Спортивное ориентирование
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Быштак - оол Надежда Каадыр - ооловна

Спортивное ориентирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnoe_orientirovanie.odt33.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спортивное ориентирование, как вид спорта, прочно завоевывает позиции в рейтинге разных массовых видах спорта. Этот необычный вид спорта доступен людям любого возраста и физической подготовленности. Ведь навыки ориентирования есть у каждого человека с детства. Мы выбираем правильную дорогу в большом городе, ориентируясь по хорошо знакомым нам объектам - домам, перекресткам улиц, памятникам и т.д. в лесу мы обращаем внимание на окружающие элементы леса, приметы, чтобы не заблудиться.

Спортивное ориентирование в нашей стране - молодой, активно развивающийся массовый вид спорта. В настоящее время оно прочно вошло в календари соревнований различных рангов - от школьных до всероссийских. Спортивное ориентирование широко используется в подготовке туристов, входит в программу всероссийской военно - спортивной игры «Победа» (бывшая «Зарница»), спортивное многоборье.

В республике ежегодно проходят соревнования школьников по спортивному ориентированию. В этих соревнованиях принимают участие школьные команды районов, что является неплохим показателем для первого года данного направления деятельности в системе дополнительного образования.

Родиной спортивного ориентирования считается Норвегия. Отсюда этот вид спорта распространился на Скандинавские страны и далее на весь мир. Популярность его стала стремительно расти в 60 - 70 годы 20 столетия, когда в 1961 году была создана Международная Федерация спортивного ориентирования.

С 1984 - 1986 гг в России наблюдается подъем школьного ориентирования. В регионах стали проводить соревнования разных уровней, создаются кольцевые туристические трассы, учебно - тренировочные полигоны.

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Оно требует от спортсмена конкретных знаний, навыков и умений, связанных с вопросами техники, тактики, психофизиологии.

Для достижения спортивных результатов спортсмену — ориентировщику кроме физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества.

Цель данной программы - познакомить детей с видом спорта спортивное ориентирование, дать знания по топографии, развивать физические качества. Этот вид спорта решает две главные задачи:

  • вырабатывает навыки ориентации на незнакомой местности;
  • в общении с природой укрепляет здоровье спортсменов, совершенствует их личностные качества.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский обратил внимание, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности». То же самое отмечается и у спортсменов - ориентировщиков на тренировках и соревнованиях.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Работа по направлению «Спортивное ориентирование» основана на обязательном посещении занятий. Основная роль отводится дисциплине и полному подчинению (педагогу).

Успешное проведение учебных теоретических и практических занятий определяется не только мастерством педагога, разнообразием экипировки, но и физическим подчинением, морально - психологической подготовкой группы и каждого отдельного ребенка, слаженностью действий, учетом индивидуальных физических и психических особенностей отдельных ребят.

Теоретические занятия проводятся в форме рассказа, беседы, дискуссии. Главный теоретический материал, определения и тезисы, таблицы и знаки даются под запись. Ведение конспекта обязательно.

Практические занятия проходят с использованием материальной базы, экипировки ориентировщика. Перед выходом на местность, на трассу, производятся подготовительные работы. Все выходы на местность имеют свою специфику, различаясь по продолжительности времени, целям и интенсивности проведения.

Закрепление учебного материала производится посредством дискуссий, обсуждения и разбора «полетов», подведением итогов и обозначения новых перспектив. Данная работа может производиться в форме тестирования по карточкам (зачет).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • иметь начальные знания по топографии, а именно, уметь читать карту, знать условные топографические знаки, определять взаимное превышение точек, знать определение магнитного азимута;
  • производить вычисления по карте, пользоваться масштабом;
  • знать порядок передвижения по скальному рельефу, ледовым склонам, снегу, преодолевать горные реки.

