мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Арсентьева Галина Григорьевна

 Игровая деятельность, ведущая в  детстве, не теряет своего значения и в первом  классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».

Для детей, имеющих нарушения зрения, игровая деятельность является  важным и наиболее действенным способом

-для психического и физического развития,

-становления их индивидуальности,

-формирования у них навыков работы в новых видах деятельности, в том числе, учебной.

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по  применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Показать и раскрыть значение игр для детей с нарушением зрения и познакомить с методикой проведения;
  2. Поделиться личным опытом работы по проведению игр в работе с детьми с нарушением здоровья;
  3. Способствовать распространению педагогического опыта по применению игр для детей с нарушением зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx60.57 КБ
Файл organizatsiya_samopodgotovki.docx247.39 КБ
Файл sportlandiya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе.

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по  применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Показать и раскрыть значение игр для детей с нарушением зрения и познакомить с методикой проведения;
  2. Поделиться личным опытом работы по проведению игр в работе с детьми с нарушением здоровья;
  3. Способствовать распространению педагогического опыта по применению игр для детей с нарушением зрения.

Мастер-класс для воспитателей  

«Игра как средство развития

детей с нарушением зрения»

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

А. С. Макаренко

 Игровая деятельность, ведущая в дошкольном детстве, не теряет своего значения и в первом  классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».

Для детей, имеющих нарушения зрения, игровая деятельность является  важным и наиболее действенным способом

-для психического и физического развития,

-становления их индивидуальности,

-формирования у них навыков работы в новых видах деятельности, в том числе, учебной.

 У детей игра является самой доступной формой моделирования ими человеческих отношений, она помогает детям освоить норму школьного общения, которую в начале школьной жизни они воспринимают как огромную игру, и принимают участие в ней, то есть, играют в неё по правилам «настоящего школьника».

Если детям, обучающимся в первом классе, запретить игровую деятельность, то возросшая психологическая нагрузка может оказаться для них непомерной и привести к появлению таких тяжёлых невротических симптомов, как:

  • капризность,
  • плаксивость,
  • тревожность и даже страх перед учениками и учительницей.

В самом тяжёлом случае  ребёнок даже может отказаться ходить в школу!

Вот почему воспитатель в своей работе должен применять не только всевозможные игровые формы, методы и приёмы, но и сами игры.

Игровая деятельность помогает формированию важных качеств личности ребёнка:

 -самостоятельности,

 -наблюдательности,

- находчивости.

 С помощью игровой деятельности можно формировать и развивать усидчивость и всевозможные конструктивные умения.

Роль воспитателя в игре сложна и ответственна.

Она требует глубоких знаний предмета и хорошей подготовки к занятию. Воспитатель постоянно должен быть готов ответить на все вопросы детей, возникающие у них в процессе игры. «Высший пилотаж» воспитателя, настоящее его педагогическое мастерство заключается в том, чтобы играя с детьми, вести процесс обучения незаметно для них.

Специальные коррекционно – развивающие игры и упражнения для детей с нарушением зрения.

Сенсорное развитие детей с  нарушением зрения происходит в неразрывной связи с развитием их логического мышления.

Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком с нарушением зрения окружающей среды.

 Для ознакомления младших школьников с цветом, формой, величиной предмета давно и с успехом применяются специальные дидактические игры и упражнения для развития  сенсорного восприятия, направленные на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

 Значение игровой деятельности для развития детей с нарушением зрения огромно.  В ходе воспитательских игровых занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, происходит

-не только повышение их общей функциональной активности,

 -но и стимуляция различительной чувствительности зрительной системы,

-происходит формирование бинокулярной фиксации взора,

-упражняются глазодвигательные мышцы. 

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей младшего школьного возраста является дидактические игры, основным элементом которых является обучение детей способам познания. 

 По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей эти игры можно разделить на две группы:

  1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения, которые развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметов.
  2. логические дидактические игры, назначение которых  - смысловая систематизация чувственного опыта, где дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т. к. способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

 Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми необходимости использования нарушенного зрения для выделения различных свойств и признаков предметов.

  А теперь, давайте рассмотрим конкретные примеры игр и заданий.

Игра «Кто скорее соберет палочки».

 Детям предлагаются  стаканчики определенного цвета и палочки такого же цвета. Они должны собрать палочки в стаканчик того же цвета.

Затем  из этих же палочек они могут выкладывать различные геометрические фигуры и простые предметные изображения.

 Для развития цветоразличения можно применять упражнения «Разложи по оттенкам», «Подбери к шарам цветные нити», «Составь из частей цветок» и т. д.

В игре «Кто скорее соберет листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.

 В игре «Одень куклу» дети подбирают каждой кукле соответствующую одежду.

Дидактическая игра «Кто скорее нанижет свои бусы» способствует развитию мелкой моторики рук, развитию глазомера.

Игры

для развития

восприятия пространственных отношений

между предметами и их частями.

Игра «Угадай, что изменилось?»

Дидактические задачи. 

  • Формирование у детей с нарушением зрения пространственного восприятия,
  • формирование понятия пространственных признаков:

 -впереди,

 -сзади,

-рядом,

- между,

- справа,

-слева,

-вверху,

-в середине,

-около.

Игровое правило.

Запрещается подглядывать и подсказывать. Отвечает только тот ребёнок, к которому перешла «волшебная палочка».

Игровые действия. 

Детям следует запомнить расположение игрушек и рассказать, как изменилось расположение игрушек за то время, пока их глаза были закрыты. При ответе важно не только назвать игрушку, которую воспитатель убрал, но и подробно рассказать, где именно она стояла.

Ход игры

Воспитатель расставляет на столе несколько игрушек в ряд (не более 4-5), и предлагает детям запомнить, в каком порядке стоят игрушки.

 Затем дети закрывают  глаза, а в это время воспитатель меняет игрушки местами.

 Затем выбранный ребёнок должен рассказать, какая игрушка изменила своё место.

  А теперь поговорим о подвижных играх.

Проведение подвижных  игр у детей с нарушением зрения

Дети младшего школьного возраста, очень любят подвижные игры т. к. с их помощью они удовлетворяют свое постоянное стремление к движению.

Как известно, качество и эффективность развития движений в определенной степени зависят от полноценности участия зрения, поэтому у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений.

