Рабочая программа_шахматы
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гусев Павел Михайлович

Дополнительное образрвание, срок реализации -2 года, 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шахматы_рабочая программа179.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления

   «ШАХМАТНАЯ СЕКЦИЯ»

  

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка «Шахматная секция» относится к физкультурно-спортивной направленности, уровень освоения – ознакомительный.

Актуальность программы. Программа кружка «Шахматная секция» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.  

         Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,                но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Задачи программы: 

Обучающие:

  • постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста (открытые, закрытые, полуоткрытые системы);
  • улучшить технику расчета шахматистов;
  • создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
  • Развивающие:
  • развить познавательную активность обучающихся в овладении игрой в шахматы;
  • расширить кругозор ребенка (приобретение ребенком знаний по истории шахмат, чемпионы мира, шахматы в России);  
  • формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции).

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • научить ребенка самостоятельно анализировать партии;
  • научит школьников планировать свою игру и работу.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Срок реализации программы: 2 года. Количество часов по годам обучения: 1 год обучения – 108 часа; 2 год обучения – 108 часа.

Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная, групповая.

Режим занятий – на первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа; на втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты.

Программные требования к знаниям 1 года обучения:

знать правила ТБ; основные правила игры, комбинации, основные идеи, приемы игры и стратегию, ценность фигур, ходы фигур, дебют, эндшпиль, основные правила проведения спарринг – партий и соревнований.

Программные требования к умениям и навыкам:

 применять теоретические знания на практике, владеть основными приемами и правилами игры в шахматы, самостоятельно играть простейшую партию, применять на практике теоретические знания, предусмотренные программой, слушать и понимать услышанное, проводит спарринг, самостоятельно выстраивать партию, применять комбинации в 2 и 3 хода, уметь анализировать и планировать мат, логически мыслить, участвовать в турнирах

Программные требования к знаниям 2 года обучения:

 знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте. Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Программные требования к умениям и навыкам:

 уметь работать самостоятельно в игре, использовать правила эндшпиля, рокировки, дебюта, мата и шаха в игре, самостоятельно проводить спарринг – партии, участвовать в соревнованиях.

Личностные результаты.

Программные требования к уровню воспитанности:

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Программные требования к уровню развития:

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы

Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Шахматная доска

14

10

4

Беседа

2

Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Шахматная нотация.

18

10

8

Наблюдение

3

Ходы и взятие фигур. Ценность шахматных фигур.

24

10

14

Наблюдение

4

Техника матования одинокого короля. Шахматная партия.

26

13

13

Наблюдение

5

Игра всеми фигурами из начального положения. Итоговый турнир.

26

4

22

Наблюдение

Спарринг

Турниры

Итого

108

47

61

2 год обучения

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Повторение.

18

8

10

Беседа

2

Достижение мата без жертвы материала. Шахматные комбинации.

26

13

13

Наблюдение

3

Основы дебюта.

20

10

10

Наблюдение

4

Основы миттельшпиля.

22

10

12

Наблюдение

5

Основы эндшпиля. Итоговый турнир.

22

8

14

Наблюдение

Спарринг

Турниры

Итого

108

49

59

Содержание учебного плана

  1. год обучения
  1. Шахматная доска.

Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практика: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Шахматная нотация. 

Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика: "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 

  1. Ходы и взятие фигур. Ценность шахматных фигур. 

Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практика: "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

  1. Шахматная партия. Техника матования одинокого короля. 

Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения.  Итоговый турнир.

Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила организации и проведения турниров по классическим шахматам.

Практика: "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Организация и проведение турнира по классическим шахматам. Подведение итогов. Награждение.

  1. год обучения

  1. Повторение. 

Теория: Повторение программного материала, изученного за год обучения Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Практика: Повторение и выполнение всех дидактических игр, пройденных за первый год обучения.

  1. Достижение мата без жертвы материала. Шахматная комбинация. 

Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практика: “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

  1. Основы дебюта. 

Теория: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Практика: “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

  1. Основы миттельшпиля. 

Теория: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практика: “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

  1. Основы эндшпиля. Итоговый турнир.

Теория: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практика: “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.  “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей. Отбор участников для участия в городских турнирах. Подведение итогов и награждение.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль предметных результатов

Входной контроль. Проводится на первых занятиях в виде беседы – опроса.

Текущий контроль. Текущий контроль осуществляется в виде наблюдения и устного опроса по изученному учебному материалу.

Промежуточный контроль. Проводится в виде турниров внутри детского объединения дважды в год: в декабре – турнир «Новогодний гамбит»; в апреле – турнир, посвященный Дню космонавтики.

Итоговый контроль. В мае месяце в виде турнира по классическим шахматам внутри учебной группы.

Система оценивания предметных результатов

1 год обучения

Уровень освоения

Критерии результативности

Теоретические знания

Практические умения и навыки

Высокий

Правила ТБ, основные термины, названия фигур и их возможности, иметь представление об истории возникновения шахмат, правила игры, комбинации, основные идеи, приемы игры, стратегию игры, дебют, эндшпиль.

Применять на практике теоретические знания, слушать и понимать услышанное, проводить спарринг, самостоятельно выстраивать партию, применять комбинации в 2и 3 хода, уметь анализировать, планировать мат, участвовать в турнирах внутри учебной группы.

Средний

Правила ТБ, основные термины, иметь представление об истории шахмат, правила игры, некоторые комбинации, основные приемы и идеи, дебют, эндшпиль.

Применять на практике теоретические знания, слушать, понимать и делать выводы, вести спарринг – партию.

Низкий

Правила ТБ и ПДД, некоторые термины и правила игры, дебют, некоторые комбинации.

С помощью педагога на практике применять основные теоретические знания, вести спарринг – партию.

2 год обучения

Уровень освоения

Критерии результативности

Теоретические знания

Практические умения и навыки

Высокий

Правила ТБ, основные термины, простейшие основы судейства, организации и проведения турниров, основные тактические приемы, структуру проведения анализа и самоанализа, ценность фигур и ходы, понятие о рокировке, завлечении, двойном ударе, вилке и т.п.

Применять на практике теоретические знания, проводить анализ и самоанализ сыгранных партии, играть самостоятельно партию с использование классических дебютов, эндшпиля, освоить спарринг – тренировки, применять в игре комбинации в 3-4 хода, знать матовые и патовые развития, участвовать в командных и личных соревнованиях.

Средний

Правила ТБ, основные термины, названия фигур, правила проведения турниров и соревнований, основные тактические приемы, понятие о рокировке, завлечении, двойном ударе, вилке.

Применять на практике основные теоретические знания, проводить анализ и самоанализ сыгранных партии, играть партию самостоятельно, освоить спарринг – тренировки и комбинации в 3 хода, участвовать в командных и личных соревнованиях.

Низкий

Правила ТБ, наиболее часто встречающиеся термины, правила проведения турниров, названия шахматных фигур, их ценность.

Применять на практике наиболее значимые теоретические знания, играть партию и спарринг – тренировки с помощью педагога, участвовать в командных соревнованиях.

Система оценивания личностных результатов.

Уровень

Критерии результативности

Организационно- волевые качества

Ориентационные качества

Высокий

1.Терпение – способность переносить известные нагрузки в течении определенного времени, преодолевать трудности – хватает на все занятия.

2.Воля – способность активно побуждать себя к практическим действиям – волевые усилия обучающегося всегда побуждаются самим обучающимся.

3. Самоконтроль – умение контролировать свои поступки – постоянно контролирует себя сам.

1.Самооценка – способность оценивать себя адекватно реальным достижениям – нормальная адекватная оценка.

2.Интерес к занятиям в детском объединении – постоянно поддерживается обучающимся самостоятельно.

Средний

1.Терпение хватает более чем на половину занятия.

2. Волевые усилия иногда побуждаются самим обучающимся.

3. Обучающийся периодически контролирует себя сам.

1. У обучающегося заниженная самооценка.

2. Интерес периодически поддерживается самим обучающимся.

Низкий

1.Терпение хватает менее чем на половину занятия.

2.Волевые усилия побуждаются извне.

3.Обучающийся постоянно действует под воздействием извне.

1.У обучающегося завышенная самооценка.

2. Интерес к занятиям продиктован извне.

Результаты воспитания

Уровень

Критерии

Конфликтность – способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Тактичность, сдержанность

Высокий Средний Низкий

Обучающийся пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

Обучающийся сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Обучающийся периодически провоцирует конфликты.

Обучающийся всегда тактичен и вежлив.

Обучающийся периодически бывает тактичен и вежлив.

Обучающийся довольно часто позволяет себе грубость и несдержанность.

Система оценивания метапредметных результатов.

Уровень

Критерии

Умение организовывать свое рабочее место

Умение слышать и слушать педагога

Высокий Средний Низкий

Обучающийся работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

Обучающийся работает с минимальной помощью педагога.

Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле.

Обучающийся полностью воспринимает информацию, исходящую от педагога.

Обучающийся довольно часто позволяет себе грубость и несдержанность.

Обучающийся нуждается в многократном повторении информации и контроле со стороны педагога.

ООРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

В соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса предоставляется кабинет для занятий, который оборудован партами и стульями, школьной доской, магнитной шахматной доской, доской для показа схем, стеллажами для хранения методических пособий, шахматными досками и комплектами шахматных фигур, часы для проведения турниров, планшет, нетбук.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Перечень методических материалов

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:

Программа

Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

- Книжка – раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

  • Энциклопедии
  • Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия

Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами

Плакаты:  Различные позиции  в шахматах

3

Игры и игрушки

Игры настольно-печатные

«Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Список литературы

- для педагога

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

- для учащихся

1. Весела И., . Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

3.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

4.Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5.Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

7.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

9.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

10.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

11.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

13.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

14.Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

 Интернет-ресурсы.

  1. chess-board.ru
  2. chess-od.com
  3. chess.com
  4. chess-samara.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ."Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе»  для 2 класса (первый год обучения)...

Рабочая программа "Шахматы"

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Рабочая программа " Шахматы"

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....

Рабочая программа " Шахматы " 1 класс

Данная рабочая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся. . Программа разработана для начального этапа обучен...