Программа по Ритмике
рабочая программа по физкультуре на тему

Дорофеева Мария

Программа по Ритмике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_1_klass_2015-2016god.docx359.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по предмету «Ритмика»

на период 2015-2016 учебного года.

Дорофеева М.В.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Ритмика» 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Ритмика и танец» утвержденная Министерством образования и  авторской программой  Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

 

Цели и задачи курса ритмики.

 

      Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:

- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);

- усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);

- овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;

- формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;

- приобщение к музыке, восприятие, различие и понимание специфических средств музыкального «языка»: высота звука, динамика, темп;

- усвоение несложных музыкальных форм, развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;

- развитие мышления, творческого воображения и памяти;

- эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.

            Обучение в МБСКОУ школе-интернате № 4 имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.

            Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:

- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;

- развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;

- развитие мелкой моторики;

- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;

- развитие внимания;

- формирование положительной мотивации.

 

Общая характеристика курса «Ритмика».

 

Ритмико – гимнастические упражнения.

 

            Тренинг проводится в начале занятия, являясь организующим моментом. Эти упражнения включают гимнастическую ходьбу, легкий бег. Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, специальные упражнения для формирования рефлекса правильной осанки, исправления таких недостатков, как плоскостопие, косолапость, шаркающая походка и т.д..

            В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации.

 

Пластический тренинг.

            В этот раздел входят упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела. Служат в качестве общего тренажа взамен резких тренирующих элементов. Пластический тренинг используется как метод релаксации, как одна из форм ЛФК.

Импровизация движения 

на музыкальные темы, игры под музыку.

            В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Ритмическая игра всегда ставит какую-нибудь учебную задачу музыкального или организующего порядка – ориентировку в строении музыкального примера, концентрацию внимания, быструю реакцию на сигнал. Эти задачи обличены в игровую форму.

Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика».

            В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной деятельности.

            Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.

 

Результаты освоения курса ритмики.

1.Двигательные.

            В процессе освоения курса дети научатся:

- владеть основами базовых видов двигательных действий;

- развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки;

- развивать координационные ( ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности;

- управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки;

- владеть комплексами упражнений  для развития гибкости и подвижности мышц и связок, суставов;

- владеть простейшими элементами танца;

- владеть умением выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, придумывать варианты образных движений в играх;

- владеть техникой элементарной релаксации.

2.Социокультурные.

            У детей будут сформированы и развиты:

- волевые и нравственные качества при подготовке публичных выступлений (концерты и праздники);

- представления о физической и эстетической культуре личности и приемах самоконтроля и самоанализа;

- лидерские качества;

- научатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.

3.Учебно-познавательные.

            Младшие школьники научатся:

- действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений;

- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);

- анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное и урочное время под руководством учителя и самостоятельно;

- оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.

4.Компенсаторные.

            В процессе занятий дети:

- разовьют умения в процессе двигательной активности выходить из затруднительного положения, вызванного психо-физическими нарушениями;

- освоют индивидуальные комплексы упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;

- научатся формировать положительные мотивации;

- научатся оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.

Содержание курса «Ритмика».

            Все классы разделены на группы.

            Для каждой группы классов, с учетом возраста составлен календарно-тематический план.

            Учебные и коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка.

            1.Первый год обучения.

1-е классы (1а, 1б).

Возраст: от 6,7 до 8, 9 лет.

а). Ритмико-гимнастические упражнения.

Задачи:

            Сформировать умение детей выразительно ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок, самостоятельно начинать упражнения после музыкального вступления.

б). Пластический тренинг.

Задачи:

            Освоить и закрепить элементарный комплекс упражнений по пластике.

в). Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.

Задачи:

            Научиться выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх. Сюжетные игры на распознавание ритма.

            2. Второй год обучения.

2-е классы (2а, 2б).

Возраст: от 8 до 9, 10 лет.

а). Ритмико-гимнастические упражнения.

