Программа
методическая разработка по физкультуре по теме

Программа по подвижным играм 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_podvizhnyh_igr_peredelannaya.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Основная часть.

2.1.Игры и игровые упражнения с бегом.

2.2.Игры и игровые упражнения с прыжками.

2.3.Игровые упражнения на метание.

2.4.Игровые упражнения на равновесие.

2.5.Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.

2.6.Игровые упражнения в лазанье и ползании.

3. Годовой план.

4. Календарное планирование

5.Методическое обеспечение

6. Примерный перечень игр, используемых на занятиях кружка подвижных игр.

7. Перечень используемой литературы.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

Для детей 1-4 классов

1. Пояснительная записка.

     Программа составлена на основе: 

- программы. Г.А. Ворониной

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.  В 1 -4 классе ведётся 2 час в неделю, всего 144 часа. Программа рассчитана на 2 года  обучения.

        Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребёнка.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.

Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

               - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и  подвижных играх;

  - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации  отдыха,      повышения работоспособности  и укрепления здоровья;

               -развивать умения ориентироваться в пространстве;

              - развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

              -создавать условия для проявления чувства коллективизма;

              - развивать активность и самостоятельность;

              -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,        

                применению их в различных по сложности условиях.

При проведении занятий можно выделить два направления: 

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Ожидаемый результат:

             -у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;    - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;

             -обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

             - умение работать в коллективе.

Содержание программы

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Подвижные игры.

«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.

Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:

Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;

Знать :

-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;

-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);

-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Уметь:

-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;

-выполнять правила игры.

Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.

II. Основная часть

2.1. Игры и игровые упражнения с бегом.

Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.

2.2. Игры и игровые упражнения с прыжками.

Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.

2.3. Игры и игровые упражнения на метание. Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.

«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».

2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.

Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком». 

2.5. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.

В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве

«Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».

2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.

Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп ( плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.

«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

СЕТКА ЧАСОВ

Содержание

Количество часов

1 год

2 год

Основы знаний

4

4

Общая физическая подготовка

16

16

Игры и игровые упражнения с бегом.

10

12

Игры и игровые упражнения с прыжками.

6

8

Игры и игровые упражнения на метание.

6

4

Игры и игровые упражнения на равновесие

4

4

Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве

6

4

Игровые упражнения в ползании и лазанье.

4

4

Эстафеты

16

16

Итого

72

72

     Общее количество часов

144 ч.


IV.Календарное планирование по возрастам

Сентябрь

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Прокатите мяч», «Полетели птички»

«Пройди по дорожке», «Поезд»

«Пройди через ручеёк», «Кошки и мышки».

«Догони мяч», «Солнышко и дождик».

2 год обучения

«Не пропусти мяч», «Автомобили».

«Автомобили», «Прокати обруч».

«Не пропусти мяч», «Пробеги тихо». «Найди флажок».

«Перебрось—поймай». «Вдоль дорожки». «Солнышко и дождик», «Найди свой домик».

Октябрь

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Пройди по дорожке», «Котята и щенята».

«Карусель», «Кто дальше бросит».

«Догони мяч», «Зайка беленький сидит».

«Воробышки и автомобиль», «Доползи до погремушки».

2 год обучения

«Птицы в клетке», «Не задень».

«Найди себе пару» «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль», «

«Бег с препятствиями

«Цветные автомобили».

«Бегите ко мне», «Наседка и цыплята».

Ноябрь

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Пузырь», «Догони мяч», «Кто дальше бросит», «Карусель».

«Птички летают», «Зайка серый умывается». У медведя во бору», «Угадай кто кричит».

«Солнышко и дождик», «Жуки». «Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер».

«Птички в гнёздышках», «Перепрыгивание через ручеёк».

2 год обучения

«Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль»

«Не попадайся», «Дружная семейка» «Лошадки», «Где звенит колокольчик?»..

«Перемена местами», «Коршун и наседка».

«Огуречик, огуречик», «Воробышки и кот». «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль»

Декабрь

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Попади в воротики», «Где звенит». «По кочкам через болото», «Птички в гнёздышках».

«Самолёты», «Кто тише?». «Найди свой домик», «Поймай снежинку

«Пройди через ручек», «Курочка-хохлатка». «Кто дальше бросит», «Карусель».

«Лови-бросай», «Весёлые зайчишки». «Где спрятано», «Попади в цель».

2 год обучения

«По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата»

«Ловишки», «Кто ушёл?». «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль»

«Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер».

«Цветные автомобили». «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата»

Январь

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Птички в гнёздышках», «Кто тише», «Перепрыгни через ручеёк».

«Целься вернее», «Зайка беленький сидит», «Догони мяч». «Кролики», «Найди свой домик», «Игра с мячом»

«Найди себе пару», «Птички в гнёздышке», «Дог7они меня».

«Жуки», «Кто тише», «Пузырь». «Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль».

2 год обучения

«Кто дальше», «Снежная карусель» «Прокати мяч и догони его», «Прыжки из обруча в обруч», «Найди свой домик».

«Кролики», «Весёлые снежинки». «Птички в гнёздышке», «Самолёты», «По дорожке».

«Снежинки—пушинки», «Прыжки по кочкам»

«Катание на санках друг друга», «Лиса в курятнике» «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата»

Февраль

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Птички в гнёздышке», «Самолёт», «По ровненькой дорожке».

«Мой весёлый звонкий мяч», «Доползи до погремушки».

