Коррекционный курс «Пространственная ориентировка»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» для 1-3 классов разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся, на основе методической рекомендации выполненной в рамках реализации плана мероприятий Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования под редакцией Г. В. Никулиной, 2018.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА (3.3)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатами освоения курса «Пространственная ориентировка» в 1-5 классах являются:
Личностные базовые учебные действия:
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;
овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;
овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;
формирование чувства любви к стране, городу (родному краю);
Регулятивные базовые учебные действия:
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;
выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий;
умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
Познавательные базовые учебные действия:
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
Коммуникативные базовые учебные действия:
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
Предметные результаты
Развитие сохранных анализаторов
Овладеет умением:
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- оценивать удаленность, направленность источника звука в свободном пространстве;
- узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
- узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Овладеет умением:
- свободно ориентироваться «на себе»;
- ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочия);
- ориентироваться в рядах и столбцах рассыпной азбуки;
- ориентироваться на приборе «Ориентир».
Формирование предметных и пространственных представлений
Овладеет умением:
- узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
- узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
Овладеет умением:
- самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве;
- самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
Овладеет умением:
- занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
- занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося;
- занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.
Совместная ориентировка со зрячим
Овладеет умением:
- соблюдать позу при совместном передвижении;
- передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
- передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость;
- обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки
Овладеет умением:
- обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке;
- использовать трость при подъеме и спуске с лестниц.
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
Введение
Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка», с кабинетом ориентировки в пространстве и его предметным наполнением.
Развитие сохранных анализаторов
Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Формирование предметных и пространственных представлений
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями.
Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная и свободная ориентировка в школе.
Правила перехода улицы слепыми.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте).
Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы.
Совместная ориентировка со зрячими
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности.
Обучение пользоваться тростью
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях.
Направления работы в рамках курса
Коррекционно-развивающая работа
Реализация содержания курса «Пространственная ориентировка» со слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в основном в такой форме организации учебных занятий как индивидуальная работа. Эта форма является наиболее предпочтительной и эффективной по следующим причинам. Во-первых, формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых и ослепших людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации непроизвольно, т.е. по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Поэтому формирование таких навыков возможно только при непосредственном целенаправленном тактильном контакте педагога с незрячим школьником.
Во-вторых, овладение приемами ориентировки и самостоятельным передвижением в пространстве слепым человеком (уровень его готовности к обучению ориентировке в пространстве, скорость формирования умений) – процесс весьма индивидуальный и небезопасный для здоровья обучаемого. Он не может быть заключен в строго определенные временные рамки.
В-третьих, занятие по пространственной ориентировке – это практическое занятие с включением в него теоретической части, т.к. на полноценное усвоение слепыми детьми даже теоретического материала можно рассчитывать только тогда, когда он будет подкреплен демонстрацией на практике. Групповая работа со слепыми детьми в этом направлении эффективна при изучении только теоретического материала и только в малых группах (не более двух человек).
Реализация программы возможна как в форме индивидуальных занятий-практикумов для самих учащихся, так и в форме мастер-классов для их родителей.
На занятиях по пространственной ориентировке предусматриваются следующие основные виды учебной деятельности: работа с наглядным материалом (реальные предметы, модели, рельефные изображения и т.д.), ориентировка в помещениях, изучение и самостоятельное прохождение маршрутов, применение технических средств реабилитации (трости).
Наибольший эффект усвоения программного материала на занятиях по пространственной ориентировке достигается при использовании сочетания словесных и наглядных методов. Например, подробное описание маршрута облегчает и делает наиболее безопасной практическую ориентировку при перемещении по нему, а с другой стороны - практическая ориентировка на маршруте может уточнить его словесное описание.
Приемы обучения на занятиях по пространственной ориентировке во многом отражают специфику приобретения знаний и умений школьниками с нарушением зрения – знакомство с реальными объектами или моделями, рельефными изображениями объектов, недоступных для непосредственного их восприятия; более детальное, расчлененное на этапы изучение маршрута или какого-либо действия (например, обследование помещения); многократное прохождение маршрута или повторение изучаемого действия с постепенным увеличением степени самостоятельности вплоть до полностью самостоятельного прохождения маршрута или повторение учащимися изученного действия.
Диагностическая работа
Мониторинг планируемых результатов по курсу «Пространственная ориентировка» осуществляется два раза в год – в начале (предварительный контроль), и в конце учебного года (итоговый контроль) в форме контрольного занятия, где обучающиеся показывает свои знания, умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается ученик, планирует работу с ним на следующий учебный год.
Современная тифлопедагогика еще не располагает объективными методами, которые смогли бы достоверно замерить наличие и уровень сформированности того или иного навыка пространственной ориентировки у слепого человека. Изучение тифлопедагогической литературы, наблюдения и беседы с обучающимися, позволили выделить шесть уровней сформированности навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве.
2 класс
Курс «Пространственная ориентировка» включает в себя следующие разделы:
- «Развитие сохранных анализаторов»;
- «Развитие навыков ориентировки в микропространстве»;
- «Формирование предметных и пространственных представлений»;
- «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве;
- «Формирование топографических представлений»;
- «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров»;
- «Совместная ориентировка со зрячими»;
- «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки».
Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала от одного года обучения к другому. Однако распределение часов по разделам программы на разных годах обучения неодинаково.
Так, на первых годах обучения больше внимания уделяется развитию способности воспринимать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов, ориентировке в микропространстве. Формирование пространственных представлений идёт по типу «Карта-путь». На последующих этапах обучения больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве на основе топографических представлений о местности типа «Карта - обозрения».
Развитие сохранных анализаторов.
Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве.
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
Формирование предметных и пространственных представлений.
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях ориентировки на местности.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная ориентировка в школе, на пришкольном участке.
Правила перехода улицы.
Составление плана замкнутого пространства по словесному описанию.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров.
Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке.
Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
Поза при отыскивании упавших предметов.
Совместная ориентировка со зрячими.
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни.
Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
Обращение за помощью к незнакомому человеку.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки.
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
3 класс
Курс «Пространственная ориентировка» включает в себя следующие разделы:
- Развитие сохранных анализаторов;
- Развитие навыков ориентировки в микропространстве;
- Формирование предметных и пространственных представлений;
- Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве;
- Формирование топографических представлений;
- Формирование правильной позы и движения рук при обследовании предметов и ориентиров;
- Совместная ориентировка со зрячими;
- Обучение использованию трости и других тифлотехнических средств ориентировки. Развитие сохранных анализаторов.
Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве.
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
Формирование предметных и пространственных представлений.
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте (троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро).
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная ориентировка в школе, на пришкольном участке.
Правила перехода улицы.
Формирование обобщенных представлений о своем городе (населенном пункте) с использованием рельефных планов и макетов.
Составление плана замкнутого пространства по словесному описанию.
Формирование правильной позы и движения рук при обследовании предметов и ориентиров.
Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.
Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
Поза при отыскивании упавших предметов.
Совместная ориентировка со зрячими.
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни.
Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
Обращение за помощью к незнакомому человеку.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки.
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости. Обращение с тростью при переходе через улицу.
4 – 5 классы
Курс «Пространственная ориентировка» включает в себя следующие разделы:
- Развитие сохранных анализаторов;
- Развитие навыков ориентировки в микропространстве;
- Формирование предметных и пространственных представлений;
- Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве;
- Формирование топографических представлений;
- Формирование правильной позы и движения рук при обследовании предметов и ориентиров;
- Совместная ориентировка со зрячими;
- Обучение использованию трости и других тифлотехнических средств ориентировки. Развитие сохранных анализаторов.
Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве.
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.
Формирование предметных и пространственных представлений.
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте (троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро).
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений.
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная ориентировка в школе, на пришкольном участке.
Правила перехода улицы.
Формирование обобщенных представлений о своем городе (населенном пункте) с использованием рельефных планов и макетов.
Составление плана замкнутого пространства по словесному описанию.
Формирование правильной позы и движения рук при обследовании предметов и ориентиров.
Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом.
Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.
Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте.
Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве.
Поза при отыскивании упавших предметов.
Совместная ориентировка со зрячими.
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни.
Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях).
Обращение за помощью к незнакомому человеку.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки.
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости. Обращение с тростью при переходе через улицу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ урока | Название раздела, количество часов Тема занятия | |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч) | ||
1 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | |
Введение (1 ч) | ||
2 | Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка» и с кабинетом ориентировки в пространстве. | |
Развитие сохранных анализаторов (6 ч) | ||
Развитие мелкой моторики (2 ч) | ||
3 | Развитие мелкой моторики. | |
4 | Развитие точных движений пальцев рук. | |
Развитие осязательного восприятия пространств (1 ч) | ||
5 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания. | |
Развитие слухового восприятия пространства (1 ч) | ||
6 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха. | |
Развитие обонятельного восприятия (1 ч) | ||
7 | Запахи вокруг нас. | |
Развитие зрительного восприятия пространства (1 ч) | ||
8 | Зрительное восприятие замкнутого пространства. | |
Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч) | ||
9 | Ориентировка на своем теле. | |
10 | Ориентировка по сторонам собственного тела. | |
11 | Ориентировка в двухмерном микропространстве. | |
12 | Ориентировка в двухмерном микропространстве. | |
13 | Ориентировка в трехмерном микропространстве. | |
Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч) | ||
