Осанка и её влияние на организм
план-конспект занятия по физкультуре (4 класс) на тему

Водянова Наталья Юрьевна

·        Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.

·        Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

·        Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1

"Осанка и её влияние на организм!"

Возраст обучающихся: 5-й класс

Продолжительность: 40 минут

Цель:

  • Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
  • Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • гимнастические палки, бусинки.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

- Сегодня на уроке познакомимся:

  • Что такое правильная осанка?
  • Строение позвоночника.
  • Нарушение осанки.
  • Изменение функций и деятельности внутренних органов.
  • Исправление осанки. (слайд №2)

II. Работа над новым материалом.

– Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигать свое тело в пространстве?

  • Пощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

Под кожей и мышцами у человека находятся твердые кости – скелет. От скелета и мышц зависит осанка человека.

  • Что такое осанка? (слайд № 3)

Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Человек с правильной осанкой:

-вертикальное положение головы

-подбородок слегка приподнят

-плечи расположены на одном уровне

-грудная клетка симметрична относительно средней линии

-лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной линии

Это красиво и правильно, полезно для организма.

  • Отчего портится осанка? (слайд № 4)

Нарушение осанки связаны с изменением опорно-двигательного аппарата, при которых образуются рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела.

Осанка может изменяться при:

-неправильном физическом воспитании

-под воздействием неблагоприятных условий внешней среды

-под влиянием неправильных рабочих поз.

Чаще всего это происходит в детстве. Мало кто следит за правильным положением тела во время уроков, от этого страдает не только спина, но и глаза. У человека появляется близорукость. Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека?

На интерактивной доске написаны прилагательные.

  • Выберите слова для описания здорового человека:

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей), (слайд № 5)

Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Нарушение осанки вызывает множество заболеваний, таких как:

Сколиоз (слайд № 6)

Нарушение осанки сопровождается:

-уменьшением функций грудной клетки и диафрагмы

-снижением жизненной ёмкости лёгких

Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы.

Грудной кифоз (слайд № 7)

Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушение работы кишечника и оттока желчи.

Сдавливаются лёгкие, происходит нарушение дыхания.

Если вы не сутулитесь, у вас хорошо работает грудная клетка значит, вашему  сердцу легче работать, вы меньше подвержены болезням сердца.

Поясничный лордоз(слайд № 8)

Сопровождает нарушение функции нервной системы и деятельность ряда внутренних органов, делает организм более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям позвоночного столба.

Плоская спина(слайд № 9)

У людей с плоской спиной наблюдаются постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, а нередко и головными болями.

Проблемы с осанкой неприятны ещё и тем, что влекут за собой, как правило заболевание плоскостопием.

Например:(слайд№10) Итак, бусы. Выложите нитку в S-образное положение, схематично напоминающее положение позвоночника. Попробуйте надавить сверху и снизу на эту конструкцию. Конструкция начнет ломаться, причем именно в местах изгибов. И чем больше эти изгибы, тем легче сломать конструкцию. А мы помним, что на наше тело воздействуют силы давления, весом приблизительно две сотни килограммов, масса головы, составляющая 7% массы тела, плюс сила ударной волны при соприкосновении ноги с землей при ходьбе.

Теперь выпрямите бусы до ровной, прямой нитки и также воздействуйте на них. Вы увидите, что конструкция стала более прочной, способной выдержать нагрузку в несколько раз превосходящую предыдущую.
Так и наш позвоночник. Выпрямлением его до минимально возможного физиологического изгиба мы увеличиваем его прочность и способность выдерживать большие нагрузки.

Для профилактики нарушения осанки необходимо: (слайд № 11)

-контролировать осанку в положении сидя и стоя, а также при ходьбе

-регулярные занятия физической культурой и спортом

-правильное питание

-благоприятные условия внешней среды.

Для исправления нарушения осанки необходимо:

-занятия лечебной физической культурой,

-занятия корригирующей гимнастикой,

-занятия плаванием, гимнастикой, спортивными играми

III. Выполнение упражнений, корректирующие осанку.

Сейчас мы с вами выполним упражнения на осанку.

1. Ходьба.

а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими палками:

  • И.п. – стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы.

1 – палку поднять вверх, правую ногу назад вверх до отказа прогнуться.
2 – и.п.
3 – то же другой ногой.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками.

1 – палку поднять вверх, прогнуться
2 – и.п.

  • И.п. – то же

1 – 2 – повороты туловища вправо и влево, без остановки, не сгибаясь. Дыхание произвольное.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади внизу, спина прямая.

1 –немного прогнувшись, прямыми руками поднять палку вверх;
2 – палку опустить вниз спереди;
3 – 4 – то же, назад вниз.

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах.

1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.

  • И.п. – сидя, палки положили на пол.

1 – катаем палку ступнями
2 – ноги на ширине плеч, наклоны к ногам.

3. Лодочка (раскачивание).

IV. Подведение итогов урока.

  • Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
  • Почему искривляется позвоночник детей?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Отметить активных. оценить работу класса и отдельных учеников.