К концу обучения должны уметь:

  • уметь прокладывать маршрут с учетом различных требований;
  • вычислять и применять поправку направления;
  • уметь оборудовать укрытия, разводить огонь, добывать воду и приготавливать пищу;
  • уметь грамотно пользоваться туристическим снаряжением.
  • владеть навыками следопытства и приготовления пищи из природных ресурсов;
  • хорошо уметь передвигаться по азимуту, ориентировать карту по компасу;
  • ориентироваться на местности и по карте;
  • уметь находить точку стояния;
  • уметь ориентироваться без карты и других приспособлений;
  • уметь передвигаться по травянистым склонам и осыпям, знать меры предосторожности при передвижении в горной местности;

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Оценка уровня обученности выявляется во время участия на многочисленных соревнованиях в период учебного года и непосредственно на тренировках.

На теоретических занятиях даются темы с использованием наглядных пособий и рисунков на доске. Так же демонстрируются образцы снаряжения, экипировки оборудования и объясняется его применение окончании изучения темы производится краткий опрос всей группы, при необходимости, проверяются более глубоко знания и умения конкретных учащихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей начальной школы 7-10 лет. Количество воспитанников в группах:

В группе не менее 12 не более 20 учащихся.

Время реализации программы - 1 год обучения (33 часа)

2-4 год обучения (34 часа)

Периодичность занятий

1 раз в неделю по 1 часу - 1 классы - 33 часа в год,

2-4 классы - 34 часа в год.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 час).

Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование. История развития спортивного ориентирования в РТ. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России.

Раздел 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях (1 час).

Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена.

Раздел 3. Общая физическая подготовка (1 год обучения - 3 часа, 2- 4 год обучения - 4 часа)

Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры с догонялками. Челночный бег 3*5 м, 3* 10 м. Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 - 120 м. Повторный бег 5 раз по 200 - 300м.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (1 год обучения - 4 часа, 2-4 год обучения - 5 часов)

Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Эстафеты с преодолением препятствий. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 -120 м.

Повторный бег 5 раз по 200 - 300м. Прыжки через скакалку с 15-60 сек. Упражнения на развитие выносливости.

Раздел 5. Топографическая подготовка ( 1 год обучения - 9 часов, 2-3 год обучения - 8 часов, 4 год обучения - 7 часов)

Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Типы спортивных карт. Карта с рельефом. Условные знаки. Работа с компасом на дистанции, движение по азимуту. Движение на местности с помощью карты и без нее. Нахождение условных знаков на карте. Легенда. Маркированная трасса.

Раздел 6. Основы туристической подготовки ( 1 год обучения - 5 часов, 2 год обучения - 3 часа, 3 год обучения - 6 часов, 4 год обучения — 7 часов)

Личное и групповое туристическое снаряжение. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря.

Раздел 7. Тактическая подготовка ( 1 год обучения - 6 часов, 2 год обучения - 4 часа, 3 год обучения - 3 часа, 4 год обучения - 6 часов)

Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), старта, последнего КП и финишного КП. Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Выбор пути движения между КП. Действия ориентировщика при потере ориентировки и при встрече соперником. Ориентирование в заданном направлении. Пробегание дистанции парами на обоих участников одна карта с преследованием и сотрудничеством.

Раздел 8. Техническая подготовка ( 1 год обучения - 6 часов, 2 год обучения — 5 часа, 3 год обучения - 3 часа, 4 год обучения - 6 часов)

Держание карты. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Измерение расстояний на местности парами шагами. Нахождение КП по легендам. Снятие азимута. Определение точки стояния. Нахождение КП по азимуту.

Раздел 9. Участие в соревнованиях.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • Учебный кабинет
  • Учебные карты
  • Условные знаки спортивного ориентирования
  • Топографические знаки
  • Компасы
  • Дидактический раздаточный материал - задачи с легендами, с азимутами, перфокарты, карты цветные и черные
  • Желание детей заниматься

Календарно - тематическое планирование четвертого года обучения

Содержание программного материала

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

I

1.

Введение. Из истории спортивного ориентирования.  

Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России. Массовые соревнования юных ориентировщиков.

1

1

II

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена.

1

1

III

1.

  1. 3.

4.

Общая физическая подготовка.

Изучение техники бега по прямой пересеченной местности.

Эстафеты с преодолением препятствий. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками по 100 — 120м. Повторный бег 5 раз по 200 - 300 м.