14 | Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство. | |
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч) | ||
15 | Ориентировка в пространстве «от себя». | |
16 | Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя». | |
17 | Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела. | |
18 | Ориентировка и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета» | |
19 | Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве. | |
20 | Ориентировка в школьной столовой. | |
21 | Ориентировка в спальне обучающегося / в школьном гардеробе. | |
22 | Ориентировка в зданиях школы. | |
23 | Правила поведения на улице. | |
24 | Правила дорожного движения. | |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (1 ч) | ||
25 | Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий. | |
Совместная ориентировка со зрячими (1 ч) | ||
26 | Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего. | |
Обучение пользоваться тростью (6 ч) | ||
27 | Знакомство с тростью. | |
28 | Знакомство с тростью. | |
29 | Складная трость. | |
30 | Приемы и техники оперирования тростью. | |
31 | Подъем / спуск с лестницы, используя трость. | |
32 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости. | |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч) | ||
33 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАОЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Оборудование кабинета «Пространственная ориентировка»
Стол ученический[1]
Стол учительский
Стол демонстрационный
Стул ученический1
Стул вращающийся
Комплект шкафов для хранения оборудования
Шкаф одежный
Ковер
Телевизор
Компьютер: монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь
Колонки
Корзина для мусора
Раковина
Наглядные пособия и дидактические материалы1
Для развития сохранных анализаторов
Разборная азбука по Брайлю
Прибор для письма по брайлю
Грифель
Тетрадь для письма по брайлю1
Звучащий мяч
Набор звуковых картинок «Звуков живой природы», «Звуков неживой природы», «Голоса людей»
Набор запахов
Набор мячей разного размера, из разных материалов и с разным характером поверхности
Для развития навыков ориентировки в микропространстве:
Набор плоских геометрических фигур (на липучках или магнитах)
Набор объемных геометрических тел
Матрешка
Фланелеграф
Доска магнитная
Приборы «Ориентир»
Для формирования предметных и пространственных представлений:
Набор детской мебели
Набор детской посуды
Набор детской одежды
Набор детской обуви
Альбомы с рельефными изображениями предметов мебели, посуды, одежды, обуви
Рельефные планы салонов транспортных средств
Для обучения ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
Макет школьных зданий и пришкольной территории
Рельефный план этажей школьных зданий
Рельефный план пришкольной территории
Рельефные планы ближайших к школе улиц и их фрагментов
Рельефные планы перекрестков
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
Альбомы с рельефными изображениями поз и жестов человека
Оборудование для обучения пользованию тростью:
Трость тактильная, ориентационная, комбинированная
Трость тактильная, ориентационная, складная
Трость тактильная, ориентационная, телескопическая
Трость тактильная, ориентационная, цельная
Наконечник для ориентационной трости крутящийся
Перечень литературы для учителя
- Любимов А.А., Денискинв В.З. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 16-22.
- Любимов А.А., Любимова М.П. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2013. - №6. – С.28-32.
- Любимова М.П., Любимов А.А. Приемы сопровождения лиц с нарушением зрения в процессе передвижения в пространстве // Странички для занятий с детьми «Мы вместе». – 2013. – №6.
- Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие Составитель Е. А, Кульбуш. – М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 49 с.
- Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие / под науч. редакцией Л И Солнцевой. – М.: Педагогика, 1990. – 127 с.
- Подколзина Е. Н. Ориентировка в пространстве [Текст] / Е. Н. Подколзина // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М.: Город, 1999. - Ч. 1 Детский сад - С. 120 – 130.
- Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве // Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М.: Город, 1999. - Ч. 2 - С. 132 – 136.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Рудакова Л. А. Пространственная ориентировка. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога [Текст] / авт.-сост. Л. А. Рудакова // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. – СПб.: Образование, 1995. - С. 5-40. (Рудакова)
- Солнцева Л. И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: учебно-методическое пособие / Л. И. Солнцева, Л.А. Семенов. - М.: ВОС, 1989. – 80 с.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса коррекционного курса «Пространственная ориентировка» являются:
Развитие сохранных анализаторов
- обучающийся научится совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- обучающийся сможет узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
- обучающийся сможет узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
- обучающийся научатся узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
- обучающийся сможет свободно ориентировать «на себе»;
- обучающийся научится ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочии).
Формирование предметных и пространственных представлений
- обучающийся сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений
- обучающийся сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров
- обучающийся сможет занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
- обучающийся научится занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в помещение;
- обучающийся сможет занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.
Совместная ориентировка со зрячим
- обучающийся научится соблюдать позу при совместном передвижении;
- обучающийся сможет передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
- обучающийся сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
2 КЛАСС
Календарно-тематическое планирование курса
«Пространственная ориентировка»
№ | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 час) | |||
1 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 | Осознавать своё местоположение в пространстве. Самостоятельно передвигаться в помещении, соблюдать позу, правильно ставить стопу, выставленной вперёд рукой, предупреждать столкновение с предметами. Давать характеристику предметам, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). Обследовать, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называть из какого материала они сделаны). Называть знакомые звуки окружающего мира. Проявлять интерес к новому пространству. |