Так, при монокулярном видении, когда бинокулярное зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов отсутствует, дети часто испытывают трудности при ходьбе, беге по ограниченной плоскости, попадании в цель,  уклонении от догоняющего и т. д.

В подвижных играх бессюжетного характера всегда присутствуют элементы соревнования, выигрыша, азарта.

При организации и проведении подвижных игр различного характера воспитатель обязан учитывать особенности зрительных и двигательных нарушений у детей  с нарушением   зрения и ограничения, связанные с ними. Тем самым он стремится обеспечить безопасность при проведении подвижных игр и эффективность их влияния на развитие у детей:

-овладением  способов применения ими всевозможных доступных спортивных атрибутов,

-моторной ловкости,

-зрительной тренировки, заключающейся в прослеживании движения предметов,

-развитие глазомера и точности попадания в цель,

-формирования и развития навыка ориентировки в большом пространстве,

-формирования положительного эмоционального отношения не только к подвижным играм, но и к активному образу жизни  целом.

Для того чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы применяются

-различные ориентиры:

 -цветные кубики,

-флажки, ограничивающее площадь передвижения и указывающие направление движения.

Ниже приводится подборка специальных игр по передвижению в свободном знакомом пространстве. Обычно эти занятия проводятся в игровой комнате школы.

Общие требования к игре

Игра должна соответствовать общему дидактическому принципу посильности: соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.

 Выбирая инвентарь для детей с нарушением  зрения, руководитель игры должен стремиться к тому, чтобы он соответствовал тифлопедагогическим требованиям, предъявляемым к цветовой гамме предметов:

- предметы должны быть насыщенными (яркими),

-предпочтительнее использовать цвета, наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие: зеленый, красный, оранжевый, желтый,

- обязательно учитывать контрастность предметов.
При использовании мяча следует руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (лучше круглый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, для того, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.
2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слабовидящими детьми, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал.
Выбор
цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного.
3. Используемый инвентарь должен быть безопасен.

4.Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры:

 -канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки;

 -линии из гравия или травяного покрова;

 -асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, в том числе и  шнур, натянутый по периметру площадки.

Ориентировочные линии даже можно обозначить цветными мелками или полоской цветной тканью.

 Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность детям, играющим на ней, определять границы этой площадки, ориентироваться на ней.  Всё это помогает им избавиться от страха препятствий.

 На площадке не должно быть пней, ям, кустарников и других препятствий. Её поверхность должна быть однородной.

Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавляют его от комплекса «неполноценности», обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.

 Детей, принимающих участие в игре, необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и познакомить их со всеми возможными зрительными, слуховыми, обонятельными и др. ориентирами. Необходимо предоставить им возможность самостоятельно походить, побегать на площадке, рассмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все эти простые приёмы воспитательской работы позволят детям безбоязненно передвигаться во время игры.
Воспитатель с помощью сигнала (например, два длинных свистка) может сориентировать  детей о направлении их движения, или информировать их о начале и окончании игры. С помощью звукового сигнала он может предупредить детей об опасности.

В этих случаях звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия.

Поскольку  ребенок с тяжёлым нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, при использовании большого количества разных слуховых сигналов у него может возникнуть перенапряжение не только органов слуха, но и всей нервной системы, может возникнуть переутомление. Поэтому воспитателю следует регулировать физическую и психологическую нагрузку при играх.
При совместном проведении подвижных игр у детей с нарушенным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в правила игры небольшие изменения, для того, чтобы адаптировать ее для данной конкретной группы.

 Например, при игре в парах эти пары можно составлять  таким образом: зрячий и слабовидящий, воспитатель и слабовидящий ребенок и т. д.

  В ряде игр можно ограничивать поле деятельности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Игроков с нарушенным зрением следует равномерно распределять по командам, тем самым уравновесив шансы команд.

 Важно, чтобы нормально видящие дети не применяли обманных действий. Это обижает слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям.

 Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети с нарушенным зрением показывали рукой направление, куда они побегут во время игры (эстафеты).

 Руководитель всегда должен находиться там, куда направляются дети. Он сам является ориентиром для играющих детей.


 Игры для развития  ориентировки в пространстве.

Игра «Замри»

Дидактические задачи:

-учить детей с нарушением зрения осознавать и определять своё положение в  большом пространстве,

-развивать у них понятие  взаимного пространственного положения предметов и людей по отношению к своему собственному телу.

Игровое правило. Останавливаться строго по звуковому сигналу.

Ход игры.

Дети под музыку свободно передвигаются по игровой комнате.

По звуковому сигналу (выключение музыки) они останавливаются – «замирают».

Воспитатель назначает детей, которые должны определить и  сказать вслух, кто или что находится «справа от меня», «слева от меня».

Затем он предлагает детям, не сходя с места, повернуться в противоположную  сторону и ответить на такие же вопросы.

Игра «Не ошибись!»

Дидактическая задача: учить детей  с нарушением зрения ориентироваться в большом пространстве с учётом точки отсчёта «от себя».

Игровое правило. Чётко выполнять команды ведущего.

Ход игры.

 Один ребёнок стоит спиной к остальным детям и выполняет команды ведущего. Остальные дети повторяют за ним только правильно выполненные им движения.

-Два шага вперёд.

-Один шаг налево.

-Три шага направо

-и т.д.

Игра «Мяч по кругу»

Цель:

учить детей  с нарушением   зрения понимать словесные задания по изменению направления движения предмета в пространстве.

 -закрепить  значения слов, обозначающих пространственные признаки:

- направо,

-налево,

-над,

-под,

-за,

-перед.

Правило. Нельзя ронять мяч.

Ход игры. 

Дети передают мяч друг другу по кругу, сопровождая передачу мяча декламацией стихотворения:

-Мой весёлый

-Звонкий мяч,

-Ты куда

-Помчался

-Вскачь?

По команде ведущего, дети передают мяч по кругу то вправо по кругу, то влево,

 Затем по команде ведущего  они передают его над головой, под ногами, перед собой, за спиной.

Игра «Хлоп ладошка»

Дидактические задачи: 

-учить детей с нарушением   зрения понимать словесные указания воспитателя,

-сравнивать своё собственное положение в пространстве и  положение в пространстве ребёнка, стоящего напротив него,

-развивать координацию движений.

Игровое правило.

Нужно  выполнять все движения без ошибок, точно в соответствии с текстом.