Задачи:

            Освоить основные движения под музыку на 2/4 и 4/4 – ходьба, бег. Научиться начинать и оканчивать движение одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передавать в движении шагом различного характера музыки (бодрый, задумчивый), различного темпа, строевым или мягким шагом, ходьбой на пятках и носках. Освоить ходьбу и бег друг за другом по одному, врассыпную с последующим построением в колонну по одному, в шеренгу, в круг. Выполнять под музыку общеразвивающие упражнения.

б). Пластический тренинг.

Задачи:

Закрепление и работа над качественным выполнением пластического тренинга.

в). Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.

            3. Третий год обучения.

3-и классы (3а, 3б, 3в).

Возраст: от 9 до 10 лет.

а). Ритмико-гимнастические упражнения.

Задачи:

            Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку на 2/4 и 4/4 – ходьбы, бега, подскока. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Освоение движений и упражнений, требующих внимания и координации движения рук и ног. Освоить ходьбу и бег в колонне по одному, парами, по четыре человека. Выполнять четко и ритмично общеразвивающие упражнения.

б). Пластический тренинг.

Задачи:

            Закрепление, качественное выполнение пластического тренинга, его усложнение.

в). Импровизация движений.

Задачи:

            Передавать различными формами движения динамические  акценты музыки, отрывистость, связность и плавность входящей и исходящей линии мелодии. Освоение подражательных движений, игр под музыку.

            4. Четвертый год обучения.

4-е классы (4а, 4б, 4в).

Возраст: от 10 до 11, 12 лет.

а). Ритмико-гимнастические упражнения.

Задачи:

Освоение основных  движений  под музыку  на 3/4, движений под музыку с двухдольным и четырехдольным размерами. Выражение хлопками и другими движениями сильных долей такта. Чередование бега и подскока, шага и приседаний, разных видов ходьбы в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение общеразвивающих  движений под музыку, упражнений на равновесие, на формирование красивой осанки, на развитие ловкости.

б). Пластический тренинг.

Задачи:

            Дальнейшее совершенствование выполнения  пластического тренинга. Освоение техники релаксации.

в). Импровизация.

Задачи:

            Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку различного характера на определенную тему. Освоение подражательных движений, игр под музыку.

 

Отслеживание результатов (мониторинг).

 

            1.В конце каждой четверти проводятся контрольные занятия, которые включают в себя тестовые задания на основе пройденного материала в данной четверти по всем разделам программы:

            - ритмико-гимнастические упражнения;

            - пластический тренинг;

            - игры под музыку, импровизации, движения на музыкальную и словесную темы.

            2.После чего оформляется таблица оценивания динамики усвоения материала и развития воспитанника, где указаны:

            1.Перечень параметров: двигательные действия, техника движения, музыкально-ритмическая координация, фиксация внимания.

            2.Нулевой, промежуточный, контрольный срезы.

            3.Обозначение значками уровня усвоения материала: слабый, средний, нормальный.

            4.По результатам контрольных уроков и с помощью таблиц составляется аналитическая справка, где отражаются, систематизируются полученные результаты, делаются выводы для дальнейшей успешной работы с воспитанниками.

            Отрицательные результаты являются сигналом для разработки других методов работы с данным воспитанником

Учебно – методическое обеспечение.

 

1.      Программно-методические материалы. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.

2.      Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.

3.      Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.

4.      Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..

5.      Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ритмике 1 класс

Программа разработана для  работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)...

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Программа по ритмике 1-4 класс для детей с нарушением интеллекта

Рабочая  программа по ритмике представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требова...

Программа Логопедическая ритмика

Пояснительная записка.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации.Теоретико-методологические основы комплексного под...

Программа по ритмике в коррекционном классе 1-2 класс

В данном материале представлено полное планирование курса предмета "Ритмика"....

Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.

Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...

Рабочая программа кружка "Ритмика"

рабочая программа кружка предназначена для учащихся 1-4 классов...