Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения" Вариант 8.1 Первый класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Некрасова Кира Александровна

Формирование культуры речевого общения у школьника - одна из важнейших задач

обучения. Обучение обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

развитие коммун пов.jpg

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативного поведения» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с РАС далее ФАООП ТНР (вариант 8.1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598.

Формирование культуры речевого общения у школьника - одна из важнейших задач

обучения. Обучение обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

2.Общая характеристика коррекционного курса.

Коррекционный курс направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов:

  • Формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками;
  • Преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для школьного возраста;
  • Формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);
  • Формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики);
  • Обучение способности ориентации на партнёра по общению, умения оценивать его эмоциональное состояние;
  • Формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении;
  • Формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.

Цель изучения коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативного поведения»: развитие социально приемлемых норм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с АООП НОО (раздел «Учебный план») на изучение коррекционного курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели).

4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье обучающегося. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.

Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:

  • соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
  • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

5.Планируемые результаты освоения коррекционно курса. 

Основными результатами коррекционной работы являются:

  • расширение познавательной активности, преодолении стереотипных и ограниченных интересов и развитии активных форм взаимодействия с окружающим миром;  
  • преодолении узости и фрагментарности в представлениях о себе и об окружающем мире;
  • развитие способности использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;  
  • накопление и присвоение позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми;  
  • развитие общения со сверстниками, побуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими учащимися;  
  • формирование и развитие умения организовать успешное взаимодействие с окружающими людьми, опираясь на понимание социальных отношений;
  • развитие социального поведения;
  •  овладение методами эмоционального самоконтроля.

Для оценивания результатов освоения учебного курса используется система достижения целевых ориентиров по формированию и развитию базовых и стратегических социальных навыков. Для этого используется оценка усвоения умений и навыков школьником с РАС и анализируется степень сформированности навыка на начало и на конец обучения по программе курса.

  1. Показателями развития базовых социальных навыков являются:
  • умение сохранять при взаимодействии визуальный контакт с партнером по общению;
  • умение владеть языком тела;
  • умение подбирать адекватный тон, регулировать громкость и темп речи, говорить четко и понятно для окружающих;
  • умение выражать эмоции мимикой и пантомимикой;
  • умение устанавливать во время общения адекватную дистанцию;
  • умение одеваться и выбирать прическу так, как это принято у сверстников;
  • привычка соблюдать соответствующие возрасту гигиенические правила.
  1. Показателями развития стратегических социальных навыков являются:
  • умение чувствовать себя равным партнеру:
  • умения и навыки рефлексии,
  • умение обсуждать проблемы межличностных отношений индивидуально или в группе;
  • умение поддерживать социально приемлемым способом партнерские и дружеские отношения со сверстниками (одноклассниками);
  • умение противостоять манипуляциям, вовлечению в асоциальные группы подростков;
  • умение проявлять инициативу и присоединяться к группе,
  • умение общаться со сверстниками (одноклассниками) вне школы;
  • умение понимать свои и чужие эмоции;
  • умение выполнять действия, направленные на то, чтобы принести пользу другим людям (развитие просоциального поведение);
  • понимание смысла и разумности общепринятых скрытых социальных правил;
  • умение поддержания социально приемлемой формы диалога,
  • развитие умений вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника; преодоление «монологичности»;
  • умение поддерживать более сложные формы вербальной коммуникации (полилог);
  • навыки самоконтроля;
  • навыки социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми
  • умение поддерживать коммуникацию и контролировать свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса;
  • владение навыками снятия эмоционального напряжения;
  • умение поддерживать коммуникацию в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.);
  • развитие навыков соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях.

6.Содержание программы коррекционного курса.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию коммуникативного поведения у школьника с РАС в рамках курса являются:

  1. Анализ сформированности и динамики развития коммуникативного поведения учащихся с РАС.
  2. Помощь в эмоциональном развитии учащимся с РАС (развитие эмоционального реагирования, развитие эмоциональной экспрессии, развитие эмпатии).
  3. Поддержка и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциогенные ситуации.
  4. Развитие общения и социального взаимодействия учащегося с взрослыми и детьми.
  5. Развитие базовых и стратегических социальных навыков,

Развитие рефлексии (кооперативной, коммуникативной, личностной, интеллектуальной).

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося.

№ п/п

Тема

1.

Обследование импрессивной речи.

2.

Обследование экспрессивной речи. Обследование связной речи, словарного запаса. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова. Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Развитие понимания обращенной речи.

3.

Выполнение простых инструкций по просьбе учителя-логопеда.

4.

Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих действий с речевой инструкций.

5.

Части тела и предметы: узнавание и называние их.

6.

Выработка учебного стереотипа.

7.

Слова-действия. Показывание  действий  самостоятельно или по подражанию и на картинке.

8.

Узнавание  предметов по их назначению. Называет и показывает назначения предметов.

9.

Развитие умения делать выбор: Да/Нет (предпочтение и не предпочтение).

10.

Развитие умения отвечать на социально значимые вопросы (Как тебя зовут? Сколько лет?)

11.

Узнавание и называние  комнат в квартире и мест общего пользования (парк, магазин), их функций.

Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.

12.

Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.

13.

Произношение чистоговорок и обучение распевкам.

14.

Заучивание стихов, предложений и слов с выраженным ритмическим рисунком.

Накопление словаря

15.

Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание предметов, наблюдения за животными).   Обследование, приёмы сравнения.

16.

Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение и классификация предметов.

17.

Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за деятельностью взрослых).

18.

Рассматривание картин с малознакомым содержанием, с пояснениями и рассказом.

19.

Чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок.

20.

Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.

21.

Развития образной речи на пословицах, поговорках, прибаутках.

22.

Соотнесение неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов детьми в разном контексте.

23.

Синонимы.

24.

Антонимы.

25.

Многозначные слова.

Формирование простой фразы

26.

Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или простого действия).

27.

Формирование простого предложения.

28.

Формирование распространенного предложения.

Формирование навыков письма и чтения.

29.

Осознанное чтение слов, словосочетаний.

30.

Осознанное чтение предложений и маленьких текстов.

31.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Итоговая диагностика.

32.

Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи.

33.

Обследование устной речи

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Ишимова О.А.  «Логопедическая работа в школе».

2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»,  Москва 1996г.

3. Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы», Самара 2005г.

4. Козырева Л.М. «Программно-методические материалы для логопедических занятий» Академия развития, Ярославль, 2006г.

5. Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы”

8.1 Материально-техническое оснащение кабинета для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы

1. Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий (50 × 100)      

2. Шпатели  (разовые)                                                                                                      

3. Шкафы для пособий и игрушек                                                                                  

4. Стол ученический                                                                                                        

5. Стулья                                                                                                                            

6. Набор фломастеров                                                                                                      

7  Набор цветных карандашей                                                                                      

8. Компьютер                                                                                                                                    

9. Песочные часы                                                                                                            

10. Ящики для карточек                                                                                                  

11. Ведро педальное                                                                                                        

12. Материал для обследования устной речи                                                                

13. Материал для обследования  письма                                                                        

14. Материал для обследования  чтения                                                                        

15. Материал для коррекции  устной речи                                                                  

16. Материал для коррекции нарушений  письма                                                        

17. Материал для коррекции нарушений чтения                                                                                                                                                                    

18. ИКТ

19. Настольные игры, игрушки, книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РПС "Речевое творчество" для первого класса

Рабочая программа по курсу развития  познавательных способностей "Речевое творчество" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; формируемы...

Рабочая программа кружка "Я - пешеход и пассажир" для первого класса.

Рабочая программа кружка "Я - пешеход и пассажир" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование (с УУД), планируемые ...

Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса

Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Мой дружный класс»

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих  речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...