4

1           1      1          1

IV

1.

2. 3. 4.

5.    

Специальная физическая подготовка.

Упражнения на развитие выносливости.

Прыжки через предметы на одной и двух ногах.

Прыжки через скакалку с 15 - 60 сек.

Бег на месте в быстром темпе с высоким

подниманием бедра.

Эстафеты с элементами спортивного

ориентирования.

5

            1         1                      1                           1                                  1

V

1.

     2.

3.

4.

Топографическая подготовка.

Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Типы спортивных карт. Карта с рельефом.

Условные знаки.

Работа с компасом на дистанции, движение по азимуту.

Движение на местности с помощью карты и без нее.

7

 

1                        

3

2

1

VI

1                    2                                  

Основы туристической подготовки.

Личное и групповое туристическое снаряжение. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре.

Виды костров. Организация бивуаков, лагеря.

2

1

1

VII 1.

2.

3.

4.            5.

6.

Тактическая подготовка.

Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), старта, последнего КП и финишного КП.

Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Выбор пути движения между КП.

Действия ориентировшика при потере ориентировки и при встрече соперником. Ориентирование в заданном направлении. Пробегание дистанции парами на обоих участников одна карта с преследованием и сотрудничеством.

6

 

1            

   1    

1

1

1

1                  

VIII

1.

4.

5.

6.

Техническая подготовка.

Держание карты. Сопоставление карты с местностью.

Ориентирование вдоль линейных ориентиров.

Измерение расстояний на местности парами шагами.

Нахождение КП по легендам.

Снятие азимута. Определение точки стояния.

Нахождение КП по азимуту.

6

 1

1                    

1                   1

1

1

IX

Участие в соревнованиях.

2

2

Итого

34

12

22

                 Календарно - тематическое планирование второго года обучения

Содержание программного материала

Всего

Теория

Практика

   Дата

проведения

I

Введение.

1

1.

История развития спортивного ориентирования

в РФ, РТ.

1

|

II

Правила поведения и техника безопасности

1

1.

на занятиях и соревнованиях.

Техника безопасности при проведении занятий

и соревнований.

1

Ill

Общая физическая подготовка

4

1.

Изучение техники бега по прямой пересеченной

1

местности.

2.

Эстафеты с преодолением препятствий.

1

3.

Равномерно ускоренный бег с высокого старта

1

отрезками 100 — 120 м.

4.

Повторный бег 5 раз по 200 - 300м.

1

IV

Специальная физическая подготовка.

5

1.

Упражнение на развитие выносливости.

1

2.

Прыжки через предметы на одной и двух ногах.

1

3.

Прыжки через скакалку с 15-60 сек.

1

4.

Бег на месте в быстром темпе.

1

5.

Эстафеты.

1

V

Топографическая подготовка.

8

1.

Спортивная карта. Масштаб карты. Цвета

1

карты.

2.

Условные знаки.

4

3.

Нахождение условных знаков на карте.

1

4.

Легенда. Маркированная трасса.

2

VI

Основы туристической подготовки.

3

1.

Личное туристическое снаряжение. Групповое

1

туристическое снаряжение.

2.

Набор продуктов.

1

3.

Виды костров.

1

VII

Тактическая подготовка.

4

1.

Планирование на карте беговых и технических

2

этапов (коротких и длинных).

2.

Ориентирование в заданном направлении.

1

1

VIII

Техническая подготовка.

5

1.

Держание карты. Сопоставление карты с

1

местностью.

2.

Измерение расстояний на местности парами

2

шагами.

3.

Нахождение КП по маркировке.

2

IX

Участие в соревнованиях.

3

3

Итого

34

16

18

Календарно - тематическое планирование третьего года обучения

Содержание программного материала

Всего

Теория

Практика

I

1.

Введение.

История развития спортивного ориентирования в РФ, РТ.

1

1

II

1.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

Техника безопасности при проведении занятий и соревнований.

1

1

III

1.

2.

3.

4.

Общая физическая подготовка

Изучение техники бега по прямой пересеченной местности.

Эстафеты с преодолением препятствий. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 - 120 м.

