Методика уроков физической культуры в начальной школе
методическая разработка по физкультуре по теме

Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением,устройством,функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположений к каким-либо заболеваниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика уроков Физической культуры

В начальной школе

П Л А Н

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию детей.

2. Воспитание жизненно важных физических качеств.

3. Обучение двигательным действиям.


Х

орошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельно стью всех органов тела, отсутствием предрасположений к ка ким-либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие — это изменение строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же о нормальном или ненормальном ходе раз вития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели — рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимо связи этих факторов можно оценивать крепость телосложения ребенка. Кроме того, принимаются во внимание некоторые опи сательные (соматоскопическое) признаки (состояние мускула туры, степень жироотложения, форма осанки, половая зрелость) и физиометрические признаки — жизненная емкость легких, ста новая сила, сила сжатия кисти и др.

В младшем школьном возрасте у детей продолжает форми роваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно Примерно на 4 см, а вес — на 2 кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организ ме ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Благодаря увеличению количества лейкоцитов в крови и их активности к поглощению болезнетворных микробов значитель но возрастает сопротивляемость организма к воздействию не благоприятных условий внешней среды — жары, холода, недо статка кислорода, повышенного атмосферного давления, вредных примесей воздуха и др.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, актив ность являются прежде всего результатом наследования опре деленных физических данных от родителей. Они обусловлива ются в значительной мере также правильным питанием, соблю дением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решаю щим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособно сти детей. Без регулярных, специально организованных физиче ских упражнений в современных условиях даже дети, унасле довавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ни же среднего развития при условии систематических занятий фи зической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упраж нениями, как правило, отстают в росте и в развития. Недоста ток движения (гипокинезия), если он небольшой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а если большой — даже к постепенной атрофии мышц, ожире нию и другим серьезным нарушениям. Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нор мального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста де должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергети ческих ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пла стические процессы (процессы роста и развития), а сильная мы шечная деятельность связана с большими затратами энергии. Чрезмерно интенсивная тренировка не улучшит, а, наоборот, за тормозит рост и развитие.

Одновременно с общей задачей — с  помощью  физических упражнений  содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей — перед физическим воспитанием стоит и дру гая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осан ки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физи ческого развития.

Значительная часть учащихся начальной школы имеет какие-либо нарушения осанки. Подавляющее большинство этих на рушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдается у детей 7—12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток.

Следующий распространенный дефект — плоскостопие. Оно препятствует правильной осанке, снижает способность детей к длительному стоянию, ходьбе, бегу и многим другим движениям.

Нарушения в форме позвоночника встречаются относитель но реже.

Исправлять нарушения осанки у детей нужно возможно ра нее, пока они не перешли далее первой-второй степени. Пер вая степень — нефиксированные отклонения позвоночника до 5° от нормы, нерезкая торсия (скручивание) позвонков, небольшое отставание лопатки. Вторая степень — наличие противоискривлений (например, в грудном отделе «выбухание» справа, в пояс ничном — слева), торсия 6—25°, грубых нарушений формы груд ной клетки и таза нет, подвижность позвоночника несколько ог раниченна; в горизонтальном положении (лежа) и вертикальном (в висе на гимнастической стенке) искривления частично вы правляются.

Для формирования правильной осанки используются специ ально подобранные комплексы физических упражнений.

Для исправлений ранее возникших нарушений осанки преж де всего нужны разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений рекомендуется проводить в по ложениях, благоприятствующих разгрузке позвоночника,— лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно, чтобы занятия были эмоциональны, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно, на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких дурных привычек, как сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным левым локтем, на ноге, на слишком высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу; держать руки в карманах; «вешать» голову; в работе пользоваться одной рукой.

Среди учащихся 1-4 классов встречаются и такие, у ко торых вес тела значительно превышает средние возрастные нормы; иногда наблюдаются и признаки ожирения первой сте пени.

Ожирение относится к числу трудно поддающихся коррек ции нарушений физического развития. Различаются формы ожи рения эндогенного характера, связанного с нарушением функ ций эндокринных желез, и экзогенного характера, обусловлен ного обильным питанием.

На занятиях физической культурой учащимся, предрасполо женным к ожирению, даются в увеличенном объеме следующие виды физических упражнений:

- активизирующие деятельность кровообращения и дыхания (при ожирении эти функции часто нарушаются) — ходьба, бег, ходьба на лыжах, подвижные игры и др.;

- улучшающие моторно-двигательную функцию — упражнения на ловкость, для воспитания правильной осанки;

- укрепляющие мышцы живота (место наибольшего отложе ния жира), что непосредственно должно улучшить деятельность органов брюшной полости;

- увеличивающие мышечную массу — упражнения с набивны ми мячами, с сопротивлением и др.

Учащимся разъясняется, что физические упражнения могут дать желательный эффект только в комплексе с диетой и пра вильным общим режимом.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников имеют правиль ный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костносвязочного аппарата, мы шечной системы и, в частности, формированию правильной осан ки. Поэтому для уроков физической культуры рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущест венно динамическую, работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют на здоровье детей 7—9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на даль ность и в цель различных по форме легких предметов: волей больных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т. д.

Следует избегать при проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений. Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену ве ществ. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными переры вами, являющимися активным отдыхом. Игры с речитативами, пением,  коллективными  возгласами   помогают  установке   рит мичного, полного дыхания.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему де тей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок на па мять и внимание, а также возможные ссоры; игры должны со действовать, проявлению лишь положительных эмоций. При про ведении игр следует учитывать общую нагрузку урока.

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Значение воспитания высоких физических качеств в условиях современного общества не снижается, а, наоборот, постоянно возрастает.

Ловкость, силу, быстроту, выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.

Ловкость — это способность человека быстро овладевать но выми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для это го, и по степени точности, которой он может достигнуть в дан ном движении после некоторой тренировки.

У детей в возрасте от 7 до 12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека: объем корковых полей двигательного ана лизатора составляет около 80%, а подкорковых образований — 95% объема взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит бы строе развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного ана лизатора. В 8—12 лет лабильность (подвижность) нервно-мы шечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упраж нений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство — различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Для воспитания координации движений используются раз личные, постепенно усложняемые сочетания элементарных дви жений рук и ног; более трудные акробатические упражнения? танцевальные движения — ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мя чами— передачи, перебрасывания с ловлей и др. Для этих це лей используются также игры, побуждающие учеников незамед лительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки»—1 класс, «Зайцы в ого роде»—2 класс, «Подвижная цель»—3-4-класс).

В 7—8 лет быстро совершенствуется способность к различ ным точным движениям. Этому помогают метания в цель; упраж нения с малыми мячами — удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мел кими предметами — палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают тех никой письма, рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. Устой чивость тела у детей при статических позах постепенно улучша ется. Так, например, в период с 7 до 12 лет средняя амплитуда колебаний тела в сагиттальной (передне - задней) плоскости уменьшается почти до той же величины, что и у взрослых.

Упражнения для воспитания силы у детей младшего возра ста должны быть главным образом динамическими. В мышцах детей сухожильная часть относительно невелика, что обеспечи вает большую степень их сокращения. Нужно сохранять эти ценные особенности.

Таблица 1

Показатели силы основных групп мышц  (в кг)

Возраст

Разгибатели туловища

Сгибатели кисти

Сгибатели предплечья

Разгитабели предплечья

Икроножные мышцы

8

44,5

14,9

12,8

9,2

8,4

9

46,1

19,1

14,9

11,3

10,3

10

55,3

20,9

17,3

13,0

12,4

11

59,7

22,0

18,8

14,7

14,4

Младшим школьникам нужны также упражнения для вос питания силовой выносливости.

В младшем возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям, темпы ее прироста выше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. Однако дети этого возраста час то не могут поддерживать усилие на строго постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе (1—1,5 мин) они непред намеренно отвлекаются. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения.

