Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
статья

Соколова Елена Владимировна

 Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_organizatsiya_uchebno.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.

Я, как учитель начальных классов, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие  технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для  этого использую на уроках элементы здоровья сбережения  такие  как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6)правильная рабочая поза.

Главный упор, который я делаю  на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1-2 минуты, но, на мой взгляд, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации использую и в течение урока. Они  позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке. Все эти приемы  позволяют не только изучить биологию вопроса, но и получить колоссальный эмоциональный настрой.

Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации. 

На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

- температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице;

- рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;

- исключить монотонные звуковые раздражители.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для "слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения.

Практически на каждом уроке стараюсь проводить физкультминутки. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.

Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.

Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

В классе созданы все условия для занятий. Соблюдены рекомендации медсестры при посадке учащихся. Парты соответствуют возрасту учащихся - ростовки. При проведении урока учитываю учебную нагрузку на учащегося. Домашнее задание соответствует норме. Обязательно на уроке провожу паузу или эмоциональную разрядку в виде упражнения, для предотвращения переутомления на уроке.

Использование технических средств.

За короткое время компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своем развитии! Уже никого не удивляют компьютеры дома. А сотовые телефоны — уже  необходимость. Давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Как помочь им избежать отрицательного влияния изобретений современного общества, как научить их разбираться во вновь появляющихся продуктах прогресса.

Компьютер

То, что долгое сидение ребенка за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может проводить,  за монитором. Есть четыре основных вредных фактора: Нагрузка на зрение, Стесненная поза, Нагрузка на психику, Излучение.

Нагрузка на зрение

Это первое и самое главное.  Из-за нее через некоторое короткое время у ребенка болит и кружится голова. Если работать на компьютере достаточно долго, то уставшее зрение может привести к постоянному снижению остроты зрения. Факторы: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте, чтение лежа.  При удобном расположении нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. На своих уроках использую технические средства не более 15 минут.

Содержание изображения

Второй  фактор—  это, что содержит изображения. Легче всего глаз воспринимает неподвижное, крупное цветное изображение  со звуком. Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не отвлекает, а всю работу выполняют глаза. Намного тяжелее приходится зрению, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет – штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаз — это игры. Движущееся картинки, мелкие предметы — все это приводит к сильному переутомлению, которое пройдет не скоро.

            Составляя презентации стараюсь не использовать движущиеся изображения. Как можно меньше текста, всё стараюсь показать схемой.

При работе с компьютерами на уроке   соблюдаем правила работы на ПК.

Соблюдение правил работы на ПК позволит сохранить ваше здоровье.

•        Во-первых, это правильное расположение оргтехники:

•        Дисплей располагаю перпендикулярно к окну, чтобы свет не падал на экран и не светил в глаза человеку.

•        Дисплей  установить на высоте, чтобы центр экрана был ниже на 15–20 см ниже уровня глаз

•        Клавиатура – на расстоянии 15–30 см от края стола

•        Системный блок устанавливается на надежную поверхность

•        Во-вторых, это правильная рабочая поза. А именно:

•        Угол наклона головы – 20°

•        Кисти рук – на уровне локтей, запястья – на опоре

  • Сохранять прямой угол (90°) в области суставов
  • В-третьих, ограничить время работы за монитором.
  • Время непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часа, для детей и подростков от 10 до 25 мин в зависимости от возраста
  • При слабом зрении наденьте очки.
  • Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50–70см)

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости.  Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести  фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность,  предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.  Перед началом урока провожу  паузы , физминутки, игры для эмоциональной  разгрузки учащихся.

Физминутки пальчиковые;

Общеукрепляющие;

Физминутки для глаз.

Использую упражнения-изображения жестами, мимикой.

Например покажи, используя мимику, жесты - радующегося  человека или движущуюся собаку, черепаху и т.д.

 Можно так же использовать игры - разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников.

Примеры игр, направленных на снятие  эмоционального напряжения

Буги -Вуги (песенка)                    

Руку правую – вперед,  

А потом ее – назад,  

А потом опять – вперед  

И немного потрясем.  

Мы танцуем Буги -Вуги,  

Поворачиваясь в круге.  

Вот, что мы поем! ХЭЙ!  

  “Как живешь”.  

Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

Как живешь? Вот так  

А плывешь? Вот так  

Ждешь ответ? Вот так  

Машешь вслед? Вот так  

Как бежишь? Вот так  

Утром спишь? Вот так  

Вдаль глядишь? Вот так  

Как шалишь? Вот так  

Эмоциональная разрядка  - делайте растяжку

Для скованных нервным напряжением мышц нет ничего лучше!

  • Опустите голову вперед, потянув задние мышцы шеи. Затем медленно запрокиньте  ее назад, потянув передние. Повторите 2 раза.
  • Положите руки на затылок, опустите голову и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение.
  • Правой рукой обхватите голову ( ладонь позади левого уха). Наклоните голову вправо, потянув шейные мышцы, и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение и повторите еще раз, а затем поменяйте руку и выполните ту же растяжку в другую сторону также 2 раза.
  • Медленно вращайте головой от правого плеча к левому, растягивая мышцы шеи и плечевого пояса, задерживаясь в крайних положениях – всего 4 раза.
  • Поднимайте и опускайте плечи, затем выполните круговые движения в плечевых суставах – по 10 раз.
  • Соедините руки в замок перед грудью и сильно потяните их вперед, одновременно округляя спину и стараясь оттянуть ее назад. Сохраняйте эту позу, пока не досчитаете до 10.
  • Сцепите руки за спиной в замок на уровне поясницы. Сильно потяните их назад, при этом округляя грудь и выдвигая ее вперед. Оставайтесь в этом положении до счета 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....