Ход игры.

 Дети стоят в парах лицом друг к другу. Они декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:

-Вот у нас игра, какая:

-Хлоп, ладошка,  

 (дети «зеркально»  соединяют свою ладошку с ладошкой напарника, можно начинать с любой ладошки, по-своему выбору),

-Правой - правую ладошку

-Мы пошлёпаем немножко

 (дети делают три хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа)

-А потом ладошкой левой

- ты хлопки погромче делай.        

( дети делают три хлопка левыми ладошками)

-А потом, потом, потом

-Левой - правую побьём.

(дети делают три хлопка левой ладошкой по правой ладошке, а затем наоборот).

Ориентировка в знакомом пространстве.

Игра «Найди игрушку».

Дидактическая задача.

Развивать умение детей ориентироваться в соответствие со словесной инструкцией воспитателя в знакомом пространстве с исходной точки «от себя».

Игровые правила.

Запрещается подсказывать и выдавать секрет, о том, в каком месте комнаты спрятана игрушка. Тот, кто подсказывает, не будет выбран водящим.

Игровые действия

Следует внимательно выслушать инструкцию, и в соответствие с ней определить место, в котором спрятана игрушка.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям «письмо от Карлсона» и рассказывает:

- «Ночью, когда в классе никого не было, сюда прилетал Карлсон и принёс вам в подарок игрушки. Но вы же знаете, что Карлсон любит шутить, поэтому игрушки он спрятал, а в письме оставил подсказку, как и где их можно найти комнате в этой комнате».

Затем воспитатель вскрывает конверт и читает инструкцию, как найти игрушки:

- встаньте около двери,

- теперь повернитесь к ней спиной,

- сделайте 3 шага вперёд,

 -повернитесь направо, и пройти вперёд ещё 5 шагов.

-Игрушка находится на второй полке снизу и т.п.

Игра «Добавь слово».

Дидактические задачи.

 -Тренировать детей правильно обозначать положения предметов по отношению к себе,

 -развивать ориентировку в пространстве.

Игровое правило. 

Отвечает только тот ребёнок,  которому воспитатель бросает мяч.

Игровые действия

Дети должны найти правильные слова, обозначающие различные расположения предмета в пространстве. Тот ребёнок, который поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом.

Ход игры. 

Воспитатель говорит:

- «Давайте вспомним, какая рука у нас правая.

 Поднимите её.

 Это означает, что все предметы, которые вы видите с той стороны, где правая рука, тоже находятся справа.

 -Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука?

-Вспомните, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия).

-А сейчас мы поиграем. (Дети садятся.)

Я буду говорить начало предложения, называть разные предметы в нашей комнате, а вы должны будете добавлять слова «Справа, слева, позади, впереди», и отвечать, где в нашей комнате находится этот предмет по отношению к вам.

Воспитатель начинает:

-Стол стоит…(бросает мяч одному из играющих.)

-Позади.

-Полочка с цветами висит…(бросает мяч другому ребёнку.)

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребёнок ошибается, то воспитатель предлагает ему встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.

- Значит, где находится от тебя окно?

- Справа.

Можно эту игру провести иначе.

Воспитатель произносит слова слева, справа, позади, впереди, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, таким образом, чтобы предметы по отношению к ним были расположены с одной и той же стороны.

Игры на ориентировку в малом  рабочем пространстве

«Зазеркалье»

Воспитатель садится напротив ребенка, говоря ему: «То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и ты тоже должен делать правой (левой) рукой.

Воспитатель касается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т.д.

Игра «Художники».

 Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Она может проводиться с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

Ход игры.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги.

 В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот.

 В задании должны быть использованы слова:

 -вверху,

- внизу,

-слева,

-справа (слева) от,

-за,

-перед,

-между,

-около,

-рядом и т.д.

Игра «Кто быстрее уберется на рабочем месте».

За определенное время дети должны привести порядок на парте. Кто быстрее справится с заданием.

Аналогичная игра –

«Наведем порядок в тумбочках в спальне».

Проведение подвижных игр на свежем воздухе у детей с нарушением зрения

  Подвижные игры на свежем воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания: совершенствования функциональных систем организма и закаливания ребёнка.

 Игра на свежем воздухе является  хорошим способом дать отдых мозгу ребенка после интенсивной интеллектуальной работы  и потренировать его на координацию движений.

С точки зрения психологии, такая смена деятельности укрепляет здоровье детей, поднимает им настроение и способствует формированию у них положительного отношение к школе и учебе.

 Подвижные игры на открытом воздухе способствуют расширению возможностей сердечнососудистой и  дыхательной систем, улучшению деятельности центральной нервной системы и тем самым повышают работоспособность  ребёнка. 

Воспитатель, проводя подвижные игры во время прогулки, преследует  несколько целей:

  • развитие способности к коммуникации: дети общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом,
  • на практике постигают простейшие правила поведения в социуме,
  • происходит физическая, психическая и умственная разрядка,
  • происходит снятие зрительного напряжения,
  • переключается внимание детей.

Подвижные игры разделяются по:

 -характеру движений,

 -содержанию,

-способам организации детей

 -и правилам.

 К ним относятся сюжетные, бессюжетные игры с целью соревнования, игровые упражнения.

 В сюжетных играх дети выполняют действия, связанные с той или иной ролью, предусмотренной сюжетом.

 Например:

«Мышь и мышеловка»

Необходимое количество играющих – 5-6 человек.

 Все дети встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это «мышеловка» (или сеть).

Водящий  ребёнок стоит в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то из играющих раздвинуться, или найти другие способы действий, но постараться выбраться из «мышеловки».

Предупреждение:

1.  Воспитатель должен следить, чтобы дети, изображающие «мышеловку», не били водящего ногами, и не делали «мышке» больно.

2.  Если воспитатель замечает, что «мышонок» загрустил и самостоятельно не может выбраться из «мышеловки», он регулирует ситуацию, например он может сказать: «Давайте все вместе поможем «мышонку» выбраться из мышеловки, пожалеем его».

«Колокольчик»

Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а другому ребёнку завязывают глаза.

Ребёнок с завязанными глазами должен ловить того, что с колокольчиком, ориентируясь на звон колокольчика. Ребёнок с колокольчиком старается убежать.

«Ручеёк»

Играет нечетное количество детей.

Все дети встают попарно друг за другом.

