Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
статья (1 класс)
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, кото рые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Существует несколько способов становления функциональной грамотности. Необходимо:
- Мыслить критично
- Развивать коммуникативные навыки
- Расширять кругозор
- Отрабатывать знания на практике
Мыслить критично, а именно ставить под сомнение новую информацию и подвергать её проверке. Для этого школьник чаще должен задавать самому себе вопрос «зачем» и стараться найти на него ответ. При этом важно искать информацию на официальных источниках (это могут быть учебники и ресурсы, рекомендованные министерством, издания и энциклопедии, изданные крупными российскими издательствами, аккредитованные ресурсы, зарегистрированные образовательные платформы).
Развивать коммуникативные навыки, значит уметь общаться и вести дискуссии, что поможет школьникам избежать недопонимания и конфликтов со сверстниками и взрослыми, оперативнее решать сложные вопросы, эффективнее учиться. Не менее важны коммуникативные навыки во время публичных выступлений. Ученик должен не только создать текст своего выступления, но и грамотно и убедительно выступить перед слушателями, ответить на вопросы на уроке или более масштабно на конференции.
Расширять кругозор в широком смысле слово, то есть разбираться не только в дисциплинах школьной программы и, но и в других сферах деятельности: в искусстве, экологии, науке, здоровом образе жизни, технике и информационных технологиях. Чем больше увлечений у ученика в разных областях, тем шире его кругозор.
Отрабатывать полученные знания на практике. Важно ответить на вопрос «зачем я это изучил или узнал». И неважно, в какой области вы применяете знания. Например, после изучения темы ПДД стоит прогуляться по сложным перекрёсткам города и применить знания в реальной обстановке. После изучения дробей попробуйте с детьми прочитать рецепт от врача, где лекарство указывают в частях.
1. Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность, расширяют кругозор, и главное, учат ребят на практике применять свои умения и знания.
2. Развивает функциональную грамотность участие в различных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях. Это могут быть школьные викторины и игры или мероприятия районного, городского, регионального и всероссийского уровня (всероссийские школьные олимпиады). Отлично тренирует функциональную грамотность участие во всероссийских диктантах (Тотальный диктант, Географический диктант, Диктант Победы) и состязаниях на эрудицию и кругозор 3. Читать, слушать и смотреть! Ученики начальных классов должны читать книги и энциклопедии, журналы, в том числе на электронных носителях. Вместе с детьми слушайте детское радио, образовательные подкасты для детей, онлайн-произведения и электронные учебники. Смотрите научно-популярные фильмы, фильмы, снятые по мотивам детских произведений, разборы олимпиадных заданий, опыты.
4. Общаться и дискутировать. Коммуникативные навыки формируются только в общении. Важно разговаривать со сверстниками и взрослыми, спорить, учиться правильно доказывать и обосновывать свою точку зрение. А ещё учиться слушать и уважать чужую точку зрения.
5. Принимать активное участие в жизни семьи: вместе совершать покупки в магазине, в том числе онлайн, снимать данные со счётчиков воды и света, оплачивать счета ЖКХ, вместе готовить, помогать бабушкам вязать шерстяные носки, а дедушкам ловить рыбу. Это поможет переосмыслить теорию и найти новый смысл полученным в школе знаниям.В заключении отмечу, что высокий уровень функциональной грамотности свидетельствует о социокультурных достижениях в обществе; низкий уровень говорит о том, что у человека могут быть проблемы в общении с обществом, что может привести к: низкой социальной адаптивности; неумению строить свои отношения в семье и в трудовом коллективе; незнанию своих прав и обязанностей. Поэтому очень важной задачей школы является подготовка всех учеников к жизни путем формирования мобильной личности, способной при необходимости быстро менять профессию и осваивать новые социальные роли и функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...