Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития детей с нарушением зрения"
консультация

В консультации рассмотрены особенности развития детей с нарушением зрения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Особенности развития детей с нарушением зрения»

Материалы подготовила:

 Позлевич Л.Н.

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Категория детей с нарушением зрения отличается большим своеобразием клинических и психолого-педагогических проявлений в зависимости от выраженности и времени возникновения нарушений зрительного анализатора.

Принято выделять незрячих детей (тех, у кого отмечается медицинская или практическая слепота) и слабовидящих (тех, кто имеет частичную потерю зрения).

К слабовидящим относятся дети, имеющие остроту центрального зрения на лучше видящем глазу с коррекцией (очки, линзы) от 0,05 до 0,3.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех детей с нарушением зрения.

Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в формировании фонетической стороны речи, в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни. 

Дети с нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. У детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.

Категория наших детей по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость), астигматизм, косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия. 

При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения.

При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены.

В случае астигматизма, вследствие деформации глазного яблока, на сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие, к развитию амблиопии.

Близорукость затрудняет видение удаленных предметов, при дальнозоркости возникают сложности опознания мелких объектов, расположенных на близком расстоянии.

При слабовидении зрительное восприятие серьезно нарушено, но все же сохранено, следовательно, имеется возможность получения информации об окружающем через зрительный анализатор. Однако значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия предметов, процессов и явлений визуального характера – свет, цвет, которое у них  отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности, фрагментарностью, зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены.

Большие трудности возникают у них в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов и т. д. Все это объединяет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. Для них характерен так называемый вербализм — отсутствие представления, образа за произносимым или воспринимаемым словом, поэтому значения слов часто обеднены.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У детей возникают трудности в игре, учении, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слабовидящих сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т.д.).

Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия,  наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве, существенно снижается двигательная активность. Дети отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития увеличиваются. Отсутствие или снижение зрения сдерживает естественный ход физического развития детей.

На основе ранее сказанного можно представить определенным образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

- нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.,

- обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;

- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребенка к само проявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.

Таким образом, слабовидящие дети  составляют  весьма сложную и разнообразную группу, различаясь по степени снижения зрительных функций и зрительным возможностям зрительной патологии, включая течение и степень прогрессирования заболевания, по общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений.

Список литературы

  1. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред.Л.П.Носковой. . – М., 1993. –М.: Советский спорт, 1992.
  2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.
  3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: изд. «Адель», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителей и педагогов  «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения» представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены формы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...

мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»

Игровая деятельность, ведущая в  детстве, не теряет своего значения и в первом  классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в ...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.

Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюд...

Консультация для родителей и педагогов по теме "Особенности семейного воспитания и личностного развития детей с нарушением зрения"

В консультации рассмотрена тама "Особенности семейного воспитания и личностного развития детей с нарушением зрения"....