Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Преженникова Елена Маратовна

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

       В настоящее время достигнуты большие успехи в изучении одной из самых  актуальных проблем современной детской психологии — синдрома дефицита внимания или гиперактивности детей. Актуальность данной проблемы обусловливается тем, что на сегодняшний день очень высока частота возникновения данного синдрома в детской популяции и этот факт является   социально значимым.

   Как правило, дети с данным синдромом имеют нормальный  или даже высокий интеллект, но, как это не кажется странным, зачастую плохо учатся в школе. Кроме трудностей в обучении возникают и другие проблемы. Синдром дефицита внимания проявляется необычайной двигательной активностью, отвлекаемостью, дефектами концентрации внимания, импульсивностью в поведении, а также огромными проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

  Ученые доказали генетическую природу данной проблемы, поэтому совершенно очевидно, что педагог может решать её только  в сотрудничестве с различными специалистами — педиатрами, нейропсихологами, дефектологами, неврологами.

      Сегодня мы можем найти много литературы, посвящённой детям с данным синдромом. Это не является случайностью, потому что гиперактивность  в той или иной мере характерна для подавляющего большинства детей. При анализе литературы я пришла к выводу, что наиболее освящёнными являются вопросы проявления этого синдрома на когнетивном и поведенчиском уровнях. В связи с этим, основной упор в психологической коррекции идёт именно в этом направлении. Когда как вопросы развития личности детей с СДВ рассматриваются вскользь, либо не рассматриваются вообще, что на мой взгляд не допустимо.

      Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребёнку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

      Помощь такому ребёнку — это очень сложный процесс. Много подводных камней встречает на своём пути учитель. Поэтому в первую очередь мы взрослые должны скорректировать своё поведение, чтобы помочь социализации гиперактивного ребёнка.

      Так как же проявляется гиперактивность? Наиболее ярко она проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В данный возрастной период осуществляется переход к ведущей -  учебной деятельности, и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата.  Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Взрослые вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребёнка.

       Что побудило меня, как учителя к  изучению данной проблемы?

      Ещё несколько лет тому назад в классе можно было встретить  по одному-два гиперактивных ребёнка, а сейчас в эту группу попадают уже 30% учащихся. И это при условии, что количество мальчиков и девочек совпадает. По данным психологов гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет среди мальчиков — 22%, среди девочек — 10%.

    Почему же среди мальчиков данный синдром встречается гораздо чаще? Причина может быть такой: мозг мальчиков больше, чем мозг девочек подвержен различным видам патологий беременности и родов, при которых страдает его развитие. Также могут играть свою роль функциональные и генетические факторы. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку». Этот фактор, я считаю, может вызывать большие затруднения при общении и работе с гиперактивным ребёнком.

       С данным синдромом у детей я впервые столкнулась ещё 10 лет тому назад, набрав свой очередной 1 класс. Из 32 учеников, 22 были мальчики. Половина детей в классе находились в постоянном возбуждении. Они отличались невнимательностью, непоседливостью и крикливостью и постоянно приковывали к себе моё внимание  и внимание одноклассников. Этих ребят трудно было удержать на месте, привлечь их внимание к учебному материалу, выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Они не слышали меня. А так как школа представляет систему норм, правил

и требований, регламентирующих жизнь ребёнка, я была не в силах по началу изменить ситуацию, так как не понимала, что происходит, в связи с тем, что на тот момент не обладала достаточными знаниями по данной проблеме.

    Я стала приглашать в школу родителей, жаловаться на поведение детей, просила принять меры, так как по началу считала, что такое поведение детей вызвано недостатком воспитания со стороны родителей и глубоко ошибалась, так как  никакие меры воздействия не меняли ситуацию, а только её усугубляли.

Тогда мне стало ясно, что у меня не доставало современных знаний по психологии. Я стала искать информацию, изучать через Интернет опыт учителей, которым также пришлось столкнуться с данной проблемой и поняла, что проблема не в плохом воспитании детей, а в их здоровье.

    Мне стало ясно, что я срочно должна скорректировать своё поведение по отношению к данной группе детей. Я не врач, и диагноз такого рода ставить не имею права. Синдром гиперактивности — это медецинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист и только после проведения специальной диагностики, и никак ни на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка. И даже при постановке диагноза лечение и воспитание гиперактивного ребёнка, как показала моя практика, могут оказаться не эффективными без активного участия родителей. Поэтому, первое, что я сделала - это  провела серию родительских собраний. На первом собрании  я  рассказала о том, что существует такая проблема, как СДВ и познакомила родителей с характерными особенностями гиперактивного ребёнка. Мною был  предложен тест, который  помог им правильно сориентироваться в отношении своего ребёнка. Многие родители, увидев результаты опроса, стали активно сотрудничать со мной и, в первую очередь, обратились к специалистам для выяснения наличия или отсутствия диагноза. К сожалению не все родители откликнулись, но с теми, которые решили помочь своим детям, мы начали совместную работу. С этой группой родителей я провела следующее собрание на котором дала рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком, а также рассказала о профилактической работе с гиперактивными детьми. Наше сотрудничество стало успешно продолжаться. Хочется отметить, что все дети, родители которых согласились со мной сотрудничать и соблюдали мои рекомендации, стали успешно учиться. Группа детей, чьи родители остались равнодушны к данной проблеме, продолжали испытывать затруднения в учёбе и в общении.

     Часто родители гиперактивного ребёнка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае, прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребёнок не виноват ни в чём. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие ещё больше. Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение помогают приятные тактильные ощущения, например поглаживания, массаж, а также ряд игр.

      При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребёнка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребёнка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах в школе, является психотравмирующей и приводящей к возникновению у гиперактивных детей дезадаптивных состояний.

   Так, гиперактивные дети, а особенно младшие школьники, испытывают повышенную потребность в движении, что противоречить требованиям школьной жизни, т.к. правила не позволяют им свободно двигаться во время уроков и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-45 минут для них задача непосильная. Именно поэтому, уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребёнок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребёнка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребёнка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребёнок, как правило, не ждёт, пока учитель разрешит ему ответить. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состоянии утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребёнка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребёнком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценка своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполпгают, что здесь дело не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия.

    Безусловно, что поведение гиперактивного ребёнка может вывести из себя даже самого терпеливого педагога. В связи с этим для учителя можно дать следующие рекомендации.

      Учитель должен знать, что у данного синдрома много лиц и то, что подходит одному ребёнку, может не подойти другому. Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы одновременно. Сначала, желательно, обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: заниматься танцами, плаванием, футболом и т. д. Учитель должен помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно то, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

   Поскольку гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию у взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия -нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд. И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувство вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Физические упражнения в профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей младшего школьного возраста"

Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Профилактика правонарушений и безнадзорности у детей младшего школьного возраста на занятиях ОФП.

Профилактика правонарушений и безнадзорности у детей младшего школьного возраста(1-4 классы) на занятиях Общей Физической Подготовки....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Гиперактивность у детей младшего школьного возраста.

В статье раскрываются особенности поведения гиперактивных детей, причины возникновения СДВГ и специфика работы с гиперактивными детьми....