Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Петкевич Лариса Николаевна

         Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки.

 

Задача занятия –  формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

Цели занятия :

1.      Обучающая –  закрепление знаний об основных геометрических фигурах.

2.      Развивающая -  развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие   мелкой моторики.

3.      Коррекционная –   развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

4.      Воспитание познавательной активности, усидчивочти.

 

        Оборудование: магнитная доска, наборы геометрических фигур, бумага,  цветные  карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikz_dlya_oblastnogo_seminara_may_2012.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. КРУПСКОЙ»

ОТКРЫТОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

ОБЛАСТНЫХ КУРСОВ ИПК

ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ЗПР»

                                                                                          Выполнила: Петкевич Л.Н.,

                                                                                                              специалист высшего

 уровня квалификации

                                                                                               2 категории,

                                                                                                               учитель 1 «Б» класса

Усть – Каменогорск

2012

         Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки.

Задача занятия –  формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

Цели занятия : 

  1. Обучающая –  закрепление знаний об основных геометрических фигурах.
  2. Развивающая -  развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие   мелкой моторики.
  3. Коррекционная –   развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  4. Воспитание познавательной активности, усидчивочти.

        Оборудование: магнитная доска, наборы геометрических фигур, бумага,  цветные  карандаши.

Ход занятия

1 часть: группа учащихся с низким уровнем подготовленности.

  1. Физминутка

Руки вверх, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Руки вниз, в кулачок.

Разожмём и на бочок.

Вправо, влево повернулись,

Раз – нагнулись, два – нагнулись.

После этого присели

И за парты тихо сели.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну  Геометрию.

- Давайте познакомимся с жителями этой страны.

Здесь живут различные

Фигуры необычные:

Квадраты, Треугольники,

Овалы и Круги.

А Прямоугольники?

И Прямоугольники –

Жители страны.

-  Ребята, давайте поздороваемся с каждым жителем этой волшебной страны.

Я буду читать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны будете угадать их и показать мне нужную фигуру. Все фигуры находятся в конверте № 1.

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? 
(круг)

Он давно знаком со тобой,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)


Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Промежуточный итог: какие фигуры живут в волшебной стране?

- Вот мы и познакомились с жителями этой страны. А как она выглядит? Давайте «нарисуем» волшебную страну Геометрию.

  1. Игра «Мозаика»:

-  Возьмите конверт с цифрой 2. Достаньте из него фигуры. Они – то и помогут нам «нарисовать» картину.

- Главный город страны расположен среди большого леса. В верхнем левом углу выложите из зелёных треугольников ель.

- В центре города находится большое озеро.

- Вокруг этого озера расположены дома. Настя Богаткина поставит домик под озером. Настя Волкова поставит домик справа от озера. Алина поставит домик слева от озера. А Дима поставит дом над озером.

- А над всей страной светит яркое солнце. Вот такая эта волшебная страна. А теперь надо узнать, кто же живёт в этих домах?

  1. Задание «Исключи лишнее».

-Настя Волкова, где расположен твой домик?  В твоём домике живёт фигура, которая является лишней в этом ряду:

                         

- Объясни, почему ты выбрала эту фигуру? Положи на домик квадрат из первого конверта.

- Дима, где находится твой дом?  В нём  живёт фигура, которая отличается от всех остальных по размеру. Положи на домик  треугольник.

- Настя Богаткина, где находится твой дом? В твоём домике живёт фигура, которая расположена между синим треугольником и зелёным квадратом. Положи на домик круг.

- Алина, где находится твой домик?   В твоём домике живёт фигура, которая не является квадратом, кругом и треугольником.

Положи на дом  овал.

- Промежуточный итог: какая фигура живёт в твоём домике (спросить у каждого)?

- Замечательно! Мы знаем, кто живёт в каждом доме. Но, как воспитанные люди, мы не можем пойти в гости с пустыми руками. Нужно обязательно подарить какой-то подарок. Во все времена, в любой стране самый ценный подарок – это подарок,  сделанный своими руками. Давайте подарим нашим гостеприимным хозяевам красивые коврики.  

- Возьмите белый лист. Посередине обведите круг и раскрасьте его жёлтым карандашом.          Напоминаю, что нельзя выходить за границы фигуры (учитель делает всё на ватмане).