Развитие сохранных анализаторов (6 часов) | |||
Развитие осязательного восприятия пространства (2 часа) | |||
2 | Восприятие замкнутого пространства при помощи осязания. | 1 | Повторяет приемы обследования предметов, находящихся в помещении. Осознает своё местоположение в пространстве. Обследует предметы мебели разной конфигурации в помещении совместно с педагогом (н/п в кабинете ориентировки в пространстве). Перечисляет предметы мебели в помещении. Дает характеристику предметам мебели, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). |
3 | Восприятие замкнутого пространства при помощи осязания. | 1 | Повторяет приемы обследования предметов, находящихся в помещении. Передвигается самостоятельно в изученном пространстве. Обследует самостоятельно предметы мебели разной конфигурации в помещении (н/п, в классе или спальне). Перечисляет предметы мебели в помещении. Дает характеристику предметам мебели, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). |
Развитие слухового восприятия пространства (2 часа) | |||
4 | Восприятие свободного пространства при помощи слуха. | 1 | Локализовать неподвижный и перемещающийся звук колокольчика в кабинете. Показывает рукой и называет направление движения звучащего предмета (влево - вправо, вверх – вниз). Определяет степень удаленности звучащего предмета (понятия: далеко, близко, ближе, дальше, приближается, удаляется). |
5 | Восприятие закрытого пространства при помощи слуха. | 1 | Знакомится со звуками окружающего мира. Узнает и различает по голосам окружающих людей (ребенок – взрослый, мужчина – женщина). Определяет по голосу эмоциональное состояние человека. Узнает звуки природы (шум дождя, шелест листьев, голоса животных, городские шумы). |
Развитие обонятельного восприятия (1 час) | |||
6 | Восприятие свободного пространства при помощи обоняния. | 1 | Определяет с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве (запах свежего хлеба, лекарства, бензина, краски и т.п.) Называет их. Определяет источник запаха в пространстве относительно себя. |
Развитие зрительного восприятия пространства (1 час) | |||
7 | Восприятие замкнутого пространства при помощи остаточного зрения. | 1 | Выделяет зрительные признаки предметов в помещении (при наличии остаточного зрения): форму, цвет, величину. Перечисляет предметы мебели в помещении (в знакомом и незнакомом пространстве). Оценивает удаленность предметов в пространстве. Определяет их изображение на рельефном рисунке. |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (5 час) | |||
8 | Правильная поза при самостоятельном передвижении. | 1 | Повторяет правила передвижения в помещении (правостороннее движение, исключения). Упражняется в развитии прослеживающей функции руки при движении в кабинете вдоль стен по периметру. Знакомится с приемами защиты тела от столкновений с предметами. Выделяет главный ориентир при передвижении; постоянные и временные препятствия. |
9 | Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости. | 1 | Повторяет правила принятия правильной позы при чтении и письме. Повторяет правила обследования предметов на горизонтальной поверхности. Самостоятельно демонстрирует правильные позы при обследовании предметов на горизонтальной поверхности, при чтении и письме. |
10 | Правильная поза при обследовании больших предметов. | 1 | Повторяет правила безопасности при обследовании больших предметов. Повторяет способы обследования больших предметов. Самостоятельно обследует большие предметы в помещении. Сохраняет правильную позу при обследовании предметов мебели в помещении. |
11 | Правильная поза при обнаружении и обходе препятствий. | 1 | Повторяет правила обхода при обнаружении препятствий. Выполняет упражнения, направленные на формирование навыка безопасного обхода препятствий. Сохраняет правильную позу при обходе препятствий. |
12 | Правильная поза при ходьбе парами, друг за другом. | 1 | Повторяет или знакомится с правилами при ходьбе парами, друг за другом. Осуществляет передвижение в паре, друг за другом по коридору, по лестнице. Выполняет упражнения по формированию правильного жеста, указывающего направление. |
Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (2 часа) | |||
13-14 | Ориентировка на приборе «Ориентир». | 2 | Знакомится с прибором «Ориентир». Соотносит фигуры прибора «Ориентир» с предметами окружающей среды. Располагает предметы по словесной инструкции педагога: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом при ориентировке на столе в двухмерном пространстве. Называет местоположение предметов относительно заданного педагогом ориентира. Самостоятельно составляет картинку из фигур прибора «Ориентир» по заданию педагога. |
Формирование предметных и пространственных представлений (7 часов) | |||
15 | Предметная наполняемость класса. | 1 | Называет предметы, необходимые для оборудования класса. Соотносит предметы мебели класса с рельефными рисунками или макетами, узнавая их по характерным признакам. Определяет местоположение предметов относительно своего места в классе. |
16 | Предметная наполняемость кабинета ориентировки в пространстве. | 1 | Называет предметы, необходимые для оборудования кабинета ориентировки в пространстве. Соотносит предметы мебели кабинета с рельефными рисунками или макетами, узнавая их по характерным признакам. Находит в кабинете, перечисленные предметы. Определяет местоположение предметов относительно своего места в кабинете, относительно определенного ориентира (дверь, доска). |
17 | Предметная наполняемость столовой. | 1 | Называет предметы, необходимые для оборудования столовой. Соотносит предметы мебели столовой с рельефными рисунками или макетами, узнавая их по характерным признакам. Воспринимает предметы быта пальцевым, кистевым, ладонным способами. Описывает свое место в столовой (ряд, стол, место за столом, кто сидит слева, справа, напротив). |
18-19 | Ориентировка на макетах замкнутого пространства. | 2 | Повторяет приемы обследования предметов, макета. Обследует макеты замкнутого пространства (класса, спальни, столовой), определяет назначение помещения, называет предметы, находящиеся в данном помещении (по макету). Определяет местоположение предметов относительно ориентира, заданного педагогом (слева, справа, впереди, сзади). |
20-21 | Предметная наполняемость пришкольного участка. | 2 | Называет объекты зон пришкольного участка (игровая зона, спортивная зона, хозяйственная зона, входная зона, пешеходная зона и проезжая зона). Соотносит объекты пришкольного участка с рельефными рисунками или макетами, узнавая их по характерным признакам. Повторяет правила передвижения по территории пришкольного участка. |