 Они держат друг друга за руки, высоко подняв их над головами, образуя, таким образом, живой коридор.

 Водящий быстро проходит под их руками, хватает одного человека из пары и встает в конец «ручейка».

Ребёнок без пары становится водящим и бежит через «ручеёк».

«Два  Мороза»

В этой игре дети упражняются в беге, развивают пространственную ориентировку, быстроту, ловкость.

Играющие располагаются в «домике» на одной стороне площадки.

Из детей выбираются  двое водящих — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. Они обращаются к детям:

«Мы два брата молодые,

 два Мороза удалые:

 Я — Мороз Красный нос,

 Я — Мороз Синий нос.

 Кто из вас, друзья, решится

 в путь-дороженьку пуститься?»

Дети хором отвечают:

«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

 По сигналу «Мороз!» дети стараются перебежать в «домик» напротив.

 Оба Мороза стараются их «заморозить», то есть коснуться их рукой.

«Рыбак и рыбки»

В игре  дети упражняет в беге, стараясь увернуться. Игра способствует развитию быстрой двигательной моторной реакции.

Все дети («рыбки») плавают в реке (бегают).

 Они минуют на своём пути все преграды (камешки, ямки) и стараются увернуться от «рыбака».

 «Рыбак» (с завязанными глазами) старается поймать «рыбок».

 По сигналу «Глубоко!» «рыбак» обходит преграды.

 Если дети произносят слово «Мелко», это значит, что река чистая.

Поймав «рыбку», «рыбак» должен назвать ее имя (имя игрока).

Если он назвал «рыбку» правильно, пойманный становится «рыбаком».  

Если «рыбак»  ошибся, дети кричат ему: «Лягушку поймал!», и «рыбак» отпускает игрока.

Игра повторяется.

Правила.

По сигналу «Глубоко!» все «рыбки» должны убегать в «домики». «Рыбак» не имеет права заходить в «домики».

 В «домике» может находиться только одна «рыбка». Пойманную «рыбку» (игрока) необходимо узнать и назвать её по имени, не снимая повязки с глаз.

 

«Скакалка-подсекалка»

    Дети становятся в круг, в середине стоит  ведущий со скакалкой в руках.

 Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ею  по земле по кругу. Кого скакалка задела, тот выходит из игры.

«Не намочи ноги»

По сигналу воспитателя «Вперед!» первые игроки из каждой команды должны переправиться через «болото» с помощью двух дощечек.

 Каждый следующий игрок начинает переправу тогда, когда предыдущий игрок перейдет через «болото».

«Черепашьи бега»

Это необычная гонка, цель которой заключается в том, чтобы прийти к финишу не первым, а последним.

 Игра требует от детей хорошей двигательной моторики, ловкости, расчета, координации движений и умения анализировать действия соперников.

Игроки встают в одну линию у черты и по сигналу воспитателя  начинают двигаться к противоположной линии площадки так медленно, как только могут.

 Запрещается стоять на месте, без движения.

Дети должны постоянно двигаться, но только очень медленно.

 Победителем игры объявляется «черепашка», пришедшая к финишу последней.

 Ей достается приз из коробки, находящейся на финише.

«Попади в квадрат»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности движений, комбинаторики.

Количество игроков: 8–16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате написана цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат.

 Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу.

 Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков.

Если мяч попал в другой квадрат, то из названного игроком числа вычитается два очка.

 Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.

Методические указания. Итоги игры подводятся только после того, как все игроки побывали в роли подающего. Победитель определяется по наибольшей сумме очков.

Дидактические игры

 общей педагогической направленности. 

   Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

-игровая деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте  еще не потеряла своего значения. Поэтому, не случайно, многие дети приносят в школу игрушки. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

-имеются некоторые возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и развитием произвольного внимания и памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

 Дидактические игры способствует развитию у детей этих психических процессов.

Чёткой классификации, или группировки игр по видам ещё нет.

Выделяются следующие типы дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: 

  • игры-путешествия,
  • игры-поручения,
  • игры-предположения,
  • игры-загадки,
  • игры-беседы  (игры-диалоги).

 

Игры-путешествия

Игры-путешествия всегда основаны на сказочном содержании.

 По своей форме эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.

 Сказочное содержание используется как средство, с помощью которого становится возможным усилить  у детей впечатления познавательного характера, и придать им необычную яркость.

Цель игры: при помощи ярких и выразительных средств и  сказочного содержания обратить внимание детей и объяснить им способы применения предметов, которые  постоянно находятся рядом с ними, или значение событий, которые им хорошо известны, однако по какой - либо причине не понятны им.

Игры-путешествия стимулируют внимание детей, их наблюдательность, помогают им осмыслить многие бытовые моменты, облегчают им преодоление психологических затруднений и стимулируют достижение успеха в практической деятельности.

Игра-путешествие - игра, направленная на развитие  приёмов действия, мысли, чувств ребенка.  Она представляет собой своеобразную «пищу для ума» ребёнка, служит для удовлетворения его потребностей в познании.

Темы для такой игры могут быть разнообразными:

  • «По страницам любимых сказок»,
  • «Путешествие в страну Мойдодыра»,
  • «Путешествие по стране Букварии» и др.

По этим образцам любой воспитатель с успехом может составить любую другую игру.

Сценарии указанных игр помещены в «Методической копилке». Они могут быть использованы воспитателями при проведении занятий:

«Я – школьница»,

«Чай-чай, выручай»,

«В гостях у Мойдодыра»,

«Доскажи словечко!»,

«Вежливые прятки».

Игры-предположения

В их основе лежит вопрос – предположение:

  • «Что было бы, если?»,
  • «Что бы я сделал, если?»,
  • «Кем бы я хотел быть и почему?»,
  • «Кого бы я выбрал в друзья?» и др.

Содержание игры-предположения заключается в том, что воспитатель в игровой форме ставит перед детьми некую задачу дидактического характера.

 Условия игры требуют от детей глубокого осмысления поставленной перед ними задачи, логических умозаключений  для выбора и выполнения ими последующих действий для её решения.

Игровая задача заложена в самом названии игры «Что было бы?» или «Что бы я сделал?» и т.п. Подобные задачи содержат в себе определённый соревновательный элемент: «Кто из детей сможет найти лучший выход из  предложенной  ситуации быстрее всех?».

Однако проводя такую игру, воспитателю всегда необходимо помнить о золотом дидактическом правиле педагога: задавая детям вопрос, нужно хорошо знать точный ответ, который он хочет услышать и неуклонно подводить детей к его формулировке. В противном случае педагог рискует услышать весьма противоречивые, а порой  и просто недопустимые ответы.

Игры-загадки.

Возникновение народного жанра загадок уходит в далекое прошлое. Их включали в обряды, в ритуалы и в народные праздники с целью проверки знаний, находчивости, создания позитивного настроения

 Известно, что отгадывание загадок - умное развлечение, которое является весьма популярной формой воспитательской работы, так как имеет очевидную педагогическую направленность.

Разгадывание загадок развивает способность у детей к анализу, обобщению, формирует у них умение рассуждать, делать логические выводы и умозаключения.

   Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно изменилось содержание и тематика загадок. Теперь в них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является наличие в них чётко выраженной логической  задачи. Способы построения логических задач различны, но все они, так или иначе, активизируют умственную деятельность ребенка. Детям младшего школьного возраста очень нравятся игры-загадки: необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость от умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарный запас, происходит обогащение речевого словаря.

Можно сделать условную классификацию загадок в соответствие  с их темами.

1.Прямые загадки – это загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.

Разговорная форма:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Стихотворная форма:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 

2.Загадки – рифмовки.

Злая, как волчица.

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

3. Загадки – обманки

Загадки – обманки тоже могут быть  рифмованными.

Но отгадку следует подбирать не в рифму, а по смыслу:

С пальмы вниз,

на пальму снова

 ловко прыгает…(обезьяна)

Кто любит
по ветвям носиться?
Конечно, рыжая
 …(белка)

4. Загадки на смекалку

Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания. Для того, чтобы найти ответ, нужно уметь применить метод логического рассуждения, как говорят в народе просто догадаться.

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг.
Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?
(2 кг)

5. Шарада

Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.

Первый слог – нота.
Второй – тоже.
А в целом –
На горох похожа
…(фасоль)

6. Метаграммы.

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой   (звуком).

Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома…
(лист-аист)

.

7.Логогриф.

Логогриф – это такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путём добавления или отбрасывания буквы (слога).

Я – ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово «р» теперь -
И под землёй нора моя
…(кот-крот).

Игры-беседы (диалоги).

Данные игры воспитатель может предложить детям, например, с целью проведения занятия по коррекции, возникшей у них некой поведенческой проблемы в игровой форме.

В основе игры-беседы лежит общение

  • воспитателя с детьми,
  • детей с воспитателем,
  • детей друг с другом.

 Это взаимное общение имеет особый характер игрового обучения и предполагает  игровую деятельность детей.

 В игре-беседе воспитатель часто ведёт беседу не от своего имени, а от имени знакомого детям сказочного персонажа.  Тем самым становится возможным не только устанавливать игровое общение с детьми, «говоря на их языке», но и усилить его эмоциональное воздействие, создать радостное позитивное  настроение, тем самым формируя у детей желание повторить игру.

Цель игры заключается в стимуляции познавательного  интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре.

Воспитательное и обучающее значение такой игры заключено в содержании самого занятия. Сюжет игры становится его темой.

Эти игры могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе.

Форма проведения игры - беседы или ролевой игры на групповых занятиях, поскольку виды социального поведения могут быть усвоены и осознаны детьми только в коллективном общении.

 Для подобных игр можно использовать следующие темы:

  • «Встречаю гостя»
  • «Я иду в гости»,
  • « Я дарю подарок»,
  • «Я хотел бы принять участие в игре» и т. д.

   Сценарии подобных игр, например,

 «Встречаю гостя»,

 «Я иду в гости»,

« Я дарю подарок», 

«Говорим и слушаем»,

«Мы - друзья»  включены в воспитательские   часы

по программе «Уроки нравственности». Некоторые сценарии включены в содержание  «Методической копилки».  Они так же могут быть использованы воспитателями при проведении воспитательских часов.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я рассказала Вам о разновидностях игр для детей с нарушением зрения, которые оказывают положительное воздействие на здоровье  детей во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

 

 Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А я хочу  поблагодарить Вас за внимание и за работу.

     Будьте всегда здоровы и счастливы! Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Литература

1.Аветисов Э.С., Ливадо Е.И. и др. Физкультура при близорукости.

2.   Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1982.

3.   Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СП б., 1991.

4.   Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М, 1969.

5.  Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии зрения и движения детей  с амблиопией и косоглазием. Под ред. Л.И. Плаксиной, 1998.

6.   Попутнева С.А. Особенности развивающего обучения слепых учащихся младших классов. Киев, 1998.

7.    Свиридюк Т.П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда.

8.   Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

10. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. М., 1998.

11. Слабовидящие дети. Под ред. Кулагина Ю.А. и др. М., 1967.



Предварительный просмотр:

Организация самоподготовки во второй половине дня с детьми с нарушением зрения.


Общие рекомендации:

  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места, наличие карандашей, ручек и других письменных принадлежностей; 
  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике; 
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать; 
  • выполняй самоподготовку в определенном порядке; 
  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно; 
  • если ты забыл правило – постарайся вспомнить, если не сможешь – найди его в учебнике. 


Рекомендации к выполнению решения задач:

  • внимательно прочитай задание; если ты не понял содержание, то прочитай еще раз, подумай  и поразмышляй над решением задачи; 
  • повтори условие задачи и ее вопросы; 
  • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти; 
  • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи; 
  • подумай, по какому плану будешь решать задачу; 
  • проверь ход решения и ответ. 


Рекомендации по списыванию текста:

  • прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его; 
  • повтори предложение, не глядя в текст учебника, для того чтобы проверить, запомнил ли ты его; 
  • в списываемом тексте выдели орфограммы; 
  • прочитай предложение так, как оно написано с точки зрения орфографии; 
  • повтори предложение, не глядя в текст, орфографически точно; 
  • пиши, диктуя себе вслух, точно проговаривая орфографию; 
  • проверь написанное: прочитай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в переписанном тексте; сверь каждую орфограмму с исходным текстом. 


Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  • приготовление уроков начинай с работы по заучиванию стихотворения; 
  • прочитай стихотворение тихо вслух; помни, что ты читаешь стихотворение для того, чтобы его запомнить; постарайся выяснить, что означают  незнакомые тебе слова и выражения; 
  • громко вслух прочитай стихотворение; при его прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения; 
  • прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно; 
  • через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение; 
  • через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст; 
  • перед сном еще раз повтори стихотворение; 
  • утром следующего дня сначала прочитай  стихотворение по учебнику, а потом перескажи его по памяти. 

«Правила запрета»

Нельзя:

  • опаздывать на самоподготовку; 
  • нарушать тишину; 
  • отвлекать товарищей от работы; 
  • использовать методы работы, сопровождающиеся шумом; 
  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс; 
  • в полный голос беседовать с воспитателем; 
  • громко давать консультацию; 
  • недобросовестно выполнять задания; 
  • считать работу законченной без самостоятельной или взаимной проверки, по возможности проверки воспитателем. 


 «Правила разрешения»

Можно:

  • планировать и осуществлять работу по - своему усмотрению; 
  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами; 
  • выходить из класса на небольшое время; 
  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания; 
  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией и помощью к товарищам или воспитателю; 
  • оказывать помощь товарищам; 
  • делать паузы для кратковременного отдыха; 
  • к воспитателю следует обращаться с вопросом, только  подняв руку; 
  • проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено; 
  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя; 
  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия; 
  • заучивать стихотворения и т. д. 


Информированность воспитанников.

-Ученики знают, что им задано на дом.

-Об этом у них должна быть сделана  запись в дневниках.
-Они должны быстро найти нужное место в учебниках. 
-Им известно, как следует выполнять задание, где необходимо искать справку в случае затруднениях при исполнении задания.
- При выполнении домашней работы дети демонстрируют знание материала, изученного на уроке. 
-  Во время самоподготовки дети работают в соответствии с инструкцией, полученной от учителя.
-Во время самоподготовки дети соблюдают последовательность учебных действий. 
- При хорошем усвоении знаний на уроке во время самоподготовки дети не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю,
 не испытывая нужды в посторонней помощи.
- При сформированных учебных навыках на самоподготовке дети умело пользуются пособиями, инструментами и т. д.
- Они самостоятельно могут устранить ошибки, появившиеся в ходе работы.
- Дети проявляют уверенность в правильности выполнения задания. 

                   Дисциплинированность у детей проявляется в том, что:

- Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без  опозданий.
- Работают самостоятельно.
- Соблюдают тишину и порядок. 
- Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
Без надобности не обращаются к воспитателю.
- Следят за позой и осанкой во время работы.
- Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
- Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
- Соблюдают правила почтительности и уважительного обращения с воспитателем.
- Выдерживают товарищеский тон в отношениях с соучениками.
- Бережно относятся к школьному имуществу, своим вещам и вещам товарищей.

Организованность:
- Рабочее место и письменные принадлежности подготовлены к выполнению домашнего задания.
- На рабочем месте нет никаких лишних предметов.
-Дети  экономно расходуют время на отдельные  виды работы и операции при выполнении задания.

- Они могут чётко спланировать индивидуальную самостоятельную  работу.
- Быстро и положительно реагируют на указания воспитателя.
- Умело исключают внешние помехи.
-Правильно понимают требования, необходимые для организация самоподготовки.
- Придерживаются  организационного порядка, установленного на самоподготовке.
- Требуют такой же организованности и от своих товарищей.

Активность детей проявляется в :
- прилежном исполнении  и в правильном темпе работы над заданием,
- аккуратном и обстоятельном выполнении всех действий согласно заданию,
- своевременном исполнении задания,
- своевременной проверке своей работы,
- собственной инициативе использования справочного дополнительного материала,
- в  самостоятельных действиях   по выполнению задания без посторонней помощи.
-  в экономном использовании времени для продолжают дальнейших занятиях учебной деятельностью,
- в активной помощи товарищам, консультируя их по способам выполнения работы,
- в участии во взаимной проверке правильности проделанной работы,
- в выявлении допущенных ошибок и их объяснении,
-в помощи воспитателю в уяснении задания, в организации взаимопомощи и взаимоконтроля.

СанПиН 2.4.2. 2821– 10

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения у обучающихся  на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

Рекомендуемый  комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

 

Упражнения, рекомендуемые для улучшения мозгового кровообращения:

№1.Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле.

 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад,

 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения медленный.

№2. И.п. - сидя, руки на поясе.

 1 - поворот головы направо,

 2 - и.п.,

 3 - поворот головы налево,

 4 - и.п.

 Повторить 6 - 8 раз. Темп выполнения медленный.

№3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.

 2 - и.п.,

3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения медленный.

Упражнения, рекомендуемые для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

№1.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

 1 - правую руку вперед, левую вверх,

 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп  выполнения средний.

№2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед.

3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп выполнения медленный.

№3. И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак.

 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп выполнения средний.

Упражнения, рекомендуемые для снятия утомления с туловища:

№1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

 1 - резко повернуть таз направо.

 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп выполнения средний.

№2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону.

4 - 6 - то же в другую сторону.

 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения средний.

№3. И.п. - стойка ноги врозь.

 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх.

3 - 4 - и.п.,

5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп выполнения средний.

Комплекс физических упражнений для первоклассников на уроках, содержащих элементы письма:

№1. Упражнения, предназначенные для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе.

 1 - поворот головы направо,

2 - и.п.,

 3 поворот головы налево,

 4 - и.п.,

 5 - плавный наклон головы назад,

 6 - и.п.,

7 - плавный наклон головы вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения медленный.

№2. Упражнения, предназначенные для снятия утомления с мелких мышц кисти. 

И.п. - сидя, руки подняты вверх.

 1 - сжать кисти в кулак,

 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп выполнения средний.

№3. Упражнения, предназначенные для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

1 - резко повернуть таз направо.

 2 - резко повернуть таз налево.

 Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения средний.

№4. Упражнения, предназначенные для мобилизации внимания. 

И.п. - стоя, руки опущены вдоль туловища.

 1 - правую руку поставить на пояс,

 2 - левую руку поставить на пояс,

 3 - правую руку поставить на плечо,

 4 - левую руку поставить на плечо,

 5 – поднять правую руку вверх,

6 - поднять левую руку вверх,

7 - 8 – хлопнуть руками над головой,

 9 - опустить левую руку на плечо,

 10 - опустить правую руку на плечо,

 11 - поставить левую руку на пояс,

12 - поставить правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопнуть руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп выполнения - 1 раз медленный,

 2 - 3 раза – темп выполнения средний,

4 - 5 – темп выполнения быстрый,

 6 – темп выполнения медленный.