Таблица 2

Показатели выносливости основных групп мышц  (в сек)

Возраст

Икроножные мышцы

Сгибатели предплечья

Разгибатели предплечья

Сгибатели кисти

Разгибатели туловища

8

61,3

74,5

69,7

55,3

43,0

9

72,5

101,1

94,2

82,3

52,5

10

91,1

103,2

95,6

95,8

67,4

11

108,2

112,0

98,2

97,1

79,5

Для воспитания статической выносливости у детей младшего школьного возраста используются различные упражнения в форме достаточно длительного удержания определенных поз: смешанные висы и упоры, стояние на носках, упражнение «ласточка» и др.

Особое внимание в физическом воспитании младших школь ников должно быть обращено на совершенствование быстроты движений. Быстрота — способность выполнять движения в ми нимальное время. Она зависит от скорости двигательных реак ций (ответных действий на какой-либо сигнал), скорости от дельных движений и частоты движений, определяемой количе ством в секунду.

При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в локомоторных двигательных действиях, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве. Простые двигательные реакции — это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни они имеют боль шое значение, например при действиях в трудных условиях ме стности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций: люди, быстро реагирующие в одних ус ловиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь.

Быстрота реакции ребенка в большой степени зависит от типа его нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но ее можно развивать соответствующими упраж нениями.

 Для воспитания быстроты движений у детей младшего школьного возраста широко используются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее, время («Команда быстроногих»—2 класс, «День и ночь»—3-4 класс).

Кроме развития быстроты, в задачи физического воспита ния детей младшего школьного возраста входит также формиро вание у них способности выполнять скоростную работу возмож но более длительное время. Выносливость в скоростной работе определяется многими факторами, главными из которых явля ются функциональные возможности различных систем организ ма, устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма и в центральной нервной системе, возникающие в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость воспитывается путем применения упражнений, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагруз ку несколько больше той, которую он уже привык переносить. В процессе таких упражнений организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому повышен ным объемом работы, приобретается способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и пр.) более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.

Выносливость прежде всего проявляется в беге, прыжках, ходьбе на лыжах. Это так называемая специальная выносли вость. Но она имеет свойство переходить и на другие виды деятельности примерно такого же характера интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей вынос ливости ребенка.

В зависимости от вида выносливости разделяют и упраж нения, с помощью которых она вырабатывается. Упражнения такого рода бывают специфическими (например, для выносли вости в беге — кроссы, бег по снегу, серии подготовительных упражнений) и специфическими (например, для выносливости в ходьбе на лыжах — обычная ходьба, бег, серии прыжковых упражнений). Общий объем нагрузки, включающий длительную работу повышенной интенсивности, должен определяться с уче том возрастного развития ребенка. Нагрузки должны быть оп тимальными как по продолжительности, так и по интенсивности, чередуемыми с достаточными для восстановления сил паузами отдыха.

Из существующих методов применения упражнений для вы работки выносливости у младших школьников наиболее при емлемым является так называемый повторный, метод: чередо вание нагрузки с паузами отдыха. Может быть использован также и переменный метод тренировки, заключающийся в чередо вании сильных нагрузок со средними и слабыми (без пауз от дыха). Равномерный метод тренировки, заключающийся в вы полнении всего запланированного объема работы в одинаковом постоянном темпе, является самым большим по нагрузке и поэтому применяется редко.

Для воспитания выносливости у младших школьников широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затра той сил или энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое вре мя («Два мороза» - 1 класс, «Белые медведи» - 2 класс, «Караси и щуки» - 3-4 класс).        

ОБУЧЕНИЕ   ДВИГАТЕЛЬНЫМ   ДЕЙСТВИЯМ

В школе физические упражнения используются главным об разом как одно из наиболее действенных средств укрепления здоровья детей, стимуляции физического развития и воспитания жизненно важных качеств. Но для получения от каждого вы полняемого упражнения нужного результата совершенно необ ходимо, чтобы дети делали его технически правильно: по форме (направлению движений, амплитуде) и характеру усилий (напряжению, ритму, темпу). Поэтому одной из важных задач учителя физической культуры является обучение детей правиль ной технике движений. Многие из этих движений имеют непосредственное прикладное применение в труде, военном деле и спорте. Школа призвана готовить детей к этим видам их буду щей деятельности, и поэтому в содержание физического обра зования школьников входят и прикладные виды физических упражнений.

