Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.
статья по физкультуре по теме

Родионова Софья Алексеевна

В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические качества ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

              Подвижные и спортивные игры в работе с детьми с ТМНР.

       Подвижные и спортивные игры  имеют большое значение в двигательном и эмоциональном развитии детей с ТМНР.
Игра является сознательной двигательной деятельностью, направленной на достижение цели. Подвижные игры относятся к тому виду игровой деятельности, в которой ярко выражена роль различных движений. К тому же, правильно подобранная и адаптированная игра всегда положительно влияет на физическое и психологическое развитие детей с ТМНР. Во время игры происходит преимущественно динамическая работа, задействованы все группы мышц, происходит укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, увеличивается подвижность в суставах.
     
Подвижные игры занимают ведущее место в реабилитации и развитии детей с ТМНР, решают лечебные и педагогические задачи.
Использование игр не только на уроках адаптивной физической культуры, но и  в группах продленного дня, на переменах в школе положительно влияет на психологическое  состояние детей.
Подвижные игры особенно важны и привлекательны для детей с ТМНР тем, что сᴨециально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию комᴨенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушений.
       Важнейший
результат игры – это радость, положительные эмоции и впечатления ребенка. Благодаря игровой деятельности ребенок развивается, познает новое для себя, приобретает необходимые умения и навыки, и при этом не перегружается психологически.

        В связи с этим перед педагогами и воспитателями стоит несколько задач для организации подвижных и спортивных игр для детей  с ТМНР:

  1. Подвижная и спортивная игра должна подбираться с учетом возможностей и потребностей ребенка с ТМНР. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, был вовлечен в игру, мог производить необходимые движения, даже если на начальном этапе не все будет удаваться.
  2.  Подвижная и спортивная игра, и выбор методики ее проведения, должна соответствовать психологическому возрасту ребенка – он должен понимать цель и задачу, которая ставится перед ним.
  3. Необходимо всегда учитывать желание ребенка участвовать в игре, его заинтересованность  в происходящем. Важно объяснить ребенку, что при чувстве усталости или потере интереса, он всегда может свободно выйти из игры.
  4. Важно сочетать в одном занятии игры различных направленностей.
  5. Необходимо контролировать темп и нагрузку при проведении спортивных и подвижных игр для детей с ТМНР. Это обусловлено быстрой физической и психологической утомляемостью.

       Спортивные игры так же играют существенную роль в обучении и реабилитации  детей с ТМНР и ДЦП. Самые распространенные спортивные игры для особых детей – адаптированные игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол. Правила игр остаются неизменными, а форма, цели и задачи  занятия адаптируются, с учетом индивидуальных особенностей ребенка или группы.

В последнее время популярной игрой  с мячами для детей с ТМНР стала спортивная игра бочча(бочче).

         История российского бочча начинается с 1991 года, когда петербуржец Станислав Иванов впервые посетил чемпионат мира во французском городе Гап (Gap) по приглашению международной Федерации бочча и привез оттуда в Санкт-Петербург первые комплекты шаров. Официальный дебют российских спортсменов на международных соревнованиях состоялся на чемпионате Европы в 1994 году в Загребе (Хорватия). 

         Бочча (ит. Bocce) — спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингупетанку и боулзу имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи. Созданная в своём нынешнем обличии в Италии (где называется Bocce, множественная форма от итальянского слова boccia, что переводится как «шары»), игра распространена по всей Европе и других континентах, куда была завезена итальянскими мигрантами. Игра известна в Австралии, Северной Америке и Южной Америке (где её называют bochas; «bolas criollas» в Венесуэле).

     В Паралимпийских играх Бочча представлен с 1984 года и входит в Летние дисциплины.

       В Бочча традиционно играют на земле или асфальтовых кортах размером приблизительно 20, 27 метров в длину и 2.5, 4 метра в ширину, иногда с деревянными бортами вокруг корта высотой около 15 сантиметров. Шары бочча могут быть сделаны из металла или из различных сортов пластика. Шары бочча сферичны и не имеют отверстий.

         Есть много вариантов этой игры, с различными правилами и различным числом игроков. Игра может проводиться между двумя людьми или двумя командами. Каждой стороне даётся по 4 шара. В команде может быть до четырёх человек. Есть варианты игры с меняющимся числом игроков и с большим числом команд (при объединении наборов для игры). Матч начинается со жребия, дающего возможность бросить меньший шар, паллино (pallino, иногда boccino). Иногда паллино устанавливается в отведённом для этого месте. После этого каждая сторона бросает шары по очереди, стараясь, чтобы их шары были как можно ближе к паллино. При этом разрешается выбивать шары противника от паллино. Партия заканчивается, когда все шары брошены. Так же как и правил, существует много способов подсчёта очков по окончании игры. Как правило, наибольшее число очков даётся игроку, чей шар оказался ближе всех к паллино, меньшее число очков даётся игроку, чей шар оказался дальше ближайшего и.т.д. Обычно наибольшее число очков равно числу участвующих в игре шаров.

     Существует два типа бросков:

  • Аccosto (близко) или puntata (удар), это бросок при котором стараются попасть как можно ближе к паллино. Игроки которые специализируются на этом типе броска называются «puntisti» или «accostatori»
  • Боччата, также зовётся volo (полёт) или raffa (насилие), это сильный бросок, при котором стараются отбить шар противника как можно дальше от паллино, или паллино отбить от них. Игроки, специализирующиеся на таком типе игры, называются «bocciatori».

     В России существует Федерация игры в Бочча. Ежегодно проводится неофициальный чемпионат Москвы — турнир «Московский шар», а также другие любительские турниры. Сборная команда России регулярно выезжает на европейские и международные соревнования.

     Существует Федерация спортивной игры в Бочча в Санкт – Петербурге, представители которой принимают участие в европейских и мировых соревнованиях.

     Бочча требует от игроков точности броска и высокой концентрации, знания тактических приемов и техники игры. Во время занятий дети развивают как физические, так и психологические качества личности. Точность движений, контроль направления удара, сила броска, уверенность в своих решениях, мужество, решительность и упорство – все это бочча! Постоянно изменяющаяся обстановка в игре способствует развитию всех этих качеств.

       Радует, что спортивные игры, адаптированные для детей с ТМНР так активно развиваются, выходят на новый уровень.  Все больше детей могут проверить свои силы, реализовать себя. Занятия по бочча, секции, рекреационные занятия, и конечно, соревнования  дарят детям радость общения, радость победы, спортивный дух соперничества. Для них открывается новый мир – регулярные тренировки, встречи с друзьями и конечно, победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего сохранению здоровья детей

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Организация учебно-воспитательного процесса  с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...