Активизация словаря.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Надежда Васильевна Лазукина

В статье раскрыто понятие "Активизация словаря" младшего школьника, указана цель словарной работы на уроках русского языка.  Здесь выделены формы активизации словаря: составление словосочетаний с нужным словом, составление предложений, близкий к тексту пересказ, рассказы по наблюдениям с использованием "опорных слов". Подробна описана каждая форма активизации словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация словаря.

Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеников в нужных ситуациях, пассивное-лишь понимание этого слова, без его употребления.

Активизация — словаря-это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц. Цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать как можно больше слов, научить детей использовать их правильно, научить выбирать нужное слово, научить сочетаемости слов.

Известны следующие формы активации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом. Например, встречается слово хлопьями (Снег повалил хлопьями). Учитель спрашивает: «Какими хлопьями?» (Большими, белыми). «О чём можно сказать: хлопья? Хлопья чего?» (Хлопья снега) «Как же говорят, когда снег, когда идёт крупный, тихий снег?» (Говорят: снег повалил хлопьями). Здесь учащиеся употребили два словосочетания со словом хлопья: прилагательное+существительное, существительное+существительное.
  2. Составление предложений с заданными словами. Учащимся предлагаются задания: составить предложение со словом коллектив, со словосочетанием просто завыл (ветер), со словом улыбнулся, затем со словом усмехнулся, ухмыльнулся (синонимическая группа).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ должен быть самостоятельным. Также пересказ помогает активизировать и обогащать лексику. Следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором.

  Первая задача решается применением следующих форм пересказа: выборочный, сжатый, творческий.

     Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, отмечает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Например, при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» учитель наметил активизировать следующие слова:

-действия обезьяны-вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала(людей), расходилась, сорвала (шляпу)стала рвать её, дразнила(мальчика)подманила его, показала зубы, радовалась.

-действия мальчика-не знал смеяться или плакать, погрозил, крикнул, скинул (куртку), бросился (за обезьянкой), взобрался, бросил мачту и ступил на перекладину, покачивая руками, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул, стал дышать.

Слова на доске не были записаны-дети воспроизводили их по памяти.

Беседа учителя нацелена на то, чтобы дети, отвечая на вопросы, назвали бы действия обезьяны в начале рассказа, затем её действия после того, как она схватила шляпу, действия мальчика, погнавшегося за обезьяной, и его действия после появления отца.

  1. Рассказы по наблюдению с использованием «опорных» слов. Дети пишут письменные сочинения по опорным словам. В процессе подготовки к каждому сочинению, изложению активизации словаря принадлежит одно из важнейших мест.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е вошло бы в его словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Игры по обогащению и активизации словаря детей

Игра-основное занятие детей, их работа. В игре, сложное становится доступным. Известно, что игра-дело серьезное, но и веселое тоже....

Подборка упражнений на развитие речевого внимания, слуховой памяти, активизации словаря.

Подборка упражнений для развития речевого внимания, слухового внимания и памяти,  активизации словаря....

Активизация словаря младших школьников

Активизация словаря младших школьников...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Активизация словаря младших школьников

В статье рассказывается об одном из важнейших этапов словарной работы на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе - активизации словаря учащихся. Подробно описываются следующие н...

Методическая разработка "Дидактические игры на активизацию словаря и развитию связной речи".

Игры направленные на активизацию словаря и развитию связной речи....