«Карусель», «По узенькой дорожке» «Наседка и цыплята», «Кролики»

«Пузырь», «Птички в гнёздышке». Лягушки», «Добеги до кегли»

2 год обучения

«Пролезание через обруч», «У медведя во бору»

«Метелица»,»Добрось до кегли», «Лиса в курятнике» «По ровненькой дорожке», «Поезд».

«Бег с препятствиями», «Мяч соседу»

«Тунель», «Зайцы и волк» «Солнышко и дождик», «Найди свой домик».

Март

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Догони меня», «Проползи между кеглями» «Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке»

«Найди свой домик», «Прокати по узенькой дорожке» «Найди свой домик», «Птички в домиках»

«Пузырь», «Мой весёлый. звонкий мяч» «Наседка и цыплята», «Схвати змею за хвост»

«Кошка и птички». «Карусель», «Поймай снежинку»

2 год обучения

«Сбей предмет», «Ловушка» «Попади в воротики», «Где звенит».

«Подбрось—поймай», «Прокати—не задень»

«Выше ножки от земли», « Перемена местами» «Самолёты», «Кто тише?».

«Бегом по дорожке», «Котята и щенята» «Лови-бросай», «Весёлые зайчишки».

Апрель

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 год обучения

«Кошка и мышки», «Поезд» «Воробышки и кот», «Сбей кеглю»»

«Наседка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч» «Снежная карусель», «Кто быстрее допрыгнет до…»

«Солнышко и дождик». «Кто тише», «Пузырь» «Поймай комара», «Лягушка», «Найди свой цвет»

«Птички в гнёздышках», «Принеси мяч» «Где цыплёнок?», «Кролики»

2 год обучения

«Прокати и поймай обруч», «Сбей кеглю» «Пролезание через обруч», «У медведя во бору»

«Угадай кто позвал?», «Бег по дорожке» «Метелица»,»Добрось до кегли», «Лиса в курятнике»

«Жмурки», «Перепрыгни и не задень» «Бег с препятствиями», «Мяч соседу»

«Успей поймать», «Догони свою пару» «Тунель», «Зайцы и волк»

Май

Возрастная группа

1 неделя

2 неделя

3 неделя 

4 неделя 

1 год обучения

«Поймай комара», «Карусель»--упражнение с верёвочкой.

«Мяч по дорожке», «Птички в гнёздышках» «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята»

«Курочка—хохлатка», «Кошки и мышки» «Солнышко и дождик», «Путешествие поездом»

«Солнышко и дождик», «Мой весёлый, звонкий мяч» «По ровненькой дорожке», «Кролики»

2 год обучения

«Достань до мяча», «Перепрыгни через ручей» «Кошка и мышки», «Поезд»

«Кто не уронит», «Самолёты» «Наседка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч»

«Подбрось-поймай», «Сбей кеглю» «Солнышко и дождик». «Кто тише», «Пузырь»

«Угадай кто позвал?», «Совушка --сова» «Птички в гнёздышках», «Принеси мяч»

        V. Материально- техническое обеспечение программы:

  1. гимнастическая дорожка (8 матов);
  2. 25 теннисных мячей;
  3. 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
  4. 15 гимнастических обручей; 15 гимнастических палок;
  5. 10 мячей - прыгунок;
  6. 6 мячей для минибаскетбола;
  7. 25 миниклюшек;
  8. 25 платочков;
  9. 15 скакалок;
  10. 30 камешков одного размера (галька); 2 декоративные удочки;
  11. 14 флажков;
  12. 2 набора «Городки»;

VI. Примерный перечень игр, используемых на занятиях.

«Наседка и цыплята»

Цель: учить подлезать под верёвочку не задевая её; быть осторожным и внимательным, действовать по сигналу, не толкать друг друга.

Ход игры: верёвочка натянута между стенами зала или стульями - это дом цыплят и наседки. Мама наседка выходит из дома и ищет зёрнышки, находит и зовёт цыплят: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко цыплятки ко мне!» цыплята подлезают по верёвочку и бегут к своей маме. Ищут зёрнышки, прыгают, веселятся. По сигналу «Большая птица» -дети убегают (подлезают) в свой домик не наталкиваясь друг на друга.

Жмурки.

Цель: учить детей радоваться, веселиться, двигаться тихо, осторожно.

Ход игры: Воспитатель в любой роли (снеговик) завязывает глаза шарфом или косынкой. Дети тихо расходятся по залу. Воспитатель (снеговик) пытается их найти. «Где же наши детки?»--дети смеются, убегают, стараются убежать тихо, осторожно.

Мышки и кот.

Цель: учить мягко прыгать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от кота, находить своё место не толкаясь.

Ход игры: Дети прыгают, веселятся, недалеко в стороне сидит кот, он спит. По сигналу воспитателя кот просыпается, потягивается. Произносит: «МЯУ!» и бежит ловить мышек, они убегают. Пойманных мышек кот отводит к себе.

Зайка серенький сидит…

Цель: Учить прыгать на двух ногах на месте, развивать ритмичность движений.

Ход игры: Дети, в шапочках зайчат, играют по всему залу или игровой комнаты. Произнося слова вместе с воспитателем, выполняют движения.

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал! Зайка прыг… и убежал!

VII. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
  2. Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
  3. Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
  4. Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 6 до 10 лет.
  5. Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».
  6. Литвинова О. М. Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в школе».
  7. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
  8. Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
  9. Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми от 6-10 лет »,
  10. Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».

     11.   Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков.   Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.

    12.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школь никами оздоровительной физической культурой, спортом и туриз мом, 1993.

   13.   Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).

   14. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

   15.  Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

   16. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое посо бие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.

17. Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...