Повторный бег 5 раз по 200 - 300м.

4

 

1

1

1

1

IV

Специальная физическая подготовка.

Упражнение на развитие выносливости.

Прыжки через предметы на одной и двух ногах. Прыжки через скакалку с 15 - 60 сек.

Бег на месте в быстром темпе.

Эстафеты.

4

1

1

1

1

V

Топографическая подготовка.

Спортивная карта. Масштаб карты. Цвета карты.

Условные знаки.

Нахождение условных знаков на карте. Легенда. Маркированная трасса.

6

1

3

1

1

VI

Основы туристической подготовки.

Личное туристическое снаряжение.

Групповое туристическое снаряжение.

Виды костров.

4

1

1

2

      VII

Тактическая подготовка.

Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных).                          Ориентирование в заданном направлении.

6

3

3

 VIII

Техническая подготовка.

Держание карты. Сопоставление карты с местностью.

Измерение расстояний на местности парами шагами.

Нахождение КП по маркировке.

6

2

2

2

IX

Участие в соревнованиях,

2

2

Итого

34

7

27

Календарно - тематическое планирование первого года обучения

Содержание программного материала

Всего

Теория

Практика

пров

I

1.

Введение.

Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование.

1

1

II

1.               

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена.

1

1

III

1.

2.

3.

Топографическая подготовка.

Условные знаки.

Нахождение условных знаков по учебной карте. Легенда. Маркированная трасса.

9

5

 2

2

IV

1.

2.

3.

4.

Специальная физическая подготовка.

Прыжки через предметы на одной и двух ногах. Прыжки через скакалку с 15 - 60 сек.

Бег на месте в быстром темпе.

Эстафеты с элементами спортивного ориентирования.

4

1

1

1

1

V

1.

2.

3.

Общая физическая подготовка

Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры с догонялками.

Челночный бег3*5 м, 3* 10м.

3

1

1

 1

VI

1.

2.

3.

Основы туристической подготовки.

Личное туристическое снаряжение.

Групповое туристическое снаряжение.

Виды костров.

5

1

1

3

VII

1.              2.

Тактическая подготовка.

Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Ориентирование в заданном направлении.

4

2

1

1

VIII1.

2.

3.

Техническая подготовка.

Держание карты. Сопоставление карты с местностью.

Измерение расстояний на местности парами шагами.

Нахождение КП по маркировке.

6

1

2

3

IX

Участие в соревнованиях.

Итого

33

19

14

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение. Из истории спортивного ориентирования.

1

1

2.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

1

1

3.

Общая физическая подготовка.

4

4

4.

Специальная физическая подготовка.

5

5

5.

Топографическая подготовка.

7

7

6.

Основы туристической подготовки.

2

1

1

7.

Тактическая подготовка.

6

6

8.

Техническая подготовка.

6

6

9.

Участие в соревнованиях.

2

2

Итого

34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Рассмотрено на заседании ШМО                         «Согласовано»                                      «Утверждаю»

МБОУ СОШ №8 г. Кызыла РТ                         Заместитель директора            Директор МБОУ СОШ №8

Протокол № в от  2014 г                                       МБОУ «СОШ № 8» 2014          ________________/Донгак В.В./

Образовательная программа дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование»

(внеурочная деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования).

Срок реализации: 4 года                                             Возрастная категория 7-10 лет

Составитель: Быштак -оол Н.К. - учитель физической культуры нач. классов Вторая категория

Программа составлена на основе

авторской программы педагога дополнительного

образования Безделиной Е.О.

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....

Спортивное ориентирование, как вид спорта

Цель занятия: Дать представление о спортивном ориентировании, как виде спорта.    Задачи занятия: ...

Спортивно ориентированные технологии

Спортивно ориентированные технологии...

Туризм и спортивное ориентирование

Методическая разработка к уроку по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное"...

Цикл занятий по ориентированию в школе.Мини-ориентирование в спортивном зале.

    На начальном этапе подготовки дети знакомятся с простейшими схемами местности. Одиним из немногих этапов подготовки является мини-соревнование в спортивном зале.Динамично, весело ...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....