Преемственность детский сад - школа
статья

Яковлева Наталья Александровна

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества, которое невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность детский сад - школа

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

то, что делал вчера.  Пусть новое появляется в его

жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений

В.А. Сухомлинский

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества, которое невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения предусматривает использование следующих форм: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Для решения этих задач в нашей школе ведётся работа по трём направлениям:

- работа с детьми;

- работа с педагогами;

- работа с родителями.

В начале учебного года разрабатывается совместный план, который включает работу по этим направлениям.

1 направление – «Работа с детьми»

В течение года для дошкольников организуются экскурсии в школу, в музейный центр «Льняная усадьба» по сказочному маршруту «В гостях у Льняшки», посещение школьного музея «Русская изба», проведение совместных праздников («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», спортивные соревнования и др.), выставки рисунков и поделок, младшие школьники показывают театрализованные представления для дошколят. Реализуется дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника», по прохождению которой дошкольники получают удостоверение «Будущий первоклассник».

2 направление – «Работа с педагогами»

С целью взаимодействия воспитателей и учителей проводятся совместные педагогические совещания, мастер-классы, круглые столы. Налажено сотрудничество психолога, социального педагога и логопеда ДОУ и школы (проведение диагностики по определению готовности детей к школе). Организованы открытые показы занятий в ДОУ и открытых уроков в школе.

3 направление – «Работа с родителями»

Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Проводятся Дни открытых дверей, совместные родительские собрания с воспитателями ДОУ и учителями школы, встреча родителей с будущим учителем, на которой затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения. Учитель отвечает на все вопросы родителей, для желающих проводятся индивидуальные консультации. Для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе проводятся анкетирование, тестирование родителей будущих первоклассников. В течение года оформляются информационные стенды, папки-передвижки «Советы будущим первоклассникам», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Семья на пороге школьной жизни» и др. Такие формы работы позволяют сформировать образ школы, в которой будет обучаться ребенок, когда он еще находится в детском саду.

Совместная работа дает свои результаты: все первоклассники легко адаптируются к новым условиям, осваивают программный материал, проявляют активность во внеурочной деятельности.

Таким образом, преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Только заинтересованность обеих сторон и родителей позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального общего образования, сделать переход из детского сада в школу успешным!

Список использованной литературы

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

5. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.02.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по преемственности «Детский сад- школа"(Сценарий)

Сценарий проведения мероприятия «Будем дружить»  по преемственности «Детский сад- школа."  Разработан в форме урока, на котором присутствуют дошкольники и ученики 4 класса....

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Спортивный праздник по преемственности детский сад - школа "Физкульт-УРА".

Создание мотивации первоклассников на занятиях физкультурой....

Преемственность детский сад-школа

План преемственности...