Программа по ОФП
рабочая программа по физкультуре на тему

Данная программа расчитана на учащихся 1 - 4 классов на первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofp.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7».

Программа обсуждена и рекомендована

                                         к реализации  на педагогическом совете

                             протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Утверждена приказом директора

 № 74п от 31.08.2013г

Дополнительная  образовательная  программа

занятий  секции общей физической подготовки

Курс рассчитан  на учащихся 1 - 4 классов

Срок реализации программы 1 год

Автор:
Беняш А.И. – учитель по физической культуре

г. Саров - 2013

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание изучаемого курса
  4. Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

  1. Список литературы

Пояснительная записка

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Опыт  работы со школьниками показывает, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В современных условиях значимость различных координационных способностей постоянно возрастает.

Подвижные игры развивают не только меткость, ловкость, быстроту, выносливость. Они воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину.

Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься. Нововведение будет способствовать  сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

        Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени – 3 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Цели и задачи программы

     Цель воспитательной работы нашей школы – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализация и адаптация в обществе на основе здоровьесберегающего подхода во внеурочной деятельности.

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП).

      Данная программа разработана на основе программы внеклассной и внешкольной работы   Министерства Просвещения 2000 года с изменениями с учётом особенностей конкретного учебного заведения.

  Курс по ОФП в нашей школе  осваивается на принципах:

 - реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта,
- учета специфики спортивных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
    

Цель проведения занятий общей физической подготовкой (ОФП) в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование младших школьников.

Задачи :

Здоровьесберегающие:

  • укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
  • удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
  • снятие физической и умственной усталости.

Образовательные:

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
  • введение индекса физического состояния ребенка;

Развивающие:

  • достижения всестороннего развития;
  • развитие координации движений;
  • развитие памяти, мышления

Воспитательные:

  • формирование моральных и волевых качеств гражданина;
  • воспитание дисциплинированности, смелости и решительности учащихся

Планируемый результат:

  • формирование установок здорового образа жизни;
  • формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
  • снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
  • знание и соблюдение правил игр;
  • знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
  • умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
  • воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
  • отсутствие вредных привычек;
  • создание картотеки подвижных игр.

Средства диагностики:

  • наблюдения;
  • собеседование;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учащихся;
  • тестирование и мониторинг здоровья.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)  в рамках работы программы;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Футбольное поле;
  • Класс(для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь:

  • Волейбольные мячи;
  • Баскетбольные мячи;
  • Канат;
  • Кегли или городки;
  • Скакалки;
  • Теннисные мячи;
  • Малые мячи;
  • Гимнастическая стенка;
  • Гимнастические скамейки;
  • Сетка волейбольная;
  • Щиты с кольцами;
  • Лыжи, палки;
  • Секундомер;
  • Маты;
  • Ракетки;
  • Шашки;
  • Обручи.

Условия реализации программы внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (ОФП).

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,                 уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.  

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

     Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов (7-8 лет), прошедших медицинский осмотр и   допущенный врачом к занятиям.

     Основная задача руководителя  - воспитание кружковцев, овладение физической культурой и  совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.

     Программа секции «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему.     В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности кружковцев. Поэтому руководитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому кружковцу), в процессе педагогических наблюдений на первых занятия; по результатам контрольных упражнений. Руководитель кружка должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием кружковцев, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию юных спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, судейская практика.

     При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь в  виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует  использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются  упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры,  подвижные игры и т.д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

      Спортивные соревнования в кружке и между кружками повышают интерес к занятиям. Их  следует проводить систематически  с  приглашением родителей.

4. Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

(ЗОЖ)Гигиена, предупреждение травм, ТБ, режим дня, самоконтроль, упрощенные правила судейства,  умение самостоятельно заниматься физкультурой, тестирование и мониторинг здоровья, экскурсии.

14

6

20

Футбол (Ф)

1

8

9

Подвижные игры (П/И)

2

20

22

Лыжи (Л)

3

11

14

Баскетбол (Б)

1

17

18

Пионербол (П).

1

8

9

Шашки (Ш)

-

3

3

Спортивные соревнования(С/С)

-

7

7

Итого:

22

88

102

Раздел №5

.

Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 

№ занятия

тема

Формы занятий

Приемы и методы организации

Тех. оснащение

Футбол.    СЕНТЯБРЬ.

Родительское собрание «Гигиенические требования к занятиям по ОФП. ЗОЖ. Планирование работы по ОФП»

Организац.занятие

Беседа

программа

Техника безопасности на  занятиях по ОФП. Удар по неподвижному мячу.

тренировка

Рассказ

Метод групповой

Футбольные мячи

Удар по мячу с подачи.

тренировка

Показ

Метод

Поточный

мячи

Беседа «Режим дня, его значение».

беседа

рассказ

Удар по мячу на точность

тренировка

групповой

мячи

Ведение мяча – обводка стоек.

тренировка

игра

групповой

Мячи,

стойки

Тестирование и мониторинг здоровья.

соревнование

индивидуальный

Мячи,перекладина,

ОКТЯБРЬ

Жонглирование мячом.

тренировка

поточный

мячи

Осенний кросс.

соревнование

Соревновательный метод

Удар неподвижного мяча с 11 метров.

тренировка

поточный

мячи

Самоконтроль при физических занятиях.

Теор.занят.

беседа

Удар мяча головой.

тренировка

групповой

мячи

Передача мяча в парах по всему полю в движении. Бросок мяча рукой на дальность.

игра

групповой

мячи

Экологическая экскурсия по лесу

Экскурсия

групповой

фотоаппарат

Подвижные игры.

Плановый медицинский осмотр учащихся медсестрой

Мед.осмотр

индивидуальный

«Салки-догонялки»

Игра

Групповой

Кегли

Салки «Ноги на весу»

Игра

Групповой

Мячи

Беседа «Правила здоровья»

Беседа

Групповой

Литература

«Мышеловка»

Игра

Групповой

скакалки

«Метко в цель»

Игра

Групповой

т/мячи

Создание картотеки подвижных игр.

игра

групповой

Мячи, кубики

Создание картотеки подвижных игр.

Игра

Групповой

Мячи, кегли

.

НОЯБРЬ

Беседа «Аптека на подоконнике».

Беседа

Групповой

Литература

«Охотники и утки»

Игра

Групповой

«Третий лишний»

Игра

групповой

Инструктаж по ТБ. Беседа «Осторожно – тонкий лёд!»

Беседа

рассказ

«Кто быстрее?»

Игра

соревновательный

кубики

«Земля, вода, воздух»

Игра

Групповой

скакалки

ЗОЖ -  виды закаливания.

Беседа

Рассказ

Литература

«Попади мячом в цель»

Игра

поточный

т/мячи

«Гонка мячей в колоннах»

Игра

Соревновательный

мячи

Беседа «Одевайся по погоде».

Беседа

Рассказ,ответ

«Догони мяч»

Игра

Соревновательный

Мячи

«Мяч в стенку»

Игра

Групповой

мячи

ДЕКАБРЬ

Час настольных игр. Шашки.

Игра

Индивидуальный

шашки

«Прокати мяч»

Игра

Соревновательный

мячи

«День и ночь»

Игра

Групповой

Инструктаж по ТБ. «В мороз».

Беседа

Рассказ, дискуссия

Инструкции по ТБ

«Охотники и утки»

Игра

Групповой

Кегли

«Белки, орехи, шишки»

Игра

Групповой

Кубики

«Поединок на ракетках»

Игра

Групповой

Ракетки

Подвижные игры на свежем воздухе

Игра

Групповой

Мячи

Подвижные игры на свежем воздухе

Игра

Групповой

Лыжи, санки

Подвижные игры на свежем воздухе

Игра

Групповой

Лыжи, санки

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Конкурс

Соревновательный

Мячи, кубики, обручи

Лыжи.

ТБ. Гигиена лыжника. Характеристика лыжного инвентаря. Лыжные мази.

Беседа

Рассказ и показ слайдов

Слайда, мази

2-хшажный переменный ход.

Тренировка

Групповой

Лыжи, палки

Смазка лыж. Выбор палок и лыж.

Беседа, тренировка

Показ, выполнение

Мази, лыжи

ЯНВАРЬ

2-хшажный переменный ход без палок.

Тренировка

Групповой

Лыжи, палки

2-х шажный переменный ход с палками, спуск в высокой стойке.

