Современные методы обучения
статья

Именно от педагога зависит, сумеют ли дети научиться учиться. Педагог должен владеть формами и методами учебной деятельности, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл argan-ool_b.m._statya.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение коммуникативных умений у учащихся через современные методы обучения»

Арган-оол Буяна Макаровна

с.Сарыг-Сеп Каа-Хемский район

МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока

учитель начальных классов

В связи с введением стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого-педагогическим возможностям класса.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания, формирования умения использовать приобретённые знания на практике и потребность обучающихся быть успешными.

Именно от педагога зависит, сумеют ли дети научиться учиться. Педагог должен владеть формами и методами учебной деятельности, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя.

В настоящее время выявляются некоторые проблемы у учащихся:

- низкая мотивация,

- слабая коммуникация,

-дефицит внимание.

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей. Находясь в таком поиске, я много читала различной педагогической литературы, смотрела мастер-классы видео уроки, которые выкладывались на портале, изучала различный материал, а так же применяла все на практике, были успехи и неудачи. И так полгода. Я узнала о сингапурской методике. И изучив сингапурскую методику, я стала вводить элементы сингапурской методики в урок. Мне очень понравился этот метод эффект от использования на уроках и вне уроков технологии сингапурской методики. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, они стали активнее работать на уроке. Причем здесь происходит полное увлечение всех учеников не зависимо от их уровня знаний.

Поэтому выбор темы опыта работы «Повышение коммуникативных умений у учащихся через современные методы обучения» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках. Для меня Сингапурская методика обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. И на фоне этого возник данный опыт.

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных умений, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Использование сингапурских обучающих структур актуально тем, что они:

  • Способствуют росту интереса к предмету
  • Ускоряют процесс обучения
  • Улучшают качество усвоения материала
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
  • Способствую сотрудничества учителя и ученика
  • Развивают коммуникативные умения

В ходе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

Существующей объективной необходимостью формирования коммуникативных умений у младших школьников и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков школьников;

Требованиями программы организовать работу в паре и группах затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося и мотивации к обучению у учащихся;

Между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

Необходимостью плодотворного сотрудничества с родителями по формированию коммуникативных умений у младших школьников и недостаточной подготовкой родителей в области данного вопроса.

Поэтому формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Технология сотрудничества основана на содружестве, сотворчестве участников педагогического процесса. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, создавая условия для развития у учащихся способности усвоения нового опыта, вовлекая их в поисковую, групповую или коллективную деятельность. В основе Сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.

Главная цель, которую я поставила, начиная работать над опытом – это совершенствование коммуникативных умений и активизация речемыслительной деятельности учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи:

изучить методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий на уроках;

проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

На основании изученных сингапурских технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.

Когда я начала работать с внедрением сингапурской методики в свои уроки, я изучила вопросы, как эффективно выработать обучение в сотрудничестве на уроках, научить ребят работать в группах сменного состава, в парах.

Групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соучастниками действия, служит отличным стимулом для понимания. Групповая работа – это способ совместного решения проблем, во время которого каждый находит себя.

Одной из форм такой работы является работа в команде.

Опираясь на методическую литературу, я вывела для себя признаки команды:

- каждый участник принимает ответственность за коллективный результат;

- личная цель в гармонии с общей, групповой целью;

- ситуационное лидерство;

- самоуправление;

- конструктивное взаимодействие;

- принятие командных решений.

Важность командной работы заключается в том, что она:

- учит детей доверять, спорить и договариваться;

- помогает избежать ошибок;

- помогает глубже разобраться в вопросе;

- позволяет проявить свои сильные стороны.

По типу мышления методисты выделяют:

- аналитика (критическое мышление);

- лидера(эмоциональный интеллект);

- креатора (креативное мышление);

- диджитал – эксперта (цифровое мышление);

- продюсера (коммуникация);

- визионера (системное мышление);

- координатора (коллаборация).

В каждую команду я обязательно включаю ребят с разными типами мышления.

Когда команды собраны, каждая из них проходит этапы формирования:

#1040;даптация.

#1043;руппирование.

#1057;отрудничество.

#1053;ормирование деятельности.

#1060;ункционирование.

