"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."
статья по теме

Гильгирова Надежда Егоровна

Предварительный просмотр:

Казённое образовательное учреждение Республики Калмыкия

«Элистинская коррекционная школа-интернат»

Здоровьесберегающая организация учебно – воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

(выступление на педсовете)

Подготовила: Гильгирова Н. Е.

(учитель начальных классов)

г Элиста

2018 г

Здоровьесберегающая организация учебно – воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

В условиях модернизации образования забота о здоровье учащихся является одной из главных задач, но практика демонстрирует ухудшение здоровья школьников.

(2 слайд) За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 раза, в 2 раза – с нервными болезнями, в 2 – с аллергическими заболеваниями, в 5 раз увеличивается число близоруких детей. У 20% школьников отмечаются заболевания органов пищеварения, у 30% - частые простудные заболевания. 65% имеют нарушения осанки, 40% - нарушения зрения, 20% - патология ЛОР-органов, 80% детей страдает гиподинамией.  Давайте рассмотрим какие же факторы, влияют на здоровье детей школьного возраста.

(3 слайд) Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста.

А) человеческий фактор – 25%;

Б) экологический фактор – 25%;

В) социально-педагогический фактор – 40%;

Г) медицинский фактор – 10%

Человеческий фактор:

-педагогический стиль учителя (в 5 раз возрастает заболеваемость учащихся в классах с авторитарным учителем);

-стрессовые воздействия авторитарной педагогики;

-нервно-эмоциональное напряжение детей;

-несоответствие возможностям учащихся уровня требований, предъявляемых педагогом;

-сравнение учащихся друг с другом (сравниваем только с самим собой, с собственными результатами в разные периоды учебной деятельности)

Экологический фактор:

-неблагоприятная окружающая среда;

-низкое качество питьевой воды. 

Медицинский фактор:

-нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

-нервные перегрузки;

-неумение большинства населения грамотно и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

Социально-педагогический фактор:

-большой объем нагрузки, интенсификация учебного процесса;

-несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным возможностям учащихся;

- недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

-недостатки в существующей системе физического воспитания;

-недостаточная двигательная активность детей;

-отсутствие у родителей необходимых знаний по укреплению и сохранению здоровья своих детей;

Для большинства детей учебный труд оказывается недостаточно мотивированным, а потому принудительным, утомительным, ведущим к ухудшению здоровья.

(4 слайд) В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  • дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
  • интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
  • инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

      В нашей школе осуществляется модель дифференцированного обучения детей с нарушениями физического и ментального развития в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу

(5слайд) Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(6 слайд) Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому всем педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

(7Слайд) «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Поэтому необходимо так организовать учебный процесс, чтобы каждый учитель на каждом уроке не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье. А для этого он должен максимально раскрыть свои педагогические возможности в аспекте здоровьесбережения, знать теоретические основы здоровьесберегающей педагогики и уметь внедрять их в практику.

(8 слайд) давайте же рассмотрим основные направления в аспекте здоровьесбережения и так мы видим, что они состоят из 6 блоков. (рассматривать и обсуждать каждый аспект) Тематика моего выступления позволяет мне более подробно поговорить о специфике 2 блока.

(9 слайд ) Основные требования к организации урока:

1. Каждый урок должен быть физиологичным, т.е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме, учитывать законы физиологии. Если ребенок сидит без движения 40-45 минут подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах, нарушение микроциркуляции, кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга. В 1 классе продолжительность урока должна быть не более 35 минут.

(10 слайд) 2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые «физпаузы», «физминутки», «самомассаж»). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.

(11 слайд) Требования к проведению физкультминуток:

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.  Проведение физкультминутки во время урока имеет оздоровительную направленность. Физкультминутки дают детям возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Провожу  физкультминутки в стихах, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику с музыкальным сопровождением, обязательно провожу гимнастику для глаз, применяю элементы самомассажа.

3. Позы детей, чередование поз. На уроке важно реально наблюдать за тем, как сидят дети. (65% нарушение осанки) Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Если в такой коррекции нуждается один ученик, то важно знать, какой канал восприятия у него ведущий. То есть: кинестету важно ласковым движением руки исправить позу; аудиалу – мягко сказать: «выпрями, пожалуйста, спину, подними выше голову». визуалу иногда достаточно выразительного взгляда и демонстрации правильной позы.

(12 слайд) 4. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7.

5. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.

(9слайд) 6. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.

7. Обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение режима проветривания и температурного режима. При работе в непроветриваемом помещении наступает отравление продуктами обмена, происходит гипоксия (кислородное голодание) клеток организма, прежде всего – головного мозга.

8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ. Наиболее легко это сделать на уроках химии, физики, биологии, ОБЖ, физкультуры. Но и другие предметы дают огромное, порой неожиданное поле для рассмотрения этих вопросов. Очень важно, чтобы вопросы здоровьесбережения входили в содержательную часть всех предметов. Только в этом случае у детей сформируется целостное отношение к здоровью, как к великой ценности, только тогда они действительно поймут великую истину о том, что: «Здоровье это все, тогда как все без здоровья – ничто!»

9. Темп и особенности окончания урока. Негативно действуют на здоровье детей: - быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания; - задержка детей в классе после звонка. И напротив, позитивное воздействие оказывает: - спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

10. Важным показателем здоровьесберегающей направленности урока является психологический климат в классе. А он во многом зависит от личности учителя.

11. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.

Итак, мы разобрали 11 параметров здоровьесберегающей организации урока. Но как понять, достигли мы своей цели? Самым первым и чувствительным индикатором является момент наступления утомления учащихся. Он фиксируется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Проверьте себя: если на вашем уроке утомление развивается не ранее чем не 25-30 минуте в начальной школе, и не ранее чем на 40-ой минуте в средней и старшей школе, то Вы, бесспорно, можете считать себя специалистом в здоровьесберегающей организации учебного процесса! Итак, мы дали полную характеристику рациональной организации учебного процесса, как важного направления создания здоровьесберегающей образовательной среды.

(13 слайд) Создание коррекционно-развивающей среды входит в число приоритетов здоровьесберегающей деятельности. Под коррекционно-развивающей средой понимается атмосфера психологической защищённости, способствующая развитию индивидуальности обучающихся, что обеспечивается прежде всего типом взаимодействия взрослых и детей. Другим непременным компонентом коррекционно-развивающей среды является необычный, эстетически оформленный интерьер класса. Особое значение придаётся дизайну ближайшего окружения ребёнка: его предметно-игровой среде. В классе созданы зоны с визуальной изоляцией, в которых ребёнок может уединиться. Разнообразят среду пребывания обучающихся в школе маленькие островки зелени. Зелёная зона в классе представляет собой уголок психологической разгрузки. В создание коррекционно-развивающей среды заложен огромный потенциал для систематического и ежедневного влияния на развитие психических функций обучающихся, о чём неоднократно писал Л.Выготский.

       Для выравнивания эмоциональной сферы в классе можно проводить еженедельно Час радости. Цель такой формы взаимодействия с детьми – снятие эмоционального напряжения при переходе от дней отдыха к учебной неделе, раскрепощение, присоединение к эмоциональной сфере другого человека, объединение группы-класса как группы личностного роста школьника, развитие у детей рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей. Проведению Часа радости сопутствует определённый ритуал. Все дети класса садятся в круг, лицом в центр, и каждый может видеть лицо другого. Круг – это замкнутое пространство, ведущее к пониманию, к единению. У ребят возникает ощущение доверительности, доброжелательности. Им предлагаю вспомнить в каждом обычном дне радостные моменты и в кругу одноклассников рассказать о значимой для себя радости за прошедшую неделю. Сначала говорят дети, обладающие высокой самооценкой. Постепенно остальные дети адаптируются к обстановке и говорят о радостном и приятном. Учитель тоже делится с ребятами своими радостями. Необходимо выслушать каждого, тактично привлекая внимание остальных детей к сопереживанию тех чувств, о которых вспоминал говорящий, плавно разворачивая ребят от материальных ценностей к духовным. И на последующих таких беседах дети сами меньше говорят о подарках, о конфетах, больше о чувствах, пришедших от общения с миром природы, от встреч с интересными людьми.

         Из выше сказанного можно сделать определенный вывод о том, что здоровьесберегающие технологии в современной школе способствуют пропаганде здорового образа жизни и заботе о здоровье каждого ребенка, а в особенности ребенка с ОВЗ.