Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов
методическая разработка по физкультуре (3 класс) по теме

Джамалова Эсмира Джейхун гызы

 

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на координацию движений – двигательной способности, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных умений обладает ученик, тем богаче его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhamalova.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Содержание

Введение

3

Глава 1. Процесс воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста

6

1.1.  Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями

6

1.2 Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте

10

1.3 Акробатические упражнения, как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

15

Глава 2. Экспериментальное развитие координационных способностей при помощи акробатических упражнений на уроках физической культуры

19

2.1 Определение уровня развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста

19

2.2 Внедрение комплексов акробатических упражнений в уроки гимнастики для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

23

2.3 Сравнительный анализ результатов развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста

25

Заключение

28

Литература

29

Приложение 1

31

Введение

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на координацию движений – двигательной способности, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных умений обладает ученик, тем богаче его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

Известно, что наиболее эффективно двигательные способности ребенка развиваются к 8–9 годам. Следовательно, младший школьный возраст нужно рассматривать как период активного развития координационных способностей.

В этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей,  а также приобретение знаний,  умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных  сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.  Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика,  фигурное катание и так далее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий.

Актуальность темы определяется тем, что координационное совершенствование направлено  на подготовку учащихся к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, являются специально - направленные упражнения.

Объектом исследования является процесс развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза.  Предполагается, что применение различных средств таких, как акробатические и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования.  Развитие и совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе  с помощью акробатических упражнений.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
  2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
  3. Определить уровень развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
  4. Внедрить в уроки физкультуры комплексы акробатических упражнений.
  5. Обосновать результаты эксперимента.

Методы исследования: в процессе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников;

2. Контрольные  испытания;

3. Педагогический эксперимент;

4. Метод математической статистики.


Глава 1. Процесс воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста

1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательных функций и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт,  говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой,  сознательно управлять ими и приспосабливаться к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию,  а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

  1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп,  вид и способ усвоения спортивной техники,  а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.  Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
  2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии.  Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
  3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
  4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому,  помимо физических качеств,  в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.[14]

Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую,  целостную двигательную деятельность.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.[18,19,24]

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

- способность к реагированию;

- способность к равновесию;

- ориентационная способность;

- дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.

Способность к реагированию - это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например,  старт по свистку,  отмашки флажка или сигнал,  поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом,  бегом,  прыжками,  различные виды лазания и так далее.

Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов,  обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями.  Например,  кувырок вперед,  перекат в сторону (колесо).

Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Например,  выход после прыжка в три оборота,  акробатические прыжки,  вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения,  а также движения в целом.  Например,  бросок в кольцо с различных точек,  ритмическая способность при броске.

Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.  Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.[10,12]

Средства воспитания координационных способностей.

Практика физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств, для воспитания координационных способностей.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий. Можно  изменять порядок расположения средств, их вес, высоту; изменять площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;  комбинировать двигательные навыки;  сочетать ходьбу с прыжками,  бег и ловлю предметов,  выполнять упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.[12]

Наиболее широкую и доступную группу средств, для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.  Это упражнения без предметов и с предметами (мячами,  гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей,  в разные стороны элементы акробатики (кувырки,  различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.[1]

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом возраста, специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в избранном виде спорта.

На занятиях применяют две группы средств:

  1. Подводящие упражнения, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
  2. Развивающие упражнения, направленные на непосредственное воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).[5,7]

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,  эффективны до тех пор,  пока они не будут выполняться автоматически.  Зятем,  они теряют свою ценность, так как любое, основанное  до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

1.2 Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте

Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.

Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения с большой амплитудой. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила – нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки,  которая в этом возрасте не устойчива.

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам.

Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий  грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются.  Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции,  которые влияют на обмен веществ и развитие всех систем и органов.[2,20]

Детям 7 - 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики:  ходьба,  бег, лазанье по наклонной поставленной скамейке,  гимнастической стенке, лестнице, перелазание через препятствие высотой до 1 м., бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей,  упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см),  акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках (для 3 класса). При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий,  указыванию на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети 7-9 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.  Учителю рекомендуется говорить:  "Делай,  как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха,  так как дети склонны быстро уставать. У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков,  необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения,  в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.[5]

Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.

1. Основным методом является многократное повторение упражнений, а средством - физические упражнения.

Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с кондиционными способностями (быстрота, сила).

Для развития, различают средства - общие, то есть те, которые могут совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные – это совершенствование определенных координационных способностей, выполняемых с высокой точностью.

2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания это:

- наблюдение тренера или спортсмена;

- объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);

- использование зеркала или запись на видеопленку.

3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера  – реагирующая способность.

5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.[12,14]

Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:

  1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений - лежа, сидя).
  2. Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).
  3. Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
  4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
  5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.
  6. Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.[11]

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения.  Их множество, и разделяются они на две группы:

а) упражнения, совершенствующие координационные способности,  скоростных и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

б) упражнения для страховки координационных способностей в движениях на выносливость, предъявляются повышенные требования при значительном утомлении (лыжи,  бег на длинные дистанции,  спортивные игры и так далее).[17]

Методические приемы для совершенствования координационных способностей,  которые делятся на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения:

- направление движения - ведение с изменением направления;

- силовые движения;

- темп движения;

- объем движения;

- ритм движения;

- исходное и конечное положение;

- зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:

- постоянно меняющееся условие;

- постоянные силовые упражнения;

- предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

- комбинирование с другими упражнениями.[11,12]

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.

