Рабочая программа по физической культуре (4 класс)
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме

Образцова Ольга Александровна

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по физической культуре в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura.docx32.47 КБ
Файл kalendarno.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура

Пояснительная записка

    Рабочая программа по физической культуре составлена на основе авторской программы А.П.Матвеева «Физическая культура начальные классы», 2008 года и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.

    Программа  соответствует  федеральному  компоненту  государственного стандарта  общего  образования  2004 г.  и  обеспечена  учебником  «Физическая  культура»  для  4 класса, автор А.П. Матвеев.

Место предмета «Физическая культура» в базисном учебном плане:

  В федеральном базисном учебном плане на изучение данного предмета отводится 102ч, из расчета 3 часа в неделю. Поэтому внесены изменения в авторскую программу, которая рассчитана на 68 ч, из расчета 2 ч в неделю.

    В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Цели курса:

  • овладение двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью;
  • совершенствование физических качеств;
  • развитие сознания, мышления, творческих способностей и самостоятельности.

Задачи:

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
  • обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
  • развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации движений, гибкости;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа состоит из трёх разделов:

  • «Знания о физической культуре»
  • «Способы физкультурной деятельности»
  • «Физическое совершенство»

Отличительные особенности программы:

Внесены изменения в авторскую программу, которая рассчитана на 68 ч, из расчета 2ч в неделю. Добавлено 34 часа: 8ч – на лыжную подготовку, 22ч – на подвижные игры (cпортивные), 4ч – на легкую атлетику. Так как нет материальной базы для обучения детей плаванию, 16часов распределила таким образом: 10ч – на гимнастику и 6ч – на легкую атлетику

Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год.

Методы и формы изучения предмета:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практический;
  4. самостоятельная работа;
  5. наблюдение;
  6. деятельностный метод;
  7. игра.

Основная форма: урок.

Технологии обучения:

  • уровневая дифференциация;
  • информационные и коммуникационные;
  • здоровьесберегающие.

Виды  контроля.

  • текущий (анализ  хода  формирования  знаний,  умений  и  навыков);
  • итоговый  контроль (выявление  у  детей  уровня  знания теории  и  практического  применения с  элементами  самоконтроля).

Формы контроля:

  • индивидуальный  и  фронтальный;
  • устный и  письменный  опросы;
  • тестовый  контроль;
  • тематический;
  • текущий;
  • итоговый

Обоснование выбора УМК.

    Реализовать данную программу помогает  учебник  для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 3-4 класс» \ А.П.Матвеев.- Москва: Просвещение, 2009год.

   Данный УМК направлен на формирование у школьников умений и навыков в самостоятельной организации различных форм занятий, привитие интереса к своему организму, желание осознанно укреплять здоровье, развивать физические качеств средствами физической культуры.

   В отличие от прежних программ по физическому воспитанию, в настоящей программе предлагаемые ОРУ согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.

 Учитель по – своему  усмотрению может разрабатывать различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств.

Содержание  учебного  материала.

        При  составлении  рабочей  программы использовалась  авторская  программа     А.П.Матвеева  «Физическая  культура» 2008 года.  

         В  содержание  данной  программы  внесены  изменения  в  количестве часов. За  счет  школьного  компонента добавили 34часа: 8ч – на лыжную подготовку, 22ч – на подвижные игры (cпортивные) ,4ч – на легкую атлетику. Так как нет материальной базы для обучения детей плаванию, 16часов распределила таким образом: 10ч – на гимнастику и 6ч – на легкую атлетику

Тематический план.

Разделы  и  темы

Кол – во часов

Практическая часть

Базовая часть

Вариативная

часть

Школ.ком.

I

Знания  о  физической  культуре.

----------

II

Способы  физкультурной  деятельности.

-------------

III

Физическое  совершенствование:

1.Гимнастика  с  основами  акробатики.

12ч

10ч

2.Легкая  атлетика.

14ч

3.Лыжные  гонки.

14ч

4.Подвижные  игры.

12ч

22ч

34ч

5. Общеразвивающие   упражнения.

В содержании  соответствую-щих  разделов  программы.

Итого:

         68ч

16ч

34ч

43ч

Практическая  часть.

№ п\п

урока

Название работы

Дата

1

Сдача контрольного норматива: бег на 30м

2

Сдача контрольного норматива – прыжки в длину с места.

3

Сдача контрольного норматива: прыжок в высоту с прямого разбега.

4

Сдача контрольного норматива: Метание малого мяча на дальность

5

Сдача контрольного норматива - прыжки через скакалку на скорость за 30сек.  

6

Сдача контрольного норматива на гибкость

7

Сдача контрольного норматива по опорному прыжку.

8

Сдача контрольного норматива: лазание по канату

9

Контрольный урок по теме «Передвижение двухшажным шагом»

10

Контрольный урок по теме « Ходьба на лыжах, подъем «полуелочкой» и «лесенкой»

11

Учет навыков спуска со склона

12

Прохождение тренировочных дистанций до 3 км, с применением изученных ходов.

13

Игры – соревнования на лыжах.

14

Итоговый урок.  Соревнования на дистанции      1 км с раздельным стартом

15

Подвижные игры.

16

Спортивные игры.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки

обучающихся 4 класса

В  результате  освоения  Обязательного  минимума  содержания  учебного  предмета  «Физическая  культура»  обучающиеся  4  класса  должны:

иметь  представление:

  • о  физической  культуре  и ее  содержании  у  народов Древней  Руси;
  • о  разновидностях  физических  упражнений:  общеразвивающих,  подводящих  и  соревновательных;
  • об  особенностях  игры  в  футбол,  баскетбол,  волейбол.

уметь:

  • составлять  и  выполнять  комплексы  общеразвивающих  упражнений  на  развитие  силы,  быстроты,  гибкости  и  координации;
  • выполнять  комплексы  общеразвивающих  и  поводящих  упражнений  для  освоения  технических  действий  игры  в  футбол,  баскетбол,  волейбол;
  • проводить  закаливающие  процедуры (обливание  под  душем);
  • составлять  правила  элементарных  соревнований,  выявлять  лучшие  результаты  в  развитии  силы,  быстроты,  гибкости  и  координации  в процессе  соревнований;
  • вести  наблюдения  за  показателями  частоты сердечных  сокращений  во  время  выполнения физических  упражнений.

демонстрировать  уровень  физической  подготовленности:

Контрольные  упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание  в  висе  лежа  согнувшись              (кол – во раз)

14-16

8-13

5-7

13-15

8-12

5-7

Прыжок  в  длину  с  места (см)

143-150

128-142

119-127

136-146

118-135

108-117

Наклон  вперед,  не  сгибая  ног  в  коленях.

Коснуть-ся  лбом  колен

Коснуть-ся ладо-нями  пола

Коснуть-ся паль-цами  пола

Коснуть-ся  лбом  колен

Коснуть-ся ладо-нями  пола

Коснуться  пальцами  пола

Бег  30м  с  высокого  старта

(сек)

6,0 – 5,8

6,7 – 6,1

7,0–6,8

6,2-6,0

6,7-6,3

7,0-6,8

Бег  1000м

Без  учета  времени

Критерии и нормы оценки знаний по физической культуре

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Список литературы:  

  1. Программа «Физическая культура. Начальные классы» для общеобразовательных учреждений. \ А.П.Матвеев.- Москва: Просвещение, 2008год.
  2. Физическая культура. 4 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений \ А.П.Матвеев.- Москва: Просвещение, 2009год.
  3. Уроки  физической  культуры  1-4класс: методические  рекомендации  по  основам  преподавания \ А.П.Матвеев.- Москва:Прсвещение , 2012год.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по физической культуре в 4 классе

(102 часа из расчета 3 часа в неделю)

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Стр. в

учебнике

Дата проведения

план

факт

1чет.

Легкая атлетика

14ч

1

Вводный инструктаж по технике безопасности.  Бег на 30м.

2

Бег с высоким подниманием бедра.  

3

Равномерный 6-минутный бег

4

Челночный бег 3х10.  

5

Бег на выносливость.

 Сдача контрольного норматива: бег на 30м.

6

Т.свед.  «Физическая культура у народов Древ-ней Руси». Бег с высоким подниманием бедра.  

7

Челночный бег 3х10.  Бег на 30м.

8

Равномерный 6-минутный бег

7

Обучение прыжка в длину с места. Челночный бег 3х10.

9

Прыжки в длину с места.

10

Прыжки в длину с места. Бег на выносливость.

11

Прыжки согнув ноги. Подвижные игры с мячом.

12

Челночный бег. Прыжки в длину с места.  Игра «Мышеловка».

13

Т.св. «Требования к одежде на занятиях в различных условиях».  Игра «Пустое место»

Сдача контрольного норматива – прыжки в длину с места.

14

Т. свед. «Связь физических упражнений с трудовой деятельностью». Челночный бег. Прыжки согнув ноги

Гимнастика

22ч

1

Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по гимнастике

Т. свед. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Упражнения на гибкость.

2

Обучение кувырку  назад до упора на коленях. Прыжки со скакалкой.

3

Стойка на лопатках согнув ноги из положения лежа на спине.

4

Сдача контрольного норматива - прыжки через скакалку на скорость за 30сек.  

Кувырок назад до упора на коленях.

5

Кувырок  вперед в группировке.

6

Кувырок назад до упора на коленях

7

Стойка на лопатках согнув ноги из положения лежа на спине.

8

«Мост» из положения лежа на спине.

9

Кувырок назад до упора присев. «Мост» из положения лежа на спине.

10

Сдача контрольного норматива на гибкость

Кувырок вперёд в группировке.

11

Кувырок назад до упора присев. Игра «Что изменилось».  

12

Кувырок назад до упора присев.  Прыжки на скакалке  с изменяющим темпом её вращения.

13

Обучение лазанию по канату в два приёма. «Мост» из положения лежа на спине.

14

Обучение лазанию по канату в  три приёма.  Игра «Что изменилось».  

15

Повороты и передвижения  по гимнастической скамейке.

16

Лазание по канату в два, три приёма.

17

Передвижения и повороты на гимнастической скамейке. Акробатическая комбинация.

18

Опорный прыжок.  Лазание по канату.  Подвижные игры.

19

Акробатическая комбинация. Опорный прыжок.

20

Акробатическая комбинация из изученных упражнений. Подвижные  игры.

Сдача контрольного норматива по опорному прыжку.

21

Лазание по канату в два, три приёма.

«Мост» из положения лежа на спине.

22

Стойка на лопатках согнув ноги из положения лежа на спине.

Сдача контрольного норматива: лазание по канату

Подвижные игры

12ч

1

  Техника безопасности  при проведении подвижных игр. Подвижная игра.

2

 Игры: «Белые медведи», «Космонавты».

3

Игры: «Пятнашки», «Кто дальше бросит»

4

Игры: «Пятнашки», «Точный расчет».

5

 Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву»

6

Игры: «Прыжки по полосам», «Удочка».

7

 Игры: «Удочка», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами».

8

Игры: «Удочка», «Мышеловка», «Невод».

9

Игры: «Гонка мячей», «Третий лишний».

10

Игры: «Перестрелка», «Гонка мячей».

11

Игры: «Охотники и утки», «Подсечка»,  «Четыре стихии».

12

Игры: «Эстафеты с мячом», «Гонка мячей по кругу», «Веревочка».

Спортивные игры.

22ч

1

Обучение подбрасыванию в/б мяча вверх двумя руками и ловля.

Игра «Снежки».

2

Упражнения с волейбольными мячами. Подбрасывание в/б мяча вверх двумя руками и ловля. П\ игра «Пионербол».

3

Обучение нижней  прямой подаче. Передача сверху двумя руками вперед-вверх.

4

Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу двумя руками вперед.

5

Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх.  Игра «Пионербол».

6

Прием мяча снизу двумя руками вперед.   Игра «Пионербол», с применением  нижней подачи мяча.

7

Подача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Игра «Не давай мяч водящему».

8

Обучение подбрасыванию в/б мяча вверх двумя руками и ловля.

Игра «Снежки».

9

Бросок мяча с места. Остановка прыжком с двух шагов. Игра «День, ночь».

10

Броски мяча двумя руками, стоя на месте, мяч сзади за головой. Подвижная игра «Попади в кольцо».

11

Ведения мяча на месте. Остановка прыжком. Подвижная игра «Борьба за мяч».

12

Ведения мяча в движении вокруг стоек. Броски мяча двумя руками стоя на месте, мяч сзади за головой.

13

Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча. Игра «Борьба за мяч».

14

Ведение мяча  вокруг стоек.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.  Игра «Борьба за мяч».

15

Броски мяча двумя руками, стоя на месте, мяч сзади за головой. Подвижная игра «Попади в кольцо».

16

Разновысокие ведения мяча в баскетболе.  Подвижная игра «Борьба за мяч».

17

Обучение удару ногой с разбега по неподвижному мячу в горизонтальную  мишень.

18

Обучение удару ногой с разбега по катящемуся мячу в  вертикальную мишень.

19

Ведение мяча  между предметами и с обводкой предметов.  

20

Удар ногой с разбега по неподвижному мячу в горизонтальную цель.

21

Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.  

22

Удар ногой с разбега. Игра «Передай мяч головой».

23

Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную и вертикальную мишень.

24

Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Игра «Футбол».

Легкая атлетика

10ч

1

Обучение технике выполнения прыжка в длину с разбега.

2

Прыжок в высоту с прямого разбега.  

3

Т. свед. «Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений».   Прыжок в высоту с прямого разбега.

4

Сдача контрольного норматива: прыжок в высоту с прямого разбега.

5

Обучение технике метания мяча на дальность. Прыжки в длину с разбега. Игры с мячом.

6

Бег 30 м. Метание малого мяча на дальность.  Игра «Кто дальше бросит».

7

Метание малого мяча на дальность.   Игра «Кто дальше бросит».

Сдача контрольного норматива: Метание малого мяча на дальность

8

Т.свед. «Первая помощь при солнечных ударах».

  Метание в цель.  Перекаты в сторону.

9

Метание в цель.  Перекаты в сторону.

10

Перекаты в сторону. Прыжки через канат на 2 ногах.

3чет.

Лыжная подготовка

22ч

1

Вторичный инструктаж по технике безопасности. 

Укладка лыж на снег. Надевание, снимание лыж. Передвижение на лыжах в колонне.

2

Обучение основной стойке на лыжах, построение в шеренгу. Скользящий шаг.  

3

Т. свед. «Закаливание организма».

Попеременный двухшажный ход с палками

4

Передвижения на лыжах одновременным двух-шажным ходом. Повороты переступанием в движении.

5

Т. свед. «Правила дыхания при ходьбе на лыжах».

Прохождение на лыжах  с применением одновременного двухшажного  хода.

6

Совершенствование техники попеременного и одновременного двухшажного хода

7

Контрольный урок по теме «Передвижение двухшажным шагом»

8

Спуск в низкой стойке. Одновременный двух-шажный ход.

9

Т. свед. «Переохлаждение и его предупреждение  на занятиях по лыжам».  

Попеременный двухшажный ход. Спуск в низкой стойке

10

Техника подъема «полуелочкой» и «лесенкой»

11

Совершенствовать технику передвижения на лыжах

12

Продолжить технику обучения передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом.Подъём «лесенкой».

13

Т. свед. «Первая помощь при обморо-жениях».Прохождение дистанции 1 км.  Попеременный двухшажный ход.

.

14

Контрольный урок по теме « Ходьба на лыжах, подъем «полуелочкой» и «лесенкой»

15

Ходьба на лыжах 1 км.  Повороты переступанием.

16

Учет навыков спуска со склона. Переодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью

17

Развитие выносливости -  ходьба на лыжах по пересеченной местности

18

Совершенствовать техники передвижения на лыжах

19

Прохождение тренировочных дистанций до 3 км, с применением изученных ходов.

20

Игры – соревнования на лыжах.

21

Развитие выносливости -  ходьба на лыжах по пересеченной местности

22

Итоговый урок.  Соревнования на дистанции      1 км с раздельным стартом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...

Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.

Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....

Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....

Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)

Тематическое планирование составлено на  основе  программы по «Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) Егорова  Б.Б., Пер...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год...