Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Анжелика Алексеевна Михеева

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также к функциональным нарушениям  в кардиореспираторной, нервно-мышечной  системе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anzhela.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста  средствами адаптивной физической культуры.

          Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков младшего школьного возраста.  Наиболее сложной  проблемой ортопедии  является  сколиоз. Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также к функциональным нарушениям  в кардиореспираторной, нервно-мышечной  системе [3].

           Актуальность темы в том, что наблюдается противоречие между физическим воспитанием в начальных классах и недостаточным вниманием к средствам и методам адаптивной физкультуры. Эта проблема  определила необходимость поиска эффективных путей  коррекции осанки в условиях общеобразовательной школы.

        Результаты научных исследований показывают, что выходом из этой ситуации служит  качественная организация различных форм работы по физическому воспитанию. Это определило необходимость разработки новой коррекционной программы занятий оздоровительной физкультурой с детьми, имеющими нарушение осанки и сколиоз.

Сколиоз – это тяжелое прогрессирующее заболевание, искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое обычно сопровождается скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.       Статистика указывает, что именно в начальной школе формируется неправильная форма позвоночника. Основные причины – гиподинамия, отсутствие контроля за правильной позой на уроках и дома, недостаточная физическая активность [1].

  Анализ литературы убедительно доказал, что главным и действенным методом коррекции осанки является физическое воспитание школьника. Но восстановление  детей со сколиозом требует специальных средств физической культуры, дополнительных занятий в группах корригирующей гимнастики. Основная цель таких занятий – создание мышечного корсета.

     Исследование проведено на базе   школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 8-10 лет, из которых были сформированы   2 группы по 5 человек: контрольная и экспериментальная. Все дети состояли на учете у хирурга-ортопеда  с диагнозом «Грудной сколиоз 1 степени». Анализ научной литературы позволил обратить внимание на то, что при коррекции нарушений осанки следует учитывать,  основной механизм формирования неправильной осанки  - нарушение баланса мышечного тонуса. Мышцы, отвечающие за удержание тела в вертикальном положении (мышцы позы), склонны к повышению тонуса.   Другие мышцы осуществляют в основном функцию движения и при действии неблагоприятных факторов (например, гиподинамии, низкой двигательной активности) ослабевают и удлиняются. Выравнивание тонуса мышц, повышение силы и выносливости мышц, поддерживающих позвоночник, сохранение подвижности позвоночника  - цель нашей методики   коррекции  сколиоза для детей младшего школьного возрасти средствами адаптивной физической культуры.

 Занятия с детьми при сколиозе проведены во внеурочное время с использованием средств и методов адаптивной физической культуры. Для оценки эффективности перед началом эксперимента и по его окончанию  проведены тесты на силу мышц спины, брюшного пресса и подвижности позвоночника. Эксперимент, проводимый с целью улучшения показателей физической подготовленности детей со сколиозом средствами АФК,  разделен на 4 этапа, каждый  этап имеет свою цель и задачи.  

          При проведении эксперимента мы учитывали возможность отставания наших детей в физическом развитии, поэтому поставили   следующие цели:  активизировать работу кардиореспираторной системы, укрепить мышечную систему, развить гибкость позвоночника, поддержать оптимальный тонус мышц. С этой целью мы использовали   разнообразные средства АФК: статические и динамические упражнения, упражнения на расслабление, дозированную ходьбу, дыхательные упражнения, лечебную гимнастику, силовые упражнения, подвижные игры. Активные  движения, обусловленные содержанием игр, вызывают у детей  положительные эмоции и усиливают  все физиологические процессы.  Особенностью нашей методики является целесообразность сразу приступать к развитию силовой выносливости, т.к.  при поддержании осанки мышцы выполняют длительную статическую работу, в связи с чем, им требуется тренировать их статическую выносливость.  Необходимо также обучать школьников произвольному расслаблению мышц, не принимающих участия в поддержании осанки [4].

     На первом этапе эксперимента мы изучили имеющиеся двигательные навыки детей, степень развития физических качеств, мотивацию к регулярным занятиям. Были поставлены основные задачи:  улучшение  функциональных возможностей организма, укрепление мышечной системы, обучение корригирующим упражнениям, обращая внимание на правильную технику их выполнения. Основной акцент делается на силовые упражнения для мышц туловища, изометрические упражнения.

      На втором этапе формируется навык правильной осанки. С этой целью в наш комплекс вводятся более сложные силовые упражнения, упражнения координационного характера, упражнения на развитие гибкости позвоночника  с предельной амплитудой в статических упражнениях. Постепенно вводятся доступные упражнения в сопротивлении, тренировка статической выносливости в длительном сохранении поз. Все это проводится с зеркальным контролем. Для профилактики  утомления детей  и формирования навыка правильной осанки включаются подвижные игры [2].  

      На третьем этапе  эксперимента  основная задача - создание прочного мышечного корсета. С этой целью предлагаются доступные, дозированные упражнения с сопротивлением, отягощением, изометрические упражнения. Для профилактики утомления рекомендуется дозированная ходьба и подвижные игры для закрепления навыка правильной осанки.

       На четвертом этапе акцент делается на повышение выносливости мышц,  контроль за правильной осанкой и закрепление полученных результатов.

        Исследованием установлено, что после проведения  педагогического эксперимента  с использованием средств АФК произошло достоверное  увеличение показателей в экспериментальной группе (р<0,05)  силы мышц спины и брюшного пресса, подвижности позвоночника в наклонах вперед, вправо и влево. Недостоверный результат отмечен в наклоне позвоночника назад  (р >0,05). В контрольной группе достоверность не выявлена ни по одному тесту.

       Таким образом, проведенное исследование показало, что использование  различных средств адаптивной физической культуры позволило повысить силу мышц спины и брюшного пресса, улучшить подвижность позвоночника и сформировать навык правильной осанки у детей младшего школьного возраста со сколиозом.

Используемая литература

  1. Абальмасова, Е.А. Врожденные деформации опорно-двигательного аппарата и причины их происхождения / Е.А. Абальмасова, Медицина, 2006. – 176 с.
  2. Дворкина Н.П. Физическое воспитание детей на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств /Дворкина Н.П., Лубышева Л.И.// М.: Советский спорт, 2007.
  3. Котешева И.А. Сколиоз позвоночника: лечение и профилактика
    Котешева И.А.М.: Эксмо, 2004. - 272 с.
  4. Попов С.Н. Физическая реабилитация /Под ред. Попова С.Н. (Учебник для академий и институтов ФК) – Ростов-на – Дону.: Феникс, 2004. – 608с.
  5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.

В настоящее время осанка у детей меняется в различные возрастные периоды. Поддержание нормальной осанки путём активного двигательного режима, занятий физкультурой устраняет опасность искривления позво...

Коррекция дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ОНР

В статье рассмотрена структура коррекционного воздействия по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи....