Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty._rabochaya_programma.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ШАХМАТЫ»

        1-4 годы обучения

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной программы по шахматам.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

4. Образовательной программы МБОУ «СШ №      » за 2018-2019 уч. год.

Цель учебного предмета «Шахматы»:

  1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
  2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи преподавания шахмат в школе:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

Общая характеристика предмета

      Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

      Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

      На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

     Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

      Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

       В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
      Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
      В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Описание места учебного предметы в учебном плане.

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом классе , 34 часа во2-4 классах.

Учебно-тематический план

1 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

30ч

2

Практико - соревновательная деятельность

Итого

33ч.

2 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

2

Практико - соревновательная деятельность

13ч

Итого

34 ч.

3 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

2

Практико - соревновательная деятельность

13ч

Итого

34 ч.

4 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

23ч

2

Практико - соревновательная деятельность

11ч

Итого

34ч

Практическая часть программы

Класс

Количество

часов в год

Количество часов по четвертям

I

II

III

IV

1

33

2

34

3

34

4

34

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
      В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

     В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:

– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;

– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;    

– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.

    Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

   Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Содержание  учебного предмета

1 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)

Сведения из истории шахмат.

     История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (3ч)

Соревнования.

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.

2 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

     Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

3 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

     Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры.

      Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

4 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)

Сведения из истории шахмат.

     История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

      Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (11ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

    Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

     Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.

     В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.

Планируемые результаты

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
  • знать цену каждой шахматной фигуры;
  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
  • владеть способом взятие на проходе;
  • записывать шахматную партию;
  • уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

  • уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;
  • защищать свои фигуры от нападения и угроз;
  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
  • разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
  • реализовать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:

  • владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
  • понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
  • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:

  • владеть основными шахматными позициями,
  • владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,
  • находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,
  • знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,
  • уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
  • разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,
  • уметь реализовывать материальное преимущество,
  • принимать участие в шахматных соревнованиях.


Первый год обучения

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и  партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.


Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 33 часа)

Тема урока

Содержание урока

1.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

2.

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии

3.

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»

4.

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»

5.

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»

6.

Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

8.

Ладья.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»

9.

Слон.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

10.

Ферзь.

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие

11.

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие

12.

Пешка.

Правила хода и взятия пешкой

13.

Превращение пешки.

Правила превращение пешки

14.

Король.

Правила хода и взятия королём

15.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур

16.

Нападение.

Атакующие возможности фигур

17.

Взятие. Взятие на проходе.

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

18.

Шах и защита от шаха.

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

19.

Мат.

Постановка мата всеми фигурами

20.

Пат – ничья.

Варианты ничьей

21.

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

22.

Основные принципы игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале шахматной партии

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

24.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

25.

Мат ферзем и королем одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

26.

Материальное преимущество.

Определение материального преимущества, реализация

материального преимущества

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

28.

Партии – миниатюры.

Анализ коротких партий

29.

Запись шахматной партии.

Способ ведения записи партии во время соревнований

30.

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во время партии

31.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

32.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

33.

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

Второй год обучения

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими чемпионами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры( повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, коротки партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приемы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали»

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные  упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие в празднике.

Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 34 часа)

Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

2.

Шахматные фигуры (повторение).

Повторение материала первого года обучения

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

Повторение материала первого года обучения

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем  и ладьей.

Повторение материала первого года обучения

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и

такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

8.

Тактический прием «двойной удар».

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,

способами нанесения двойного удара различными фигурами

9.

Тактический прием «связка».

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

12.

Тактический прием «сквозной удар».

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

13.

Мат на последней горизонтали.

Слабость последней горизонтали, «форточка»

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

15.

Тактический прием «открытый шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

16.

Тактический прием «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

17.

Шахматный турнир.

Игровая практика

18.

Шахматный турнир.

Игровая практика

19.

Шахматный турнир.

Игровая практика

20.

Шахматный турнир.

Игровая практика

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

23.

 Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

26.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

27.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

28.

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

30.

Шахматный турнир.

Игровая практика

31.

Шахматный турнир.

Игровая практика

32.

Шахматный турнир.

Игровая практика

33.

Шахматный турнир.

Игровая практика

34.

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика

Третий год обучения

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом реализация лишней пешки.

Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приемы  «завлечение», «отвлечение», «спертый мат»

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 34 часа)

Тема урока

Содержание урока

1.

Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований

2.

Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение)

Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода

3.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

Повторение материала второго года обучения

4.

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

Повторение материала второго года обучения

5.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 2–4

6.

Тактический прием «завлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар        

7.

Тактический прием «отвлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты»

8.

Тактический прием «уничтожение защитой»

Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему

9.

Тактический прием «спертый мат»

Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат»

10.

Сочетание тактических приемов

Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов»

11.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 6–9

12.

Борьба за инициативу

Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии

13.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур

14.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты

15.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 12–14

16.

Шахматный турнир

Игровая практика

17.

Шахматный турнир

Игровая практика

18.

Шахматный турнир

Игровая практика

19.

Шахматный турнир

Игровая практика

20.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

21.

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата

22.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом

23.

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»

24.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля».

25.

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон

26.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g

27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 20–26

28.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

29.

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

30.

Шахматный турнир

Игр Игровая практикаовая практика

31.

Шахматный турнир

Игровая практика

32.

Шахматный турнир

Игровая практика

33.

Шахматный турнир

Игровая практика

34.

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

Четвертый год обучения

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

Примерное тематическое планирование четверый год обучения ( 34 часа)

Тема урока

Содержание урока

1.

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура

2.

Основные принципы  игры в дебюте

Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства

3.

Перевес в развитии фигур

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства»

4.

Атака на короля

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре

5.

Перевес в пространстве

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса

6.

Оценка позиций

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии

7.

План игры

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования

8.

Выбор хода

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра

9.

Открытые дебюты

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней

10.

Полуоткрытые дебюты

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита

11.

Закрытые дебюты

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита

12.

Гамбиты

Королевский гамбит

13.

Тактический прием «мельница»

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий

14.

Тактический прием «перекрытие»

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий

15.

Тактический прием «рентген»

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий

16.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 13–16

17.

Анализ шахматной партии: выбери ход

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

18.

Шахматный турнир

Игровая практика

19.

Шахматный турнир

Игровая практика

20.

Шахматный турнир

Игровая практика

21.

Шахматный турнир

Игровая практика

22.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

23.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

24.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

25.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

26.

Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами

27.

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём

28.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 22–27

29.

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре

30.

Шахматный турнир

Игровая практика

31.

Шахматный турнир

Игровая практика

32.

Шахматный турнир

Игровая практика

33.

Шахматный турнир

Игровая практика

34.

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:

Персональный компьютер учителя -1 шт

Интерактивная доска – 1 шт

Принтер- 1 шт

Сканер – 1 шт

Документ-камера – 1 шт

Набор дисков по русскому языку

      Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
  2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017
  3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  классов и специфики коллектива.



Лист корректировки рабочей программы

Риски

Выполнение программ

класс

предмет

дата

кол-во часов

тема

дата

предмет

тема

учитель






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...