Домашнее задание:

- выполнять самостоятельно физические упражнения (выше изученные);  

- посещать занятия плаванием, гимнастикой, спортивными играми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Орлова Марина Александровна учитель математики и информатики II квалификационной категории. Водянова Наталья Юрьевна учитель физической культуры II квалификационной категории. МОУ лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н.Неверова Дзержинский район г.Волгоград 2010 год

Слайд 2

Содержание 1. Правильная осанка. 2. Строение позвоночника. 3. Нарушение осанки. 4. Изменение функций и деятельности внутренних органов. 5. Исправление осанки.

Слайд 3

Осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Человек с правильной осанкой: -вертикальное положение головы -подбородок слегка приподнят -плечи расположены на одном уровне -грудная клетка симметрична относительно средней линии -лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной линии Это красиво и правильно, полезно для организма.

Слайд 4

Нарушение осанки связаны с изменением опорно-двигательного аппарата, при которых образуются рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела. Осанка может изменяться при: -неправильном физическом воспитании -под воздействием неблагоприятных условий внешней среды -под влиянием неправильных рабочих поз. Чаще всего это происходит в детстве. Мало кто следит за правильным положением тела во время уроков, от этого страдает не только спина, но и глаза. У человека появляется близорукость.

Слайд 5

Стройный , сутулый, сильный, крепкий , толстый, неуклюжий , ловкий , бледный .

Слайд 6

Сколиоз Нарушение осанки сопровождается: -уменьшением функций грудной клетки и диафрагмы -снижением жизненной ёмкости лёгких Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы.

Слайд 7

Грудной кифоз Если вы не сутулитесь, у вас хорошо работает грудная клетка значит, вашему сердцу легче работать, вы меньше подвержены болезням сердца. Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушение работы кишечника и оттока желчи. Сдавливаются лёгкие, происходит нарушение дыхания.

Слайд 8

Поясничный лордоз Сопровождает нарушение функции нервной системы и деятельность ряда внутренних органов, делает организм более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям позвоночного столба.

Слайд 9

Плоская спина У людей с плоской спиной наблюдаются постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, а нередко и головными болями. Проблемы с осанкой неприятны ещё и тем, что влекут за собой, как правило заболевание плоскостопием.

Слайд 10

Итак, бусы. Выложите нитку в S-образное положение, схематично напоминающее положение позвоночника. Попробуйте надавить сверху и снизу на эту конструкцию. Конструкция начнет ломаться, причем именно в местах изгибов. И чем больше эти изгибы, тем легче сломать конструкцию. А мы помним, что на наше тело воздействуют силы давления, весом приблизительно две сотни килограммов, масса головы, составляющая 7% массы тела, плюс сила ударной волны при соприкосновении ноги с землей при ходьбе. Теперь выпрямите бусы до ровной, прямой нитки и также воздействуйте на них. Вы увидите, что конструкция стала более прочной, способной выдержать нагрузку в несколько раз превосходящую предыдущую. Так и наш позвоночник. Выпрямлением его до минимально возможного физиологического изгиба мы увеличиваем его прочность и способность выдерживать большие нагрузки. П р и м е р

Слайд 11

Для профилактики нарушения осанки необходимо: -контролировать осанку в положении сидя и стоя, а также при ходьбе -регулярные занятия физической культурой и спортом -правильное питание -благоприятные условия внешней среды. Для исправления нарушения осанки необходимо : -занятия лечебной физической культурой, -занятия корригирующей гимнастикой, -занятия плаванием, гимнастикой, спортивными играми

Слайд 12

Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её? Почему искривляется позвоночник детей? Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Внеклассное мероприятие: Быть здоровым - это модно

Возраст обучающихся: 5-й класс

Продолжительность: 40 мин

Цель:

  • закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
  • показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Учитель: Здравствуйте! (слайд № 2)Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения ЗДОРОВЬЕ – это физическое, психическое и социальное благополучие.

О здоровье очень много сказано. И вот некоторые пословицы о здоровье (слайд № 3)

  • Здоровье дороже денег.
  • Когда пьёшь воду, помни об источнике.
  • Здоров будешь – всего добудешь.
  • Крепок телом – богат душой.
  • Болен – лечись, а здоров – берегись.
  • В здоровом теле здоровый дух.

Как вы можете их объяснить?

/ответы обучающихся/

Учитель: Замечательно! А теперь проведем небольшую викторину…

  • Без чего не вытащишь и рыбку из пруда? /ТРУД/(слайд № 4 - 5)
  • Без этой составляющей человек не может прожить больше трех суток, на нее отводится больше всего времени, это слаще всего на Земле!!! /СОН/(слайд № 6 -7)

Ложиться спать нужно в 22 часа. Ужин должен быть за 2-3часа до сна, свежий воздух, комфортная температура, чистота, тишина, постоянное время отхода ко сну – способствуют быстрому засыпанию. Своевременный подъем, утренняя гимнастика-                                                                                   обязательные  компоненты режима дня – они способствуют хорошему настрою на весь день.

