Курсовая,исследование физиологических особенностей у детей младшего школьного возраста.
занимательные факты по физкультуре (4 класс) на тему

Кузнецов В.В.

В практике физиологии труда, спорта и спортивной медицины наиболее широкое распространение получило тестирование физической работоспособности по ЧСС. Это объясняется в первую очередь тем, что ЧСС является легко регистрируемым физиологическим параметром. Существует несколько видов подходов. Первый, наиболее простой, заключается в измерении ЧСС при выполнении физической работы какой – то определённой мощности. Идея тестирования физической работоспособности в данном случае состоит в том, что выраженность учащения сердцебиения обратно пропорциональна физической подготовленности человека, т.е. чем чаще сердечный ритм при нагрузке такой мощности, тем ниже работоспособность человека и наоборот.

Второй подход состоит в определении той мощности мышечной работы, которая необходима для повышения ЧСС до определённого уровня. Такой подход является наиболее перспективным, но он технически более сложен и требует серьёзного физиологического обоснования.

Сложности физиологического обоснования такого подхода к тестированию физической работоспособности обусловлены несколькими моментами: возможными предпатологическими изменениями сердечно – сосудистой системы; различными типами кровообращения, при которых одинаковое кровоснабжение мышц может может обеспечиваться различной величиной ЧСС; неодинаковой физиологической ценой учащения сердечной деятельности при физических нагрузках, определяемой так называемым законом исходных величин, и т.д. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 1999).

Индекс степ-теста нашел широкое применение в спортивной практике. Функциональная проба рассчитана, прежде всего, на здоровье молодых людей и позволяет объективно оценивать у них общую физическую работоспособность. Интенсивность выполняемой нагрузки во время проведения исследования велика и требует от испытуемого предельного физического напряжения. Существуют несколько вариантов методики проведения степ-теста. Одной из наиболее распространенных является методика степ-теста в модификации Гарвардского университета, которая позволяет также охарактеризовать и выносливость испытуемого. Этот тест является информативным показателем для оценки степени тренированности обследуемых лиц и влияние на них физических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizeologia.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ  ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

Кафедра теории и методики физической культуры.

КУРСОВАЯ РАБОТА.

по дисциплине « Физиология»

тема: «Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста

Исполнитель:

Дата……………………….                                                                                студент 3 курса

Оценка………………………………….        305 группы заочной

Подпись проверившего………...        Формы обучения,

Ф.И.О Кузнецов В.В.        специализация плавание.

.

Санкт-Петербург

2015


Оглавление

Введение

2 – 3

Глава I.

Обзор литературы.

1.1.

Особенности физиологических функций и физическая активность детей начального года обучения.

4 – 6

1.2.

Влияние физических нагрузок на развитие функций организма и работоспособности детей.

7 – 8

1.3.

Определение и уровни работоспособности.

9 – 10

Глава II.

Методика и организация исследований.

2.1.

Методика исследований.

 11 - 12

2.2.

Организация исследований.

13

Глава III.

Результаты исследований.

14 – 18

Глава IV.

Обсуждение полученных данных.

19

Выводы.

20

Рекомендации.

21

Список литературы.

22 – 23

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности, который формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

             При выполнении конкретной работы определенное значение имеют вполне закономерные колебания работоспособности. Вначале когда человек только приступил к работе, она невысока, но постепенно повышается.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением. В этом возрасте характерны малая выраженность устойчивого состояния и быстрое развитие утомления. Для них непереносима монотонная деятельность, тяжелы статические нагрузки. Дети легче переносят нагрузки аэробного характера и мало адаптированы к анаэробной работе. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005).

Так как в наше время исследования работоспособности является очень актуальным, мы решили определить в этой курсовой работе уровень работоспособности детей начального года обучения с помощью степ теста.

Предмет исследования:

Физическая работоспособность детей младшего школьного возраста

Цель работы:

Изучить влияние обучающих занятий на физическую работоспособность и процесс восстановления сердечно – сосудистой системы детей начального года обучения в недельном цикле обучения.

Задачи:

  1. Определить исходный уровень работоспособности по ИГСТ у детей начального года обучения.
  2. Сравнить уровень работоспособности в начале и в конце недели обучения.
  3. Изучить характер  восстановления  ИГСТ у детей в начале и в конце недельного курса обучения.

Глава I. Обзор литературы.

  1. Особенности физиологических функций и физическая активность детей начального года обучения (младший школьный возраст).

Этот возрастной период характеризуется значительным развитием лобных долей головного мозга.  Морфологическое развитие нервной системы – почти  полностью завершается, заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Сила и уравновешенность нервных процессов – невелики. И хотя все виды внутреннего торможения и процессы отрицательной индукции выражены хорошо, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к быстрому утомлению, неустойчивости внимания. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2008)

У детей начального года обучения отчетливо усиливается функции гипофиза и надпочечников, а роль вилочковой железы ослабевает. Постепенно снижается тормозящее влияние тимуса на гипоталамическую область, нарастает секреция гонадотропинов гипофиза.

Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца  по  сравнению с суммарными просветом сосудов, однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов остается до 12 лет постоянным. Артерии относительно широки и развиты сильнее, чем вены. (Ткаченко Б.И., Пятин В.Ф., 1996).

   Относительно больше, чем у взрослых, и просеет прекапиллярной и капиллярной сети. Это одна из причин низкого АД (7-10лет систолической давление 100 – 105 мм.рт.ст.

Симпатические влияния на сердце преобладают, недостаточно сократительная способность миокарда, мало экономна деятельность сердца и невелик его функциональный резерв. Величина МОК больше, чем у других

возрастных групп, но это связано не ростом систолического выброса, а с ЧСС.

В младшем школьном возрасте сопротивляемость организма более высокая, чем в дошкольном, поэтому острые инфекции у них встречаются реже и протекают легче. Однако иммунологические адаптационные механизмы у них еще не достаточно совершенны. (Хрипкова А.Г., 1980).

В этом возрасте объем легких увеличивается примерно в десять раз и составляет половину объема легких взрослого. Причем это происходит не за счет количества альвеол, а за счет их объема.

Частота дыхания продолжает замедляться от 23 циклов в минуту в 7- летнем возрасте, до 18-20 в 11-летнем, а глубина дыхания наоборот, увеличивается. ЖЕЛ возрастает с 7 до 11 лет от 1200 до 2000 мл., причем у девочек средние величины меньше, чем у мальчиков. Начинается препубертатная дифференцировка типов дыхания – преимущественно брюшной тип у мальчиков и грудной  у девочек. (Тхоревский В.И., 2001).

Изменение режима жизни в этом возрастном периоде связанная с учебой в школе, а также не завершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обуславливают необходимость проявления осторожность при дозировании физических нагрузок в младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий. (Коц Я.М., 1982)

В период с 8 до 11 лет происходит окостенение эпифозарных хрящевых дисков тел позвонков. Однако полное срастание костных эпифозарных дисков с телом позвонка продолжается от 15 до 24 лет. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвонковые хрящевые диски и слабо развитая мускулатура мышц спины может вызвать деформацию изгибов у детей. Не правильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, физические упражнения с односторонней нагрузкой способствует деформации позвоночных изгибов, боковым искривлением или образованию сутулой спины.

Существенные изменения претерпевает микроструктуру мышц: увеличивается число миофибрилл – сократительных элементов мышечных клеток, повышаются их энергетические запасы, снижаются количество воды. Становится более прочные связки, удлиняются сухожилия мышц, развиваются мышцы кисти.

В темпах увеличения роста и веса тела, а также силы отдельных мышечных групп у детей до 10 лет существенных различий не наблюдаются. (Зимкина Н.В., 1975)

Степень зрелости нервных центров подкорковой регуляции движений достигает высокого уровня. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы, а также повышение мышечной чувствительности позволяет детям этого возраста «сходу» воспроизвести достаточно сложное движение, овладеть каким-либо способ действия.

В период младшего школьного возраста почти все показатели физических качеств дают высокие темпы прироста. Исключение – гибкость. (Темпы прироста снижаются). В конце данного периода у детей происходит становление координационных  механизмов, обеспечивающих высокий уровень проявления двигательных качеств, улучшается взаимодействие мышц – антагонистов. Интенсивно развивается функция равновесия.

Таким образом, данный возрастной период наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. (Шмидт Р., Тевс Г., 1985 – 1986).

1.2. Влияние физических нагрузок на развитие функций организма и работоспособности детей.

Спортивные тренировки вызывают в организме детей выраженные функциональные изменения, что приводит к повышению их физической работоспособности. Повышение работоспособности и адаптация к упражнениям на выносливость определяются в значительной мере величиной МПК. В свою очередь, аэробная производительность зависит от стажа занятий спорта. Чем больше стаж, тем выше МПК. (Хрипкова А.Г., 1980).

