Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цель:

Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детей

посредством дидактической игры.

Задачи:

1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать в

коллективе.

2.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

3.Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических

игр в развитии речи детей.

 

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г.Карабаша»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

для воспитателей

по теме: «Дидактические игры в развитии

речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Куклева И. А.

г. Карабаш

Цель:

Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детей

посредством дидактической игры.

Задачи:

1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать в

коллективе.

2.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

3.Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических

игр в развитии речи детей.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Ведущий: -Добрый день! Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами

проведем деловую игру, обсудим возможности развития речи у детей

посредством дидактических игр; обоснуем наши позиции, поделимся

практическими находками.

Ведущий: - Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта,

настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести

упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече друг

друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются плечами, африканцы трутся

спинами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут

присоединиться) поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом

справа как эфиопы. Молодцы! Итак, мы начинаем.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

1 Задание. «Продолжи фразу».

Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая

мяч продолжить фразу: «ИГРА ЭТО…»

Ведущий: -«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не

придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст

каждого ребёнка

Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает,

развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и

саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.

(А теперь, предлагаю разделиться на две команды, с помощью корзинки фруктов и овощей.)

2 Задание. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

воспитателей»

Вопросы 1 команде:

• Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

• Чем отличается звук от буквы. (Буква - это знак, который мы видим и пишем. Звук - это то, что мы произносим и слышим.)

• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста)

• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из

опыта, творческое рассказывание)

• Сколько букв и звуков в слове «речь»? 4 и 3

• Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

• Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо

ситуацией. (диалог)

• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

• Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ

повествование)

• Придумайте родственные слова к слову «игра». (Родственные слова — это слова, имеющие корень «игр», принадлежащие к различным частям речи, и при этом близкие по смыслу. Например, игрок, выигрыш, поиграть, игрушка)

• Определите, какая часть речи слово «пешеход» (существительное).

• Как называется текст, в котором идет перечисление признаков,

свойств, качеств, действий? (описание)

• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (средняя группа)

• Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у

ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет

сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

• Ведущий прием в средней группе используемый при составлении

рассказа по картине. (образец воспитателя)

3 Задание. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное

экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации

использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд -

большой. (картинки)

Задание для 1 команды.

Список Критика Звезда Книга Кругозор Закон Лекция Счастье Дом Пища

Дефицит Действие

Задание для 2 команды.

Интерес Убеждение Библиотека Музей Страна Пример Собака Приказ

Жизнь Воспитание Физика Принцип

4 Задание. Развитие творческого воображения «Презентация игры»

Дается по 4 различные игрушки. Нужно придумать дидактическую игру

для любого возраста и презентовать ее.

Для примера, я вам покажу игру «Чудесный мешочек»

Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи: закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;

Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Вариант игры

Достаем из мешочка предмет определенной формы, например: (круг, прямоугольник, овал, шар, конус, цилиндр) и называем его.

5 Задание. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них

слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов. 1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро.

4. Медленный 5. Плотный. 6. Рыхлый. 7. Неряшливый 8. Опрятный

Для 2 команды - подбор синонимов. Из данных слов составьте

синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Штора. 2. Быстрый. 3. Настоящий. 4. Воля. 5. Начеку. 6. Владыка. 7.

Истинный. 8. Свобода.

6 Задание: Каждому участнику команды произнести скороговорку.

Команда 1

1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два

гроша.

2. Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак

за руку греку Цап.

3. Была у Фрола,

Фролу на Лавра наврала,

пойду к Лавру,

Лавру на Фрола навру.

4.В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Команда 2

1. На ура у гуру инаугурация прошла.

2. Регулировщики регулярно регулировали регуляторы.

3. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

4. Краб крабу продал грабли.

Продал грабли крабу краб.

Грабь граблями сено, краб.

7 Задание «Разрезные" понятия»

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически

сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание

людей.

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо

ситуацией.

Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека,

важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между

собой посредством языка.

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате

восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и

элементарного осознания явлений языка и речи.

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области

произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение

пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях

общения (коммуникации).

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного

запаса детей.

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией

(изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова

на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Подводя итог предлагаю последнее задание.

8 Задание «Пример дидактических игр»

Сейчас, я покажу вам несколько дидактических игр для воспитанников старшей группы:

1.        Игра «Разложи овощи и фрукты по форме»

Цель: расширение у воспитанников представлений о культурных растениях, их различиях между собой. Повторение геометрических форм.

Задачи: закрепить умение определять форму фрукта и овоща, называть их;

развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Вариант игры

Достаем из корзинки фрукты и овощи и раскладываем их по трем формам (круг, овал, треугольник)

2.        Игра «Полезные и вредные продукты»

Цель: расширение у воспитанников представлений о вредных и полезных продуктах.

Задачи: закрепить умение определять вредный и полезный продукт, называть их; развивать представления и пользе продуктов, и их вреде; воспитывать умение работать в команде.

Вариант игры

Каждой команде выдается плакат, куда нужно прикрепить «Полезные и вредные продукты», которые лежат в центре стола карточками. Участникам нужно выбрать, те карточки, которые подходят именно к их плакату. После нужно объяснить свой выбор.

3. Игра «Что изменилось?»

Цель: научить воспитанников запоминать расположение предметов.

Задачи: учить определять и запоминать расположение предметов; развивать логическое мышление и память; воспитывать интерес к игровой деятельности. Вариант игры

Перед участниками ведущий кладет 8 карточек в определенной последовательности. Ведущий предлагает закрыть глаза, в это время меняет местами карточки, можно добавить лишнюю. Участники, открыв глаза должны определить, что изменилось. (назвать предметы, которые поменяли) Потом идет усложнение и добавляются еще карточки.

9 Задание «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

-«Моя самая любимая игра…., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Заключение.

Мы сегодня, и на педагогическом совете много говорили о достоинствах

детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его

взрослых, ребёнок больше любит тех, кто с ним играет.

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни

сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка,

как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает

сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать

его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, это делаете.

Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком

напрямую, легко преодолевая условности.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за

сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но

интересной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрит...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

«Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры»

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве раз...