На моменте сотрудничества начинаются конфликты. Плохо, если конфликтные ситуации не возникают, что говорит о том, что учащиеся не делают ничего или им неинтересно. На этом этапе проявляются индивидуальные особенности.

На этапе нормирования деятельности составляются правила, договор, режим работы.

На этапе функционирования система отлажена.

Учащихся обязательно нужно научить работать в команде, объяснить правила, ознакомить с сигналами внимания, организационными моментами. После объяснения правил и обязанностей, можно начинать работу в группах.

Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему, учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных.

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – команда. Учащиеся сидят плечом друг к другу (сосед по плечу) и лицом друг к другу (сосед по лицу). На парту можно положить лист с номерами каждому ученику – 1,2,3,4, можно ещё и с буквами (две А, две Б по диагонали). Это позволит лучше организовать работу на уроке.

Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так как она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. Они постоянно обмениваются мнениями, находятся в поисках информации, двигаются. В каждой из структур между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие - это принципы сингапурской методики.

На выполнение каждого задания отводится определенное время, включается секундомер, тем самым дети учатся планировать своё время, осознают важность выполнения задания в определенный промежуток времени, испытывают радость и чувство гордости, что они справляются с заданиями.

Всего структур более 250, у каждой свое название. Рассмотрим самые распространенные обучающие структуры сингапурского метода обучения и именно те, которые использую я на своих уроках. Но я не говорю детям название структуры, я озвучиваю задание доступным языком (кратко и чётко).

#1052;ЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом.

Дети рассаживаются в группу по 4 человека (две парты сдвинуты). Занимают свои места за партами, парты отходят лучами от стола учителя, чтобы всем было видно учителя и доску или экран.

#1061;АЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.

Эту структуру использую, если ребята увлеклись и стали громко обсуждать что-то в группах, а нужно переходить к следующему заданию или этапу урока.

Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!». Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

3. КОПИ КЛЭП – приём привлечения внимания во время письменной работы.

Я применяю данную структуру, когда время на письменную работу закончилось, но ребята продолжают выполнять задание. Я хлопаю в ладоши 3 или 5 раз в определенном ритме, учащиеся откладывают ручки (или карандаши) в сторону и повторяют хлопки. Обязательно ребята должны посмотреть на учителя, учитель ждёт, чтобы весь класс был готов его слушать и переходить к следующему этапу.

4. ТИМ ЧИР – придумывание командами кричалки или девиза на определенный урок или на весь учебный день. Это настраивает детей на работу, мотивирует их, заряжает положительными эмоциями.

Этот приём я провожу в начале дня, чтобы ребята настроились на весь учебный день.

5. ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура для знакомства с классом, получения информации от класса, а также для проверки знаний или усвоения знаний во время урока.

Можно использовать на этапе проверки домашнего задания или на этапе актуализации знаний, можно применить и на этапе рефлексии.

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах. Если учитель задает вопросы, то ответы на них должны быть либо «да», либо «нет».

#1044;ЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать соседу по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать соседу по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Эту структуру использую на этапе актуализации знаний.

4 класс. Окружающий мир. Тема: «Природные зоны России. Тундра».

Задание: «Запишите, растительный мир Тундры».

Могут быть, например, такие варианты:

- ягель,

- черника,

- морошка,

- карликовая береза и др.

Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.

Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3, стол номер 3 зачитать свои ответы.

#1058;ИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения.

Из предложенных обучающимися 16 карточек со словами (см. структуру Джот Тотс) они выбирают 9, перемешивают их и раскладывают в формате 3*3. Затем каждый ученик в команде составляет 3 предложения, используя три слова, расположенных на одной линии – по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Время на выполнение задания 3 минуты.

#1057;ТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы встретиться с другими одноклассниками и добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Применение этой структуры возможно на этапе систематизации знаний и на повторении изученного материала.

В течение 30 секунд учащиеся письменно отвечают на вопрос, поставленный учителем.

3 класс. Русский язык. Тема: «Корень слова»

Задание: «Запишите однокоренные слова к слову ЛЕС»

После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии.

Когда время закончится, они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. После этого ребята должны проанализировать полученные результаты и в течение 30 секунд дать ответ учителю на поставленный вопрос.