Активность обеспечивается прежде всего работой мышц. В свою очередь мышечная деятельность требует активизации многих функциональных систем организма, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Значительно ускоряются также, процессы обмена веществ, процессы выделения, особенно потоотделение. Физические нагрузки способны стимулирующее влияние на саму опорно-двигательную систему, совершенствовать двигательные качества. Но следует помнить, что стимулирующее и тренирующее воздействие на развитие детей способны осуществлять только такие физические нагрузки, соответствующие возрастным возможностям и, прежде всего, возрастным возможностям опорно – двигательного аппарата детей. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

В дошкольном возрасте двигательные качества и особенно выносливость мышечной системы относительно низкие и дети не способны долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность выдерживать физические нагрузки в некоторой степени начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 лет. 

Особенностью спортивной тренировки детей является то, что она проводится параллельно росту и развитию организма. В связи с чем недопустимым является форсирование подготовки, применения не адекватных нагрузок, использование узкого набора физических упражнений, пренебрежение общей физической подготовкой. В группах начальной подготовки особенно эффективно можно совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и ловкость, повышать физическую работоспособность. Выбор и начало спортивной специализации определяется видом спортом, биологическим возрастом и врожденными задатками к той или иной деятельности. В этом возрастном периоде можно начинать систематические спортивные тренировки, относительно моей курсовой работы – специализация плавание. Чрезмерная ранняя спортивная специализация может принести вред здоровью и физическому развитию детей, а вовремя начатая и грамотно спланированная тренировка улучшит функции всех систем организма, обеспечит гармоничное развитие и высокий уровень здоровья. (Фомин Н.А., 1992).

1.3.Определение и уровни работоспособности.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течении заданного времени, с необходимом уровнем эффективности и качества. (Газенко О.Г., 1987).

Оценивать работоспособность следует по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организма, с помощью прямых и косвенных показателей. Прямые показатели позволяют оценивать спортивную деятельность как с количественной так и с качественной стороны. К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико – физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. При оценке работоспособности необходимо учитывать так же его субъективное состояние, являющееся довольно информативным показателем. (Аулик И.В., 1990)

Уровень работоспособности отражает:

а) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально-ориентированные ресурсы и функциональные резервы;

б) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период.

Степень устойчивости работоспособности обуславливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессиональных качеств.

Для оценки общей работоспособности детей рекомендовано использовать адаптированный тест PWC170  с выполнением одной нагрузки вместо двух. Используют нашагивание  на скамейку в течение 5 минут в таком темпе, который обеспечивает подъём пульса не менее чем на 40 уд./мин., т.е. до 140 – 160 уд./мин. Для младших школьников рекомендуется работа в течение 3 минут, высота ступеньки 35 см. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2000).

Глава II. Методика и организация исследований.

2.1.Методика исследований.

          В практике физиологии труда, спорта и спортивной медицины наиболее широкое распространение получило тестирование физической работоспособности по ЧСС. Это объясняется в первую очередь тем, что ЧСС является легко регистрируемым физиологическим параметром. Существует несколько видов подходов. Первый, наиболее простой, заключается в измерении ЧСС при выполнении физической работы какой – то определённой мощности. Идея тестирования физической работоспособности в данном случае состоит в том, что выраженность учащения сердцебиения обратно пропорциональна физической подготовленности человека, т.е. чем чаще сердечный ритм при нагрузке такой мощности, тем ниже работоспособность человека и наоборот.

Второй подход состоит в определении той мощности мышечной работы, которая необходима для повышения ЧСС до определённого уровня. Такой подход является наиболее перспективным, но он технически более сложен и требует серьёзного физиологического обоснования.

Сложности физиологического обоснования такого подхода к тестированию физической работоспособности обусловлены несколькими моментами: возможными предпатологическими изменениями сердечно – сосудистой системы; различными типами кровообращения, при которых одинаковое кровоснабжение мышц может может обеспечиваться различной величиной ЧСС; неодинаковой физиологической ценой учащения сердечной деятельности при физических нагрузках, определяемой так называемым законом исходных величин, и т.д. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 1999).

