Формирование у детей правильных пищевых привычек – залог здоровья.
статья по физкультуре на тему

Семенова Юлия Владимировна

С самого рождения малыша мамы озабочены тем, сыт ли ребенок. Сначала мы волнуемся, достаточно ли ему грудного молока и делаем все возможное и невозможное, чтобы оно было, затем мы подбираем смесь и снова переживаем, а подойдет ли она, а потом – первый прикорм, первые любимые блюда, первая конфета, первые предпочтения и… полный отказ от чего-то.
Кто-то из мам считает своего ребенка малоежкой и недоумевает, как можно жить на хлебе и компоте, а кто-то уже с детства ограничивает своего малыша и с ужасом смотрит на то, как ребенок быстро вырастает из одежды.
О чем бы ни переживали мамы малоежек, гурманов, приверед и  маленьких обжор, есть то, в чем они будут согласны.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей правильных пищевых привычек – залог здоровья.


С самого рождения малыша мамы озабочены тем, сыт ли ребенок. Сначала мы волнуемся, достаточно ли ему грудного молока и делаем все возможное и невозможное, чтобы оно было, затем мы подбираем смесь и снова переживаем, а подойдет ли она, а потом – первый прикорм, первые любимые блюда, первая конфета, первые предпочтения и… полный отказ от чего-то.
Кто-то из мам считает своего ребенка малоежкой и недоумевает, как можно жить на хлебе и компоте, а кто-то уже с детства ограничивает своего малыша и с ужасом смотрит на то, как ребенок быстро вырастает из одежды.
О чем бы ни переживали мамы малоежек, гурманов, приверед и  маленьких обжор, есть то, в чем они будут согласны.

Каждая мать хочет, чтобы ее ребенок ел правильную пищу
в нужном для его развития количестве и желательно, чтобы,
став взрослее, ребенок сам осознанно мог делать выбор в пользу
здорового питания.
 
У меня в доме двое детей-погодок: сын, который весил в полгода более 10 кг и дочь, которая в этом же возрасте весила меньше 7 кг. Поэтому вопросы питания стояли для меня очень остро. Своими открытиями, советами, ошибками и некоторыми комментариями по этому поводу я хочу поделиться с вами.
Количество еды и ее качество не говорит о том, насколько мы хорошие родители
Первого ребенка я родила в 33 года, роды были сложными, и на третий день после роддома я снова была в больнице. Конечно, я делала все возможное, чтобы сохранить молоко, а придя домой, радовалась, что сын взял грудь после бутылочки. Но начались колики и все до единого родственники сделали вывод, что виновато мое «плохое» молоко. Под давлением и из-за того, что малыш набрал всего 1100 гр. за 2 месяца, я оставила кормление грудью и перешла на смесь. Дочь я смогла кормить дольше, до полугода, но и она не набирала вес и меня это смущало, хотя ее остальные показатели развития были в порядке.
Но самое страшное во всем этом, это моя самооценка, как матери. Я всегда мечтала кормить грудью и делала очень многое, чтобы у меня это получилось: специальное питание, чай, кормление по первому писку, лекарства для стимуляции лактации, витамины, теплый душ, чтобы отток молока был сильнее, сцеживание, чтобы увеличить количество молока, специальные процедуры с ультразвуком, чтобы расширить протоки и ребенку было легче сосать… Но результат был почти никакой.
В итоге я сильно расстраивалась, не могла трезво анализировать ситуацию, легко поддавалась давлению со стороны и, уж конечно,  не делала то, что было нужно.
Есть мамы, которые легко могут кормить грудью, есть те, которые делают все возможное, чтобы кормить, но у них не получается. Как бы вы не кормили вашего ребенка – это не говорит о том, какая вы мать!
То же самое можно сказать и о качестве еды, которую мы предлагаем уже более взрослым детям. Кто-то кормит ребенка черной икрой, а у кого-то на столе борщ. Не приравнивайте еду ребенка и свое материнство. Вспоминая мое детство, а оно было не простым по ряду причин, я вспоминаю не то, что у нас было на тарелке, а то, какое количество времени проводили со мной родители, какие сказки рассказывали на ночь, как раз в месяц водили в кафе, чтобы отстоять 2-х часовую очередь и поесть мороженое, причем я помню не само мороженое, а время в очереди, где папе приходилось развлекать меня.
Как определить, наедается ли мой ребенок?
Это самый сложный вопрос, который встает перед мамами, потому что рамки, в которые нас часто вгоняют педиатры на приеме, достаточно жесткие, а наши детки такие разные. Тем не менее, есть всего несколько показателей, на которые вы можете смотреть и решать для себя эту дилемму.
Увеличение веса при ежемесячном взвешивании
Общее развитие ребенка, то есть умения, соответствующие малышам его возраста
Сколько времени малыш может провести без еды. Причем этот пункт довольно размыт. Ведь малыш, который кушает смесь, может быть сыт и 4 часа, потому что переваривается она дольше, а вот на мамином молоке ребенок вряд ли столько протянет
Мотивация к еде должна идти изнутри
Мы при всем желании не можем заставить ребенка есть, если он отказывается. Уже полуторагодовалому малышу можно объяснять на понятном ему языке, зачем мы едим те или иные продукты. Например, творог, чтобы кости были крепкими, и ты рос высоким, как папа,  мясо, чтобы ты был сильным, фрукты, чтобы был красивым.  Рассказывайте детям, какие витамины содержатся в тех или иных продуктах и зачем они нужны его организму.
Невозможно постоянно мотивировать ребенка не полезной едой (конфетами, чипсами, сухарями), за то, что он съест полезную. Так теряется всякий смысл правильной привычки.
Также нужно учесть, что ребенок не полагается на вкус, для него важна текстура, внешний вид. Новый вкус нужно предлагать ребенку до 15 раз, даже если он отказывается. Его рецепторы должны привыкнуть и вполне может быть, что ему понравится продукт. Пробуйте один и тот же продукт готовить и подавать по-разному.
Десерт и лакомства - не одно и то же
Мамино молоко довольно сладкое, и быть может, именно этим определяется наша любовь ко всему сладкому. Вот только, чем больше и чаще мы едим продукты, содержащие жир в сочетании с сахаром, тем больше их хочется. Именно поэтому – не храните на видном и доступном для ребенка месте не полезные для его здоровья продукты, не искушайте ребенка их видом и не проверяйте его терпение. Оставьте на столе тарелку с вымытыми фруктами, очищенной морковью, овощами, чтобы ребенок, проголодавшись, мог схватить яблоко, а не печенье. Кстати, мой сын обожает морковь, огурец и яблоко, и когда в поликлинике мамы дают детям печенье, а мой грызет морковь, то многие очень удивляются.
Постарайтесь разделить в мозгу ребенка десерт и лакомство. Десерт – это тоже что-то полезное, например, фрукты, а лакомство – это не связанный с общим приемом пищи перекус. Например, при прогулке в парке вы покупаете мороженое – это будет лакомство, в гостях или на семейном празднике будет торт – это тоже лакомство.  Десертом можно поощрять ребенка доесть что-то на тарелке, а лакомством – нет. Десерт можно кушать каждый день, а лакомство – время от времени.
Правила еды
То, что можно легко принять от годовалого малыша, уже не должно сходить с рук двухлетке. Например, ребенок в год может и тарелку с кашей на голову надеть и еду на пол бросить, чтобы проверить, что будет, и на столе из пюре картины рисовать.  К двум годам потихоньку нужно вводить правила еды, которые ребенку будет под силу соблюдать.
Составьте эти правила на семейном совете, согласитесь с ними, нарисуйте красивый плакат и повесьте его на кухне около стола. Пусть ребенок непременно принимает участие и в обсуждении правил и в рисовании плаката.
Звучать правила  могут примерно так:
Ты можешь не доедать все, что на тарелке, но мы не бросаемся едой
Мы кушаем все за столом
Мы кушаем, не включая компьютер, телевизор и т.д.
После еды тарелку ставим возле раковины и говорим маме: спасибо
Если ты все скушал, то можешь получить полезный десерт
Это лишь примерные правила, у вашей семьи они могут быть свои. Экспериментируйте, пробуйте, наблюдайте за своим ребенком, принимайте решение всей семьей и сами тоже не отступайте от этих правил.
Обязательная похвала
Уже доказано не один раз, что похвала работает гораздо лучше наказания и положительное закрепление дает гораздо более сильный результат. Хвалите ребенка, когда он выбирает правильные продукты, поощряйте его, если убирает за собой со стола, старается кушать аккуратно и не проливает, когда доедает до конца, когда соблюдает правила, когда спокойно сидит за столом. Причин для похвалы можно найти очень много, не упускайте шанс и радуйте ребенка своим одобрением.
Личный пример
До сих пор психологи и педагоги не нашли ничего, что работало бы лучше, чем личный пример. Очень важно иметь общесемейные застолья, когда ребенок будет наблюдать, как кушает папа, что делает за столом мама. Конечно, когда оба родителя работают, а ребенок находится в садике, то организовать это трудно, но все равно – возможно. Пусть это будут хотя бы совместные завтраки, или ужины, а может просто застолья в выходные дни, но личный пример работает только так. Как я уже говорила:  мы не можем заставить ребенка есть, но можем обеспечить наличие именно здоровой пищи и личным примером показывать удовольствие от ее приема. Привычки в еде, которые формируются у ребенка с детства, будут с ним на протяжении всей его жизни, а потом он также научит правильно или не правильно питаться своих детей.  Именно поэтому так важно именно сейчас, когда дети едят  в основном то, что мы готовим и предлагаем, заложить в них правильные привычки, которые помогут сохранить их здоровье. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Правильное рациональное питание - залог здоровья"

1.     Что такое правильное рациональное питание?      Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление...

Проектная работа. Здоровье. Правильная осанка- залог здоровья

Проектная работа "Здоровье. Правильная осанка-залог здоровья"презентация...

Мастер-класс «Яблоко на обед – и всех болезней нет» (здоровое и правильное питание – залог здоровья)

Мастер-класс направлен на здоровое питание. На занятии ребята будут готовить полезный компот из яблок. Чтобы заинтересовать детей применяется нетрадиционное рисование- штамповка. Интересный процесс,а ...

Родительское собрание"Правильное питание ребёнка- залог здоровья"

Правильное питание ребенка - важнеёшее условие его нориального роста и развития....

Конспек урока культуры здоровья "Правильное питание - залог здоровья"

Это занятие подходит тем, кто на внеурочной деятельности работает по учебно-методическому комплекту "Разговор о правильном питании" (авторы М.Безруких, А.Макеева, Т.Филиппова)...

Буклет "Здоровые привычки - залог здоровья"

Буклет создан в рамках конкурса "Здоровая нация - процветание России".Адресована дошкольникам, школьникам и педагогам....

Памятки по формированию здоровых пищевых привычек у школьников СКАЧАТЬ

Памятки по формированию здоровых пищевых привычек у школьников СКАЧАТЬ...