Программный материал для 1—4 классов составлен из трех основных разделов: гимнастики, игр и лыжной подготовки,

Гимнастика как раздел включает следующие виды уп ражнений.

Построения и перестроения. Они имеют большое значение как средство организации учащихся на уроках физической культуры. Применение этих упражнений способствует также воспитанию правильной осанки, развитию точности движений, чувства рит ма и темпа, навыка в коллективных действиях, концентрации вни мания. Построения и перестроения нужно рассматривать как элементы строевой подготовки. Кроме раздела гим настики, они входят также в раздел лыжной подготовки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища.

Упражнения с большими мячами.

Упражнения с малыми мячами.

Все перечисленные выше виды гимнастических упражнений входят в группу общеразвивающих. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат ребенка, но значительно большая цен ность их состоит в том, что они дают так называемую школу движений. Изучая основные положения и движения руками, но гами, туловищем, головой, ученики получают представление об основных компонентах всякого движения — направлении, амп литуде, напряжении, ритме, темпе — и приучаются сознательно управлять движениями своего тела. После овладения основным механизмом каждого элементарного движения, а также соеди нениями различных движений учащиеся продолжают совершен ствовать навык двигательного действия до тех пор, пока не бу дет достигнута необходимая согласованность всех компонентов и движение не будет достаточно точным; кроме того, оно долж но протекать свободно, без излишнего напряжения, т. е. эконом но. Такое движение не только эффективно в смысле достижения определенного результата, но и красиво. Общеразвивающие гимнастические упражнения играют большую роль и в воспита нии у школьников навыков правильного дыхания.

Упражнения для формирования осанки. Они выделены осо бо, поскольку осуществление этой задачи имеет очень важное значение в школе.

Акробатические упражнения разносторонне влияют на ор ганизм детей, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих уп ражнений наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве, чувство равновесия.

Упражнения для развития равновесия. Умение сохранять равновесие весьма важно в жизненной практике человека. Оно отчетливо проявляется в ряде сложных движений и положений тела, связанных с быстротой перемещения, быстротой смены положений, непривычностью позы, уменьшением и повышением площади опоры. Для того чтобы управлять равновесием своего тела, нужно сформировать у учащихся специальный навык. При выполнении специально подобранных с этой целью упражнений ясно ощущаются перемещение центра тяжести тела и неравно мерность мышечных усилий, направленных на сохранение рав новесия. В результате многократного выполнения таких движе ний и формируется навык в удержании равновесия. Упражне ния в равновесии, кроме того, способствуют развитию коор динации движений, ориентировки в пространстве, самооблада ния, смелости.

Танцевальные упражнения помогают улучшить осанку, вы работать плавность, легкость и непринужденность походки. Это своеобразная азбука выразительности и грациозности движе ний. В учебной программе по физической культуре для на чальных классов танцевальные упражнения представлены в ви де подготовительных упражнений, танцевальных элементов и их комбинаций — танцевальных игр и танцев.

Подготовительные танцевальные упражнения помогают на учить детей принимать правильное и устойчивое положение туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности. Они обогащают учащихся за пасом движений, которые становятся выразительным средством танца и прочной основой в освоении его.

Танцевальные элементы — это в основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения, характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и плавность движений, для других — задор, сила, удаль. Эти отличительные особенности танцевальных движений по-разному воспринимаются девочками и мальчиками. Девочки больше интересуются грациозными и плавными движениями, мальчики — резкими, энергичными.

Из большого объема танцевальных элементов для начальных классов могут быть использованы лишь самые основные и до ступные, необходимые для последующего обучения танцу, наи более эффективные для выработки координации движений, чув ства темпа и ритма. К таким движениям относятся подскоки, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг и др.

