения:

         Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею – открытие

        Метод привлечения жизненного опыта детей.

В решении различных творческих проблем жизненный опыт учащихся

играет важную роль

        Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. 

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из нескольких возможных

   Метод диалогичности.

Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем проблему и находим пути её решения

        Метод сравнений.

Путь активизации творческого мышления. На уроках рассматриваем многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

         Метод исследования.

Исследовательская деятельность  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

      В своей практике  использую различные формы работы:

      - нетрадиционные (нестандартные) уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра);

         - интегрированные уроки;

     - консультации;

     - разноуровневые и творческие задания;

     - работа в группах.

Побудить учащихся к творчеству и  реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций  вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Для повышения познавательной активности провожу интегрированные  уроки, которые позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, я добиваюсь активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.

Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

Процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей, требует использования современных педагогических технологий, целью которых  является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика. Эффективно решать поставленные задачи помогают следующие современные технологии, элементы которых  я использую в своей работе:

- технология развивающего обучения;

- проектно-исследовательская технология;

- технология проблемного обучения;

                - информационно-коммуникационные технологии;

              - здоровьесберегающие технологии;

              - рефлексия учебной деятельности.

 Целесообразность применяемых мною элементов педагогических  технологий диктуется требованиями, предъявляемыми к модели выпускника на 1  ступени обучения.

 Технология развивающего обучения формирует широкий спектр личностных качеств ребёнка. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

        Проектно-исследовательская технология стимулирует творчество и самостоятельность, позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность самовыразиться и самореализоваться.

        Мои ученики являются членами школьного научно-исследовательского объединения «Импульс». Ежегодно они принимают участие в школьных и районных научно-исследовательских конференциях.

Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Технология проблемного обучения учит детей мыслить логично, делает учебный материал более доказательным, развивает самостоятельность, инициативность, критичность и самокритичность.

Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности ситуации сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
         ИКТ технологии выступают одним из средств развития познавательного интереса у детей, учат эффективно и оперативно работать с информацией. Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащимися сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Презентации значительно экономят  время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников. 

Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. 

Рефлексия - это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Виды рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала;

3) рефлексия деятельности.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на этапе рефлексии.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

* Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

* Показать на экране слайд «Солнышко». Моё настроение. А дети числовым веером покажут карточку с цифрой, которая соответствует их настроению на уроке.

2.Рефлексия содержания учебного материала.

*  Прием незаконченного предложения.

3. Рефлексия деятельности.

* «Самооценка знаний». Можно выбрать карточку с изображением солнышка или тучки.

* Или  второй вариант: отметить полученные знания на «Лесенке знаний».

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые предъявляет к нему современное общество. Это самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Результатом работы по теме данной концепции является стабильно высокий процент  качества знаний и степени обученности  моих учащихся – более 50 % .

Выпускники 4 класса успешно адаптируются при переходе в основную школу. Анализ результатов учебной деятельности 5-х классов свидетельствует о стабильности и сохранности качества знаний выпускников начальной школы.

Показателем работы также являются творческие достижения моих учеников. Это участие  и победы в школьных и районных олимпиадах и конкурсах, участие и победы в дистанционных интернет - олимпиадах, в других различных соревнованиях.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами. У меня есть методические публикации. Это статьи, опубликованные в сборниках, выпущенных ВОИПКиПРО, ВГУ, ВГПУ, БГПИ, в электронных печатных изданиях.

Но не следует самоуспокаиваться и останавливаться на достигнутом. Сегодня каждый педагог в ответе за качество образовательных достижений своего ученика, за то, чтобы он состоялся как личность, смог адаптироваться к активно меняющимся социально-экономическим условиям современного общества. Решая современные образовательные задачи, есть ещё над чем работать.

В моих планах стоят перспективные задачи:

1. Активнее внедрять в свою деятельность ИКТ, рефлексивные технологии.

2. Совершенствовать методику проектно – исследовательской деятельности.

3. Научить детей вести «Папку достижений» (портфолио), для того  чтобы ребёнок видел свои успехи, свой рост.

4. Продолжить работу по модернизации образовательного процесса.

Задач немало. Все они требуют творческого подхода со стороны учителя и учащихся. Надеюсь, что поставленные задачи окажутся нам по плечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Анализ педагогического опыт «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм...