Рабочая программа по курсу «Развитие коммуникативной деятельности»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа  по курсу «Развитие коммуникативной деятельности» для 1-5 классов разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся на основе методической рекомендации выполненной в рамках реализации плана мероприятий Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования под редакцией Г. В. Никулиной, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkd_3.2.docx71.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной деятельности (вариант 3.2)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу «Развитие коммуникативной деятельности» для 1-5 классов разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся на основе методической рекомендации выполненной в рамках реализации плана мероприятий Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования под редакцией Г. В. Никулиной, 2018.

Цели курса:

  • овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации;
  • освоение правил общения;
  • развитие способности вступать в процесс общения.

Задачи:

  • обогащение знаниями о значении коммуникации в жизнедеятельности человека;
  • воспитание культуры общения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение навыкам вербальной и невербальной коммуникации;
  • обучение вербальному и невербальному общению в условиях зрительной депривации;
  • развитие практических навыков взаимодействия в разнообразных видах деятельности;
  • развитие двигательной сферы и координации движений;
  • развитие элементов мимики и жестов;
  • обучение механизму произвольного воспроизведения элементов мимики и жестов;
  • формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
  • развитие речевой коммуникации;
  • развитие компенсаторных способов преодоления трудностей коммуникации;
  • формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции;
  • развитие коммуникативных навыков в проблемных ситуациях, моделирующих процесс общения;
  • развитие умения применять полученные навыки в совместной деятельности.

  1. Общая характеристика курса

Под коммуникативной деятельностью понимается деятельность, предметом которой является общение с другим человеком. Коммуникация — это то, что позволяет людям связываться друг с другом на основе общих интересов, обмениваться мыслями, идеями, т. е. устанавливать специфические формы взаимодействия между собой в процессе познавательной и трудовой деятельности, в процессе совместного проживания. Коммуникация является важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок социума.

Целью овладения слепыми коммуникативной деятельностью является социализация обучающегося.

Требования, предъявляемые к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню развития детей, особенности младшего школьного возраста определяют основные направления социализации младших школьников:

  • самосознание,
  • самоопределение,
  • самореализация,
  • самоутверждение.

Обозначенные направления позволяют выделить компоненты социализации младшего школьника:

  1. когнитивно-рефлексивный (знания, понимание, рефлексия);
  2. коммуникативный (общение и взаимодействие; усвоение ребенком норм, правил, обычаев, моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотношениях);
  3. практический (усвоение практических навыков в разнообразных видах деятельности и проявление себя в разнообразном творчестве);
  4. ценностно-смысловой (наличие ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок, определяющих его отношение к чему-либо или кому-либо).

Основными понятиями коммуникативной деятельности являются коммуникативная грамотность, коммуникативные умения, коммуникативная культура.

Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Коммуникативная грамотность включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

Коммуникативные умения понимаются, как умения детей вступать в общение, устанавливать контакты, обмениваться информацией, воспринимать другого человека и переносить результат общения в повседневную деятельность.

Коммуникативная культура является результатом формирования коммуникативных умений, проявляющихся в процессе общения между людьми.

Коммуникативные механизмы делятся на две основные группы:

  1. вербальная коммуникация — в качестве знаковой системы используется речь;
  2. невербальная коммуникация — используются неречевые знаковые системы.

Вербальная коммуникация есть взаимодействие людей с помощью речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический.

При передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения, поэтому речь можно считать самым универсальным средством коммуникации.

Диалогическая речь (диалог) как специфический вид разговора — это последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации при диалоге определяется степенью обеспечения партнерами тематической направленности информации, двусторонности характера информации.

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Умение ребенка общаться подразумевает:

  • осознание того, что каждый (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
  • понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;
  • ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;
  • понимание процесса общения, включающего говорение и слушание.

Таким образом, посредством речи происходит вербальная коммуникация участников. Речь, являясь универсальным средством общения, приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, что обязательно дополняется употреблением неречевых, т. е. знаковых систем.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме.

К невербальным средствам относятся:

  1. оптико-кинетические (поза тела, мимика, жесты, походка);
  2. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  3. экстралингвистические (паузы, плач, смех, темп речи);
  4. проксемические (использование пространства, временные взаиморасположения партнеров, временные задержки начала общения и пр.);
  5. тактильные (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения);
  6. визуально-контактные (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

Системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе, усиливают или ослабляют вербальное воздействие, помогают выявить намерения участников коммуникативного процесса. Совместно с вербальной системой коммуникации невербальные средства обеспечивают обмен информацией, необходимый участникам коммуникации для организации совместной деятельности.

Выразительные движения — характерные моторные проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика).

Мимика — выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка. Улыбка сообщает о том, что человек радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу — сердится. О многом говорит взгляд. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное.

Жест — телодвижение, особенно движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или замены. Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными.

Пантомимика — это осанка и поза. Они играют важную роль в облике человека. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад.

Нарушение зрения оказывает влияние на познавательную деятельность, на процесс развития ребенка, на формировании его личностной и эмоционально-волевой сфер. Нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

На развитие слепых обучающихся серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).

Тотально слепые характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы имеют зрительные ощущения. По своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:

  • слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает им возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;
  • слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);
  • слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебнопознавательной и ориентировочной деятельности.

Слепые с остаточным зрением (практическая слепота) имеют относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (острота зрения варьирует от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции). Это, в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно исполнять роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

Современными тифлологическими исследованиями доказано, что не зависимо от организационных форм обучения, образовательный процесс, субъектами которого выступают дети с нарушениями зрения, должен носить коррекционно-компенсаторную направленность. В свою очередь, это предполагает учет особых образовательных потребностей слепых обучающихся в процессе проектирования и реализации содержательно-организационных характеристик процесса обучения.

Реализация содержания курса «Развитие коммуникативной деятельности» предполагает, что слепые обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. Предполагается формирование у них потребности в общении, использовании средств общения, развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащение представления о себе и своих возможностях, формирование образов окружающих людей, развитие вербальных и невербальных средств общения, расширение и обогащение социального опыта. Развитие получит межличностная система координат «слепой — зрячий», «слепой — слепой».

Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях, приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи.

Содержание курса включает многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных областях деятельности и общения. Одним из факторов, влияющих на социализацию личности, является культура общения, которая предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанными на уважении и доброжелательности, с учетом соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

  1. Место курса в учебном плане

На изучение коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» в учебном плане БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями» Минобразования Чувашии выделяются часы учебного плана в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю (16,5 часа, 33 учебные недели), во 2-5 классах отводится 0,5 часа в неделю (17 часов, 34 учебные недели).

  1. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя; 

умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

умение быть самостоятельным – целостное проявление человека;

углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты должны отражать:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю; осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
  • приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
  • ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса; наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как примера для подражания;
  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;
  • сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать:

  • способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению основным общим образованием;
  • развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач,  принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде образовательной организации (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слепые обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения.

У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт.

У них будет развиваться межличностная система координат «слепой – зрячий», «слепой – слепой».

Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка.

Слепой обучающийся научится:

Общение и его роль в жизни человека:

понимать роль общения в жизни человека;

понимать основные нормы и правила общения;

понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;

осознавать роль слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении.

Формирование образа человека:

дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения;

дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции;

использовать некоторые движения и действия человека в ситуации общения;

пользоваться способами обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности:

использовать адекватно ситуации вербальную и невербальную коммуникацию;

практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения;

основам риторики;

использовать свои коммуникативные способности.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:

создавать ситуацию общения;

использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности;

регулировать совместные с партнером действия.

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей:

осмысленному, целостному и детализированному слуховому восприятию для ориентации в коммуникативной ситуации;

моделировать разные ситуации общения;

понимать роль остаточного зрения в общении;

координировать свои действия и высказываний;

строить и использовать речевые модели.

6. Содержание коррекционного курса

 Общение и его роль в жизни человека.

Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению. Роль слуха, речи, движений, зрения в общении.

Формирование образа человека.

Формирование образа о себе. Развитие психомоторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности.

Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными: темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз, с кинетическими: жесты, поза, мимика невербальными средствами. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения.

Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации.

Формирование знаний о средствах ревой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики.

Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий.

Формирование компенсаторных способов устранения  коммуникативных трудностей.

Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие воображения. Расширение опыта в подключении и использовании остаточного зрения в ситуацию общения, социального взаимодействия. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей.

  1. Тематическое планирование

1 – 2 классы (1 занятие – 0,5 часов)

Название раздела

Кол-во часов

Общение и его роль в жизни человека

1 (2 занятия)

Формирование образа человека

2 (4занятия)

Формирование коммуникативной грамотности

5 (10 занятий)

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

5 (10 занятий)

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

3,5 (7 занятий)

Всего

16,5 (33занятия)


1 – 2 классы

п/п

Наименование занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

обучающихся на занятии

1

Роль общения в жизни человека

1

 понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; понимают, что такое общение; понимают роль общения в жизни человека; приводят простейшие примеры общения (человек — человек, человек — информация, человек — природа);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

2

Как мы общаемся.

1

понимают учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить; понимают, что такое речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; используют навыки осязательного восприятия для обследования моделей мимики, жестов и позы человека;

получают первоначальный опыт выражения некоторых собственных эмоциональных состояний;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

3

Образ человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; обследуют по алгоритму объемную шарнирную модель «Деревянный человечек»;

выделяют основные крупные части человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги);

выделяют мелкие части — шея, ладони, ступни; осваивают приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека с помощью осязательных ориентиров (ладонью, пальцами), используя шарнирную модель «Деревянный человечек»;

читают изображение человека на рельефном рисунке; воспринимают схему собственного тела;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

4

Выражение эмоциональных состояний человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; обследуют по алгоритму объемную модель схемы лица; самостоятельно выделяют основные крупные части лица (лоб, глаза, нос, рот, подбородок, волосы, уши); различают черты собственного лица;

осваивают приемы обследования основных эмоций человека, выраженных мимикой (на примере рельефных пособий); воспринимают базовые мимические движения; читают изображение базовых эмоций человека на рельефных рисунках;

осваивают приемы базовых характерных жестов; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

5

Образ человека и деятельность.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; знакомятся с некоторыми видами профессий; понимают характер деятельности некоторых профессий;

читают рельефные рисунки, изображающие представителей некоторых профессий;

анализируют и выделяют внешние характерные признаки профессии (костюм, инструменты);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

6

Обогащение опыта общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; получают первоначальный опыт коммуникативной деятельности (моделирование ситуаций общения: врач — пациент, продавец — покупатель и т. д.);

приобретают опыт коммуникации в конкретных ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

7

Средства невербальной коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представление о невербальных средствах коммуникации;

приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии

8

Мимика и пантомимика как средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления о кинетических (жесты, поза, мимика) средствах невербального общения;

развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации; воспринимают базовые мимические движения; воспроизводят базовые мимические движения; воспринимают жестовые движения; совершают жестовые и пантомимические движения; приобретают опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

9

Фонационные средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления об интонационных средствах невербального общения;

знакомятся с фонационными (тембр, громкость речи) средствами общения;

воспроизводят различный тембр голоса; воспроизводят различный уровень громкости речи; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

10

Эмоции как средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; расширяют под руководством учителя представления о базовых эмоциях;

называют базовые эмоции;

воспринимают эмоции посредством остаточного зрения и тактильно-осязательного восприятия; воспроизводят базовые эмоции;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

11

Овладение приемами невербальной коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают двигательную активность;

воспроизводят различный тембр голоса в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят различный уровень громкости речи в конкретных ситуациях общения;

приобретают опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят базовые эмоции в соответствии с конкретной ситуацией общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

12

Средства вербальной коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

развивают знания и умения в области вербальной коммуникации;

знают вербальные средства коммуникации; приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии

13-14

        Развитие речевой коммуникации.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; знают средства ревой коммуникации (слово, предложение); развивают речевую культуру; осваивают основные речевые формы общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

15

Диалог как средство формирования коммуникативной грамотности.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления о диалоге как форме речевого общения;

осваивают основные речевые формы общения; развивают первоначальные практические навыки ведения диалога в конкретных ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

16

 Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

развивают двигательную активность;

адекватно применяют некоторые движения в ситуации общения; развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

вырабатывают практические навыки воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения;

вырабатывают практические навыки воспроизведения различного уровня громкости речи в конкретных ситуациях общения;

приобретают практический опыт применения мимики, жестов и речи в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят базовые эмоции с речевым сопровождением в соответствии с конкретной ситуацией общения;

приобретают опыт восприятия и понимания партнера по общению;

умеют оценивать результативность общения, освоение основных речевых форм общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

17-18

Как взаимодействовать с другим человеком

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; знакомятся с нормами и правилами поведения; знакомятся с понятиями «культура общения», «нормы поведения», «правила поведения»;

понимают необходимость соблюдения норм и правил поведения в обществе;

развивают способность анализировать свои поступки и поступки других;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

19-21

Усвоение норм, правил, моделей поведения.

3

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают умения реализации норм, правил, моделей поведения в процессе общения;

приводят примеры соблюдения / не соблюдения норм поведения на основе прочтения литературных произведений; создания моделей возможных ситуаций;

развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

22-25

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

4

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; практически усваивают модели поведения в разнообразных видах деятельности;

развивают навыки вербальной и невербальной коммуникации; умеют оценивать результативность общения; развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

26

Проверка усвоения знаний и умений в области социального взаимодействия.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; правильно относятся к чему-либо или кому-либо; развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение;

самостоятельно используют приобретенные навыки в различных ситуациях коммуникативной деятельности;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

27-28

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают психические процессы для совершенствования навыков коммуникации;

используют внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

29-30

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Осязание.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают осязательные навыки для совершенствования коммуникативной деятельности;

используют осязательные навыки в ситуациях общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

31-32

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают слуховое восприятие для совершенствования навыков коммуникативной деятельности; используют слух в ситуациях общения;

осваивают речевые модели;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

33

Подведение итогов года.

1

оценка эффективности приобретенных знаний, умений, навыков

3 - 4 классы

Название раздела

Кол-во

часов

Общение и его роль в жизни человека

1 (2 занятия)

Формирование образа человека

2,5 (5занятий)

Формирование коммуникативной грамотности

5,5 (11 занятий)

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

4,5 (9 занятий)

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

3,5 (7 занятий)

Всего

17(34занятия)

п/п

Наименование занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся на занятии

1

Роль общения в жизни человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; понимают, что такое общение; понимают роль общения в жизни человека; приводят примеры общения (человек — человек, человек — информация, человек — природа);

знают основные нормы и правила общения; знают ситуации общения;

понимают роль осязания, слуха, речи, зрения (для обучающихся с остаточным зрением) в ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

2

Как мы общаемся.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

понимают, что такое речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения;

используют навыки осязательного восприятия для обследования рельефных моделей мимики, жестов и позы человека;

развивают опыт выражения некоторых собственных эмоциональных состояний;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии

3

Образ человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; обследуют по алгоритму объемную шарнирную модель «Деревянный человечек»;

выделяют основные крупные части человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги);

выделяют мелкие части — шея, ладони, ступни; используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека, используя шарнирную модель «Деревянный человечек»;

читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях; понимают «схему тела»; воспринимают схему собственного тела;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

4

Выражение эмоциональных состояний человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; обследуют по алгоритму объемную модель схемы лица; самостоятельно выделяют основные крупные части лица (лоб, глаза, нос, рот, подбородок, волосы, уши); обследуют черты собственного лица;

осваивают приемы осязательного восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой;

воспринимают базовые мимические движения; читают изображение базовых эмоций человека на рельефных наглядных пособиях;

осваивают приемы базовых характерных жестов; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

5

Образ другого человека.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека на основе использования шарнирной модели;

читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях; знают внешний облик человека; понимают основные (базовые) эмоции человека; знают основные движения и действия человека в ситуации общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

6

Образ человека и деятельность.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; знакомятся с некоторыми видами профессий; понимают характер деятельности некоторых профессий; читают рельефные рисунки, изображающие представителей некоторых профессий;

анализируют и выделяют внешние характерные признаки профессии (костюм, инструменты);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

7

Обогащение опыта общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают первоначальный опыт коммуникативной деятельности (моделирование ситуаций общения: врач — пациент, продавец — покупатель и т. д.);

приобретают опыт коммуникации в конкретных ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

8

Средства невербальной коммуникации.

1

п онимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представление о невербальных средствах коммуникации;

приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении;

моделируют ситуации общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

9

Мимика и пантомимика как средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления о кинетических (жесты, поза, мимика) средствах невербального общения;

развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации;

изучают базовые мимические движения на основе использования рельефных наглядных пособий;

воспроизводят базовые мимические движения; изучают жестовые движения;

воспроизводят жестовые и пантомимические движения; приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

10

Фонационные средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления об интонационных средствах невербального общения;

знакомятся с фонационные (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) средствами общения;

воспроизводят различный тембр голоса;

воспроизводят различный уровень громкости речи (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

11

Эмоции как средства общения.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

расширяют представления о базовых эмоциях; знают названия базовых эмоций;

изучают эмоции посредством остаточного зрения и тактильно-осязательного восприятия на рельефных наглядных пособиях;

воспроизводят базовые эмоции (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

12

Овладение приемами невербальной коммуникации.

1

: понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают двигательную активность;

развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

воспроизводят различный тембр голоса в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят различный уровень громкости речи в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

приобретают опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят базовые эмоции в соответствии с конкретной ситуацией общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

13

Средства вербальной коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают знания и умения в области вербальной коммуникации;

приобретают представление о вербальных средствах коммуникации;

приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

14

Развитие речевой коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают и осваивают знания о средствах ревой коммуникации (слово, предложение); развивают речевую культуру;

осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

15

Развитие речевой коммуникации.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают речевую культуру (моделирование ситуаций общения);

осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

16

Диалог как средство формирования коммуникативной грамотности.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; приобретают представления о диалоге как форме речевого общения;

осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

развивают практические навыки ведения диалога в различных конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

17-18

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

развивают двигательную активность;

адекватно применяют некоторые движения в ситуации общения; развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

вырабатывают практические навыки воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения;

вырабатывают практические навыки воспроизведения различного уровня громкости речи в конкретных ситуациях общения;

приобретают опыт применения мимики, жестов и речи в конкретных ситуациях общения;

воспроизводят базовые эмоции с речевым сопровождением в соответствии с конкретной ситуацией общения; моделируют ситуации общения;

приобретают опыт восприятия и понимания партнера по общению;

приобретают опыт оценивания результативности общения, освоения основных речевых форм общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

19

Как взаимодействовать с другим человеком.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; знают нормы и правила поведения при общении с другим человеком и умеют их адекватно применять;

формируют понятие «культура общения», «нормы поведения», «правила поведения»;

развивают понимания необходимости соблюдения норм и правил поведения в обществе;

анализируют свои поступки и поступки других в конкретных ситуациях общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

20-22

Усвоение норм, правил, моделей поведения.

3

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают умения реализации норм, правил, моделей поведения в процессе общения;

приводят примеры соблюдения / не соблюдения норм поведения на основе прочтения литературных произведений; моделируют ситуации общения;

развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

23-26

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

4

: понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; усваивают на практике модели поведения в разнообразных видах деятельности (моделирование ситуаций общения);

развивают навыки вербальной и невербальной коммуникации на основе моделирования ситуаций общения;

развивают умения оценивать результативность общения на основе моделирования ситуаций общения;

развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение на основе моделирования ситуаций общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии

27

Проверка усвоения знаний и умений в области социального взаимодействия.

1

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; формируют отношение к чему-либо или кому-либо; развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение на основе моделирования ситуаций общения;

самостоятельно используют приобретенные навыки в различных ситуациях коммуникативной деятельности;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

28-29

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации на основе упражнений и моделирования ситуаций общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

30-31

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; развивают осязательное восприятие и остаточное зрение для совершенствования коммуникативной деятельности; используют остаточное зрение в ситуациях общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

32-33

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух.

2

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

развивают слуховое восприятие для совершенствования навыков коммуникативной деятельности; используют слух в ситуациях общения; изучают речевые модели;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

34

Подведение итогов года.

1

оценка эффективности приобретенных знаний, умений, навыков.

5 класс

Название раздела

Кол-во часов

Общение и его роль в жизни человека

1 (2 занятия)

Формирование образа человека

1,5 (3занятия)

Формирование коммуникативной грамотности

5 (10 занятий)

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

4,5 (9 занятий)

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

5 (9 занятий)

Всего

17(34занятия)

п/п

Наименование занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся на занятии

1

Роль общения в жизни человека.

1

выполняют учебную задачу занятия;

характеризуют роль общения в жизнедеятельности человека; приводят простейшие примеры общения (человек — человек, человек — информация, человек — природа);

используют основные нормы и правила общения; применят основные нормы и правила общения; описывают ситуации общения;

понимают роль зрения, слуха, речи в ситуациях общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

2

Как мы общаемся.

1

характеризуют речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; используют осязательное восприятие для обследования моделей мимики, жестов и позы человека;

развивают собственный опыт речевого и неречевого общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

3

Образ человека и движение.

1

выполняют учебную задачу занятия;

обследуют по алгоритму объемную шарнирную модель «Деревянный человечек»;

читают изображение человека на рельефных наглядных пособиях;

знают «схему тела»;

моделируют наиболее характерные движения на шарнирной модели «Деревянный человечек»;

воспринимают схему собственного тела;

самостоятельно воспроизводят наиболее характерные движения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

4

Выражение эмоциональных состояний человека.

1

 выполняют учебную задачу занятия;

самостоятельно обследуют по алгоритму рельефную модель схемы лица;

различают черты собственного лица;

используют приемы осязательного восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой;

воспринимают и воспроизводят базовые мимические движения; читают рельефные изображения базовых эмоций человека на наглядных пособиях;

самостоятельно воспроизводят базовые характерные жесты; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

5

Выражение эмоциональных состояний человека и движение.

1

выполняют учебную задачу занятия; знают внешний облик человека;

используют приемы осязательного обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека на основе шарнирной деревянной модели;

моделируют наиболее характерные эмоциональные движения на шарнирной деревянной модели;

читают основные эмоциональные движения человека на рельефных наглядных пособиях;

понимают и воспроизводят основные (базовые) эмоции человека; знают и воспроизводят основные движения и действия человека в ситуации общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

6

Эмоции как средства общения.

1

выполняют учебную задачу занятия; знают базовые эмоции; знают названия базовых эмоций;

воспринимают эмоции посредством остаточного зрения и тактильно-осязательного восприятия;

самостоятельно воспроизводят базовые эмоции; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

7-8

Средства невербальной коммуникации: пантомимика.

1

выполняют учебную задачу занятия;

владеют представлениями о невербальных средствах коммуникации;

знают выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах);

самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении;

умеют выполнять жестовые и пантомимические движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

9-10

Средства невербальной коммуникации: мимика и выражение лица.

2

выполняют учебную задачу занятия;

владеют представлениями о кинетических средствах невербального общения (жесты, поза, мимика);

воспринимают базовые мимические движения с использованием рельефных наглядных пособий;

называют базовые мимические состояния; воспроизводят базовые мимические движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

11

Средства невербальной коммуникации: фонационные средства общения.

1

выполняют учебную задачу занятия;

развивают представления об интонационных средствах невербального общения;

понимают возможности интонации и характеристики голоса; знают возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации;

отрабатывают практические навыки воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

воспроизводят различный уровень громкости речи (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

12-13

Средства вербальной коммуникации.

2

выполняют учебную задачу занятия;

развивают знания и умения в области вербальной коммуникации;

имеют представление о речи как вербальном средстве коммуникации;

совершенствуют свою речь, знают правила русского языка; преодолевают боязнь установления контактов с другими людьми;

приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

14

Речь как способ обмена информацией.

1

Выполняют учебную задачу занятия;

Развивают представления о диалоге как форме речевого общения;

осваивают основные речевые формы общения; развивают умение точно употреблять слова, развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника; правильно произносят звуки и слова;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

15

Речь как способ воздействия на собеседника.

