Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
статья по теме
Аннотация
В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Актуальность проблемы состоит в том, что cоциальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что порождает трудности в обучении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности развития
детей младшего школьного возраста
Автор: Галеева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №35
Аннотация
В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Актуальность проблемы состоит в том, что cоциальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что порождает трудности в обучении.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [3].
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Младший школьный возраст - это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребёнка [4].
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи [2].
Можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребёнка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребёнке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребёнка. Многие из них исправляются именно в труде и прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребёнка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти своё место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми [1].
Список литературы
1. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / истратова О.Н., Эксакусто Т.В. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 г. с. 443.
2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». Ростов –на-Дону: Феникс, 2004 г. с.284.
3. Немов Р.С., 1995 Издательство «Просвещение», 2001.
4. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие / Под ред. Котовой И.Б., Рогова Е.И. Ростов н/Д, 1991 г. с.172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет (презентация для родительского собрания)
Цель презентации:1. Помочь родителям понять значимость перехода ребенка в новое психофизическое состояние.2. Познакомить родительский коллектив с возрастными о...

Особенности развития детей младшего школьного возраста
Закономерности возрастного развития детей младшего школьного возраста представленные ниже необходимо знать учителям и родителям...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе раскрывается взаимосвязь физического и умственного развития....

Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста»
Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста». Для ознакомления родителям...

Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
В данной статье даётся краткая характеристика возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста и как, учитывая их, использовать в работе с детьми данной возрастной группы....