Важнейшей особенностью детских танцев являются их про стота и законченность танцевальной формы. Построены они пре имущественно на народной основе. Первые танцевальные уме ния, которые приобретают школьники, лучше всего закреплять в форме танцев-игр, которые помогают детям легче усваивать пройденный материал, способствуют развитию музыкальности и ритмичности. Дети привыкают прислушиваться к музыке, различать средства музыкальной выразительности и сочетать с му зыкой свои движения. Танец-игра строится на танцевальных и естественных движениях с использованием мелких предметов — флажков, лент, мячей и т. л. Танцевальные и ритмические игры целесообразно применять в 1—2 классах, в 3-4 классе вводится и танец в паре.        

Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, спо собствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах — воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кро ме того, должно быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные навыки совер шенствуются.

Бег на различные дистанции также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры). Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у учащихся навыка свободного, прямоли нейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высо ким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1 классе основное внимание обращается на свободу, непри нужденность бега, правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать рит мично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и непринужденность бега, переходят к обучению быст рому бегу, а также умению преодолевать различные препят ствия во время бега.

Прыжки также являются естественным видом двигательной деятельности. Они характеризуются кратковременными, но силь ными мышечными напряжениями, развивают умение концент рировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Занятия прыжками оказывают поло жительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыха тельной и других систем организма. Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальные препятствия (прыжки в высоту) и б) через гори зонтальные препятствия (прыжки в длину). С 1 класса в програм му включены также прыжки со скакалкой и прыжки с высоты (в глубину) как подготовительные к спортивным прыжкам.

В начальной школе  ставится  задача  создания  правильной основы в обучении прыжкам. Предусматривается обучение важнейшим элементам прыжка: правильному разбегу и сильному отталкиванию, координации движений в полете и мягкому при землению. Для этого систематически и последовательно разви вают навыки в самых разнообразных ярыжках. Начинают с уп ражнений со скакалкой, затем обучают мягкому приземлению при спрыгивании с небольшой высоты (от 20 до 60 см) и только после этого приступают к обучению прыжкам в длину и высоту с разбега.

Прыжки со скакалкой улучшают деятельность сердечно-со судистой и дыхательной систем, вырабатывают общую выносли вость организма, развивают тонкую координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство темпа, ловкость, прыгу честь, укрепляют связки, суставы, мышцы туловища и особенно ног. В 1 классе детей обучают прыжкам с длинной и короткой скакалками, в последующих классах — только с короткой.

Прыжки с высоты (в глубину) включены в программу 1— 4 классов как обязательные; в последующих же классах они не являются самостоятельным видом упражнений, но встречаются в виде соскоков с гимнастических снарядов. По этому в начальной школе особенно важно выработать у уча щихся навыки мягкого и устойчивого приземления.

Прыжки в длину с разбега проводятся во всех классах на чальной школы. Основная задача обучения — научить сочета нию разбега с отталкиванием. Особое взимание обращается на фазу отталкивания, поэтому прыжки проводятся с небольшого разбега (5—6 шагов). Важную роль в прыжках в длину иг рает точность попадания толчковой ногой на место отталкива ния. Поэтому уже в начальной школе детей учат отталкиваться с определенного места, из «зоны отталкивания», которая по ме ре усвоения учащимися техники прыжка постепенно уменьша ется до величины стандартного бруска для отталкивания.

Метания. В начальной школе ставится задача научить школь ников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном приме нении метаний в уроках можно положительно влиять на разви тие нервно-мышечного и костносвязочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метания вырабатывают точные согласованные движе ния кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерить свои усилия.

Наконец, последний вид раздела гимнастики — это упраж нения в лазанье и перелезании. Они способствуют развитию силы мышц (особенно рук и плечевого пояса), ловкости, коор динации движений, выносливости и, кроме того, имеют непо средственно прикладное значение.

Игры. В новой школьной программе подвижные игры для I—4 классов распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами общеразвивающих упраж нений, с бегом, с прыжками на месте и с места (1-2 классы), с прыжками с высоты (1—2 классы), с прыжками в высоту с разбега (в 1-2 классах — с прямого разбега), с прыжками в длину с разбега, с метанием на дальность и в цель, с лазаньем и перелазанием (3-4 класс).