1

выполняют учебную задачу занятия;

развивают представления о диалоге как форме речевого общения;

осваивают основные речевые формы общения; развивают умение грамотно использовать речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т. д.);

развивают умение грамотно использовать во время общения, бесед собственные движения, собственное поведение и мимику (с использованием рельефной наглядности);

развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

16

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации.

1

выполняют учебную задачу занятия;

знают основные средства общения, умеют их применять; приобретают опыт восприятия и понимания партнера по общению;

приобретают опыт моделирования ситуаций общения; развивают умения оценивать результативность общения, освоение основных форм общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

17

Овладение приемами невербальной коммуникации: пантомимика.

1

выполняют учебную задачу занятия;

знают выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах на основе использования рельефной наглядности);

самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения);

выполняют жестовые и пантомимические движения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

18

Овладение приемами невербальной коммуникации: мимика, выражение лица.

1

выполняют учебную задачу занятия;

развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации;

приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

воспроизводят базовые мимические движения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

19

Овладение приемами невербальной коммуникации: фонационные средства общения.

1

выполняют учебную задачу занятия;

знают возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации;

воспроизводят различный тембр и интонации голоса (моделирование ситуаций общения);

вырабатывают практические навыки воспроизведения различного уровня громкости речи в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

20-21

Овладение приемами вербальной коммуникации: речь как способ обмена информацией

2

выполняют учебную задачу занятия;

развивают практические навыки ведения диалога в различных конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

приобретают практический опыт использования речевых форм общения;

развивают умение точно употреблять слова, развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

22-23

Овладение приемами вербальной коммуникации: речь как способ воздействия на собеседника.

2

выполняют учебную задачу занятия;

приобретают практический опыт использования речевых форм общения;

развивают умение грамотно использовать речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т. д.) (моделирование ситуаций общения);

развивают умение грамотно использовать во время общения, бесед собственные движения, собственное поведение и мимику (моделирование ситуаций общения);

развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

24

Проверка усвоения знаний и умений в области социального взаимодействия.

1

выполняют учебную задачу занятия;

приобретают практический опыт применения мимики, жестов и речи в конкретных ситуациях общения;

применяют некоторые движения в ситуации общения; воспроизводят базовые эмоции с речевым сопровождением в соответствии с конкретной ситуацией общения;

развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение;

самостоятельно используют приобретенные навыки в различных ситуациях коммуникации;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

25

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

1

выполняют учебную задачу занятия;

развивают внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации в процессе выполнения упражнений;

моделируют ситуации устранения трудностей коммуникации; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

26

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие осязания и остаточного зрения.

1

выполняют учебную задачу занятия;

развивают осязательное восприятие и остаточное зрение для совершенствования коммуникативной деятельности в процессе выполнения упражнений;

моделируют ситуации с использованием остаточного зрения в ситуациях общения;

читают рельефную наглядность, моделирующую различные ситуации общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

28-29

Развитие речевой коммуникации.

выполняют учебную задачу занятия;

развивают речевую культуру;

осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

умеют использовать темп речи, тональность голоса, тембр в различных ситуациях общения;

развивают практический опыт использования речевых форм общения;

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

30-31

Развитие речевой коммуникации.

2

выполняют учебную задачу занятия;

знают средства ревой коммуникации (слово, предложение) и используют их в ситуациях общения; развивают речевую культуру;

осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

выстраивают диалог в различных конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

32-33

Овладение приемами невербальной коммуникации.

2

выполняют учебную задачу занятия; развивают двигательную активность;

применяют мимику и жесты в конкретных ситуациях общения совместно с речью (моделирование ситуаций);

воспроизводит базовые эмоции в соответствии с конкретной ситуацией общения (моделирование ситуаций);

отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

34

Подведение итогов года.

1

 оценка эффективности приобретенных знаний, умений, навыков.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Раздаточный материал;

2. Наглядные пособия.

3. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы)

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы). Вариант 4.2...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»...

Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)

Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...

Конспект урока по коррекционному курсу "Развитие коммуникативной деятельности". «Настроение, чувства и тон говорящего».3 класс

Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция основных психических процессов; коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навы...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс

Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения" Вариант 8.1 Первый класс

Формирование культуры речевого общения у школьника - одна из важнейших задачобучения. Обучение обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так ...