Организация учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающей школы
статья по зож по теме

Рыбкина Татьяна Александровна

Доклад для высупления на областном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Доклад

«Организация учебно-воспитательного  процесса здоровьесберегающей школы»

 Рыбкина Т. А.    

         В современных условиях местом формирования здорового ребенка является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 04.02.2010г. прямо указывает на это: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов». Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников. По данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми.

           По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:                                                                          

                                             

  1. Стрессовая педагогическая тактика;                                                        
  2.  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;                                                                                                        
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

                                                         

  1. Интенсификация учебного процесса;
  1. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  2. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  3. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.                                                              

                                                     

            Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.    

   Организация учебно-воспитательного процесса нашей школы  ставит основной задачей  создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

    Окружить детей вниманием и заботой, создать атмосферу домашнего тепла и доброты, сформировать родительское отношение – вот та идейная основа системы работы коллектива, которая позволит создать в учреждении здоровьесберегающую образовательную среду, к которой стремится школа-интернат.

                    

Нормативно-правовые  документы, которые определяют деятельность образовательного учреждения по здоровьесбережению:

1.Конвенция о правах ребенка

2.    Законом Российской Федерации «Об образовании».
3.    Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
4.    Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»

5.   Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271.

 6.     Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения  в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №  189.
7.    Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10).

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года.

9. Устав  МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования».

Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся:

1.Оптимизация учебно-воспитательного  процесса, охрана здоровья обучающихся (воспитанников):

- утверждение учебного плана, расписания учебных занятий, режима работы учреждения в органах Роспотребнадзора

-Режим дня

Начальная школа:

7.00-730

Прием детей, подъем

7.30-7.50

Завтрак

8.00-12.45

Учебные занятия

12.45-13.00

Обед

13.20-14.20

Прогулка

14.30-15.30

Самоподготовка

15.45-16.00

Полдник

16.00-16.30

Занятия по интересам

16.30-17.30

Самоподготовка

17.40-18.40

Занятия в кружках, прогулка.

18.45-19.00

Ужин

19.15-20.15

Прогулка. Занятия по интересам.

20.15-20.30

Второй ужин.

20.30-21.00

Подготовка ко сну.

21.00

Отбой.

- организация музыкального сопровождения учебно-воспитательного процесса (ежедневные музыкальные минутки  утром перед началом уроков, в праздники)

- создание положительных эмоций (настроения) для обучающихся (воспитанников) и сотрудников на рабочий (учебный) день

 -оснащенность учебно-воспитательного процесса мебелью, техническими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, подбор  ученической мебели в учебных кабинетах учитывающей роста - возрастные особенности обучающихся (воспитанников)

- оснащенность спортивной площадки

- проведение мониторинга оптимизации учебной нагрузки обучающихся (воспитанников)

- рациональная организация учебного процесса, равномерное чередование учебного и каникулярного времени

- рациональное распределение и чередование различных  видов деятельности на уроке с целью недопущения переутомления учащихся

- увеличение двигательной активности детей

 - выполнение санитарно-гигиенических требований

Обучающиеся первых классов имеют свой отдельный блок и режим дня.

- наличие условий для занятий физкультурой и спортом (2 спортивных зала, спортивная площадка)

 - функционирование  двух школьных  кабинетов Здоровья

- организация отдыха и оздоровления обучающихся (воспитанников) во внеурочное время (прогулки, внеурочная физкультурная  деятельность, спортивные кружки и секции)

- организация больших и малых форм физической активности (уроки, физкультминутки и паузы)

-  цветовая гамма окраски стеновых панелей коридоров, холлов и учебных кабинетов

 - оздоровительная кампания в каникулярное время (летний пришкольный лагерь).

     методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся

-   разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни

- пополнение фондов библиотеки литературой, электронно-цифровыми ресурсами , пропагандирующими здоровый образ жизни

- выполнение требований к школьным образовательным технологиям

- охват педагогических работников процессом повышения квалификации в области здоровьесбережения обучающихся (воспитанников)

- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, а также секционных занятий по различным видам спорта

- утверждение и реализация плана спортивно-массовой работы

3.       организация сопровождения обучающихся (воспитанников)

- создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

- мониторинг выявления уровня тревожности

-выявление детей группы риска и проведение дифференцированной психологической коррекционной работы

- предупреждение проблем развития ребенка; обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

-наличие комнаты психологической разгрузки

-диагностика выявления эмоциональной напряжённости

- создание системы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений

- наличие  системы внутришкольного контроля за состоянием здоровья школьников, за исполнением требований санитарных правил к максимально допустимой учебной нагрузке и дозированию домашних заданий, а также учета индивидуальных возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей

- проведение мониторинга оптимизации учебной нагрузки обучающихся (воспитанников)

.- создание условий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (I-IV классы);

- создание условий для познания своих психических, физиологических, психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития (V-IX классы);

- оказание помощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение управлению состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (X-XI классы).

4.формирование основ здорового образа жизни

- активизация пропагандистской деятельности в области охраны здоровья

- система учебных занятий по формированию здорового образа жизни: реализация профилактических и оздоровительных программ в учебном плане

- взаимодействие с субъектами профилактики (Каширский молодежный центр)

- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.

-  включение родителей и общественности в вопросы пропаганды здорового образа жизни

- наличие семейных страничек и информационно-методических материалов на школьном сайте

- мотивация обучающихся (воспитанников) к самопознанию и познанию других людей

- развитие физических качеств обучающихся (воспитанников)

- привлечение обучающихся  (воспитанников к занятиям военно-прикладными видами спорта;

-проведение оздоровительных мероприятий, нацеленных на повышение резистентности организма детей и подростков;

- развитие  мотивации детей к постоянным занятиям физкультурой и спортом

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни (ОБЖ)

- воспитание у  обучающихся (воспитанников) осознания здоровья как главной человеческой ценности

- формирование адекватных установок в отношении школьных трудностей – установку преодоления

- формирование знаний о негативных факторах риска здоровью человека (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)

- воспитание  у обучающихся (воспитанников) умения планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения (соблюдение режима труда и отдыха, профилактика переутомления)

- пропаганда игровых и командных видов спорта

- формирование школьных спортивных команд для участия в спартакиадах различного уровня

- пропаганда среди обучающихся (воспитанников) здорового образа жизни, развития интереса к занятиям физической культурой и спортом.

- выявление лучших спортсменов школы-интерната, привлечение их  к участию в школьной,  городской и областной  спартакиадах;

5.  использование здоровьесберегающих технологий

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в  нашем образовательном учреждении, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

  • Медико - гигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

       Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Педагоги нашей школы, в частности, используют следующие методики:

- «Су-Джок терапия» для укрепления организма обучающихся;

-  различные виды физкульминуток для восстановления работоспособности организма школьников:

- создание положительного эмоционального настроя обучающихся посредством использования  профилактических упражнений на уроке.

- игры на уроке, как средство снятия психоэмоционального напряжения;

- артикуляционную и дыхательную  гимнастику для развития речи детей.

     Таким образом, главная задача  организации учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающей школы -  это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью, где    условия пребывания в школе  наиболее благоприятны для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...