- В верхнем левом углу обведите треугольник. Раскрасьте его зелёным карандашом.

- В нижнем левом углу обведите овал. Раскрасьте его красным карандашом.  

- В верхнем правом углу обведите квадрат. Раскрасьте его синим карандашом.

- В нижнем правом углу обведите прямоугольник. Раскрасьте его коричневым карандашом.

- А теперь давайте посмотрим, какие красивые коврики у нас получились.

  Мы хорошо поработали и нашим пальчикам надо отдохнуть.

  1.  Пальчиковая гимнастика:  

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Папа, папа, это ты? Да, да, да!

Мама, мама, это ты? Да, да, да!

Братец, братец, это ты? Да, да, да!

Ах, сестрица, это ты? Да, да, да!

Все мы вместе! Да, да, да!

 

 Общий итог: -  Итак, ребята, у кого в гостях мы побывали?  Покажите, где левая сторона? Покажите, где правая сторона? Что находится над нами? Что находится у нас под ногами?

- На этом наше занятие окончено. Прошу вас потихоньку выйти в коридор.

2 часть: группа учащихся с уровнем подготовленности выше среднего.

  1. Физминутка.

Мы проверили осанку,

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом – на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И, как мишка косолапый,

И, как заинька – трусишка,

И, как серый волк – волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся –

Ёжик сладко потянулся.

- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в лес. Но экскурсия наша будет необычной: мы проведём её, не выходя из класса.

Для начала нам необходимо подготовить к работе наши руки.

  1. Шнуровка.

Задание: найдите верхний ряд дырочек. В левую дырочку снизу вверх  вставьте концы шнурка и продёрните так, чтобы небольшой кончик остался снизу. Вставьте шнурок в правую верхнюю дырочку сверху вниз. Протяните шнурок и т.д..

- Ну что же, все готовы к путешествию. Мы выходим из дома.

  1. «Мозаика»

- В ваших конвертах лежат фигуры, которые понадобятся вам для постройки дома: 4 жёлтых треугольника и 1- красный. Красный треугольник – это крыша, а жёлтые – это сам дом (на доску и на парты выкладываются красные треугольники). Как нужно выложить жёлтые треугольники, чтобы из них получился квадрат?

        

(на магнитной доске выкладывается аналогичный дом)

- До леса путь неблизкий, тропинка извилистая.

(выкладывается полоска с «тропинкой»)

Вам нужно воспроизвести «тропинку» на этом листе. Определите, откуда она начинается: сколько клеток отступаем и в каком направлении? Куда движемся затем? Продолжите узор самостоятельно.

1 клетка         , 1 клетка         , 1 клетка          , 1 клетка      ,    1 клетка       ,  2 клетки         и т.д..

 

- По дороге нам встречаются необычайно красивые цветы (на магн. доску выставляются картинки цветов).

     3.«Нарисуйте такую же фигуру».

- Цветок также можно нарисовать по клеточкам. На ваших листах есть вот такой цветок (на магн. доску  выставляется рисунок.) Ваша задача – воспроизвести этот цветок на правом поле. Определите начальную точку (сколько клеток вниз, сколько – вправо, куда двигаться дальше?).

         

- Вот мы и не заметили, как дошли до леса (выставляются фигурки дерева и ёлки). В лесу нужно двигаться тихо, чтобы не напугать животных.

4.«Пальчиковая гимнастика»: сначала правой, затем – левой рукой, а потом – обеими.

Тише, тише! Не шумите.

Наших деток не будите.

Станут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

- Вы ничего не слышите? Кто-то шуршит в траве. Кто же это может быть?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

- Кто же это? Правильно, это белка (на доску выставляется фигурка белки). Ребята,  а что же белочка ищет в траве?  Давайте узнаем. Но  для этого нам надо потренировать наши глаза.

5.«Коррегирующая гимнастика для глаз»:

- «палец двоится»: вытянуть руку перед собой, поднять указательный палец и приближать руку к носу до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 3-4 раза.

- «зоркие глазки»: выполнить глазами шесть кругов вправо, затем шесть кругов влево.

- «стрельба глазами»: двигать глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить не спеша 5-6 раз.