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (8 часов) | |||
22-23 | Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве. | 2 | Повторяет виды пространств: рабочее место (парта, портфель), закрытое пространство (класс, коридор, спальня, школа), открытое пространство (школьный двор, улица). Актуализирует словарный запас по теме «Школьные помещения». Определяет знакомые ориентиры, исходную позицию направлений движения. Обследует кабинет ориентировки в пространстве совместно с педагогом (от двери по периметру). Соблюдает правила безопасного передвижения в помещениях школы. Обследует с помощью педагога мебель в кабинете. Определяет взаиморасположение предметов относительно друг друга. Определяет своё место нахождения в кабинете. Соотносит словесное описание предметов с их расположением в классе. |
24 | Ориентировка в кабинете, закрепленном за классом обучающегося. | 1 | Обследует свой класс совместно с педагогом (от двери по периметру). Соблюдает правила безопасного передвижения в помещениях школы. Находит своё место в классе. Находит предметы в своем классе по заданию педагога. Определяет их местоположение относительно заданного ориентира (слева, справа, сзади, впереди). |
25 | Изучение актуальных для обучающегося маршрутов в школьных зданиях. | 1 | Актуализирует словарный запас по теме «Школьные помещения». Повторяет правила безопасного передвижения. Повторяет маршруты, изученные ранее (например, от класса до столовой, от класса до спальни). Самостоятельно передвигается по знакомым маршрутам, находит знакомые ориентиры. Использует как ориентиры звуки, направление источников света (по возможности цвета), запахи, половое покрытие, характерные для этих мест. Соблюдает правила безопасного передвижения в помещениях школы. Изучает новые актуальные маршруты школы (например, от класса до кабинета ориентировки в пространстве). |
26 | Отработка актуальных для обучающегося маршрутов в школьных зданиях. | 1 | Самостоятельно передвигается по маршруту, находит знакомые ориентиры. Соблюдает правила безопасного передвижения в помещениях школы. Определяет своё местонахождение. Использует как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места. Отрабатывает актуальные маршруты школы (например, от класса до кабинета ориентировки в пространстве). |
26 | Макетирование кабинета ориентировки в пространстве. | 1 | Знакомится с понятием макет. Повторяет предметную наполняемость кабинета ориентировки в пространстве. Проходит по кабинету ориентировки в пространстве, называя предметы, определяя их место положения относительно заданного ориентира. Совместно с педагогом составляет макет кабинета, используя конструктор (игрушки и т.д.). |
27 | Макетирование и планирование столовой. | 1 | Повторяет понятие макет. Повторяет предметную наполняемость столовой. Называет запахи и звуки, характерные для столовой. Повторяет маршрут до своего места в столовой от исходной точки (входная дверь). Совместно с педагогом составляет макет части столовой, используя конструктор (игрушки и т.д.). |
28 | Макетирование и планирование спальни. | 1 | Повторяет понятие макет. Повторяет предметную наполняемость спальни, взаимное расположение предметов мебели. Совместно с педагогом составляет макет спальни, используя конструктор (игрушки и т.д.). Определяет на макете свое место в спальне. |
29 | Макетирование и планирование и пространственных представлений по типу «карта-путь». | 1 | Знакомится с понятием «карта-путь». Повторяет маршрут (например, от класса до кабинета по пространственной ориентировке). Называет знакомые предметы и ориентиры по пути следования. Совместно с педагогом составляет «карту-путь», используя прибор «Ориентир». |
Обучение пользоваться тростью (2 часа) | |||
30-31 | Белая трость. Ее функции, виды. Способы индивидуального подбора трости. | 2 | Знакомится с тростью как основным средством самостоятельной и безопасной ориентировки. Знакомится со складной тростью. Знакомится со способами захвата трости. Учится правильно удерживать трость. Учится определять с помощью тактильной трости покрытие пола по осязательным и звуковым признакам (плитка, линолеум, ламинат, дерево и другие напольные покрытия). |
Совместная ориентировка со зрячими (2 час) | |||
32-33 | Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего. | 2 | Повторяет правила поведения обучающегося в общественных местах. Знакомится с правилами поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях). Учится обращаться за помощью к незнакомому человеку. Повторяет приёмы при движении с сопровождающим. Владеет своим телом при передвижении в пространстве. Передвигается совместно со зрячим по незнакомым маршрутам в школе. |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по ориентировке в пространстве (1 час) | |||
34 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 | Осознавать своё местоположение в пространстве. Самостоятельно передвигаться в помещении, соблюдать позу, правильно ставить стопу, выставленной вперёд рукой, предупреждать столкновение с предметами. Давать характеристику предметам, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). Обследовать, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называть из какого материала они сделаны). Называть знакомые звуки окружающего мира. Проявлять интерес к новому пространству. |
3 КЛАСС
.Календарно-тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка»
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч) | |||
1 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 | Осознает своё местоположение в пространстве. Самостоятельно передвигается в помещении, учится соблюдать позу, правильно ставить стопу, выставленной вперёд рукой, предупреждать столкновение с предметами. Дает характеристику предметам, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). Обследует, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называет из какого материала они сделаны. Называет знакомые звуки окружающего мира. |
Развитие сохранных анализаторов (4 часов) | |||
2 | Характерные свойства и признаки предметов как ориентиры. | 1 | Повторяет характерные признаки предметов (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура). Обследует предметы ближайшего реального окружения, называет характерные признаки. |
3 | Прогнозирование ориентиров по словесному описанию пространства. | 1 | Повторяет характерные признаки предметов (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура). Выделяет ориентиры в знакомых помещениях (спальня, класс, кабинет ориентировки в пространстве). Совместно с педагогом прогнозирует ориентиры по словесному описанию пространства. |
4 | Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. | 1 | Повторяет характерные признаки предметов (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура). Проходит по знакомым маршрутам, выделяя ориентиры, описывая их характерные признаки (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура) используя сохранные анализаторы. |
5 | Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. | 1 | Повторяет характерные признаки предметов (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура). Проходит по новым маршрутам, совместно с педагогом выделяя ориентиры, описывая их характерные признаки (форма, размер, материал, характер поверхности, запах, звук, температура), используя сохранные анализаторы. |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (4 ч) | |||
6 | Формирование правильного жеста, указывающего направление. | 1 | Знакомится с жестом, указывающим направление. Учится выполнять данный жест. Выполняет упражнения, направленные на закрепление навыка использования жеста, указывающего направления (например, «Укажи, где находится доска, дверь, окно и т.д.). |
7 | Правильная поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ребенка. | 1 | Повторяет правила соблюдения безопасности при обследовании предметов. Повторяет правила поиска предмета на столе: линейный, веерный, «коробочка», правила поиска предмета на полу. Знакомится с правильной позой при обследовании предметов, находящихся выше, ниже роста ребенка. Обследует предметы, находящиеся выше, ниже роста ребенка. |
8 | Правильная поза при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. | 1 | Повторяет правила соблюдения безопасности при передвижении в пространстве. Знакомится с правильной позой при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Выполняет упражнения по отработке навыка принятия правильной, безопасной позы при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. |
9 | Правильная поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. | 1 | Повторяет правила поведения при знакомстве, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Знакомится с правильной позой и жестами при знакомстве, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Выполняет упражнения по отработке навыка принятия правильной позой и использования жестов при знакомстве, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми через ролевую игру. |
Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч) | |||
10 | Пространственная терминология: понимание и правильное ее применение. | 1 | Повторяет пространственную терминологию. Располагает предметы по словесной инструкции педагога: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом при ориентировке на столе в двухмерном пространстве. Рассказывает о местоположении предметов относительно заданного педагогом предмета. |
11-12 | Пространственные направления в двухмерном и трехмерном пространстве. | 2 | Повторяет пространственные направления в двухмерном и трехмерном пространстве: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось. Показывает пространственные направления в двухмерном и трехмерном пространстве жестами. Выполняет упражнения по перемещению предметов в указанном педагогом направлении. Выполняет упражнения по нахождению предметов в указанном педагогом направлении. |
13 | Макеты замкнутого и свободного пространства. | 1 | Повторяет правила обследования макетов. Обследует макеты замкнутого и свободного пространства (например, класса, спальни, пришкольного участка, кабинета ориентировки в пространстве). Называет предметы, заполняющие пространство помещения на макете. Определяет назначение данного помещения. |
14 | Рельефные планы замкнутого и свободного пространства. | 1 | Повторяет правила чтения рельефных изображений. Знакомится с рельефными планами. Учится читать рельефные планы. Выделяет элементы плана. Определяет местоположение, заданных элементов плана, относительно заданного педагогом ориентира. |
Формирование предметных и пространственных представлений (5 ч) | |||
15 | «Моя школа»: работа с макетом. | 1 | Повторяет виды пространств: рабочее место (парта, портфель), закрытое пространство (класс, коридор, спальня, школа), открытое пространство (школьный двор, улица). Повторяет значения слов по теме «Школа» (класс, школьная столовая, здание школы, школьный коридор, библиотека, спортивный зал и др.). Называет характерные признаки своей школы (например, сколько зданий и их назначение, сколько этажей в каждом здании, расположение зданий относительно центрального входа на территорию школы). Обследует макет школы. Определяет объекты школы по характерным признакам. |
16 | Пришкольная территория: работа с макетом. | 1 | Повторяет значения слов по теме «Школьный двор» (например, тротуар, газон, корт, стадион, игровая площадка). Повторяет объекты зон пришкольного участка (зоны: игровая зона, спортивная зона, хозяйственная зона, входная зона, пешеходная зона и проезжая зона). Обследует макет школьной территории. Определяет объекты зон пришкольного участка по характерным признакам. |
17-18 | Формирование представлений об объектах в городе. | 2 | Повторяет значения слов по теме «Город» (например, город, здания, магазин, больница, театр, музей, дорога, улица, транспорт и т.д.). Перечисляет объекты своего города. Повторяет правила поведения в общественных местах. Знакомится на макете с элементами улицы (мостовая, тротуар, пешеходный переход, светофор). Определяет по запаху городские объекты (например, больница, овощной магазин, почта, кулинария). |
19 | Формирование представления о городском транспорте. | 1 | Повторяет значения слов по теме «Городской транспорт» (например, транспорт, виды транспорта, остановка и т.д.). Повторяет правила поведения в общественном транспорте. Перечисляет виды транспорта в своем городе, на котором ездили с родителями. Определяет на рельефных изображениях виды городского транспорта по характерным признакам. Учится определять вид транспорта по звуку. |
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (9 ч) | |||
20-21 | Ориентировка на пришкольном участке. | 2 | Повторяет объекты зон пришкольного участка и их характерные признаки (зоны: игровая зона, спортивная зона, хозяйственная зона, входная зона, пешеходная зона и проезжая зона). Совместно с педагогом изучает территорию и ее деление на зоны. Находит характерные признаки каждой зоны. |
22-23 | Ориентировка на прилегающих к школе улицах. | 2 | Повторяет правила безопасного передвижения по улице. Повторяет части улицы (тротуар, мостовая, перекресток, светофор). С помощью педагога знакомится с рельефным изображением (или на макете) прилегающей к школе улицы. Проходит с помощью педагога по прилегающей к школе улице (например, от входа на территорию школы до перекрестка), изучая элементы улицы. |