СОН(слайд № 8)

Спасает от усталости, от лени, от сонливости, улучшает работу мозга, помогает оставаться бодрым и сильным(слайд № 9 - 10)

Бесценный дар природы, средство закаливания, тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные сосуды. (слайд № 11-12)

Что обеспечивает оптимальную массу тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма человека? (слайд № 13-14)

Правила питания(слайд № 15)

  • Достаточная, но не чрезмерная калорийность суточного рациона
  • Обязательное использование в пище продуктов как животного, так и растительного происхождения.

Правильный режим питания

  • Употребление витаминов
  • Поддержание кислотно-щелочного равновесия
  • Половина желудка должна быть заполнена пищей, ¼ -водой или жидкостью и ¼ -оставаться пустой для контроля над дыханием.
  • 99 больных страдают из-за неправильного питания.
  • Питание должно обеспечивать гармоничное развитие и слаженную деятельность организма.

Кроссворд Рациональное  питание(слайд № 16)

   С чем чередуются периоды работы? /ОТДЫХ/(слайд № 18-19)

(слайд № 20)Труд школьника многообразен. В его трудовую деятельность входят учеба, занятия в секциях и кружках, а также выполнение домашних поручений. Все эти нагрузки и обязанности требуют рациональной организации труда и отдыха.

Учеба – это умственная деятельность, относящаяся  к числу самых трудных, так как требует напряжения клеток коры головного мозга  Ограничения в движении и позах приводят к напряженной работе одной группы мышц при полной бездеятельности другой. Длительная и интенсивная умственная деятельность приводит к утомлению. Его можно предупредить и снизить системой различных мер: нужно правильно сочетать трудовую деятельность с отдыхом. Если этого не делать, то утомление примет хронический характер и перейдет в переутомление. Признаки переутомления: потеря аппетита, плаксивость, снижение успеваемости, раздражительность, нарушение сна. Высокий уровень работоспособности в утренние часы, затем наступает его снижение, повторное повышение происходит с 16 до 18 часов. Чтобы утомление не сказалось на здоровье необходимо соблюдать принципы режима дня

  • Режим - это(слайд № 21)
  • Рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца.
  • Правильное чередование периодов работы и отдыха. (слайд № 22)

Режимные моменты

Время в часах

12—13 лет

Пробуждение

7.00

Утренняя гимнастика, водные процедуры. Уборка постели, туалет

7.00—7.30

Завтрак

7.30—7.50

Дорога в школу (прогулка)

7.50—8.20

Учебные занятия в школе

8.30—14.00

Дорога из школы домой (прогулка)

14.00—14.30

Обед

14.30—15.00

Пребывание на воздухе, прогулка

15.00—17.00

Приготовление уроков

17.00—19.30

Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье, музыка и т.д.)

19.30—21.00

Приготовление ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет)

21.00—21.30

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. (слайд № 23)

  • Про какую привычку говорят, что она вперёд нас родилась. (слайд № 24-25)
  • Змеи-существа ядовитые, коварные. Какую из вредных привычек назвали «зелёный змий»? (слайд № 26 - 27)
  • Дымит, воняет и лёгкие уничтожает. (слайд № 28-29)

ЧТО УКРЕПЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ? (слайд № 30)

  • Занятия физкультурой и спортом. (слайд № 31)
  • Закаливание. (слайд № 32)
  • Купание и игры на свежем воздухе. (слайд № 33)
  • Походы. (слайд № 34)
  • Экскурсии. (слайд № 34)

Подведение итогов:

Ты – Человек и должен помнить, что природа заложила в тебе ежечасную потребность в движениях. (слайд № 35)

Живи в гармонии со своим телом!

Лучше будь активным и здоровым, чем пассивным и больным!

Лучше иди по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли!

Изучай спортивные достижения других и сам становись сильным и непобедимым!

Борись с собой, своей ленью и своими недугами!

Сохраняй данное тебе природой здоровье!

Домашнее задание: -Составить свой режим дня; для 5 классов стр.24-42 по учебнику «Физическая культура» Виленский М. Я.; для 4 классов стр. 24 -32 и 45 – 53 по учебнику «Физическая культура» Лях В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Грибы и их влияние на организм человека"

Актуальность  исследования определяется широким распространением грибов на Земле. Интересно понять, какое значение имеют в нашей жизни  грибы.Целью работы является: изучение влияния грибов н...

Исследовательская работа "Газировка и ее влияние на организм человека"

 В работе содержится материал о составе газировки и ее влиянии на организм человека. Приведены опыты....

Влияние на организм различных звуков

Влияние различных звуков на наш организм. материал можно использовать на всех уроках....

Презентация "Влияние на организм человека компьютера"

Презентация к родительскому собранию "Компьютер и здоровье ребенка"...

"Табакокурение и его влияние на организм" - познавательное занятие.

Надо понять, что табак мешает стать полноценным человеком: сильным, здоровым, красивым, деятельным и счастливым. Да, да, не только здоровье и работоспособность, но и красоту, и счастье могут погубить ...

Презентация Осанка и её влияние на организм

·        Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.·...

Презентация "Вредные привычки и их влияние на организм подростка"

Данная презентация поможет родителям вовремя распознать надвигающуюся опасность над их любимым чадо  и принять меры, если поведение ребёнка изменилось в худшую сторону....