Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Герасимова Мария Александровна

Роль развития фонематического слуха

в формировании речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль развития фонематического слуха

в формировании речи детей дошкольного возраста

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и  недостатки речи обнаруживаются сразу.

Как предупредить эти недостатки?

Одним из важных  условий  воспитания правильной речи  является хорошо развитый фонематический слух.

Рассмотрим подробнее роль фонематического слуха  в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетний мальчик  Рома  на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Йома», «Тебя зовут Йома?» - «Не Йома, а Йома - я  букву Й не выговайиваю». Из примера видно, что в это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети легко справляются с заданием найти ошибку в  тексте.

Игра «найди ошибку»       

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Мама с бочками пошла  по дороге вдоль села.

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.

На виду у детворы  крысу красят маляры.  

На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Какова роль хорошо развитого фонематического слуха?

  1. Чем выше уровень развития фонематического слуха, тем быстрее происходит становление фонетической стороны речи.
  2. От степени развития фонематического слуха зависит правильность формирования лексико-грамматических средств языка.
  3. Снижение фонематического слуха негативно отражаются на формировании навыков письма и чтения.

Исследования, проведённые профессором Р.Е Левиной  и группой учёных, показали, что в письменных работах учащихся начальных  школ есть группы специфических ошибок на письме, обусловленных недостаточным развитием фонематического слуха.

I группа ошибок – замены букв на письме (тота вместо тётя).

II группа ошибок – нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости (питатица вместо воспитательница).

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У ребенка с недоразвитым фонематическим восприятием тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Этапы формирования фонематического слуха

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух – способность  выделять, воспроизводить, различные звуки речи.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Швачкина Н.Х.) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав)

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая  артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни  ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В  практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять, как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки [Ш]  на [С], [Р] на[Л]  и т.д.

При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с  трудом воспроизводят скороговорки.

Приведенные факты,  несомненно,  свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов ( бак-бык-бок), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости- глухости (па-ба-па) или мягкости- твёрдости (ла-ля-ла), слов со сложной слоговой структурой( транспорт, фотографироваться), девочка выполняет с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия девочки запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребёнок  в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно,  нет.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление  звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

                                          Ошибки на уровне буквы и слога  

Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов

 Замены букв:

  • парные звонкие и глухие согласные;
  • мягкие и твердые согласные
  • лабиализованные гласные (У О)
  • заднеязычные согласные;(КГХ)
  • сонорные (звонкие) согласные
  • аффрикаты (Ч Щ)

Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

  • пропуски букв и слогов;
  • недописывание букв и слогов;
  • наращивание слов лишними буквами;
  • перестановки букв и слогов.

Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

                                            I этап – Узнавание неречевых звуков

 Хотелось бы акцентировать внимание именно на этом разделе, потому что как показывает практика, многие педагоги недооценивают роль этого этапа в формировании фонематического восприятия.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая   природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

Перечень упражнений, которые способствуют развитию неречевого слуха:

“Какие звуки нарушают тишину?”,

“Кто услышит больше звуков?”,

“Назови звуки групповой комнаты”,

“Назови звуки улицы”,

“Вспомни звуки леса, луга, болота”,

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

“Жмурки с колокольчиком”,

“Ладушки”,

“Морзянка”,

“Чей голос?”,

“Солнце или дождик”,

“Угадай по звуку, что делать?”,

Звучание музыкальных инструментов.

Песенки насекомых.

Голоса животных, птиц.

Звуки транспорта.

Звуки рабочих инструментов.

II этап –Различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Этим  целям служит целый ряд игр, например:

1.Всем хорошо известна сказка   «Маша и три медведя»

Отрабатываются  реплики   от лица героев сказки.

«Кто сидел на моём стуле?»

«Кто ел из моей чашки?

«Кто спал в моей постели?»

2. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести  звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

 Дети кричат АУ (громко, тихо)

 Кошка мяукает МЯУ (громко , тихо)

Лягушка квакает КВА (громко, тихо) и т.д.

3.На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраски.

А- плачет, кричит девочка

А- показывают горло врачу

А – поёт певица

А -  качаем малыша

А – девочка укололась  иголкой

О- удивилась мама

О- стонет бабушка

О- поёт певица

О – потягивается папа

О- кричит охотник в лесу

4. Ещё одно упражнение, направлено  на изменение звукокомплекса по высоте и силе.

Ребёнку предлагается произнести МЯУ:

Громко( как будто кот  сидит рядом и просит есть)

Тихо ( кот за дверью)

Высоким голосом ( маленький котёнок)

Низким голосом ( старый кот)

Аналогичным образом можно  изменить  и другие  звукопадражания

III этап – Различение слов, близких по своему звуковому составу

Это слова, которые различаются одним звуком.

Начинать работу нужно со слов простого звукового состава,  постепенно переходя к более сложным.

Рифмуются ли следующие слова?

Лиса- коса         Коза- дом

Дом-ком            Рак-бак   и.т.д.

Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе  слоговой структуры.

IV этап – Дифференциация слогов

Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.

Самые лёгкие для произнесения звуки: [Ф] [В] [П] [Б] [М]. Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций включающих именно эти звуки.

Сюда можно отнести  следующие упражнения  :

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

та-та-та/                  па-па-па/                      ка-ка-ка/

та-та/-та                  па-па/-па                       ка-ка/-ка

та/-та-та                  па/-па-па                       ка/-ка-ка    и т..д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

та-то-ту           во-вы-ву                     бо-ба-бы

ты-та-то          но-ну-на                      па-по-пы   и т.д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ка-та-па                        па-ка-та

ка-на-па                        ка-фа-ха   и т.д.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости, по твёрдости- мягкости.

По 2 слога:

па-ба                ва-фа

та-да                ка-га

По 3 слога

па-ба-па                    ка-га-ка

ба-па-ба                    га-ка-га   и т.д.

Постепенно,  в течение этого  периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие

Ряд упражнений способствует преодолению нарушений слоговой структуры.

Например:  «Какой слог лишний»

Па-па-ба-па            Мя- ма-ма-ма                     Ко-ко-го- ко            Са-са-ша-са

V этап – Дифференциация фонем

Начинать  работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому, что  их проще воспринимать,  выделять и дифференцировать в словах.

Например:

Повторение сочетания гласных звуков

1) по два                  2)по три                     3) по четыре

АО                            АИУ                              АОУИ

УА                            ИАО                              ИОУА

АИ                            УИА                              ИЫОУ

ИО                            ОИЫ                              ОУИЫ

ИУ                            ИОУ                               АОЫУ

ЫИ                            ИЫО                              ОАУЫ

Затем можно перейти к различению согласных.

Эти упражнения направленные на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Игра «Поймай звук» (на примере [М])

Педагог произносит разные звуки,  слоги, слова, ребёнок  внимательно слушает

Как только ребёнок услышит  [М], слог со [М], или слово со [М] он должен выделить его хлопком.

Примерный ряд звуков:[А] [С] [М] [Д] [М]  [ К] [С] [М]…

Примерный ряд слогов: АП,ОМ,УП,НУ,ВУ,МА,МУ, МЫ…

Примерный ряд слов: САД, НОС, МАК, КОТ…

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия

Последовательная, поэтапная  выстроенная в систему  работа позволяет перейти к наиболее важному  завершающему этапу  формирования фонематического восприятия  «Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза».

Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез,  т.е. объединение звуков в слоги и слова,  будет способствовать  успешному усвоению грамотного чтения.

Итак, сформированность фонематического слуха – главное условие    успешного  обучения   грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрит...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве раз...

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...