24-25 | Схемы маршрутов. | 2 | Знакомится с образцом схемы знакомого маршрута по школе, с его условными обозначениями. Повторяет знакомый заданный маршрут по школе. С помощью педагога составляет схему заданного маршрута. Самостоятельно составляет схему того же маршрута. |
26 | Правила перехода улицы для незрячих. | 1 | Знакомится с элементарными «правилами уличного движения». Повторяет части улицы (тротуар, мостовая, перекресток, светофор). Знакомится с правилами перехода улицы для незрячих. Знакомится с работой звукового сфетофора. Выполняет упражнения на формирование навыка перехода улицы на звук светофора. Находит ошибки в поведении детей на улице по описанию педагога. |
27-28 | Формирование представления о своем пути от остановки до школы. Составление схемы маршрута. | 2 | Проходит маршрут от остановки до школы совместно с педагогом, определяя основные пространственные ориентиры. Знакомится с образцом схемы маршрута от остановки до школы. С помощью педагога составляет схему заданного маршрута. |
Обучение пользоваться тростью (3 ч) | |||
29 | Захват и удерживание трости. Техника безопасности при обращении с тростью. | 1 | Повторяет назначение трости в ориентировке в пространстве незрячего человека. Повторяет виды трости. Знакомится с правилами техники безопасности при обращении с тростью. Повторяет способы захвата трости. Учится правильно удерживать трость. Повторяет упражнения на определение с помощью тактильной трости покрытие пола по осязательным и звуковым признакам (плитка, линолеум, ламинат, дерево и другие напольные покрытия). |
30 | Приемы обследования тростью. | 1 | Знакомится с основными приемами обследования тростью (прием «скольжение»). Выполняет упражнения: пройти по заданному маршруту, демонстрируя прием обследования тростью. |
31 | Приемы обследования тростью. | 1 | Знакомится с основными приемами обследования тростью (прием «касание»). Выполняет упражнения: пройти по заданному маршруту, демонстрируя прием обследования тростью. |
Совместная ориентировка со зрячими (2 ч) | |||
32 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Повторяет правила поведения в общественных местах. Выполняет упражнения на развитие навыка обращения за помощью (обращение к продавцу, кассиру, покупка в магазине, пройти через дорогу) через ролевые игры. |
33 | Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими. | 1 | Повторяет правила совместной ориентировки со зрячим. Знакомится с приемами преодоления препятствий с помощью зрячего (лестницы, дверные проемы и т.д.). Передвигается совместно со зрячими по различным маршрутам в школе. |
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по ориентировке в пространстве (1 ч) | |||
34 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 | Осознает своё местоположение в пространстве. Самостоятельно передвигается в помещении, соблюдает позу, правильную постановку стоп, выставленной вперёд рукой, предупреждает столкновение с предметами. Дает характеристику предметам, встречающимся в помещении: форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). Обследует, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называет материал, из какого материала они сделаны. Называет знакомые звуки окружающего мира. Проявляет интерес к новому пространству. |
4 КЛАСС
4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика | 1 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования. | 4 | |
Пространственные понятия. | 1 | |
Звуковые ориентиры. | 2 | |
Наполняющие предметы в коридоре школе. | 1 | |
Ориентировка в помещениях | 7 | |
Передвижение в зданиях и помещениях | 1 | |
Приемы зашиты тела от столкновений с предметами. | 1 | |
Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки и т.д | 1 | |
Самостоятельная ориентировка на пришкольном участке | 1 | |
Приемы обследования помещений и зданий слепыми и слабовидящими. | 1 | |
Приемы обследования предметов, находящихся в помещениях | 1 | |
Ориентирование и мобильность в открытом пространстве | 8 | |
Ориентировка в окружающем пространстве школы на школьной территории, ближайшей улицы. | 2 | |
Словесное описание расположенного предмета в различных помещениях. | 2 | |
Передвижение детей в пространстве от одного объекта к другому. | 1 | |
Определение направления движущегося источника звука. | 1 | |
Ориентировка по схемам макро – и микро пространства. | 1 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 4 | |
Способы ориентировки с тростью | 1 | |
Определение поверхности земли при помощи трости. | 1 | |
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 1 | |
Обращение с тростью в зданиях и помещениях | 1 | |
Ориентировка в городе | 7 | |
Формирование представления о городе | 1 | |
Обследование и изучение прилегающих к школе улиц и основных объектов (ориентир), находящихся на этих улицах и т.п | 1 | |
Углубленное ознакомление с элементами улицы: дорога, газон, тротуар, дома, парапеты (ограждения), подъездная дорога (правила подхода к подъездной дороге, кустарник) и т.д. | 1 | |
Приемы ходьбы с опытными или случайными сопровождающими. | 1 | |
Общение в учреждениях бытового обслуживания (магазины, почта, поликлиника). | 1 | |
Обращение к прохожим на улице за помощью. | 1 | |
Изучение маршрута школа – автобусная остановка. | 1 | |
Повторение. | 2 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
Описание материально - техническое обеспечения:
- Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с. https://multiurok.ru/files/programma-obucheniia-prostranstvennoi-orientirovke.html
- Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006. Авторы: зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук; учитель-дефектолог по пространственной ориентировке специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. https://pandia.ru/text/78/083/54801.php
- Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
- Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: уч-методическое пособие/ Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева.- Москва, 1991.https://studfile.net/preview/8398638/
Дидактический материал:
- Грифель;
- Шрифт Брайля;
- Трость
- Прибор для письма по Брайлю (18 строк)
- Тетрадь для письма по Брайлю с грифелем для детей
- Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Мозаика
- Геометрический сенсорный мешочек
- Рельефно-графическая грамота - Зрительные образы и реалистический рисунок
- Тифлоприбор "Графика" для детей
- Пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста - Рельефно-графическая грамота.