Индекс степ-теста нашел широкое применение в спортивной практике. Функциональная проба рассчитана, прежде всего, на здоровье молодых людей и позволяет объективно оценивать у них общую физическую работоспособность. Интенсивность выполняемой нагрузки во время проведения исследования велика и требует от испытуемого предельного физического напряжения. Существуют несколько вариантов методики проведения степ-теста. Одной из наиболее распространенных является методика степ-теста в модификации Гарвардского университета, которая позволяет также охарактеризовать и выносливость испытуемого. Этот тест является информативным показателем для оценки степени тренированности обследуемых лиц и влияние на них физических упражнений.

Оценка физической работоспособности по величине ИГСТ:

Значение

Оценка физической работоспособности

< 55

слабая

55 - 64

ниже средней

65 - 79

средняя

80 - 89

хорошая

> 90

отличная

2.2. Организация исследований.

Проводилось обследование детей в недельном цикле обучения. Во Дворце водных видов спорта «Невская волна», в нём принимали участие 10 детей: 6 мальчиков и 4 девочки. Возраст испытуемых 10 – 11 лет. Данный тест проводился после занятий в школе на 15-и минутной разминке на тренировках в бассейне.

Перед началом выполнения нагрузки у испытуемых регистрировались исходные величины артериального давления и ЧСС. Гарвардский степ – тест заключается в подъёмах на ступеньку высотой 35 см. в течение 3 минут в темпе 30 подъёмов в минуту. Если исследуемый  не может поддерживать заданный темп в указанное время, то работу следует прекратить, зафиксировав её продолжительность.

В течение первой минуты после завершения нагрузки регистрируется величина АД. В течение первых 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин. восстановления измеряется ЧСС.

Вычисление индекса Гарвардского степ – теста: Y=t*100/(f 2+f 3+f 4)*2

Где Y – индекс степ – теста,  f 2; f 3; f 4 – ЧСС за 30 сек. с 2-й,3-й,4-й мин. восстановления, t – время восхождения в секундах.

Глава III. Результаты исследований.

В начале недели у детей были измерены показатели ЧСС в покое и при восстановлении после ИГСТ. У троих человек оценка была ниже средней, у остальных семи – слабая. Это может быть связано со стадией преадаптации, реакции детей на новую нагрузку. В таком состоянии работоспособность неустойчива.                                                                                                                                            

                                                                                                             

 Таблица 1

 Показатели ЧСС в покое и при восстановлении после ИГСТ у детей 10-11 лет в начале недели обучения.

№ п/п

Ф.И.О.

Возраст

покой

Восстановление

2 мин.

3 мин.

4 мин.

1

К. Г.

11

96

126

114

96

2

Ф. А.

10

84

126

120

90

3

Г. Е.

11

72

114

102

96

4

В. Д.

11

84

108

102

90

5

З. П.

11

102

132

120

108

6

М. В.

10

102

114

96

96

7

Е. В.

11

66

144

138

132

8

А. А.

10

72

168

126

120

9

К. Н.

10

60

168

114

108

10

Д. Т.

10

78

132

120

102

 

Х ср.

10,5

81,6

133,2

115,2

103,8

Х 6

4,2

6

4,2

4,2

 

Х m

1,3

1,9

1,3

1,3

Таблица 2

Результаты ИГСТ в начале недели обучения.

№ п/п

Ф.И.О.

ИГСТ

Оценка

1

К. Г.

53,5

слабая

2

Ф. А.

53,5

слабая

3

Г. Е.

57,6

ниже средней

4

В. Д.

60

ниже средней

5

З. П.

50

слабая

6

М. В.

58,8

ниже средней

7

Е. В.

43,5

слабая

8

А. А.

43,5

слабая

9

К. Н.

46,2

слабая

10

Д. Т.

50,8

слабая

 

Х ср.

51,7

слабая

Таблица 3

Показатели ЧСС в покое и при восстановлении после ИГСТ у детей 10-11 лет в конце недели обучения.

№ п/п

покой

восстановление

1

96

156

132

120

2

84

120

108

90

3

102

138

126

108

4

102

144

120

102

5

96

150

138

126

6

78

168

150

120

7

66

156

132

132

8

90

174

126

96

9

66

168

156

120

10

72

120

114

108

Хср

85,2

149,4

130,2

112,2

Х6

3,6

5,4

4,8

4,2

Хm

1,1

1,7

1,5

1,3

Таблица 4

 Результаты ИГСТ в конце недели обучения.

№ п/п

Ф.И.О.

ИГСТ

Оценка

1

К. Г.

44,1

слабая

2

Ф. А.