Приложение 5

к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения

№1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

№2.Крепко зажмурить глаза. Досчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, досчитав до 5. Повторять 4 - 5 раз.

№3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

№4. На счет 1 – 4 смотреть на указательный палец вытянутой перед собой руки. На счет 1 - 6  переместить взор вдаль. Повторять 4 - 5 раз.

№5.В среднем темпе проделать 3 - 4 круговые движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Зрительная гимнастика в стихах

 Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!


 "Дождик"

 Капля первая упала - кап ! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап !

 Мы на небо посмотрели, (то же самое)

 Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

 Мокрыми стали.

 Плечами дружно поведем (движения плечами)

 И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают)

 "Самолет"

 Пролетает самолет, ( смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

 С ним собрался я в полет,

 Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и

 Посмотрел. прослеживают взглядом)

Левое крыло отвел,

Поглядел.

 "Отдыхалочка"

 Мы играли, рисовали ( выполняется действия, о которых идет речь)

 Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

 А теперь их открываем

 И немного поморгаем.

 "Ночь"

 Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

 (повторить 3 - 4 раза)

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

 - В понедельник, как проснутся,

 Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву

 И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - Во вторник часики глаза,

 Водят взгляд туда – сюда,

 Ходят влево, ходят вправо

 Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

 - По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

 Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

 - В пятницу мы не зевали

 Глаза по кругу побежали.

 Остановка, и опять

 В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки,

 Чтобы бегали зрачки.

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

 - В воскресенье будем спать,

 А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

 - Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d6b/0001940a-2a851dbd/img7.jpg



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного праздника

«Веселая страна Спортландия»

Данный сценарий мероприятия можно использовать как для проведения «Дня здоровья» среди учащихся всей начальной школы, так и для проведения спортивного праздника в воспитательской группе. В последнем случае следует сократить объём предлагаемого материала.

Цель мероприятия: демонстрации преимуществ ЗОЖ.

Задачи:

-формирование у детей с нарушением зрения основных двигательных умений,

-развитие и совершенствование основных физических качеств – быстроты, ловкости силы и выносливости,

-тренировка навыка ориентирования в пространстве;

-формирование  представления о  пользе спортивного образа жизни,

-воспитание понятия о взаимопомощи, товарищеских, командных взаимоотношений во время игры,

-воспитание спортивной дисциплинированности.

Спортивное оборудование для праздника:

-мячи,

-кегли,

-обручи,

-скакалки,

-мешочки с  крупой

Оформление зала:

 плакат с надписью «Хочешь быть здоровым -  занимайся спортом! Хочешь быть красивым - занимайся спортом!»

В празднике принимают участие 3 команды, состоящие из 8 человек с разных классов (1-4 классы). В качестве названия команд можно рекомендовать следующие:

«Богатыри», «Силачи», «Ловкачи».

На празднике могут присутствовать родители в качестве зрителей и помощников воспитателя при проведении игр, в том числе и для обеспечения безопасности.

 Место проведения: спортивный зал.

Время проведения 2 часа.

Ход праздника

1. Вступление. (2 мин.)

1 участник.     Внимание! Внимание!

                         Без лишних слов за дело!

                         Даешь соревнование

                         Сильных, ловких, смелых!

  2 участник.   В борьбе любой себя проверит

                         И постоит за честь звена.

                         Так распахни скорее двери

  Для нас,  Спортландия  - страна!

Ведущий:       Спорт, ребята, очень нужен.

                        Мы со спортом крепко дружим.

                        Спорт-помощник! Спорт-здоровье!

                        Спорт - игра! Физкульт-ура!

                       

Ведущий:

Наш праздник называется «Веселая страна Спортландия». 

Я призываю вас к тому, чтобы соревнования прошли в атмосфере доброжелательности и взаимного уважения!

2.Воспитатель проводит инструктаж по ТБ (2 мин.)

Текст инструктажа

Участник  спортивных соревнований 

должен:

- внимательно слушать и чётко выполнять задания воспитателя;

- не начинать эстафету без сигнала  ведущего;

-передвигать в эстафете только по своей дорожке.

 Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;

- не выбегать из строя преждевременно, до тех пор, пока стоящий перед вами игрок не закончит выполнять задание и не передаст вам эстафету касанием руки;

- после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты нельзя выходить из своего строя, нельзя садиться и ложиться на пол.

- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать безопасный интервал и дистанцию, избегать столкновений;

нельзя:

- покидать место проведения праздника без разрешения воспитателя;

- толкаться, ставить подножки в строю и при движении;

- жевать жевательную резинку;

-мешать и отвлекать товарищей при объяснении заданий и выполнении упражнений;

- резко изменять направление своего движения.

Воспитатель: мне будут помогать мои помощники –волонтеры (родители), их задача – проследить за порядком, за соблюдением условий игры.

В наших соревнованиях участвуют 3 команды:

 1 команда - «Богатыри»,     2 команда – «Силачи»,

 3 команда – «Ловкачи».

3.Приветствие капитанов: (2 мин.)

 Капитан команды «Богатыри»: 

 

Мы сил не пожалеем -

Покажем, что умеем.

А если проиграем,

На вас обиды нет.

Команде «Силачи» и команде «Ловкачи»

Физкульт – привет!

Капитан команды «Ловкачи»: 

                              Проиграть мы не хотим,

                             Мы, конечно, победим.

                             Вот такой вам наш ответ.

                             Команде «Богатыри» и «Силачи»

                             Физкульт – привет!

Капитан команды «Силачи»:

                         Команде «Ловкачи » и команде «Богатыри »

                         Физкульт – привет!

Ведущий: Начинаем наши соревнования.

1 конкурс:  Разминка (5 мин)

 Воспитатель предлагает членам команд по очереди назвать известные им виды спорта.

2 конкурс:  «Солнышко» (10 мин)

Инструкция.

 Команды строятся за линией старта, в колонны по одному.

с помощью спортивных палок  нужно «нарисовать» солнышко, располагая их вокруг обруча (от старта обруч находится на расстоянии 5-7 м);

Ход игры.

По сигналу, первые номера команд продвигаются вперед, каждый участник кладет палку - лучик и убегает на исходную позицию. Затем они касанием руки посылают в путь следующего участника. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее других.