Начинается проверка: зачитывает свои ответы, например, под номером 1 стола № 2. И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых у них нет, но записывают уже ниже второй линии.

#1050;ОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа на вопрос или задание.

Я использую данную структуру на этапе проверки знаний.

4 класс. Русский язык. Тема: «Части речи».

В четырех углах класса прикреплены слова: «Существительное», «Прилагательное», «Глагол», «Местоимение». Ребятам нужно вспомнить определение каждой части речи и привести примеры одной из частей речи. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

#1057;ИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Я использую на этапе закрепления знаний. Называю учащимся понятие, которое они должны описать за одну- две минуты каждый на своем листе. Когда время закончилось, ручки откладывают. Каждый должен внутри группы рассказать, что он записал за 20 секунд, начиная, например, с номера 4 и по кругу по убыванию номеров.

3 класс. Окружающий мир. Тема: «Что такое почва»

Задание: Запишите «Что такое почва? Состав почвы»

#1050;УИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками») - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Мной данная структура используется на этапе актуализации знаний.

Ребята работают в парах с соседом по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.

4 класс. Русский язык. Тема «Состав слова»

Четные номера опрашивают партнеров по плечу по вопросам:

«Что такое корень?», «Что такое суффикс?», «Что такое приставка?», «Что такое окончание?»

Нечетные номера после этого берут ответы с определениями морфем, зачитывают, сосед должен назвать морфему.

12. РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

Данную структуру я применяю на этапе закрепления знаний.

4 класс. Русский язык. Тема: «Морфологический разбор имени существительного»

Выдаю задание. Например, назвать постоянные признаки имени существительного. Ученики молча смешиваются, двигаясь по классу. Как только учитель подает сигнал остановки, они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление. Учащиеся отвечают друг другу по очереди, потом учитель спрашивает одного.

Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник.

Обучающие структуры развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. Развивают в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность, ученики чаще проявляют инициативу при поиске способа (способов) решения задачи. Улучшается психологический климат в классе. Наблюдается положительная динамика в посещаемости библиотеки (количество учащихся посещающих школьную библиотеку выросло в 3 раза). Отмечается высокая активность учащихся в реализации проектов. Проявление коллективного творчества у учащихся при создании образовательных продуктов (создание проектов, презентаций, выпуск газет и др.);

Налажено продуктивное взаимодействие с родителями.

Заключение.

Технология обучения в сотрудничестве имеет много достоинств.

У обучающихся повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Хочу отметить, что использование сингапурской методики:

- не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока;

- обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;

- обеспечивает социализацию;

- позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;

- дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу.

На уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.

К минусам в использовании структур сингапурского метода обучения я отнесла обезличенное обращение к детям по номерам. Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запантетована, поэтому все названия нужно произносить так, как они написаны (поэтому я не произношу названия структур детям начальных классов).

Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучения в сотрудничестве является для меня понятной, приемлемой и приоритетной формой работы.

Я считаю, что опыт, приобретенный мною за период использования сингапурской методики, приносит большие результаты т.к.:

Организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

Повышается успеваемость;

Учащиеся перестают быть пассивными слушателями и становятся активными участниками учебного процесса.

Список используемой литературы:

1. Игнатьева С. Г. Современные образовательные технологии и методики организации учебной деятельности при проектировании современного урока (методические рекомендации). – Чебоксары : Новое время, 2017. – 32 с.

2. Генералова Н. 17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно. – Режим доступа : URL:

. – 1с.

3. Гросс С.А. ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: (52).pdf (дата обращения: )

#1052;окрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.

#1056;убцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся [Электронный ресурс] / Л. Г. Рубцова. – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Статья "Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте».

Суть звуко- буквенного анализа слова как основного метода обучения грамоте в современный период....

Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе I ступени.

В статье описаны возможности использования ИКТ в общеобразовательном процессе  начальной школы...

Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной  школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одни...

Современные методы обучения - квест

Увлекательный метод обучения, позволяющий детям со сложной структурой дефекта вспомнить литературных героев сказки...

«Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».

С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать  своих учеников творцами учебно - воспитательного процесса. Всё это достигается с помощью новых современных методов обучения....