1.3 Акробатические упражнения, как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

Акробатика - очень древний вид физической деятельности человека. Существует довольно много видов акробатики. Другими словами, акробатические элементы и упражнения используются в различных сферах жизнедеятельности человека - в цирке, в подготовке летчиков и космонавтов, в военной подготовке и т.д. В спорте акробатика тоже очень широко распространена. [1,8]

Помимо собственно гимнастических видов спорта (спортивная и художественная гимнастика, аэробика прыжки на батуте и акробатической дорожке), которые построены преимущественно на акробатических элементах, акробатика используется в тренировочном процессе и соревновательных программах почти всех сложно-координационных видов спорта. Вот только некоторые из них: прыжки в воду, фигурное катание, фристайл, акробатический рок-н-роллл, парашютный спорт, водные лыжи, роликовые коньки, единоборства и многие другие.

Занятия акробатикой дают уникальную возможность расширить банк двигательных умений и навыков спортсмена благодаря многообразию акробатических элементов. Общеизвестный факт - чем обширнее этот банк, тем проще овладеть новыми сложными элементами. Акробатика нетрадиционна и зрелищна. Зритель не перестает удивляться силе, гибкости, смелости спортсменов, их уникальным балансовым способностям. Даже если человек, далекий от акробатики, может сделать сальто с трамплина в воду или пройтись на руках по пляжу, это вызывает восторженные эмоции и выгодно отличает его от неуклюжих товарищей. [9]

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Быстрое развитие акробатики и использование  её представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. [1,8,9]

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координацией, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека.

Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.[8,9]

Программный материал по разделу «Гимнастика» содержит серию акробатических упражнений, которые необходимо освоить.

В начальной школе, от класса к классу, немного усложняется выполнение уже разученных элементов.

Анализ программы показывает, что основными  техническими элементами акробатики  в третьем классе являются следующие:

  1. Два кувырка вперед слитно.
  2. Стойка на лопатках («березка»)
  3. Равновесие на одной ноге («ласточка»).
  4. Повороты на месте в упоре присев с помощью скрещенных ног:
  5. Кувырок  назад из упора присев.
  6. Примерные акробатические комбинации из разученных акробатических элементов:

А. Выполняют фронтально под команды учителя все ученики на своих дорожках из трех гимнастических матов:

1.  Упор присев, кувырок назад, кувырок вперед, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, о.с.

2.  Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и кувырок назад, встать, руки вверх в стороны, о.с.

Б. Выполняет по очереди каждый ученик вдоль своей гимнастической дорожки:

1.  О.с. на центральном гимнастическом мате. Упор присев, кувырок назад, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и два кувырка вперед, упор присев, о.с.

2.  Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

3.  Равновесие на одной ноге, выпрямиться, руки вверх, упор присев, два кувырка вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

4.  И.п. — упор стоя на коленях, ладони на матах, голова на тыльных сторонах ладоней. Перекат в сторону до и.п. Толчком ногами упор присев, скрестив ноги, поворот в сторону направления движения, кувырок вперед в упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.[15]

Так, методика использования акробатических упражнений в 3 классе,  имеет свои методы и приемы: например – надо выполнить несколько кувырков вперед сначала раздельно, потом слитно. Чтобы не уменьшать моторной плотности урока, гимнастические дорожки выкладывают не вдоль, а поперек спортивного зала (каждая дорожка из трех матов). При таком расположении дорожек удобнее выполнять упражнения с продвижением вперед или назад.

На продольно выложенных гимнастических дорожках, когда на каждом мате занимаются два человека, невозможно выполнить связку «упор присев, кувырок назад, перекат назад — «березка», без риска перекатиться на соседний мат. А на поперечных дорожках из трех матов, это упражнение выполняют вдоль них одновременно два ученика, стоящие лицами в одну сторону – (один ученик стоит на конце дорожки, другой посередине центрального гимнастического мата).[9]

Целый ряд специалистов физической культуры, на уроках осваивают с детьми, акробатические упражнения, разрабатывают разнообразные методики. Анализ литературных источников позволил выделить одну из них.

 За основу экспериментальной работы можно взять (приложение 1) серию уроков акробатики для учащихся 3 класса на основе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, В.Я.ДИХТЯРЕВА, Н.П.ОСТАПЕНКО, мастеров спорта по акробатике, педагогический колледж «Измайлово», Москва.

Разработанная специалистами, серия уроков позволяет не только осваивать технику акробатических упражнений, но и воспитывать координационные способности детей младшей школы на высоком уровне.

Глава 2. Экспериментальное развитие координационных способностей при помощи акробатических упражнений на уроках физической культуры

2.1 Определение уровня развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста

Практическая часть работы  осуществлялась в период практики с  12 февраля по  10 марта 2013 года в МОУ сш № 21. Для проведения работы были выбраны учащиеся 3-х классов по 15 человек. 3 «Г» класс стал – экспериментальным, 3 «В» класс – контрольным.

Для изучения уровня развития координационных способностей на уроках гимнастики, были подобраны следующие тесты:

Тесты для определения способности к равновесию.

1. Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". [16]

Школьник встает у края матов,  уложенных в длину,  приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно,  без остановки выполняет три кувырка вперед,  стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (таблица 1).

Оценка комплекса проявления координационных  способностей школьников.

Таблица 1

 Нормы для оценки теста «Три кувырка вперед».

Возраст,

лет

УРОВЕНЬ   РАЗВИТИЯ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

МАЛЬЧИКИ (сек.)

7

9,9 и >

9,8 - 9,1

9,0 - 7,2

7,1 - 6,4

6,3 и <

8

7,8 и >

7,7 - 7,1

7,0 - 5,4

5,3 - 4,7

4,6 и <

9

7,4 и >

7,3 - 7,6

6,5 - 4,9

4,8 - 3,1

4,0 и <

ДЕВОЧКИ (сек.)

7

9,4 и >

9,3 - 8,5

8,4 – 6,7

6,6 - 5,9

5,8 и <

8

8,8 и >

8,7 - 7,6

7,5 - 5,3

5,2 - 4,2

4,1 и <

9

7,7 и >

7,6 - 7,0

6,9 - 5,4

5,3 - 4,6

4,1 и <

2. Тест для оценки динамического равновесия - балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах.[16]

Оборудование:  гимнастическая скамейка (ширина 10 см),  секундомер. Процедура тестирования.  Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо),  не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение.  Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

 Общие указания и замечания: После объяснения, демонстрации и опробования,  ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки),  то дается одна штрафная секунда.  Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант 2 – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки,  испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо,  не падая со скамейки.  Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания.  Поворот считается законченным тогда,  когда испытуемый возвращается в исходное положение.  Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки),  счет поворотов прерывается.  После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается.  При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися. Рекомендации для оценки смотрите  в таблице 2.

Таблица 2.

Нормы для оценки способности к динамическому равновесию.

Класс

ОЦЕНКА

"отлично"

(количество)

"хорошо"

(количество)

"удовлетворительно"

(количество)

"достаточно"

(количество)

ВАРИАНТ 1

1

14,0

16,0

18,5

21,0

2

12,5

14,0

16,0

18,0

3

11,0

12,5

14,5

17,5

ВАРИАНТ 2

1

7

6

4,5

4,5

2

8

6,5

5

4

3

8

6,5

5

4

3. Тест для оценки статического равновесия  - "Стойка на одной   ноге". [16]

Оборудование:  секундомер.

Процедура  тестирования.  По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу,  правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена, немного развернув ее вправо.  Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.  Результат – время, выполненное в стойке на одной ноге.

Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда,  когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола,  то есть при потере равновесия;  при выполнении теста учащимся необходима страховка. Рекомендации для оценки смотрите  в таблице 3.

Таблица 3.

Нормы для оценки способности к статическому равновесию.

Класс

ОЦЕНКА

"отлично"

(сек.)

"хорошо"

(сек.)

"удовлетворительно"

(сек.)

"достаточно"

(сек.)

1

17,5

14,5

12,5

11,0

2

18,0

16,0

14,0

12,5

3

21,0

18,5

16,0

14,0

Тестирование проводилось на уроках гимнастики, участвовали все учащиеся 3 «Б» и 3 «В» класса. Для анализа было взято по 15 результатов из каждого класса. Все результаты были математически обработаны и занесены в таблицу 4.

Таблица 4.  

Результаты предварительного тестирования.

№ п/п


Класс

Три кувырка вперед

Четыре поворота на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

3 «Г»

5,9

5,0

1,05”

2

3 «В»

5,0

4,9

33”

Проведенное тестирование координационных способностей учащихся 3 классов и сравнительный анализ с нормативными таблицами показали:

- в тесте - Три кувырка вперед - уровень их составляет норму – выше среднего;

  - в тесте - Четыре поворота на гимнастической скамейке (2 вариант) - "удовлетворительно";

          - в тесте - Стойка на одной   ноге – "не достаточно".

2.2 Внедрение комплексов акробатических упражнений в уроки гимнастики для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

Для проведения формирующего эксперимента была выбрана «Программа уроков акробатики для учащихся 3 класса» на основе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, В.Я.ДИХТЯРЕВ, Н.П.ОСТАПЕНКО, мастеров спорта по акробатике, педагогический колледж «Измайлово», Москва (см. приложение 1). Программа содержит 14 уроков с элементами акробатики, которые были проведены по разделу «Гимнастика». На первом уроке детей познакомили с комплексами упражнений для домашнего задания и раздали учебные карточки для выполнения в домашних условиях.

Комплексы  акробатических упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

на уроках физкультуры и для домашнего задания

Комплекс 1

1. Наклон вперед сидя (ноги не сгибать, носки оттянуть, грудью коснуться   бедер)  - 6—8 раз (рис. 1);

2. То же без помощи  рук – по 3—4;

3. Кольцо в упоре лежа (ноги максимально приблизить к голове) – 4—6 раз (рис.2);

4. Широкое разведение ног в стороны скольжением   (ноги не сгибать,  можно поддерживаться   руками) – 4-6 раз (рис.3);

5. Сгибание   и разгибание   ног в стойке  на лопатках  с поддержкой руками (стойка должна быть прямой,   без сгибания) – 4-6 раз (рис.4);

6. Мост стоя на коленях (пальцами коснуться пола) – 4-6 раз (рис.5);

7. Полушпагат   (бедрами   коснуться  пятки   и  пола,   слегка  прогнуться, смотреть вперед) – по 4-6 раз правой и левой ногой (рис.6).

Комплекс 2





1. Наклон вперед, касаясь грудью бедер:


а) подтягиваясь руками;


б) без помощи рук – 4-6 раз.


2. В стойке на лопатках с поддержкой руками опускание и поднимание прямых ног – 4-6 раз.


3. Широкое разведение ног с наклоном вперед (тело горизонтально полу, слегка прогнуто) – 4-6 раз.


4. Сгибание и разгибание ног в положении «мост» - 4-6 раз.

 5. Высокий угол в упоре сидя (ноги вертикально, ноги не сгибать) – 4-6 раз.

6. Шпагат правой и левой со скольжением по полу (ноги не сгибать, можно поддерживаться руками, бедрами коснуться пола) – 4-6 раз.

Учащиеся занимались на уроках физкультуры и в домашних условиях акробатическими упражнениями, которые повысили интерес и двигательную активность на уроке.

2.3 Сравнительный анализ результатов развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста

Для  завершения экспериментальной работы   было   проведено  повторное тестирование координационных способностей. Все результаты были математически обработаны и занесены в таблицу 5.

Таблица 5.

Результаты повторного тестирования.

№ п/п


Класс

Три кувырка вперед

Четыре поворота на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

3 «Г»

4,8

4,8

1,10”

2

3 «В»

4,9

4,8

40”

Анализ с нормативными таблицами показал, что уровень развития координационных способностей практически не изменился и показал соответственно:

  1.   в тесте - Три кувырка вперед – уровень – выше среднего;

2.    в тесте - Четыре поворота на гимнастической скамейке (2 вариант) – "удовлетворительно";

3.    в тесте - Стойка на одной   ноге – "не достаточно".

Для сравнительного анализа предварительного и повторного тестирования была создана сводная таблица результатов.

Таблица 6.

Сравнительный анализ результатов тестирования.



№ п/п



Класс

Три кувырка вперед

Четыре поворота на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

до

после

до

после

до

после

эксперимента

эксперимента

эксперимента

1

3 «Б»

Средний результат

5,9

4,8

5,0

4,8

1,05”

1,10”

2

3 «Г»

Средний результат

5,0

4,9

4,9

4,8

33”

40”

Изменения в результатах тестирования отражены в таблице 7.

Таблица 7

Динамика развития координационных способностей учащихся 3-х классов

№ п/п


Класс

Три кувырка вперед

Четыре поворота на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

3 «Г»

1,1

0,2

5”

2

3 «В»

0,1

0,1

7”

Из результатов видно что, в тесте «Три кувырка вперед», самые заметные изменения, время на выполнение задания в экспериментальном классе уменьшилось на 1,1 сек, в контрольном на 0,1 сек.

Второй тест – «Четыре поворота на гимнастической скамейке» заметных результатов не дал. Количество поворотов в экспериментальном классе увеличилось на 0,2, в контрольном на 0,1.

Третий тест – «Стойка на одной ноге» показал большее изменение в контрольном классе, чем в экспериментальном на 2”.

Графическое изображение достигнутых результатов отражено в графике 1.

График 1

На графике видно положительная динамика во всех тестах, но в третьем тесте в контрольной группе результат оказался большим, чем в экспериментальной группе.

Заключение

Изучив научно-методическую литературу и внедрив методику развития координационных способностей, таких как,  равновесие, исследования показали, что изученные и подобранные средства,  а именно,  гимнастические упражнения с динамическим характером, акробатические композиции, подвижные игры с гимнастическими упражнениями,  позволили повысить уровень координационных способностей у детей  9 лет.

 Изучение литературы показало, что координационное совершенствование направлено также на подготовку детей к усложняющимся условиям современного мира и высокому темпу жизни.

Необходимо учесть, что уровень координационной способности определяется следующими способами человека:

- быстро реагировать на различные сигналы,  в частности,  на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям,  к необычной постановке задачи;

- ориентироваться во времени двигательной задачи при помощи координационных способностей, а значит, их развитие необходимо осуществлять качественно и постоянно.

Практические исследования не принесли ожидаемых результатов, но изменения в двух из трех тестов все-таки произошли. Скорее всего, недостаток времени, в проведении экспериментальной работы, не дал более ощутимых результатов.

Работа над развитием координационных способностей должна носить постоянный характер и отличаться разнообразием форм и средств физической культуры.

Литература

1. Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. - М.: ФиС, 1973. - 160 с.

2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,1985г.

3. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 1978, - 222с.

4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры - 1999 г. - № 4.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - M: ФиС,1988. - 208с.

6. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1987. - 160с.

7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М: ФиС, 1974 .

8. Болобан В.Н. Спортивная акробатика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. - Киев: Высшая школа, 1988. - 166 с.

9. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. - Киев: Здоровье, 1986, с. 160.

10. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971 .

11. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. - 85с.

12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. - 331с.

  1. Гогунов Е.H., Мартъянов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  - 264с.
  2. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры.  - М.:  Физкультура и спорт,  1988 г. - 186с.
  3. Кофман  П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.:  Физкультура и спорт,  1998 г.  -  146с.
  4. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.:  Физкультура и спорт,  1998 г.  - 204с.
  5. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры.  - М.:  Физкультура и спорт,  1999 г.  - 165с.
  6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.:  Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.
  7. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.:  Физкультура и спорт,  1976 г. - 354с.
  8. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.  - М.: Академия, 1997 г. – 156с.
  9. Сулейманов И.И.  и др., Общее физкультурное образование:  Учебник.  Том 1.  Школьное физкультурное образование.  Часть 3.  – Омск:  СибГАФК,  1999 г. - 128с.
  10. Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.:  Физкультура и спорт,  1997 г.  – 105с.
  11. Харре Л., Учение о тренировке.  - М.:  Физкультура и спорт,  1971 г.  - 107с.
  12. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта.  - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  - 348с.

Приложение 1

Программа уроков акробатики для учащихся 3 класса

на основе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы,

В.Я.ДИХТЯРЕВ, Н.П.ОСТАПЕНКО, мастеров спорта по акробатике, педагогический колледж «Измайлово», Москва.

Урок 1. Повторяют программный материал прошлого учебного года.

Урок 2. Гимнастические дорожки из трех матов выкладывают поперек спортивного зала (4-5 дорожек с расстоянием между ними до 3 м). Ученикам предлагают новые упражнения, выполняемые в одну сторону спортивного зала.

Два кувырка вперед слитно. Техника выполнения. Из упора присев кувырок вперед в группировке. Приходя в упор присев, руки надо поставить несколько дальше носков, чтобы не гасить набранное ускорение, и тут же энергичным толчком ногами и посылом плеч вперед, выполнить второй кувырок вперед через группировку в упор присев, о.с.

Подводящие упражнения. 1. Упор присев, кувырок вперед в группировке в упор присев. Встать, руки вверх, руки опустить (в дальнейшем позиция, обозначающая завершение упражнения перед приходом в о.с., будет подразумеваться). Выполняют все ученики одновременно поперек своих дорожек.

2. Упор присев, кувырок вперед в группировке и кувырок вперед до положения седа. Выполняют два ученика одновременно каждый вдоль своей гимнастической дорожки (в дальнейшем такая форма занятий будет обозначаться двумя звездочками)**.

3.  Два кувырка вперед в группировке (после каждого кувырка фиксировать позицию «упор присев»)**.

Стойка на лопатках («березка») с последующими дополнительными движениями (выполняют все ученики фронтально).

Подводящие упражнения. 1. Повторяют уже разученное упражнение: стойка на лопатках — «велосипед».

2.  То же, но после «велосипеда» снова выйти в стойку на лопатках. Выполнить 2-3 раза. Перекат вперед в сед с прямыми ногами.

3. Упор присев, «полуберезка» (согнутые ноги коленями ко лбу), «березка», «полуберезка», перекатом вперед упор присев через группировку. Встать, о.с.

4.  Из положения «стойка на лопатках», одну ногу согнуть и приблизить колено ко лбу (носки оттянуты). Держать. Смена положения ног.

5.  Из положения «стойка на лопатках», медленно опустить прямые ноги за голову (до предела для каждого ученика), удерживая равновесие. Возвращение в и.п. и перекатом вперед придти в упор присев. О.с.

6. То же, но с опусканием ног за голову и возвращением в стойку на лопатках три раза подряд. Перекат вперед в упор присев, встать, о.с.

7.  Из стойки на лопатках разведение ног в стороны (5-6 раз), и.п.

8.  То же, но с движением ногами в стороны-скрестно.

9. То же, но с движением ногами вперед-назад.

Равновесие на одной ноге («ласточка»).

Техника выполнения. Из о.с. сделать небольшой шаг вперед (другая нога сзади на носке), прогнуться и, сохраняя прогиб, наклониться вперед, удерживая равновесие. Сзади стоящая нога приподнимается возможно больше назад (другой вариант у девочек: назад приподнимается согнутая нога). Руки в стороны или вперед-в стороны, или одна рука вперед-вверх, другая в сторону.

Упражнение надо выполнять на одной, затем на другой ноге.

Подводящие упражнения (выполняют на полу).

1. Из стойки на «удобной» ноге другую ногу назад на носок, руки вверх в стороны, прогнуться.

2. То же. Сохраняя прогиб, наклон вперед (примерно до 45°), сзади стоящую  ногу, не сгибая, приподнять.

3. То же. Покачивания вперед-назад с небольшой амплитудой на опорной ноге.

4.  Самостоятельное опробование упражнения с попыткой поднять прямую ногу сзади возможно выше, не наклоняясь вперед (не уменьшая прогибания в пояснице) и не сгибая опорную ногу.

5. Опробование равновесия, стоя на «неудобной» ноге.

В дальнейшем при работе по станциям равновесие на одной ноге разучивают, придерживаясь одной рукой за какую-либо опору: гимнастическая стенка, бревно, прыжковые снаряды.

Учитель выбирает из рекомендуемых упражнений те, что считает нужными, или предлагает ученикам свои.

Примерные акробатические комбинации из разученных упражнений".

1.  О.с., равновесие на одной ноге, руки вверх – в стороны, приставив ногу, руки вверх (желательно выполнять на полу с последующим выходом на маты). Упор присев, два кувырка вперед, перекат назад — «березка», перекатом вперед в упор присев, о.с.

2. О.с., упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и сразу два кувырка вперед, о.с.

3. Упражнение выполняют по очереди все ученики на гимнастических дорожках из трех матов. О.с. (боком к направлению движения). Упор стоя на колене, другая нога в сторону, противоположную направлению движения.

Кувырок в сторону со сменой положения ног. Не вставая, поворот в сторону направления движения в упор присев. Два кувырка вперед в упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, о.с.

На этом же уроке (во время, отведенное для общеразвивающих упражнений или в основной части урока) разучивают повороты на месте в упоре присев с помощью скрещенных ног: одна нога (допустим, левая) ставится впереди другой чуть скрестно. Не приподнимаясь и не переставляя ноги, ученики на носках выполняют поворот направо в упор присев. Выполнить поворот налево из занимаемого положения не удастся из-за дальнейшего скрещивания ног. Ученикам надо дать возможность убедиться в этом: пусть каждый поставит левую ногу впереди и попытается повернуться налево. Повороты выполняют в одну и другую стороны с предварительной сменой положения ног. Ученики путаются при выборе правильного направления поворота. Поэтому, разучивая поворот в упоре присев ноги скрестно, надо постоянно напоминать правило его выполнения: поворот выполняют в сторону сзади стоящей ноги (правая нога сзади — поворот направо; левая нога сзади — поворот налево).

После нескольких повторений разучивают поворот кругом: упор присев, левую ногу поставить впереди правой с несколько большим скрещением, чем при повороте на 90°, и энергичным движением туловища повернуться на носках кругом через правое плечо в упор присев. Руки не помогают повороту, а ставятся одновременно на пол после его завершения. Чтобы у учеников не появился соблазн помогать себе руками, надо предложить им держать руки в стороны до полного завершения поворота.

Повороты в упоре присев со скрещенными ногами используют при упражнениях в равновесии, в акробатических комбинациях или при выполнении упражнений на короткой гимнастической дорожке.

1.  Кувырок вперед в упор присев, ноги скрестно, поворот кругом, перекат назад, «березка», перекат вперед в упор присев, ноги скрестно поворот направо (налево), ногу в сторону, перекат в сторону со сменой положения ног, упор присев, о.с.

2.  Комбинация на одном гимнастическом мате. Кувырок вперед в упор присев, ноги скрестно, поворот направо, упор лежа, поочередные махи ногами назад, упор присев, кувырок в сторону до упора присев, о.с. (комбинацию могут выполнять на гимнастической дорожке три ученика одновременно).

В оставшееся время проводят эстафеты между лежащими поперек спортивного зала гимнастическими дорожками и строевые упражнения в заключительной части урока.

Урок 3. До начала урока между лежащими поперек спортивного зала дорожками из трех матов устанавливают гимнастические скамейки.

После повторения основных упражнений из пройденного учебного материала приступают к разучиванию кувырка назад из упора присев.

Техника выполнения. В упоре присев с чуть расставленными стопами, округляя спину (голову к груди), приподнять таз, подать плечи вперед и толчком руками начать перекат назад в плотной группировке.

При выполнении группировки колени энергично приближаются к голове, опущенной подбородком к груди (голова чуть между колен), что придает телу дополнительное ускорение при вращательном движении. В конце переката на лопатки поставить руки за плечи ладонями на маты, пальцы к плечам, и легким толчком выпрямляемых рук закончить перекат назад в упор присев.

Учитель демонстрирует кувырок назад, объясняя, как надо выполнять его компоненты (группировка, постановка кистей чуть за плечи, толчок руками).

Подводящие упражнения. 1. Упор присев. Перекаты на спине назад и вперед в группировке.

2. То же с высоким подниманием таза.

3.  То же, но во время перекатов назад поставить согнутые в локтях руки на маты, кистями около головы. Толчком руками перекатом вернуться в и.п.

4.  То же, но при перекате вперед выполнить группировку и прийти в упор присев. Выполнить 6-8 раз.

5.  Имитация переката (перекат не выполняют — ученики все время лишь находятся в упоре присев). Команда учителя: «Упор присев — раз! Группировка в упоре присев — два! Кисти тыльной стороной на плечи — три! Толчок руками вверх — четыре!» В дальнейшем команды подаются упрощенно: «Упор присев! Группировка! Плечи! Толчок! Упор присев!» Это имитационное упражнение желательно повторять на нескольких уроках во время разминки в колоннах.

Подводящие упражнения и дальнейшее выполнение кувырка назад проводят фронтально поперек гимнастических дорожек.

Примерные акробатические комбинации из разученных акробатических элементов

А. Выполняют фронтально под команды учителя все ученики на своих дорожках из трех гимнастических матов:

1. Упор присев, кувырок назад, кувырок вперед, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, о.с.

2. Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и кувырок назад, встать, руки вверх в стороны, о.с.

Б. Выполняет по очереди каждый ученик вдоль своей гимнастической дорожки:

1.  О.с. на центральном гимнастическом мате. Упор присев, кувырок назад, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев и два кувырка вперед, упор присев, о.с.

2. Упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

3. Равновесие на одной ноге, выпрямиться, руки вверх, упор присев, два кувырка вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

4.  И.п. — упор стоя на коленях, ладони на матах, голова на тыльных сторонах ладоней. Перекат в сторону до и.п. Толчком ногами упор присев, скрестив ноги, поворот в сторону направления движения, кувырок вперед в упор присев, перекат назад — «березка», перекат вперед в упор присев, кувырок назад, о.с.

В конце основной части урока можно провести эстафеты поперек спортивного зала: ученики строятся в колонны у концов своих гимнастических скамеек, стоящих между дорожками из матов.

1.  Пробежать по скамейке, обогнуть указанную разметку, лечь поперек матов на грудь и выполнить три переката в сторону к своим колоннам. Встать и, подбежав к своей колонне, коснуться рукой впереди стоящего ученика.

2.  Лечь грудью на скамейку и, подтягиваясь руками, проползти по ней. Обогнуть разметку, встать на маты боком к направлению движения и выполнить два переката в сторону из упора, стоя на коленях.

Включать в эстафеты кувырки не следует: недостаточно подготовленные третьеклассники в спешке могут травмироваться.

Урок 4. Занятия по станциям, на которых повторяют упражнения в равновесии, лазании и перелезании.

На одной или двух станциях продолжают занятия акробатикой, где школьники выполняют показанные учителем комбинации. Если в упражнениях в равновесии предполагается выполнение простейших комбинаций, то они разучиваются всем классом во время общеразвивающих упражнений. Это позволяет учителю больше внимания уделять занимающимся акробатикой.

На уроке 5 - во время работы по станциям повторяют разученные акробатические элементы и комбинации.

Урок 6. Гимнастические дорожки укладывают поперек спортивного зала. Во время общеразвивающих упражнений на этом уроке показывают прыжок вверх (не прогибаясь) из старта пловца.

Техника выполнения. Старт пловца: ноги вместе и согнуты под тупым углом, прогнуться, руки назад, голова приподнята. Толчком ногами взмахом руками вперед-вверх, прыжок вверх (ноги прямые, носки оттянуты) и приземление в полуприсед на носках (руки вперед). Выпрямляясь, руки вверх в стороны, о.с.

Подводящие упражнения. 1. Произвольный прыжок вверх со взмахом руками и с приземлением на носки в небольшой присед. Выпрямляясь, руки вверх в стороны, о.с. Выполнить 4 раза.

2. То же. Ученики поворачиваются так, чтобы поставить носки на стыки досок палубного настила зала. Задача: приземлиться на то место, с которого начался прыжок (4 раза).

В основной части урока 12 мин. отводят на повторение акробатических упражнений с выставлением текущих оценок лучшим ученикам. Затем класс делится на две группы (желательно, чтобы девочки и мальчики занимались раздельно).

1-я группа занимается лазанием по канату до указанной учителем отметки. Ожидающие своей очереди ученики выполняют акробатические комбинации.

2-я группа устанавливает на гимнастическую стенку гимнастические скамейки с наклоном 35-40°. Если на скамейках нет специальных крюков для закрепления на гимнастической стенке, их придерживают по очереди за верхнюю часть с двух сторон двое учеников. На стенке устанавливают 2-3 скамейки.

Задание группе. 1. Залезть на четвереньках по скамейке, перелезть на гимнастическую стенку и спуститься по ней.

2.  Лечь грудью на скамейку и, подтягиваясь руками, подняться до стенки, перелезть на нее и спуститься.

3.  Вбегание по наклонной скамейке до гимнастической стенки, пройти вдоль стенки и спуститься (упражнение выполняют по очереди все участники группы только на одной скамейке со страховкой учителя, дающего команду начать разбег).

Каждая группа занимается на своей станции 5 мин., после чего происходит смена мест занятий.

Разумеется, 5 мин. для занятий на каждой станции — это очень незначительное время. Но нынешние школьные уроки часто проводят в течение не 45, а 40 мин.

На уроке время распределяется так.

1. Подготовительная часть. Построение и рапорт — 1,5 мин.; повороты и ходьба на месте — 1 мин.; ходьба и бег, перестроение для выполнения общеразвивающих и подготовительных упражнений на гимнастических дорожках — 3 мин.

II. Основная часть. 1. Общеразвивающие упражнения на гимнастических дорожках из трех матов (на каждой дорожке 5-6 человек) — 6 мин. Повторение разученных акробатических упражнений —12 мин.

2.  Занятия по станциям — 10 мин. С учетом времени, затраченного на подход к станциям, подготовку их к работе и переноску скамеек на прежние места к дорожкам из матов, на основную часть отводим — 30 мин.

III.  Заключительная часть. Построение в одну шеренгу, игра на внимание, подведение итогов — З мин.

При таком распределении времени и продуманной организации занятий количество запланированных для каждого ученика движений достаточно велико. К тому же в подготовительной части урока простоев фактически нет, а в его основной части примерно половину акробатических упражнений проводят фронтально, причем комбинации на каждой дорожке выполняют одновременно два ученика.

Выходит, что даже самая длинная акробатическая комбинация, выполняемая учениками III класса с учетом исправляемых учителем ошибок, занимает не более 1 мин. Следовательно, при шести занимающихся на гимнастической дорожке за 10 мин. отведенного времени каждый успевает сделать 3-4 подхода.

Урок 7 - отводят для упражнений в равновесии, лазании и перелезании, но 5-6 мин. отдают на повторение акробатических элементов во время общеразвивающих упражнений на выложенных вдоль зала двух гимнастических дорожках. Тогда в конце основной части между дорожками удобно проводить эстафеты.

Урок 8. Школьники повторяют акробатические элементы и комбинации. Занятия идут на уложенных поперек зала дорожках из трех гимнастических матов. На этом же уроке ученики знакомятся с выполнением упражнения «мост» из положения лежа на спине.

Техника выполнения. Лежа на спине, согнуть ноги и поставить их на ширину плеч. Поднять руки вверх и опереться ладонями за головой о маты пальцами к плечам. Опираясь на руки и ноги, прогнуться - «мост», голову назад.

То же, но перед выполнением «моста» подтянуть стопы согнутых ног руками (хватом за нижнюю часть одноименной голени) возможно ближе к тазу.

Планируя ознакомление с выполнением «моста», необходимо как можно лучше размять поясничную область (наклоны вперед, в стороны, вращения и повороты туловища, прогибания). Помимо уже знакомых ученикам упражнений можно добавить новые, типа подготовительных:

1.  Стоя на коленях, поднять руки вверх-назад и, не садясь на пятки, выполнить три пружинящих наклона назад.

2. То же из седа на пятках.

3.  Стоя на коленях, руки вперед. Сесть рядом с пятками на маты, слева от них, и.п., справа, и.п.

4.  Стоя на коленях, захватить каждой рукой одноименную голень в районе подъема стопы, прогнуться, голову назад.

5.  Сед, упор сзади на предплечья, согнутые ноги на ширине плеч. Приподняться, стараясь прогнуться, и.п.

6. То же. Покачивание вперед-назад с приближением таза к голеням согнутых ног.

7.  Лежа на груди, захватить каждой рукой одноименную ногу в подъеме стопы и прогнуться, стараясь подтянуть ноги ближе к голове. Затем покачивание на груди вперед-назад.

8.  Из упора лежа прогнуться, стараясь приблизить носки ног к затылку.

Требовать от третьеклассников качественного выполнения «моста» не нужно: многие, особенно мальчики, не могут выполнить его из-за недостаточной гибкости в пояснице, а некоторые девочки — из-за недостаточной силы рук. Уже на следующий год при условии постоянной успешной подготовки домашних заданий большинство учеников будут выполнять «мост» вполне удовлетворительно.

Чтобы третьеклассники имели преставление о правильном выполнении упражнения «мост», учитель демонстрирует его сам или вызывает лучших учеников. Он обращает внимание учащихся на практически выпрямленные ноги и руки (один из видов «моста») или на постановку стоп возможно ближе к рукам (другой вид «моста»).

Урок 9 - аналогичен предыдущему, но ученикам предлагают выполнить простейшие комбинации с включением в них «моста».

Комбинации проводят под диктовку учителя. Они составлены таким образом, чтобы включить «мост» в начале или в конце этих комбинаций, например:

1. И.п. — о.с. спиной к гимнастическим матам. Упор присев, перекат назад — «березка», опуская ноги, руки вверх (сначала опускается таз, затем ноги, иначе может произойти падение на спину). Из положения лежа на спине — «мост», лечь на спину, руки вверх. Перекат на грудь, кисти под плечи, толчком ногами упор присев, встать — руки вверх, о.с.

2. Упор, стоя на колене, нога в сторону. Перекат в сторону со сменой позиции ног, упор присев. Ноги скрестно, поворот налево (направо), кувырок назад, перекат назад — «березка», опуская ноги, лечь на спину, руки вверх — «мост». Лечь на спину, перекат на грудь, упор присев, о.с.

Комбинации выполняют два ученика одновременно на каждой дорожке.

В конце акробатической части урока ученики выполняют экспромтом составленную ими комбинацию с включением в нее «моста» (выполняют только желающие).

Уроки 10 и 11 - предназначены для упражнений в равновесии, лазании и перелезании. В общеразвивающие упражнения на дорожках из матов включают акробатические элементы и простейшие связки, например:

а)  упор присев, кувырок вперед, перекат назад — «березка», перекатом вперед в упор присев, ноги скрестно, поворот кругом, кувырок вперед, о.с.;

б) упор, стоя на коленях, кувырок в сторону на 360°, упор присев, ноги скрестно — поворот налево (направо), кувырок назад в упор присев, о.с.

Далее занятия проводят по станциям, одна из которых акробатическая.

Основную часть урока можно завершить проведением эстафет.

Урок 12 - целиком акробатический, с дальнейшим выставлением оценок и вызовом желающих учеников для демонстрации придуманных ими акробатических комбинаций.

Основная часть урока заканчивается проведением эстафет с включением в них перекатов в сторону из положения лежа, упора присев или упоров, стоя на коленях.

Урок 13 - аналогичен урокам 10 и 11. На этом уроке опробуют акробатические упражнения из учебной программы IV класса.

На уроке 14 - (заключительном) повторяют разученные акробатические элементы и выполняют акробатические комбинации под диктовку учителя. Затем все садятся на гимнастические скамейки, и между командами всех гимнастических дорожек проходят соревнования на лучшее выполнение комбинаций.

На подведение итогов темы отводится около 10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....

Игровые упражнения для развития координационных способностей у младших слабовидящих школьников на уроках физической культуры

Цель предлагаемых игровых упражнений: развитие у обучающихся         координационных способностей.Задачи:учить      игровым...