Тренировка

Групповой

Лыжи, палки

Подготовка пластиковых лыж. Охлаждение лыж.

Тренировка

Рассказ, групповой

Лыжи.

Лыжный турнир «Рождественская лыжня»

Соревнование

Соревновательный

Лыжи,палки

2-хшажный одновременный ход. Спуск в низкой стойке.

Тренировка

Групповой

Лыжи

 Одновременный одношажный ход. Подъем (лесенкой).

Тренировка

Групповой

Лыжи

Одновременный одношажный ход. Подъем (полуелочкой).

Тренировка

Групповой

Лыжи

2-хшажный ход. Спуск в низкой стойке.

Тренировка

Рассказ, показ, выполнение

Лыжи, палки

2-хшажный одновременный ход.

Тренировка

Групповой

Лыжи

2-хшажный одновременный ход.

Тренировка

Групповой

Лыжи

ФЕВРАЛЬ

2-хшажный переменный ход.

Тренировка

Групповой

Лыжи

2-хшажный переменный ход без палок.

Тренировка

Групповой

Лыжи

БАСКЕТБОЛ


ТБ. Предупреждение спортивных травм на занятиях баскетболом.

Беседа

Рассказ, опрос

Инструкции по ТБ

Техника передвижения (стойка баскетболиста). Бросок мяча с места.

Тренировка

Рассказ, групповой

б/мячи

Ведения мяча с заданием.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Военно-спортивный праздник Дню защитника Отечества «Веселые старты».

Конкурс

Соревновательный

инвентарь

 «Дети и здоровье.»

Беседа

Рассказ

Техника передвижения (ходьба, бег). Передача мяча в движении.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Техника передвижения (остановки). Бросок со штрафной линии.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Устный журнал «Вредные привычки»

Конкурс

Выполнение заданий

Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками). Передача мяча с последующим броском.

Тренировка

Групповой

Мячи, стойки

МАРТ

Час настольных игр. Шашки

Игра

Индивид.

Шашки

Час настольных игр. Шашки

Игра

Индивид.

Шашки

Первенство школы по шашкам.

Соревнование

Индивид.

Шашки

Бросок со штрафной линии.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Игра 2 на 2 на одно кольцо.

Игра

Групповой

б/мячи

Техника передвижения (стойка баскетболиста). Бросок мяча с места.

Тренировка

Групповой

б/мячи

Техника передвижения. Ведения мяча с заданием.

Тренировка

Поточный

б/мячи

Передача мяча в движении.

Тренировка

Поточный

б/мячи

Ролевая игра «Рациональное питание»

Игра

Выступления учащихся

Плакаты, рисунки

АПРЕЛЬ

Техника передвижения (остановки).

Тренировка

Групповой

Мячи

Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками на уровне груди). Ведение мяча с броском.

Тренировка

Групповой

мячи

Техника владения мячом (ловля мяча двумя руками). Передача мяча с последующим броском.

Тренировка

Групповой

Мячи

Техника владения мячом(ловля мяча двумя руками высокого мяча).

Тренировка

Групповой

Мячи

Техника передвижения. Техника владения с мячом. Игра 2 на 2 на одно кольцо.

Игра

Групповой, соревновательный

Мячи

Беседа «Как вести себя в случае пожара»

Беседа

Рассказ. показ кинофильма

Плакаты, кинофильм

Викторина по противопожарной безопасности.

Викторина

Ответы учащихся

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

МАЙ

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Конкурс

Игровой

Спорт инвентарь

Тестирование и мониторинг здоровья.

Тестирование

Индивидуальный

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Участие в общешкольном кроссе  на 2 км.

Соревнование

Индивидуальный

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Пионербол с одним мячом.

Игры

Групповой

Мяч

Инструктаж по ТБ  при нахождении в лесу.

Беседа

Рассказ, ответы учащихся

литература

Экскурсия в лес.

Экскурсия

Групповой

фотоаппарат

Экскурсия в лес

Экскурсия

Групповой

фотоаппарат

Экскурсия в лес

Экскурсия

Групповой

фотоаппарат

Учебная литература

  1. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2007

                                                   Литература

     1.      ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        

  1. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  2. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998
  3. «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...