Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Смолобочкина Наталья Александровна

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.

Задачи:

-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста;

-показать возможности использования лего - конструктора в различных видах деятельности с целью развития речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lego_smolobochkina.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 3»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме:

 «Лего - конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Смолобочкина Н.А.

31.03.2022г.

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.

Задачи:

-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста;

-показать возможности использования лего - конструктора в различных видах деятельности с целью развития речи дошкольника;

Материалы: наборы конструктора LEGO-DUPLO, постройки экзотических животных (слон, жираф, верблюд, страус, попугай), постройки сказочных героев и декорации к русской народной сказке «Заюшкина избушка»,  презентация, ноутбук, проектор, экран.

Ход:

Добрый день уважаемые коллеги! Мы собрались с вами, чтобы познакомиться  со значением и возможностями LEGO конструирования для развития речи дошкольников.  

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появились возможности уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространѐнных педагогических систем, широко использующая трѐхмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития ребѐнка. На её основе осуществляется интеграция всех образовательных областей.

Актуальность LEGO– конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- Является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;    

-Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

LEGO для детей это - прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие добиться решение многих образовательных задач, в том числе и развитие связной речи.

Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений  развития ребёнка в ДОУ. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Процесс формирования и развития речи детей через лего -конструирование начинается с младшего дошкольного возраста. Педагог  знакомит с деталями конструктора их правильным скреплением (кирпичная кладка), учит конструировать простейшие предметы по образцу воспитателя, схеме и замыслу. В этом возрасте целесообразно проводить речевые игры на закрепление цвета, величины конструкции, формы кирпичика, учить полно и правильно отвечать на вопрос воспитателя, следовать его инструкции. Например,  игра «Найди кубик по цвету, размеру», «Построй башенку, дорожку…» («Построй  высокую башню из кубиков синего цвета…») и тд. Слайд 3.

В каждой возрастной группе усложняется постройка, увеличивается количество, размер и форма деталей, меняется форма обучения (конструирование по теме, условиям, схемам, замыслу, модели). Соответственно и изменяются формы работы с детьми по развитию и формированию речи. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Для решения одной из сложнейших задач педагога, сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей, помогает конструктор LEGO. Сделав предмет окружающего мира сам, ребёнок охотнее составляет описательный рассказ, историю, сказку о своей постройке (что это, из чего построено, кто в нём будет жить, какие приключения его ждут…). Слайд 4, 5,6.

Для подбора качественных прилагательных можно использовать речевую игру «Какая постройка, предмет, животное..?». Например, дом. («Дом  кирпичный, деревянный, панельный, одноэтажный, многоэтажный»). Эта игра способствует обогащению словаря, активизирует использование качественных прилагательных в активной речи детей. Слайд 7.

Для усвоения и закрепления пройденного материала, лексической темы, помогают такие речевые дидактические игры и упражнения с лего, как,  игра «Чудесный мешочек», в которой развивается тактильное восприятие, связная речь, дети учатся задавать вопросы. Слайд 8.

 Игра «Повтори за мной», помогает правильно и понятно выражать свои действия словами, проводить анализ работы,  учит работать в паре. Слайд 9.

Применение дидактических упражнений с использованием лего-элементов эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. В подготовительной группе планирую проводить такие игры, как «Построй букву», «Составь слово», «Построй схему предложения», «Сколько слогов в слове?». LEGO помогает легче понять термин «звук»,опираясь на цветовую гамму кубиков. Детали красного цвета–гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.

Игры с LEGO способствуют развитию и формированию грамматического строя речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением LEGO–технологий делает образовательный процесс более результативным.

Созданные постройки из лего можно использовать в сюжетно-ролевых играх, развивает коммуникативные навыки общения. Слайд 10.

Так же в играх-театрализациях, дети самостоятельно конструируют объёмных героев, декорации, что способствует лучшему запоминанию образов, сюжета произведения, а затем ставят кукольный спектакль, проявляя свои речевые навыки, умение передавать литературный текст, менять тембр голоса, перевоплощаться, а так же быть уверенными, раскрепощаться. Данное использование лего - конструирования способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребёнок описывает своего героя, наделяет его качествами, анализируя его поступки, поведение, характеризует его. Слайд 11, 12.

 Особая ценность ЛЕГО - технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории, возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их, имея возможность видеть перед собой модель своей истории, тем самым значительно улучшая свои коммуникативные и речевые навыки.

Конструктивную деятельность провожу согласно разработанной программе и комплексно-тематическому планированию по возрастам, которое соответствует темам проектных недель. Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях, рассматриваем картинки, иллюстрации, слайды, использую для более яркого восприятия художественное слово: стихи, загадки, песенки, сказки.

В процессе обучения стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делая его более ярким динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение, мелкую моторику, улучшают речевые, коммуникативные навыки.

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, и в полной мере отвечает требованиям современной системы образования и воспитания.

Практическая часть

Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, на практике увидеть, как мы можем работать с ним.

 Разминка.

Для этого я прошу вас делать всё по моей инструкции. Вспомним детали LEGO-конструктора.

Например, «Возьмите кубик красного цвета, кирпичик 2 на 4 зелёного цвета, пластину  2 на 4 красного цвета и тд.  

№ 1. Дидактическая игра «Повтори за мной».  

-направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи;

-помогает правильно и понятно выражать свои действия словами, проводить анализ работы,  учит работать в паре.

  Правила игры: два участника, группа, один из них водящий. Водящий отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику (группе), как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели, если нет, то проводится анализ работы. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему? Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по словесной инструкции? Почему не понял, что нужно делать?

Чтобы  партнѐр понял вас, и понял какую именно деталь LEGO вы хотите использовать, не забывайте называть цвет, размер и форму детали, способ скрепления деталей.

№ 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 -применяется для усвоения и закрепления пройденного материала, лексической темы;

-развивается тактильное восприятие, связную речь, дети учатся задавать вопросы.

  1. Ребёнок закрытыми глазами, на ощупь определяет, что за предмет находится в мешке.

Рассказывает об этом предмете всё, что знает. По завершению рассказа игрока другие дети могут дополнить ответ.

  1. Ребёнок закрытыми глазами, на ощупь определяет, что за предмет находится в мешке.

Дети задают интересующие вопросы об этом предмете:

-Это живой предмет?

-Кто (что) это?

-Кем является? (животное, птица, насекомое, мебель, посуда, транспорт…)

-Какого размера, цвета, формы?

-Чем питается?

-Где обитает?

- Как называются детёныши этого животного?

-Какую пользу приносит человеку? …и тд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрит...

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...