Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.
статья (2 класс) на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания.

      Усвоение знаний и способов деятельности  прочнее, если оно рассредоточено во времени. Знания становятся убеждениями человека, когда они  самостоятельно обдуманы, пережиты. Восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, но последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной. Это возможно  в условиях самостоятельной учебной работы дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.

Организация и проверка домашней работы это один из главных вопросов методики преподавания.

      Усвоение знаний и способов деятельности  прочнее, если оно рассредоточено во времени. Знания становятся убеждениями человека, когда они  самостоятельно обдуманы, пережиты. Восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, но последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной. Это возможно  в условиях самостоятельной учебной работы дома.

        Насколько успешно идёт приготовление домашних заданий,  зависит  успешность учения в целом. Организация домашней учебной работы трудное звено в учебно-воспитательном процессе.

      Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

      Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.  Домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке.  Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

       Воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Учащиеся с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и сообщают к уроку дополнительную информацию.

   Одним  из видов домашней работы является творческая домашняя работа. Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Её задают за несколько дней до урока. Творческая домашняя работа делится по содержанию на:  кроссворд, ребус, сообщение, сочинение, исследование. По виду деятельности: индивидуальная, парная,  мелкогрупповая (3–7 чел), групповая (10–15 чел), коллективная. По уровню оформления: рабочая (в тетради), экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы): брошюра, газета, альбом,  «раскладушка» и т. д.

     Основные цели творческой домашней работы:

 1.Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

      Используя возможности младшего школьного возраста, активизирую творческие способности детей при приготовлении домашнего задания.  Детей увлекают такие задания, они с большим удовольствием готовят выступления и презентации, придумывают кроссворды на различные темы, ребусы, пишут мини - сочинения и сами сочиняют стихи, готовят проэкты.

         Большую роль в развитии творческих способностей детей играют  сочинения. Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. В сочинениях дети делятся своими секретами, радостями, тревогами, надеждами. Им нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. В работах дети стремятся выразить своё отношение к тем или иным факторам, поделиться своими чувствами. Работы отражают внутренний мир, содержат оценку поступкам людей, жизненных явлений.  При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю ученикам возможность самим оценивать достоинства и недостатки работ. Темы творческих работ разнообразные: «Моя школа – моя жизнь», «Что такое доброта?», «Письмо водителю-нарушителю», «Письмо Деду Морозу», «Моя мама» и многие другие.

        Сочинительская деятельность играет большую роль в творческих домашних заданиях. В 4 классе дети пробуют сочинять акростихи – это стихи, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.

Сегодня праздничный денёк

Народ спешит куда-то

Ели празднично горят

Гирлянды весело искрят.

Замела метелица город мой

Инеем покрылись деревья, пеленой.

Морозы затрещали и пришла зима,

А ребята рады с нашего двора.

     Ребята пробуют продолжить известные строки из стихотворений.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Весною утром ранним

С горы бегут ручьи.

Мальчишки озорные

По лужам босиком,

Кораблики пускают

И бегают кругом.    

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

В чулан поставил лыжи я

И санки, и коньки.

Весна, весна на улице

И я кричу  «Ура»!

И скоро буду в лужах я

Кораблики пускать.

Весна пришла на улицу

Пора весну встречать!

Весна, весна на улице

Да здравствует весна.

Как много в жизни радости

Нам принесла она!  

Весна, весна на улице

Весенние деньки.

И соловей заводит песню

За домом у реки.

По улицам бегут

Весёлые ручьи

Соседские мальчишки

Пускают корабли.

Весною вся природа

Проснулась ото сна

И радуются дети,

Весна, весна пришла.      

        Очень нравиться создавать свой вариант развития сюжета по началу текста.

          Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. На окраине леса увидели озеро. Берега его заросли камышом. По узкой тропинке мы спустились к берегу. На середине озера был остров. Там росли маленькие сосёнки. Много интересного мы увидели в лесу.  

          Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. По дороге мы увидели зайца, лису и белку. Слышали, как стучит дятел, спасая деревья он вредителей.  Мы тоже решили помочь лесу. Ребята быстро стали собирать банки и бутылки, которые валялись везде. С большой радостью мы помогали лесу. Учитель нам рассказал о животных, которые обитают в лесу. Усталые, но очень довольные мы вернулись домой.

      Знакомясь с произведением «Цветик - семицветик»,  дети на лепестках пишут свои желания. К этим желаниям мы возвращаемся ещё не один раз.  Перед новым годом «наряжаем» ёлочку игрушками с обратной стороны которых написаны пожелания детей.

     При изучении сказки «Аленький цветочек» ребята не только рисую иллюстрацию к сказке, но и высказывают своё отношение к героям сказки, чем им понравилась сказка.

      Изучая «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» дети составляли сравнительную характеристику Царицы и Царевны.

                                         Царица                            Царевна

Внешность:                     высока                             белолица

                                         стройна                           черноброва

                                         бела

Поведение, характер:     горда                               красавица-душа

                                         ломлива                           милая

                                         своенравна                      приветливая

                                         ревнива

                                         злая

Цвет:                               чёрный                             белый

                                                                                  красный

   

      Особенно ребятам нравиться исследовать слово. Такое творческое задание даю при изучении словарного слова.

                                                                                        СВЕРКАТЬ

Сверкать 1) Сиять ярким, искристым, прерывистым светом. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер. (К.. Паустовский) 2) Ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи. Белый снег сверкает синим огоньком. (И. Никитин)

     Однокоренные   слова.   Сверкать,   сверкнуть,   сверкание,   засверкать, отсверкать.

Сочетаемость слов. Сверкать огнями. Сверкать в лучах солнца. Сверкать как золото. Сверкать в небе, в траве, на солнце, над лесом; вдали, вдалеке, здесь. Сверкать ярко, ослепительно.

Что-л.  (солнце, звезда, огни, молния, роса, слеза)  сверкает.

Синонимы.   Светить,   сиять,   сверкать;   блестеть,   блистать, -Сиять, сверкать, гореть, светиться; блеснуть, сверкнуть.

Когда так говорят? 1) Сверкнуть (сверкать) глазами — взглядывая, выражать чувство гнева, раздражения и т. п. 2) Только пятки сверкают (у кого-то) — кто-л. очень быстро убегает, удирает, бежит.

Предложения, тексты. 1) Сверкнула молния, и загремел гром. (И. Соколов-Микитов) 2) Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть. (А. Чехов) 3) Петух разгуливал по молодой зеленой травке и клевал букашек. И алый гребень, и пестрый хвост, и точеные шпоры на его желтых сапожках — все горело, сверкало, переливалось. (Т. Белозеров)

4)  Кто  чем   сверкает?

Сверкает   яркий  луг   росой,        

Карась — боками  гладкими,        

Мудрец —умом,

Лицо — красой,

А   трус — босыми   пятками.

     При изучении темы по окружающему  миру «Домашние животные», «Комнатные растения» в 1-2 классе были даны задания представить себя в роли животного или растения. Рассказать, чем бы ты питался, чем занимался, кто был бы твоим хозяином, что бы ты хотел получить от хозяина? В 4 классе при изучении темы «Лес и человек» детям были предложены темы для мини-сочинений «Если бы я был лесничий, я ….», «Я берёза. Меня называют лесной красавицей за то, что ….».

  Творческие домашние задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся

Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.           Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закре...

Роль курса «Шахматы» в развитии творческих способностей учащихся.

В нашей школе введён шахматный кружок, как в начальных классах, так и в старших. Небольшой комментарий из опыта работы....

Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления...

Задания для развития творческих способностей учащихся младших классов

Задания  для развития творческих способностей учащихся младших классов...