Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
материал по теме

Захарова Елена Ивановна

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.

Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания.

      Усвоение знаний и способов деятельности  прочнее, если оно рассредоточено во времени. Знания становятся убеждениями человека, когда они  самостоятельно обдуманы, пережиты. Восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, но последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной. Это возможно  в условиях самостоятельной учебной работы дома.

        Насколько успешно идёт приготовление домашних заданий,  зависит  успешность учения в целом. Организация домашней учебной работы трудное звено в учебно-воспитательном процессе.

      Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

      Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.  Домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке.  Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

       Воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Учащиеся с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и сообщают к уроку дополнительную информацию.

   Одним  из видов домашней работы является творческая домашняя работа. Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Её задают за несколько дней до урока. Творческая домашняя работа делится по содержанию на:  кроссворд, ребус, сообщение, сочинение, исследование. По виду деятельности: индивидуальная, парная,  мелкогрупповая (3–7 чел), групповая (10–15 чел), коллективная. По уровню оформления: рабочая (в тетради), экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы): брошюра, газета, альбом,  «раскладушка» и т. д.

     Основные цели творческой домашней работы:

 1.Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

      Используя возможности младшего школьного возраста, активизирую творческие способности детей при приготовлении домашнего задания.  Детей увлекают такие задания, они с большим удовольствием готовят выступления и презентации, придумывают кроссворды на различные темы, ребусы, пишут мини - сочинения и сами сочиняют стихи, готовят проэкты.

         Большую роль в развитии творческих способностей детей играют  сочинения. Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. В сочинениях дети делятся своими секретами, радостями, тревогами, надеждами. Им нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. В работах дети стремятся выразить своё отношение к тем или иным факторам, поделиться своими чувствами. Работы отражают внутренний мир, содержат оценку поступкам людей, жизненных явлений.  При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю ученикам возможность самим оценивать достоинства и недостатки работ. Темы творческих работ разнообразные: «Моя школа – моя жизнь», «Что такое доброта?», «Письмо водителю-нарушителю», «Письмо Деду Морозу», «Моя мама» и многие другие.

        Сочинительская деятельность играет большую роль в творческих домашних заданиях. В 4 классе дети пробуют сочинять акростихи – это стихи, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.

Сегодня праздничный денёк

Народ спешит куда-то

Ели празднично горят

Гирлянды весело искрят.

(Волженина Света Хохряков Рома

Косачёва Даша Аббасова Лейла)

Замела метелица город мой

Инеем покрылись деревья, пеленой.

Морозы затрещали и пришла зима,

А ребята рады с нашего двора.

(Алтухова Ангелина Медонин Антон)

     Ребята пробуют продолжить известные строки из стихотворений.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Весною утром ранним

С горы бегут ручьи.

Мальчишки озорные

По лужам босиком,

Кораблики пускают

И бегают кругом.      (Алтухова Ангелина)

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

В чулан поставил лыжи я

И санки, и коньки.

Весна, весна на улице

И я кричу  «Ура»!

И скоро буду в лужах я

Кораблики пускать.

Весна пришла на улицу

Пора весну встречать!

Весна, весна на улице

Да здравствует весна.

Как много в жизни радости

Нам принесла она!      (Косачёва Даша)

Весна, весна на улице

Весенние деньки.

И соловей заводит песню

За домом у реки.

По улицам бегут

Весёлые ручьи

Соседские мальчишки

Пускают корабли.

Весною вся природа

Проснулась ото сна

И радуются дети,

Весна, весна пришла.      (Цыганков Кирилл)

        Очень нравиться создавать свой вариант развития сюжета по началу текста.

          Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. На окраине леса увидели озеро. Берега его заросли камышом. По узкой тропинке мы спустились к берегу. На середине озера был остров. Там росли маленькие сосёнки. Много интересного мы увидели в лесу.   (Липкус Вика)

          Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. По дороге мы увидели зайца, лису и белку. Слышали, как стучит дятел, спасая деревья он вредителей.  Мы тоже решили помочь лесу. Ребята быстро стали собирать банки и бутылки, которые валялись везде. С большой радостью мы помогали лесу. Учитель нам рассказал о животных, которые обитают в лесу. Усталые, но очень довольные мы вернулись домой. (Медонин Антон)

      Знакомясь с произведением «Цветик - семицветик»,  дети на лепестках пишут свои желания. К этим желаниям мы возвращаемся ещё не один раз.  Перед новым годом «наряжаем» ёлочку игрушками с обратной стороны которых написаны пожелания детей.

     При изучении сказки «Аленький цветочек» ребята не только рисую иллюстрацию к сказке, но и высказывают своё отношение к героям сказки, чем им понравилась сказка.

      Изучая «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» дети составляли сравнительную характеристику Царицы и Царевны.

                                         Царица                            Царевна

Внешность:                     высока                             белолица

                                         стройна                           черноброва

                                         бела

Поведение, характер:     горда                               красавица-душа

                                         ломлива                           милая

                                         своенравна                      приветливая

                                         ревнива

                                         злая

Цвет:                               чёрный                             белый

                                                                                  красный

   

      Особенно ребятам нравиться исследовать слово. Такое творческое задание даю при изучении словарного слова.

                                                                                        СВЕРКАТЬ

Сверкать 1) Сиять ярким, искристым, преры вистым светом. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и от ражалась в глубине озер. (К.. Паустовский) 2) Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи. Белый снег сверкает синим огоньком. (И. Никитин)

     Однокоренные   слова.   Сверкать,   сверкнуть,   сверкание,   за сверкать, отсверкать.

Сочетаемость слов. Сверкать огнями. Сверкать в лучах солнца. Сверкать как золото. Сверкать в небе, в траве, на солнце, над ле сом; вдали, вдалеке, здесь. Сверкать ярко, ослепительно.

Что-л.  (солнце, звезда, огни, молния, роса, слеза)  сверкает.

Синонимы.   Светить,   сиять,   сверкать;   блестеть,   блистать, -Сиять, сверкать, гореть, светиться; блеснуть, сверкнуть.

Когда так говорят? 1) Сверкнуть (сверкать) глазами — взглядывая, выражать чувство гнева, раздражения и т. п. 2) Толь ко пятки сверкают (у кого-то) — кто-л. очень быстро убегает, удирает, бежит.

Предложения, тексты. 1) Сверкнула молния, и загремел гром. (И. Соколов-Микитов) 2) Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть. (А. Чехов) 3) Петух разгуливал по молодой зеленой травке и клевал букашек. И алый гребень, и пестрый хвост, и точеные шпоры на его желтых сапожках — все горело, сверкало, переливалось. (Т. Белозеров)

4)  Кто  чем   сверкает?

Сверкает   яркий  луг   росой,        

Карась — боками  гладкими,        

Мудрец —умом,

Лицо — красой,

А   трус — босыми   пятками.

     При изучении темы по окружающему  миру «Домашние животные», «Комнатные растения» в 1-2 классе были даны задания представить себя в роли животного или растения. Рассказать, чем бы ты питался, чем занимался, кто был бы твоим хозяином, что бы ты хотел получить от хозяина? В 4 классе при изучении темы «Лес и человек» детям были предложены темы для мини-сочинений «Если бы я был лесничий, я ….», «Я берёза. Меня называют лесной красавицей за то, что ….».

  Творческие домашние задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.