Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
статья (1 класс) по теме

Чеботарева Елена Алексеевна

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников

в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

     Не секрет, что речь – это показатель интеллекта и отражение социального опыта человека. Устная и письменная речь представляют собой два разных способа передачи внутренней речи, при чем процессы письменной речи гораздо сложнее процессов устной речи. Чтение – механизм преобразования письменной речи в устную или внутреннюю. Рассмотрим эволюцию письменной речи, подразумевая под понятием письменной речи попытку человека продлить свою речь во времени: рисунок – узелковое письмо – клинопись – иероглифы – буквы. Человек дозрел до осмысления абстрактного условного знака (буквы). Ребенок тоже должен пройти путь такого развития мыслительных процессов: передача мысли в рисунке – распознавание геометрических фигур – понимание смысла условного знака. Поэтому развитие речи ребенка младшего школьного возраста существенно зависит от развития мыслительной деятельности. А правильное чтение – залог правильности письма. Умение детей выполнять логические операции сравнения, классификации, систематизации и обобщения проявляется в правильности их устной и письменной речи. Содержание современных учебных программ по русскому языку направлено на решение этих задач. Прежде, чем начать разговор о трудностях в овладении детьми чтением и письмом, рассмотрим цель образовательной области «Филология», изложенной в проекте «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», разработанном авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой: «Общая цель – лингвистическое развитие в единстве с развитием чувства и мысли младших школьников…., формирование человека читающего и объясняющего, готового к продолжению филологического образования…., умеющего использовать умения и навыки чтения, письма…. ». В программе «Начальная школа XXI века» (рук. проекта Виноградова Н.Ф.), по которой я работала восемь лет, структура образовательной области «Филология» представлена курсами:

  1. Интегрированный курс «Букварь» (1 класс, I – III четверти)
  2. Русский язык (со II полугодия 1 класса как самостоятельный учебный предмет)
  3. Литературное чтение (с IV четверти 1 класса как самостоятельный учебный предмет)

В первом классе сельской школы учителя сталкиваются с типичными трудностями в обучении детей навыкам устной и письменной речи. Многие дети не посещали дошкольное учреждение, в своих семьях не имели возможности готовиться к обучению в школе из-за отсутствия условий для занятий, некоторые малыши, приходя в школу, не имеют простейшего социального опыта. Первое диагностическое исследование, предлагаемое авторами УМК, состоит из 6 заданий, среди которых есть задания, направленные на выявление умения классифицировать, проверку фонематического слуха и восприятия, а также степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Приведу часть данных по интересующим нас заданиям из анализа результатов такого исследования в текущем учебном году:

Фамилия

уч-ся

Предмет диагностики / количество баллов (мах – 3 б.)

Итог

умение классифицировать

фонематический слух

и восприятие

звуковой анализ

Уровень готовности к обучению

1

3

2

3

Средний

2

1

1

2

Средний

3

1

2

2

Средний

4

1

1

0

Низкий

5

3

2

0

Низкий

6

3

1

0

Низкий

7

1

0

0

Низкий

8

3

2

2

Средний

9

3

2

0

Низкий

В классе 9 человек. 45% первоклассников не владеют логической операцией классификации, ни один ребенок не показал высокого уровня развития фонематического слуха и восприятия, при этом 13% демонстрируют их отсутствие, 33% делают более 3 ошибок в таком задании, 54% делают 1 – 3 ошибки. Простейшими навыками звукового анализа не владеют 55% детей класса. Таким образом, высокий уровень готовности к обучению демонстрируют 0 чел. (0%), средний уровень – 4 чел. (45%), низкий уровень – 5 чел. (55%). Пробелы в дошкольном обучении и воспитании могут стать причиной дислексии (нарушение устной речи) и в последствии дисграфии (нарушение письменной речи). Именно поэтому одной из своих главных задач я вижу развитие способностей и возможностей ребенка, сохраняя его индивидуальность.

     На первых же уроках интегрированного курса «Букварь», основная цель которого – становление навыков учебной деятельности в процессе обучения чтению, письму и математике, возникают первые трудности: различный уровень развития психических и познавательных способностей детей, как следствие – индивидуальный темп работы. Однако, авторы УМК разработали тетради для индивидуальной и дифференцированной работы, которые устраняют трудности такого характера. Я использую эти тетради на разных этапах урока, при этом каждый ребенок выполняет свое, индивидуальное задание, в своем темпе и достаточном объеме.

     Формированию грамотного чтения и письма способствует умение проводить звуковой анализ слова. Как показала диагностика, большинство детей «не слышат» звуков, значит, учителю надо их этому научить.  Основными трудностями для ребенка на этом этапе становятся умения выделять отдельный звук из речевого потока, в т.ч. выделение единственного гласного звука в середине слова, различение ударного и безударного гласных звуков, знакомство с йотированными гласными буквами. В процессе звукового анализа слова ребенок учится выделять из множества звуков этого слова отдельные звуки. На первом этапе фонемного анализа дети должны научиться сравнивать звуки. Считаю важным моментом донести до сознания ребенка, что звуки гласные и согласные различаются способом произношения. Только когда ребенок прочувствует (в процессе артикуляционной зарядки, например), что воздух при произнесении гласного звука не встречает во рту преград, а при произнесении согласного воздушная струя встречает во рту преграду, тогда он сможет классифицировать отдельные звуки на две большие группы: гласные и согласные. После того, как были изучены все гласные буквы, предложила ребятам диагностическую работу. Анализируя ее результаты, заметила, что уровень развития фонематического слуха и восприятия повысился на 24%. Итак, из максимальных 3 баллов дети показали: 0 баллов – нет, 1 балл – 1 чел. (45%), 2 балла – 5 чел. (55%), 3 балла – нет.

     В процессе фонемного анализа согласных звуков необходимо произносить их четко, без призвука гласного [э], ведь несоблюдение этой нормы приводит к замедлению темпа чтения в дальнейшем. И тут учитель может столкнуться с проблемой неправильного способа чтения, с которым ребенок знаком до школы. Знакомая ситуация: читаем слово «лес». Ребенок произносит: лэ и е – ле…, ле и сэ – лес. При таком способе чтения значительно усложняется развитие навыков звукового анализа слова. Ведь первый звук в слове «лес» в понятии ребенка [лэ], а второй никак не [э], а в конце слова – звук [сэ]. В таком случае провожу работу над звучанием каждого звука. Спрашиваю и добиваюсь правильных ответов:

- Мы говорим [лэйэс]?....Мы говорим [л'йэс]?... Мы говорим [л'эсэ]?

Работу сопровождаю составлением звуковой схемы слова, чтением по схеме, использую различные вариации игры «Живые звуки», в которой в роли звуков выступают дети. Практически на каждом уроке использую материалы книги В.В.Волиной «Русский язык» (из серии «Учимся играя»). Например, при знакомстве с буквой «М»:

  1. Фонетическая зарядка: Как мычит корова? (Заметим, что звук [м] можно долго тянуть, но при его произношении губы смыкаются, создав преграду воздуху, следовательно, этот звук согласный).
  2. Игра «Кто внимательный?»: Найди одинаковый звук в словах (картинки): мох, карман, дом. (Усложните вопросом о местонахождении звука в каждом слове).
  3. Чистоговорки: Ма-ма-ма – в магазин хожу сама, ам-ам-ам – в магазине шум и гам и др.
  4. Игра «Камень – вата». Одна команда – Камень, другая – Вата. Учитель произносит отдельные слова или читает произведение. Если в слове [м] твердый, встает команда Камень, если мягкий – Вата. Чтение можно сопровождать показом картинок или интонационным выделением нужных звуков:

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл.

     В методике проведения звукового анализа, предлагаемого авторами УМК «Начальная школа XXI века», отсутствует ознакомление с понятием «слог слияния», то есть звуковая схема слова выглядит как набор отдельных цветовых карточек, обозначающих соответствующий звук. Многие учителя рассматривают это как трудность в работе или недоработку авторов. Из личного опыта работы я могу отметить, что дети стали читать практически одновременно, более легко и целыми словами, чего раньше приходилось добиваться год и более. Этому есть научное обоснование. Логопед Н.К.Усова в статье «Профилактика истинных и ложных патологий чтения» (ж. Начальная школа №5, 2001) объяснила это так: «Все лингвисты, занимающиеся изучением фонетики, считают деление на слоги одной из самых сложных проблем, так как слог не устойчив и имеет подвижные границы внутри слова. Если бы мы имели перед собой задачу научить читать только по слогам, такая работа имела бы смысл. Но наша задача – научить читать целыми словами. Начать эту работу надо в процессе обучения ребенка полному фонемному анализу полного слова с последующим синтезированием звуков в целое слово при помощи мелодично интонируемого ударного гласного, который связывает отдельные звуки в слово». Однако с понятием «слог» дети знакомятся и учатся делить слово на слоги, определять их количество в слове. И здесь возникают трудности. Во-первых, дети плохо отличают слог от звука, т.к.  оба понятия обозначают одно и то же – часть слова. Во-вторых, само деление на слоги. Иногда дети выделяют сонорный согласный звук в отдельный слог (ча – й – ка) или два гласных, стоящих рядом объединяют в один слог (аист). На мой взгляд, на этом этапе работы необходимо отработать  правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов…», не предлагать сложных для деления на слоги слов.