3 конкурс:  «Колобок». ( Эстафета «Передай мяч над головой»).(10 мин)

Инструкция.

Команды строятся в колонны по одному за линией старта. В руках у направляющих лёгкий мяч.

Ход игры.

Ведущий произносит: «Наш веселый колобок  
покатился на лужок, кто скорей его вернет, приз команде принесет».

С последним словом ведущего первые игроки в командах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч игроку, стоящему сзади.

Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх над головой. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.
Условие: при передаче мяча назад нельзя сгибать ноги, спина должна оставаться прямой.

4 конкурс   « Бег по кочкам»(15 мин)

Инструкция.

Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 метра друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 сантиметров по прямой или извилистой линии

.

Ход игры.

 По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.

Музыкальная пауза:   (30 мин)

  • Веселые « Задорные частушки» (см. приложение№1)
  • Танец «Веселый рок-н-ролл» (в исполнении танцевальной группы хореографического кружка)

5 конкурс: «Попади в цель». (10 мин)

 Инструкция.

 Команды строятся в колонны по одному за линией старта.

 На одинаковом расстоянии от трех корзин необходимо положить скакалку, которая будет показывать игрокам, с какого именно места надо начинать броски в корзину.

Ход игры.

 Игроки по свистку ведущего  по очереди бросают маленький войлочный мяч в корзину. Победит та команда, у которой больше попаданий.

6 конкурс «Зайчики».(15 мин)

Инструкция.

Команды выстраиваются в колонну по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с крупой размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки.

Ход игры.

 Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку».
С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают исходное положение
«руки на пояс, локти назад, спина прямая» и небольшими шажками движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они возвращаются к своей команде, передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны.

 Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить движение. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие снова не окажутся впереди своих колонн. Тогда они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Конкурс капитанов.

1. «Кто быстрее нанизывает    бусы».(10 мин)

Инвентарь.

  • Для проведения конкурса каждому капитану потребуется по восемь деревянных бусин. Эти бусины по размеру должны быть двух величин: диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см.   Бусины должны быть одинаковыми  по цвету и форме.
  •  Тонкие шнуры с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.

Ход игры.

По свистку ведущего капитаны приступают к  нанизыванию бусин, чередуя их по размеру: большая - маленькая.  Выигрывает тот, кто быстрее завершит.

2. «Точно в цель»(10 мин)

Инвентарь:

 10–12 кеглей, малые резиновые мячи.

Инструкция.

 На расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой с  малыми  мячами выстраивается команда, размещаются 10–12 городков (кеглей) на расстоянии 50–80 см друг от друга.

Ход игры.

 По сигналу ведущего капитаны команд одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель.

 

3.Составить как можно больше слов из слова «СПОРТЛАНДИЯ». (5 мин)

Сорт, порт, спорт, соя, рот. Дания, Лия, Таня. Рая, Саня, Тоня, Надя. Полина, Лида, Толя, Аля. Оля, Соня, Яна. Пора, спор, пар, топор, поля, долина и т.д.

 

Ведущий: Пока наши капитаны состязаются, наши дети расскажут нам стихи о том, как сберечь свое здоровье?

1 ученик:            Рано утром просыпайся,

                             Себе, людям улыбайся,

                             Ты зарядкой занимайся,

                             Обливайся, вытирайся,

                             Всегда правильно питайся,

                             Аккуратно одевайся,

                             В школу смело отправляйся!

2 ученик:            Всегда мы здоровы,

                             С зарядкой дружны,

                            Нам спорт с физкультурой

                            Как воздух нужны,

                            А с ними порядок, уют, чистота,

                            Эстетика! В общем, сама красота!

                            Здоровье свое бережем с малых лет,

                            Оно нас избавит от болей и бед!

3 ученик             Спорт-это мушкетерство,

                            Спорт-сила наших дней,

  Спорт - смелость и упорство,

Он всех нас делает сильней.

Подведение итогов соревнований.

Ведущий:

Пока жюри совещается, предлагаем загадки для болельщиков (см. Приложение №2)

Слово жюри (5 мин).

Наступил торжественный момент награждения команды

 -победительницы (вручаются грамоты).

Ведущий:          Всем спасибо за вниманье,

                           За задор, за звонкий смех,

                           За огонь соревнованья,

                           Обеспечивший успех.

                           Вот настал момент прощанья,

                           Будет краткой наша речь;

                           Говорим вам: « До свиданья,                                                      До спортивных новых встреч!»

                                                                                                                                                               

                                                      

                                                                                                    

 

Приложение № 1.

Веселые частушки

1Мы, веселые подружки,

Ходим мы всегда вдвоем.

И о спорте вам частушки

Мы сегодня пропоем.

2.Я коньки надела с клюшкой

И спешу на речку.

Вот зима настанет скоро

Буду как Овечкин.

3.Мне зимой купила мама

Санки, лыжи, сноуборд.

Вот хожу уже без гипса!

Обожаю зимний спорт!

4.Целый день сижу у компа,

Сильный стал и ловкий.

                                                            Почему то мама - против

Этой тренировки.

5.Зря меня хотела мама

На гимнастику отдать.

Для начала б научила

Холодильник закрывать!

6.Во дворе в футбол гоняли,

Непогода – нипочем.

Нет, я вовсе не грязнуля,

Я там просто был мячом!

7.Мы на лыжи встали с мамой

И стояли целый день.

Покататься бы немного,

Только одеваться лень!

8.Мы частушки вам пропели,

Вы не обижайтесь.

Находите время, дети,

Спортом занимайтесь!

Приложение №2

Загадки о спорте.  

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Шайбу! Клюшку! Бей!»

Веселая игра…(хоккей)

Взяла готовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набила планки,

Дайте снег, готовы…(санки)

 

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки,

А несут меня не кони,

А блестящие…(коньки)

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой …(велосипед)

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Использованная  литература

  1. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К.

«Календарные, фольклорные, тематические праздники»

М. «ВАКО» 2006г.

2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А.«Праздник – ожидаемое чудо!» М. «ВАКО» 2006г.

3. Минскин Е.М. « Игры и развлечения в группе продленного дня» М. «Просвещение» 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...

Математическая игра – как средство развития детей с ОВЗ

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...

Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.

Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюд...

Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве раз...