- Ну что ж, теперь можно приступить к выполнению задания. На ваших листах осталось чистым ещё одно поле.  Чтобы удобнее было работать, на нём нанесены 2 линии. Точка, где они пересекаются, обозначена цифрой «0». Каждая цифра по линиям обозначена своим порядковым номером. Нам нужно будет найти точки по координатам и затем соединить их линиями. Первая цифра в скобках показывает направление по горизонтали, а вторая цифра – по вертикали.

Координаты: 1 (1 - 4), 2 (4 - 7), 3 (6 - 7), 4 (9 - 4), 5 (6 - 4), 6 (6 - 0), 7 (4 - 0), 8 (4 - 4).

- Соедините точки прямыми линиями. Что получилось? Оказывается,  белка искала в траве грибы. А для чего она это делает? Что ещё заготавливает белка на зиму?

А знаете ли вы, что белки оказывают огромную помощь в восстановлении наших лесов. Белка закапывает в землю жёлуди, орехи, но очень быстро забывает это место. Если орех долго лежит в земле, он начинает прорастать. И через некоторое время в лесу появляется молоденькая ёлочка или маленький дубок.

6.Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим, мы капусту жмём.

Если останется время – «вышить»  гриб  крестиком.

          7. Подведение итогов: куда мы ходили на экскурсию? Что мы встретили по дороге в лес? Кого увидели мы в лесу? Что делала белка?

- Ребята, нам пора возвращаться. А о том, что ещё интересное и необычное можно увидеть в лесу, мы с вами узнаем на следующем занятии.

Самоанализ урока.

Занятие проводилось в 1б классе для детей с задержкой психического развития.

В классе 12 человек.

У всех детей данного класса слабо сформированы основные психические функции и познавательные процессы: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, умение ориентироваться на плоскости. Отмечается замедленность переработки сенсорной информации, пониженная  работоспособность. Уровень познавательной активности низкий. Десять человек имеют общее недоразвитие речи.

 В первой группе работали учащиеся с низким уровнем развития познавательных и психических процессов (коротко о каждом ученике).

Во второй группе работали учащиеся, уровень развития познавательных и психических процессов которых, выше среднего (коротко о каждом).

В связи со всем выше перечисленным, при планировании занятия  я учитывала состояние здоровья детей, особенности их высшей нервной деятельности, индивидуальные особенности и  работоспособность.

Занятие  проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием по коррекции познавательных процессов  на основе программы коррекционной работы для детей с задержкой психического развития.

Тема занятия: «Формирование навыков пространственной ориентировки».

Задача занятия –  формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

Цели занятия : 

  1. Обучающая –  закрепление знаний об основных геометрических фигурах.
  2. Развивающая -  развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие   мелкой моторики.
  3. Коррекционная –   развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  4. Воспитательная – воспитание познавательной активности и любознательности.

При проведении занятия использовались следующие направления коррекционной работы:

- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.

- Формирование умений и навыков, необходимых для ориентирования в задании, для умения выполнять работу в соответствии с наглядным образцом и словесными инструкциями.

- Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

При планировании занятия учитывались следующие принципы коррекционной работы:

- Подбор заданий, максимально возбуждающих познавательную активность учащихся.

- Соответствие заданий психологическим и возрастным особенностям детей.

- Принцип наглядности.

 - Индивидуально-дифференцированный подход.

- Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.

- Принцип деятельностного подхода.

- Создание комфортной обстановки и ситуации успеха.

Для реализации целей занятия использованы следующие методы работы и педагогические технологии:

  1. Наглядно-образный метод.
  2. Словесный.
  3. Дифференцированный
  4. Практический.

- Технология коррекционно-развивающего обучения.

- Игровая технология.

- Технология личностно-ориентированного обучения.

На занятии были созданы благоприятные условия для усвоения материала, поддерживалась атмосфера успешности, для снятия эмоционального и физического напряжения проводились физминутки и упражнения на мышечную релаксацию (коррегирующая гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).

Все дети работали увлечённо.

Я считаю, что  с задачами занятия дети справились на среднем уровне.

Занятие  целей достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация коррекционно-развивающей программы «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...

Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...

«Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предмет...

Игры для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Возможность целенаправленного формирования пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей школьного возраста с нарушением зрения средствами дидактической игры....

Коррекционно-развивающая программа «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...

Упражнения на формирование пространственной ориентировки у дошкольников

Упражнения на формирование пространственной ориентировки у дошкольников...