Применение игр, включающих движения, родственные по структуре и характеру тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой и лыжной подго товкой, очень важно. Известно, что элементарные умения и на выки, приобретенные детьми в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приема ми. На этапе начального ознакомления с тем или другим уп ражнением (из разделов гимнастики или лыжной подготовки) применение родственных игр помогает предупреждать непра вильные движения.

На этапе совершенствования двигательных действий их не однократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно вы полнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Например, на уроке в 1 классе учитель обращает внима ние детей на то, что при быстрых перебежках надо высоко под нимать колени. Ученики пробуют пробегать так короткие отрез ки дистанции (поочередно, в группах). В помощь начальному ознакомлению с таким способом бега проводится игра «Через кочки и пенечки». В ней дети сначала шагают под речитатив, поднимая колени повыше, а затем убегают от «пчел», тоже ста раясь высоко поднимать колени. Эта же игра применяется и на этапе совершенствования в технике бега с высоким подниманием бедра.

При совершенствовании двигательных навыков важно при учать детей действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях, научить правильно применять приобретенные навы ки в нестандартных условиях. В связи с этим уже в III классе большое значение приобретают эстафеты с преодолением раз нообразных препятствий. Участвуя в подобных эстафетах, ученики наглядно убеждаются в прикладности, жизненной необхо димости освоения материала программы. Препятствия подбира ют с учетом подготовленности и возраста учеников и в соответ ствии с учебным материалом для 3-4 класса. Задания не должны быть очень легкими (иначе ученики теряют интерес к ним) или слишком сложными (что может вызывать чувство неуверенно сти, страха). Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность преодоления их тоже изменяют, действия услож няют дополнительными заданиями.

Иногда дети, правильно усвоив на занятиях гимнастикой ос новные элементы техники прыжков, метаний, в играх выполняют движения небрежно. В этом случае нужно организовать игровую обстановку таким образом, чтобы дети были заинтересованы в качественном выполнении движений, чтобы от этого зависели итоги игры. Так, при метании на дальность и в цель различных предметов игровые ситуации должны подсказывать детям вы годность использования изученных приемов техники для того, чтобы «выиграть», «победить».

В связи с разнообразными двигательными игровыми дейст виями надо использовать возможности развивать у детей спо собность правильно оценивать пространственно-временные отно шения. Многие первоклассники, например, плохо справляются с мячом именно вследствие слабого развития этой способности. Следует содействовать развитию у учеников распределенного внимания, то есть способности одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринятое. Не менее важное  значение приобретают игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др.). Такие упражнения в играх повы шают тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию функций мелких двигательных приспособлений рук и пальцев. Подобные игры в программе от несены в основном к группе игр «с элементами общеразвивающих упражнений».

Лыжная подготовка. В 1—4 классах в ее задачи входит ознакомить детей с простейшими правилами обращения с лыж ным инвентарем, обучить основным строевым приемам с лыжа ми, видам построений, перестроений и передвижений в строю; обучить некоторым способам передвижения на лыжах.

В число самых необходимых способов передвижения на лы жах в период начального обучения включены: попеременный двухэтажный ход, подъемы ступающим шагом (2 класс) и ле сенкой, спуск в основной стойке (2 класс), поворот переступанием вокруг пяток лыж (1 класс) и вокруг носков лыж (2 класс).

Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее влия ние на организм человека, на его здоровье; передвижение на лыжах широко применяется в быту и в военном деле. Все это и послужило причиной того, что лыжная подготовка включена теперь в школьную программу уже с первого класса.

СОДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОМУ,   НРАВСТВЕННОМУ

 И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Физическое воспитание в школе, как часть общей системы коммунистического воспитания, неразрывно связано со всеми другими его сторонами — умственным, нравственным и эстетическим - воспитанием и оказывает положительное влияние на осуществление стоящих перед ними задач. Доказано, например, что двигательная деятельность способствует функциональному развитию всех областей головного мозга.

Повышение уровня физического развития, укрепление здо ровья и рост общей работоспособности, что достигается в про цессе физического воспитания, вызывают также и повышение умственной работоспособности учащихся. Имеются многочис ленные достоверные статистические данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся фи зической культурой и спортом, значительно выше, чем у осталь ных детей.

Очень большое влияние оказывает активный двигательный режим на характер устойчивости умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Как показали исследования, у учащихся, объем двигательной деятельности которых не соот ветствует потребностям их организма, более заметно снижается работоспособность к концу уроков в школе, к концу дня, недели, четверти и года, чем у тех, кто регулярно занимается физической культурой и спортом.

Кратковременные физические упражнения в процессе уро ков в школе и приготовления домашних заданий (физкультми нутки), а также в процессе труда (физкультпаузы) способствуют поддержанию активного внимания и повышают производитель ность труда. На занятиях, которые следуют после уроков физи ческой культуры, успеваемость учащихся, как правило, повы шается.

Прогулки и небольшие по нагрузке физические упражнения, проводимые, после окончания уроков, являются лучшим сред ством восстановления умственной работоспособности.

Помимо косвенного влияния на умственное развитие школь ников, физическое воспитание оказывает на него и прямое воз действие. Во-первых, потому что учащиеся вооружаются необ ходимыми каждому человеку знаниями об основах анатомии, двигательного аппарата, биомеханики движений, физиологии двигательной деятельности, принципах и правилах тренировки, гигиены при физических упражнениях, истории физической куль туры и т. д. Во-вторых, физические упражнения развивают не только физические качества, но и сообразительность, наблю дательность, вдумчивость и т. д. Чем напряженнее физические упражнения, тем больше они требуют напряжения и умственных сил (особенно это относится к упражнениям в ловкости). В-третьих, у детей воспитывается устойчивый интерес, созна тельная потребность в регулярных занятиях физическими уп ражнениями, которая впоследствии становится прочной при вычкой.

Учитель физической культуры, как и учителя по другим предметам, постоянно следит за тем, как учащиеся относятся к самим себе, как ведут себя в коллективе.

В процессе уроков - физической культуры и внеклассных за нятий спортом учитель всемерно содействует:

- формированию у школьников морально-волевых  качеств — решительности, смелости, настойчивости, самообладания и т. д.; формированию  нравственных  убеждений,  привычки  твердо соблюдать правила поведения, нетерпимости к недостойным по ступкам;

- воспитанию чувства патриотизма и дружбы с другими на родами;

- воспитанию чувства ответственности за свои действия перед коллективом, дисциплинированности, правдивости, приветливо сти, скромности, сдержанности, товарищества, и других поло жительных черт характера.

Необходимо предоставлять детям возможно большую само стоятельность (конечно, в разумных пределах) для воспитания у них сознательности, инициативности и активности. С этой це лью рекомендуется привлекать учащихся к проведению простей ших игр, эстафет и соревнований в роли руководителей.

Уроки физической культуры в школе содействуют также эс тетическому развитию учащихся. Дети постепенно получают необходимые знания о правильном, гармоничном сложении и развитии тела; об изяществе движений; о красоте поступков на стоящих спортсменов, воспитанных на лучших традициях российского спорта. Важно прививать эти понятия с раннего возраста, тогда они прочно укоренятся и сохранятся на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ 3 ЧАСАХ В НЕДЕЛЮ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ 3 ЧАСАХ В НЕДЕЛЮ...

Нетрадиционный урок физической культуры в начальной школе ."Путешествие в Месопотамию"

Урок путешествие в страну Месопотамию- нетрадиционный урок. Проверка  умений и навыков  полученных на уроке физической культуры учащимися начальной школы, по прохождению раздела програ...

Программа третьего часа урока физической культуры в начальной школе

Программа составлена на основе практического материала по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе В.И. Ковалько "Школа здоровья". К программе прилагаются 2 сборника подвижных игр...

Программа третьего часа урока физической культуры в начальной школе

Программа составлена на основе практического материала по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе В.И. Ковалько "Школа здоровья". К программе прилагаются 2 сборника подвижных игр...

Статья на тему: "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося. На страницах будут затронуты та...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося.На страницах будут затронуты такие важные п...