     Я думаю, что проблема бедного и малодифференцированного словарного запаса детей – это не только проблема сельской школы. Дети смешивают названия сходных предметов: шарик – кружок – мячик, кубик – квадратик, чашка – кружка и т.д. Редко используют в речи слова-обобщения (овощи, мебель). Из множества предметов называют 1 – 2 элемента (животных, растений и т.д.). Используют очень мало прилагательных (большой, маленький, плохой, хороший), при этом путают даже основные цвета. В общении обходятся диалоговой формой речи. Чтобы  ликвидировать эти пробелы и для пополнения словарного запаса провожу традиционную работу с предложением (составь по схеме, составь схему, включи слово … в предложение), с текстом (расскажи о …, составь текст по картинке, по серии картинок, переставь картинки). Работаю с натуральными предметами (опиши, сравни, придумай историю, игры на узнавание предмета по его признакам), с загадками (отгадывание, придумывание своих загадок). Систематически провожу дидактические игры «Доскажи фразу», «Продолжи сказку», «Любопытный», инсценировки, экскурсии, работу с детскими энциклопедиями, словарями, справочной литературой.

     В последнее время в педагогической и методической литературе все больше появляется работ о том, что начало обучения чтению должно быть разным у разных детей. Способы обучения чтению тоже для разных детей должны быть разными. Часть детей быстрее и легче усваивают механизм чтения посредством аналитического способа, а другая часть начинает читать сразу целыми словами, даже еще не освоив в совершенстве алфавит, как бы по догадке. Если учить последних аналитическим способом, то можно «добиться» не только снижение качества чтения, но и стойкого отвращения к этому виду деятельности. Может быть, в этом и есть причина увеличения количества нечитающих детей и молодежи. Поэтому в своей практике наряду с аналитическим способом обучения чтению использую прием «фотографирования», т.е. чтение целых слов. Чтение из учебника тоже предлагаю на выбор. После коллективной отработки материала под руководством учителя, ребенок прочитать по выбору слоги или целые слова. Учебники по интегрированному курсу «Грамота» позволяют вести такую работу.

     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что без кропотливой работы над звуками нельзя сформировать грамотное письмо. Но если возможностей общеобразовательной программы не достаточно для устранения у детей нарушений навыков чтения,  устной и письменной речи, то необходимо обратиться к специальным логопедическим программам, цель которых – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, обогащение словарного запаса, развитие грамматически стройной и связной речи. Методические и дидактические материалы таких программ можно использовать на уроках обучения грамоте, русского языка, чтения. тскими с энциклопедиямиета по его признакаместаввь ую работу с предложением ()етей - это вательно, вуковка, в т.ч. о времени:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения и письма в период обучения грамоте

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:дети приходят в школу с разным уровнем подготовки;в учебниках недостаточно тренировочных упражнений, что не обеспечивает науч...

Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа обучение грамоте  "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения, по УМК "Начальная школа XXI века"

Подробный конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" составлен по Сингапурской системе обучения. Урок очень насыщенный и интересный, все новые обучающие структуры описаны. Данный матери...

Статья "Особенности формирования учебных универсальных действий в процессе работы над каллиграфией в начальной школе."

В 1 ом классе одним из важнейших умений  является  овладение  каллиграфическим письмом. Эта проблема  остаётся актуальной  до сегодняшнего дня.Систематически формировать почер...

Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.

Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции....

Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»

В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей...

Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы»

Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы». Виды проектов в начальной школе. Последовательность работы ...