56,6

слабая

3

Г. Е.

48,3

ниже средней

4

В. Д.

49,1

ниже средней

5

З. П.

43,4

слабая

6

М. В.

41,0

ниже средней

7

Е. В.

42,8

слабая

8

А. А.

45,5

слабая

9

К. Н.

40,5

слабая

10

Д. Т.

46,2

слабая

 

Х ср.

46,2

слабая

Рис.

Динамика показателей ИГСТ в конце недели.

ИГСТ

Глава IV. Обсуждение полученных данных.

Из таблиц 1 и 3 видно, что к концу недели обучения показатели ЧСС в покое и при восстановлении у детей начального года обучения увеличилась. Средние показатели ЧСС в покое в начале недели обучения составляют 81,6, а восстановление на 2-ой минуте 133,2, на 3-й – 115,2, на 4-ой – 103,8. К концу недели показатели выглядели следующим образом: в покое – 85,2, восстановление на 2-ой минуте – 149, 4, на 3-й – 130,2, на 4-ой – 112,2.

Средний показатель индекса Гарвардского степ – теста уменьшился к  концу недели с 51,7 до 46,2. ИГСТ уменьшился у всех детей начального года обучения, кроме трех: Ф.А., А.А. и Д.Т. Это может быть связано с тем, что наряду с детьми, соответствующими по развитию физических качеств и работоспособности средним статистическим показателям, имеются отдельные индивиды с исключительными способностями, такие способности детерминируются генетически.

Из таблицы 2 следует, что физическая работоспособность у 7-и из 10-и детей слабая, а у оставшихся 3-х – ниже средней. Средний показатель – слабый. К концу недели (таблица 4) показатели работоспособности у 9-х из 10-и детей слабые. Это свидетельствует о том, что к концу недели дети устали и нуждаются в отдыхе. Или ещё может быть показателем стадии дизадаптации, которая развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенсаторных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними.

Выводы.

1. Исходный уровень работоспособности по ИГСТ у детей начального года обучения соответствует слабому уровню подготовки.

2. В начале недели ИГСТ – 51,7±0,52, в конце недели 46,2±0,51.                                                              Работоспособность достоверно ухудшилась.

3.  Средние показатели ЧСС в покое в начале недели обучения составляют 81,6 ±1,3:

*восстановление на 2-ой мин. 133,2±1,9;

                            на 3-й мин. 115,2±1,3;

                            на 4-ой мин. 103,8±1,3.

     В конце недели, покой 85,2±1,1:

*восстановление на 2-ой мин. 149,4±1,7;  

                            на 3-й мин. 130,2±1,5;

                            на 4-ой мин. 112,2±1,3.

                                                                                                                                                                                                       

Рекомендации.

Целесообразно в недельном курсе определять работоспособность в начале и в конце, чтобы были видны физиологические изменения, но ещё не произошла адаптированность к нагрузкам. Так же для определения работоспособности можно использовать показатель PWC170. При оценке работоспособности и функционального состояния необходимо учитывать субъективные состояния (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Располагая обобщёнными данными по оценке работоспособности с учётом субъективного и функционального состояния, прямых и косвенных показателей работоспособности и сопоставляя их с фактически наблюдаемыми сдвигами, можно с достаточной достоверностью судить о динамике работоспособности, утомления и переутомления.

Список литературы.

  1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 192с.
  2. Газенко О.Г. Словарь физиологических терминов – М.: Наука, 1987 – 446с.
  3. Зимкина Н.В. Физиология человека: Учебник для ИФК – М.: ФиС, 1975. – 496 с.
  4. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для ИФК – М.: ФиС, 1986. – 240 с.
  5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 232 с.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 216 с.
  7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 187 с.
  8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
  9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для ИФК, изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
  10.  Ткаченко Б.И. и Пятин В.Ф. Физиология человека: Учебник – СПб., 1996. – 424 с.
  11.  Тхоревский В.И. Физиология человека: Учебник – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
  12.  Фомин Н.А. Физиология человека: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов – М.: Просвещение, 1992. – 352 с.
  13.  Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена – М.: Просвещение, 1980. – 319 с.
  14.  Шмидт Р. И Тевс Г. Физиология человека: Учебник – М.: Мир, 1985-1986, в 4-х т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Особенности мышления детей младшего школьного возраста.

В чём особенность мышления детей младшего школьного возраста? Как помочь развить интеллект детей?...