Рабочая программа по плаванию для групп начального обучения.
рабочая программа по физкультуре на тему

Ясиновская Т.П.

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности на занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал программы более старших классов за счет освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_plavaniyu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.

За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов 25 м. Плавание как вид двигательной деятельности предъявляет высокие требования прежде всего к координационным способностям занимающегося, в особенности к равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности на занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал программы более старших классов за счет освоения других способов плавания, увеличения дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений.

Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с 1 класса. Однако в школах, не имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с 4 класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, открытые водоемы в теплое время года, занятия плаванием в загородных лагерях. В отдельных случаях целесообразно организовать краткосрочные курсы обучения плаванию. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение умений плавать и развитие координационных способностей

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержкой дыхания под водой и выход в воду, "поплавок", скольжение на груди, спине и др.).

Движение ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Плавание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки

На совершенствование умений плавать и развитие выносливости

Повторное проплывания отрезков 10-25 м по 2-6 раз, 100 м 2-3 раза. Игры и развлечения на воде

Основы знаний

Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации

Самостоятельные занятия по разделу

Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой, для освоения умений плавать

Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
  2. укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
  3. прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
  4. развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
  5. обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

Начальная ступень обучения (I – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.

Прогнозируемый результат и способы его проверки.

В течение года будут проводиться соревнования:

- «веселые старты» в спортивном зале

- скоростное плавание

- «веселые старты» на воде

- соревнования по прикладному плаванию.

В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.

Критерии оценки:

-  1-4 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди

-  5-9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем

- 10-11 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.

Детям, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Умею плавать» и значок с символикой «25», «50», «100» м.

Содержание программы.

Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с широкодоступной апробированной «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон, 1996 г.).

Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся школ.

Примерное распределение учебного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю

п/п

Вид программного материала

классы

1-4

5-9

10-11

1

1.1

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Базовая часть

Основы знаний

Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности)

Подвижные и спортивные игры

Гимнастика

Легкая атлетика

Специализированная часть

Основы знаний

Освоение или совершенствование техники плавания

Развитие двигательных способностей на суше и воде

Прикладное плавание

Овладение организаторскими умениями

56

В процессе урока

18

18

20

46

В процессе урока

36

10

-

-

58

В процессе урока

19

25

14

44

В процессе урока

40

4

-

-

58

В процессе урока

19

19

20

44

В процессе урока

12

12

12

8

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

1-4 классов.

Теоретический раздел

Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.

Практический раздел

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).

Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).

Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».

Плавание брассом (движение ног у ботика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).

Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.

Нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров во втором классе и 200 метров в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

 5-9 классов.

Теоретический раздел

Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию.

Практический раздел

Плавание способом дельфин (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).

Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.

Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».

Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом дельфин. Техника выполнения непрямого массажа сердца.

Ныряние брассом и кролем.

Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.

Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде. Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 метров по 3-4 раза, 400 метров.

Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом дельфин.

Содержание программного материала уроков плавания для учащихся

 10-11 классов.

Теоретический раздел

Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.

Практический раздел

Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брасом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Судейство соревнований по плаванию.

Контрольные нормативы:

Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Рекомендуемые контрольные нормативы для учащихся общеобразовательных школ

25 м, вольный стиль, сек

50 м, вольный стиль, сек

мальчики

девочки

мальчики

девочки

4

5

6

7

8

9

10

11

33-44

32-38

28-34

26-32

22-30

21-28

20-26

18-22

33-34

32-40

30-36

28-34

26-32

24-30

22-28

20-26

1,20-1,40

1,18-1,35

1,10-1,32

1,04-1,20

0,58-1,10

0,56-1,08

0,54-1,04

0,50-1,00

1,20-1,40

1,20-1,38

1,16-1,36

1,10-1,25

1.04-1,20

1.02-1.16

1.00-1.10

0.56-1.06

Литература.

  1. Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
  2. лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.
  3. В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.,  1996.
  4. Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.
  5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991
  6. Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию 2014-2015 г.

Настоящая программа по плаванию составлена на основании государственного документа «Примерной программы плавания спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-ю...

Рабочая программа секции «Плавание» для 3-4классов.

Рабочая программа секции «Плавания» составлена на основании плана дополнительного образования в соответствии с целями и задачами школы, запросами родителей. Рабочая программа конкретизирует содержание...

Рабочая программа. Секция "Плавание"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Секция "Плавание"...

Рабочая программа для дошкольной образовательной группы "Обучение письму"

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура рук...

Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ 2016-2017 год

Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.Занятия  плавания направлены на:-...

рабочая программа по плаванию

Для тех кто любит плавать...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ 1-4 КЛАСС

Рабочая программа разработана с учетом  индивидуальных физических особенностей детей с ОВЗ по слуху...