5 КЛАСС
5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Диагностика | 1 | |
Пространственные понятия и упражнения ориентирования (повторение). | 4 | |
Пространственные понятия. | 1 | |
Звуковые ориентиры. | 1 | |
Приемы защиты при исследованиях предметов окружающего мира. | 1 | |
Наполняющие предметы в коридоре школе. | 1 | |
Изучение приемов ориентировки с помощью трости. | 17 | |
Способы ориентировки с тростью | 1 | |
Определение поверхности земли при помощи трости. | 1 | |
Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный. | 1 | |
Обращение с тростью в зданиях и помещениях. | 1 | |
Обращение с тростью на лестницах. | 1 | |
Обращение с тростью в местах скопления людей. | 1 | |
Обращение с тростью в транспорте. | 1 | |
Обнаружение препятствий с помощью трости. | 1 | |
Изучение с тростью пришкольный участок. | 1 | |
Изучение бордюров. | 1 | |
Обращение с тростью при переходе через улицу. | 1 | |
Изучение тротуаров около школы. | 1 | |
Маршрут с тростью школа – ближайшая дорога. | 1 | |
Маршрут с тростью школа-остановка. | 1 | |
Маршрут с тростью школа – ближайший магазин. | 1 | |
Зачетное занятие «Применение трости при ориентировке в пространстве». | 1 | |
Разыгрывание ситуаций в банке, магазине, почте – незрячий школьник. | 1 | |
Обучение ориентировке в свободном пространстве и формирование топографических представлений | 10 | |
Изучение плана школы. | 1 | |
Составление плана школы на приборе «Школьник». | 1 | |
Наполняющие предметы на прилегающих улицах к школе. | 1 | |
Составление обзора школьного участка на столе. | 1 | |
Наполняющие предметы вблизи школы на лежащем поле. | 1 | |
Составление обзора территории вблизи школы на столе. | 1 | |
Изучение перекрестков на макете. | 1 | |
Изучение карты района, на которой расположена школа. | 1 | |
Изучение на карте маршрута школа – дом. | 2 | |
Повторение | 1 | |
Диагностика знаний и умений учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
Описание материально - техническое обеспечения:
- Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с. https://multiurok.ru/files/programma-obucheniia-prostranstvennoi-orientirovke.html
- Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006. Авторы: зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук; учитель-дефектолог по пространственной ориентировке специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. https://pandia.ru/text/78/083/54801.php
- Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
- Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: уч-методическое пособие/ Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева.- Москва, 1991.https://studfile.net/preview/8398638/
Дидактический материал:
- Грифель;
- Шрифт Брайля;
- Трость
- Прибор для письма по Брайлю (18 строк)
- Тетрадь для письма по Брайлю с грифелем для детей
- Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Мозаика
- Геометрический сенсорный мешочек
- Рельефно-графическая грамота - Зрительные образы и реалистический рисунок
- Тифлоприбор "Графика" для детей
- Пособие для слабовидящих и незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста - Рельефно-графическая грамота.
[1] По количеству обучающихся в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.
Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки. Задача занятия – формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.Цели з...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Пространственная ориентировка"
Рабочая программа предназначена для учителей - дефектологов, работающих с детьми с нарушеннным зрением. Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом рекомендаций специалисто...

Презентация коррекционно-развивающей программы «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки для 1 класса
Занятие направлено на уточнение и закрепление навыков ориентирования в пространстве и на плоскости...

Пособие к курсу "Пространственная ориентировка" (макет 1 этажа)
В статье представлены фотографии пособия и кратко описаны способы работы с макетом здания на уроках пространственной ориентировке....

Коррекционно-развивающая программа «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка» для обучающихся с нарушением зрения 4 класса (вариант 3.2)
Рабочая программа курса «Пространственная ориентировка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования...