обучение метаниям в начальной школе.
учебно-методический материал по физкультуре (1 класс) на тему

Бачаев Игорь Борисович

Метание малого мяча с места является для третьеклассников основной задачей в метаниях. Для выполнения ее на уроках необходимо ре­шить такие частные образовательные задачи как обучение работе ног и сочетанию движения туловища и верхних конечностей, а также совер­шенствование умения заканчивать метательное движение резким хлестообразным рывком ме­тающей руки.

В III классе уроки почти не дополняют новы­ми видами упражнений в метании как больших, так и малых мячей. Меняются в основном тре­бования к условиям его выполнения. Метание двумя руками и одной выполняется из исходного положения (и. п.) стоя лицом в направлении мета­ния, левая нога впереди, и стоя полу боком в направлении метания. При метании из этих и. п. усложняется координация движений прежде все­го ног. Если во II классе при метании из фронтальной стойки в основном обращалось внимание на правильное разгибание ног, то при метании из и. п. левая нога впереди, работа ног меняется: выполняется проталкивание таза впе­ред за счет разгибания правой ноги, а левая действует как упор и поднимает таз. При выпол­нении броска используется не только поступа­тельное, но и вращательное движение верхней части туловища и рук.

На занятиях с третьеклассниками наряду с тен­нисными мячами могут быть использованы ма­лые мячи из твердой резины для хоккея на траве. Ими можно выполнять броски и в цель, и на дальность.

Обучение технике метания малого мяча с места. Перед началом метания учащийся стоит полубоком к направлению метания: левая нога на шаг впереди носком внутрь под углом около 30° к линии метания, правая — с разворотом стопы носком наружу под углом 45—60 ° пят­кой на линии; мяч в согнутой правой руке на уровне головы; левая рука полусогнута впереди несколько ниже плечевого пояса. Далее, пово­рачивая плечи вправо, надо выпрямить правую руку и отвести мяч назад на уровень правого плеча или немного ниже, ладонь повернута вверх. Туловище при этом несколько наклоняет­ся вправо и масса тела переносится на правую ногу, левая рука слегка согнута и направлена в сторону метания, в направлении метания повер­нута и голова. Не задерживаясь в этом положе­нии, ученик выполняет метание с места.

Финальное усилие (бросок) начинается с пово­рота и разгибания правой ноги, в результате чего таз разворачивается в направлении мета­ния и проталкивается вперед на упругую левую ногу. Одновременно с этим метающая рука, несколько сгибаясь в локтевом суставе, поворачивается локтем наружу, что способствует пра­вильной работе ее мышц (так называемый за­хват снаряда). Напряжение мышц передней по­верхности туловища в результате работы ног и захвата снаряда создает условия для эффектив­ной их работы в финальном усилии. Сокра­щение мышц туловища ускоряет движение его верхней части вперед и поворот плечевого пояса вокруг оси левая нога — левое плечо. Тяга снаряда при броске происходит за счет движения правого плеча в сочетании с выносом вперед локтя  и с некоторым запаздыванием кисти. Это движение заканчивается хлестообразным махом руки, для которого характерно сначала движение локтя вперед-вверх за счет сгибания руки вперед-вверх в плечевом суставе, а затем быстрый мах предплечьем и кистью за счет про­нации в плечевом и разгибания в локтевом суставах, заканчивающийся сгибанием в лучезапястном суставе.

    Кисть метающей руки проходит над плечом или несколько правее. Насколько далеко от оси туловища при этом пройдет локоть метающего, будет зависеть от гибкости его плечевого сустава.

    Методические указания к обуче­нию. Включая в уроки броски малого мяча в стену ударом в пол и другие с целью совер­шенствования хлестообразного движения рукой, учитель должен помнить, что чрезмерное увле­чение этими бросками, особенно когда они даются в виде соревнования на высоту отскока, может привести к закреплению неправильного движения локтем вперед и вниз, что отрица­тельно сказывается на технике метания вперед-вверх: во-первых, теряется напряжение мышц руки; во-вторых, приложение усилий при таких бросках не совпадает с необходимым направ­лением траектории полета снаряда при метании на дальность.

     Эффективность хлестообразного движения за­висит не только от своевременного последова­тельного включения частей тела в движение вперед, но и от своевременного активного торможения отработавших звеньев тела, что по­зволяет использовать их скорость для ускоре­ния движения последующих звеньев.

     Учащиеся IIIкласса при метании мяча с места двумя руками и одной из-за головы обычно допускают типичные ошибки. Наиболее харак­терная из них связана с желанием сильнее метнуть мяч. Это выражается в напряженном держании мяча (напряжена вся метающая рука, а иногда и все туловище — готовность проявить ненужное силовое усилие при броске мяча), что, в свою очередь, порождает ряд ошибок в дальнейших действиях: движение метающей руки стороной, недостаточно активная работа ног, наклон туловища в процессе броска, опускание локтя вниз при непосредственном броске мяча.

     Чтобы избежать излишнего сжимания мяча кистью, напряженного состояния метающей руки, необходимо постоянно помнить о раскре­пощении мышц руки и свободном держании мяча. Выполняют и специальные упражнения на свободу движений. Хороший результат, на­пример, дает метание (двумя руками и одной) легкого набивного и малого мяча за счет разгибания руки в локтевом и сгибания кисти в лучезапястном суставах.

Для получения более яркого мышечного ощу­щения большой амплитуды движений и раскре­пощенности мышц можно порекомендовать уча­щимся проделать упражнения с ганте­лями весом до 0,5 кг или гранатами такого же веса:

 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА МЕТАНИЯ

1.  Широкая стойка ноги врозь, гантели в под­нятых вперед руках. Круги руками с гантелями перед туловищем. Бросая руки вниз, опустить плечи.

2.  Стоя левая впереди, правая сзади, гантель в  правой опущенной вниз руке. Поворачивая плечи вправо, правой рукой с гантелью сделать замах снизу назад, провести за головой и, ими­тируя бросок, не выпуская из руки снаряда, про­нести вперед-вниз.

3. То же, что упр. 1, но круги руками с гантеля­ми снизу-назад. При движении рук вверх-вперед вывести вперед грудь, перенося массу тела на левую  ногу.  Продолжить,  не выпуская снаряд, движение рук вперед-вниз.

      Для овладения правильным чередованием напряжения и расслабления мышц при метании Малого мяча полезно выполнять метание и ловлю набивных мячей. В упражнениях все броски нуж­но выполнять несильно, обращая внимание на широкую амплитуду И пружинистость движений, а также на максимально возможное расслаб­ление после броска.

     Движение метающей руки стороной (это типичная ошибка) возникает в связи с ранним включением руки в работу и свидетельствует о плохой подвижности в плечевом суставе, малой гибкости в грудной части позвоночника. Путем имитации движений руки при броске, проведе­ния метающей руки по нужному пути с по­мощью учителя учащимся надо уточнить мышеч­ное ощущение. К исправлению этой ошибки у третьеклассников следует подходить индиви­дуально, особенно в тех случаях, когда рука у ме­тающего ученика в момент броска проходит сто­роной довольно сильно.

    Значительную помощь в исправлении этого недостатка оказывают и упражнения для разви­тия гибкости в грудной части позвоночника. Для этого нужно включать во вводную часть урока и в специальную разминку перед метанием упражнения на прогибание туловища назад из различных исходных положений.

     При недостаточно активной работе ног реко­мендуется подбрасывание мяча вверх за счет пружинящего разгибания ног. Прыжки, подскоки, выпрыгивания с гантелями в руках укрепляют силу ног и активизируют их работу при Мета­нии.

     Метание набивных мячей из-за головы с разги­банием ног и с движением туловища вперед создает мышечное ощущение работы ног и туло­вища, как при метании малого мяча. При излиш­нем наклоне туловища со сгибанием в тазобед­ренных суставах во время броска малого мяча также полезно выполнять это упражнение.

Для устранения такого недостатка, как опуска­ние локтя вниз при метании малого мяча) реко­мендуется выполнять подбрасывание малого мяча вверх с помощью разгибания предплечья и ног. Выполнять это упражнение следует стоя лицом в направлении метания, левая впереди, правая, немного согнутая в колене, сзади на носке, туловище наклонено назад, правая рука с мячом несколько согнута в локтевом суставе, за головой. 

 

Комплекс упражнений для овладения техникой метания малого мяча №1

Комплекс упражнений для овладения техникой метания малого мяча №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе

На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особе...

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Обучение письму в начальной школе

Развитие современного общества представляет собой сложный, многоплановый процесс. Решение научно-технических проблем, всесторонняя модернизация экономики предъявляют новые, повышенные требования...

Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе

            Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...