Главные вкладки

    Физкультминутки
    материал по физкультуре на тему

    Упражнения для физкультурных пауз на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_fizpauz.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

     Упражнение «Поза покоя»

    Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

    Все умеют танцевать,

    Прыгать, бегать, рисовать,

    Но пока не все умеют

    Расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая —

    Очень легкая, простая:

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье...

    И становится понятно:

    Расслабление приятно!

    Упражнение «Кулачки»

    Исходное положение — сидя на полу.

    Учитель.   Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки поклели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза!

    Руки на коленях,

    Кулачки сжаты,

    Крепко, с напряжением

    Пальчики прижаты (сжать пальцы).

    Пальчики сильней сжимаем —

    Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть). Знайте, девочки и мальчики,

    Отдыхают наши пальчики.

    Упражнение «Олени»

    Учитель. Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    Посмотрите: мы — олени,

    Рвется ветер нам навстречу!

    Ветер стих,

    Расправим плечи,

     Руки снова на колени.

    А теперь немножко лени...

    Руки не напряжены

    И расслаблены.

    Знайте, девочки и мальчики,

    Отдыхают ваши пальчики!

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    ШТАНГА

    Учитель. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно  поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросая штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдщ туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    Мы готовимся к рекорду,

    Будем заниматься спортом

    (наклониться вперед).

    Штангу с пола поднимаем

    (выпрямиться, руки вверх).

    Крепко держим... И бросаем!

    Наши мышцы не устали

    И еще послушней стали.

    Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мыш цам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись

    Нам становится понятно:

    Расслабление приятно.

    Упражнение «Кораблик»

    Учитель. Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Ч бы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Рую сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ног (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колет носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло*) другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох11 пауза, выдох — пауза.

    Стало палубу качать!

    Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем,

    А другую расслабляем.

    Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мыццы ног.

    Снова руки на колени,

    А теперь немного лени...

    Напряженье улетело,

    И расслаблено все тело...

    Наши мышцы не устали

    И еще послушней стали.

    Дышится легко, ровно, глубоко...

    Упражнение «Любопытная Варвара»

       Цель: расслабление мышц шеи.

    и) У ч и т е л ь. Поверните голову влево, постарайтесь это сде--4И11. так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи мнирижены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как цмснные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую трону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево..

     Смотрит вправо...

     А потом опять вперед —

    Тут немного отдохнет.

    Шея не напряжена

    И расслаблена.

    Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

    б)        У ч и т е л ь. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите наЬтолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    А Варвара смотрит вверх!

     Выше всех, все дальше вверх!

    Возвращается обратно —

     Расслабление приятно!

    Шея не напряжена

    И расслаблена.

    в)        У ч и т е л ь. Сейчас медленно опустите голову вниз. На-фягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямитенею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза,
    Выдох — пауза.

    А теперь посмотрим вниз —

    Мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно —

    Расслабление приятно!

     Шея не напряжена

    И расслаблена.

    Упражнение «Раскачивающееся дерево»

    Исходное положение — стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и на» зад. Во время выполнения движений необходимо стремиться со блюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражне ния усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

    Упражнение «Море»

    Исходное положение — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с учителем рассказывает историю и сопровождает ее соответствую-1 щими движениями.

    Учитель. На море плещутся волны маленькие и большие {сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок рисует в воздухе большую волну).

    По волнам плывут дельфины {совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по| очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул {совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дель-финята {руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди {выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики {каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).

    Вместе с дельфинами плавают медузы {руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются {вращение рук в1 лучезапястных суставах).

    Упражнение «Парусник»

    Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

    Учитель.   Подул ветерок, и парус расправился, надулся {на ЩыОохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову от-Щипуть назад). Ветер утих, и парус сник {на выдохе голову опустить ■ р можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой).

    Усложнение — ребенок фиксирует руки, например, под пальца-ми ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить боль-I Ц|ой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

    Упражнение «Росток»

    Исходное положение — дети сидят на корточках в кругу, голову [ мигнув к коленям и обхватив их руками.

    Учитель.   Представьте себе, что вы маленький росток, только •но показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая [ до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

    В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям напивается часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

    • «один» — медленно выпрямляются ноги;
    • «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
    • «три» — постепенно выпрямляется позвоночник {от поясницы к плечам)',

    •        «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем
    [  голову;

    •        «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся ксолнышку.

    Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10—20 стадий.

    Дружно встали. Раз! Два! Три!

    Мы теперь богатыри!        

                   ( Руки в стороны).

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво,

    И налево надо тоже

    И направо, и ещё

    Через левое плечо.

    Буквой «Л» расставим ноги.

    Точно в танце – руки в боки.

    Наклонились влево, вправо.

    Получается на славу!

                       ***

    Стали мы учениками,

    Соблюдаем режим сами:

    Утром мы, когда проснулись,

    Улыбнулись, потянулись.

    Для здоровья, настроенья

    Делаем мы упражненья:

    Руки вверх и руки вниз,

    На носочки поднялись.

    То присели, то нагнулись

    И опять же улыбнулись.

    А потом мы умывались,

    Аккуратно одевались.

    Завтракали не торопясь,

    В школу, к знаниям, стремясь.

                    ***

    Мы немножко отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём,

    А мы по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели

    И нас лучики согрели.

    Бабочки летали,

    Крыльями махали.

    Хорошо мы погуляли,

    И немножечко устали!

    Потянулись, улыбнулись

    И на место все вернулись.

    На лужайке, на ромашке

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу – жу - жу, жу – жу - жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко – низко наклоняюсь.

                       

    На зарядку солнышко поднимает нас,

    Поднимаем руки мы по команде «раз».

    А над нами весело шелестит листва.

    Опускаем руки мы по команде «два».

                            ***

    Спал цветок и вдруг проснулся

             ( Туловище вправо, влево).

    Больше спать не захотел.

              ( Туловище вперёд, назад.)

    Шевельнулся, потянулся,

              ( Руки вверх, потянуться).

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружится, вьётся.  

                          ***

    Ветер тихо клён качает,

    Вправо, влево наклоняет.

    Раз – наклон и два – наклон,

    Зашумел листвою клён.

                        ***

    Солнце греет землю слабо,

            ( Руки вверх и вниз).

    По ночам трещит мороз,

            ( Руки на пояс, наклоны в сторону).

    Во дворе у снежной Бабы

            ( Руки на пояс, повороты туловищем).

    Побелел морковный нос.

    В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

             ( Прыжки на месте).

    Вьюга злится, снег кружится,

    Заметает всё кругом белоснежным серебром.

       ( Дети кружатся, имитируя движения руками).

                     ***              

    Мы шагаем, мы шагаем

    Руки выше поднимаем,

    Голову не опускаем,

    Дышим ровно, глубоко.

        ( Ходьба с подниманием рук).

    Вдруг мы видим: у куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берём

    И назад в дупло кладём.

      ( Наклоны вперёд, выпрямиться, руки вверх).

    Впереди из-за куста

    Смотрит хитрая лиса.

    Мы лисичку обхитрим,

    На носочках побежим.

    На поляну мы заходим,

    Много ягод там находим.

    Земляника так душиста,

    Что не лень нам наклониться.

          ( Наклоны вперёд).

    Как много мы увидели

    И речку, и цветы.

    Узнали много нового

    И я, и ты, и мы.

                      ***

    Не под окном (Руки в стороны),

    А около (Руки вперёд).

    Катилось «О» и охало (Круг руками.),

    Охало, охало, не под окном, а около.

    (Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз).

    На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок.

    Улеглись снежинки,

    Белые пушинки.

    Но подул вдруг ветерок.

    Закружился снежок,

    Пляшут все пушинки,

    Белые снежинки.

                 ***

    На двери висит замок.

       (Руки сцеплены в замок).

    Кто его открыть бы мог?

        (Пытаются разъединить руки).

    Повертели, покрутили,

    Постучали и открыли.          

                 ***

    Самолёты загудели

    (Вращение руками, согнутыми в локтях)

    Самолёты полетели

    (Руки в стороны, наклоны влево и вправо).

    На поляну тихо сели

    (присесть, руки к коленям),

    Да и снова полетели.

     

                         ***

    К речке быстрой мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Раз, два, три, четыре,

    Вот как славно освежились.

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз – это брасс.

    Одной, другой -  это кроль.

    Все, как один, плывём как дельфин.

    Вышли на берег крутой,

    Но не отправимся домой.

                            ***

    Мы немножко отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    На опушке зайка ждёт.

    Зайка прыгал под кустом,

    Приглашая нас в свой дом.

        ( Выполняем прыжки).

    Руки вниз, на пояс, вверх,

    Убегаем мы от всех.

         ( Бег на месте).

    Побежим скорей в свой класс,

    Там послушаем рассказ.

         ( Садятся за парты).

                   ***

    Льётся чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берём,

    Крепко щёткой зубы трём,

    Моем шею, моем уши,

    После вытремся посуше.

                  ***

    Утром мушки проснулись,

    Улыбнулись, потянулись,

    Быстро сделали зарядку:

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочки поднялись,

    Лапки ставят на бочок,

    На носочках скок-скок-скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб окрепли лапки.

                                                       

    Мы сейчас все дружно встанем,

    Отдохнём мы на привале…

    Вправо, влево повернись!

    Наклонись и поклонись!

    Лапки вверх и лапки в бок

    И на месте прыг да скок!

    А теперь бежим вприпрыжку,

    Молодцы, мои зайчишки!

    (Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят)

    Меж еловых мягких лап

            (Стучат пальцами по столу).

    Дождик кап-кап-кап!

    (Касаются стола первым и пятым пальцем раскрытых кистей рук).

    Где сучок давно засох,

    Серый мох, мох, мох.

      (Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко).

    Где листок к листку прилип,

    Вырос гриб, гриб, гриб.

    (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно  пальцев левой руки).

    Кто нашёл его, друзья?

    (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его).

    ЭТО Я, Я, Я!

                        ***

    А теперь всем детям встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

    Отдохнули все немножко

    И отправились в дорожку.

                       ***

    У нас славная осанка,

    Мы свели свои лопатки.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Пойдём мягко, как лисята,

    Ну, а если надоест,

    То пойдём все косолапо,

    Как медведи ходят в лес.

    И как заинька – трусишка,

    И как серый волк – волчишко.

    Вот свернулся ёж в клубок,

    Потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся,

    Ёжик сладко потянулся.

                        ***

    Все выходят по порядку

    Раз – два – три - четыре!

    Дружно делаем зарядку –

    Раз – два – три – четыре!

    Руки выше, ноги шире.

    Влево, вправо поворот,

    Наклон назад,

    Наклон вперёд.

                        ***

    На носочки поднимайся,

    Приседай и выпрямляйся.

    Ноги в стороны, ноги вместе, ноги врозь.

                        ***

    Мы, листики осенние,

    На веточках сидели.

    Дунул ветер – полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял,

    Повертел их, покрутил

    И на землю опустил.

                      ***

    Руки в стороны, в кулачок,

    Разжимаем и на бочок.

    Левую вверх!

    Правую вверх!

    В стороны, накрест,

    В стороны, вниз.

    Тук-тук, тук-тук-тук!

    Сделаем большой круг.

                   ***

    Приплыли тучки дождевые:

          Лей, дождик, лей!

    Дождинки пляшут, как живые!

           Пей, земля, пей!

    И деревце, склоняясь,

           Пьёт, пьёт, пьёт!

    А дождь неугомонный

           Льёт, льёт, льёт.

                   ***

    Мы подуем высоко – с-с-с (подняться на носочки).

    Мы подуем низко -  с-с-с (присесть).

    Мы подуем близко – с-с-с (руки ко рту).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультминутки на уроках математики

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...

    Физкультминутки на уроках окружающего мира

    По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...

    Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка

    По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...

    Физкультминутка "Стрекоза" (с музыкальным сопровождением)

    Физкультминутку можно использовать на любом уроке. Как для глаз (водить глазами за движением стрекозы), так и двигаться, используя танцевальные движения....

    Электронная физкультминутка для глаз

    Увидев на одном из открытых уроков такие физминутки для глаз, попробовала сама сделать. Оказалось,очень просто и интересно. Можно несколько таких физминуток использовать на уроке. Начинается она со ще...

    Мультимедийная физкультминутка "Обезьянки"

    Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: www.guru1.ucoz.ru Весёлая, зажигательная и ритмичная песенка, интересный видеоряд из GIF-анимашек поможет оживить урок. Уверена: дети будут просить вас прове...

    Физкультминутки

    В современной школе всё больше  и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Но не у всех есть возможность применять их на уроке. Предлагаю подборку  стихотворных физкультми...