РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Галина Фёдоровна Купавская

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

 «обучение чтению  и письму»

1 класс

надомное обучение

учитель Г.Ф. Купавская

2013-2014учебный год

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

·         научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

·         выработать элементарные навыки грамотного письма;

·         повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

·         научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·         формировать нравственные качества.

Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. 1 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

ПРОГРАММА

(10 ч в неделю)

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.      Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2.      Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3.      Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4.      Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5.      Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6.      Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7.      Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап (1 класс). Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

·         Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

·         Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

·         Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

·         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап (2 класс). Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

·         Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

·         Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

·         Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

·         Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

·         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

·         Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

·         Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

·         Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

·         Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

·         Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

·         Чтение предложений из двух-трех слов.

·         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

·         Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

·         Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

·         Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

·         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

·         Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

·         Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

·         Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

·         Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

·         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

·         Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

·         Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

·         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

·         Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

УСТНАЯ РЕЧЬ

·         Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

·         Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

·         Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

·         Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (5 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ 99 ЧАСОВ, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.


Изучаемый раздел, тема учебного материала

количество часов

календарные сроки

фактические сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

Освоение предметных знаний

Универсальные  учебные действия

Возможные виды

деятельности  учащихся

I ЧЕТВЕРТЬ

1

Выявление знаний и умений учащихся.

1

Знать как держать карандаш, ручку.

Уметь правильно сидеть за партой.

Умение слушать учителя

2-3

Рабочая строка

2

Знать названия  наиболее распространенных цветов.

Уметь различать цвета.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

4-5

Письмо коротких наклонных линий.

2

Знать названия геометрических фигур.

Уметь держать карандаш.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

6-7

Письмо палочек.

2

Знать правила поведения за партой.

Уметь держать ручку.

Умение слушать учителя

8

Письмо палочек с закруглением внизу.

1

Знать  держать ручку.

Правильно располагать тетрадь на парте.

Умение слушать учителя

9-10

Письмо палочек с закруглением вверху.

2

Знать правила посадки при письме.

Уметь держать ручку.

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

11-13

Закрепление навыка  написания палочек с закруглением внизу и вверху.

3

Знать правила поведения за партой

Правильно располагать тетрадь на парте.

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

14-16

Письмо строчной и прописной буквы «Аа»

3

Знать буквы «Аа»

Уметь писать буквы «Аа»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

17-18

 Письмо строчной и прописной буквы «Уу»

2

Знать буквы «Уу»

Уметь писать буквы «Уу»

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

19-20

Письмо строчной и прописной буквы «Мм»

2

Знать буквы «Мм»

Уметь писать буквы «Мм»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

21

Письмо строчной и прописной буквы «Оо»

1

Знать буквы «Оо»

Уметь писать буквы «Оо»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

22

.Письмо строчной и прописной буквы «Сс»

1

Знать буквы «Сс»

Уметь писать буквы «Сс"

Выполнение инструкций, точное следованию образцу.

23

Слоги и слова с буквой «С».Написание прямых и обратных слогов.

1

Знать элементы соединения букв.

Уметь держать ручку

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

24

Письмо строчной и прописной буквы «Хх»

1

Знать буквы «Хх»

Уметь писать буквы «Хх»

Выполнение инструкций, точное следованию образцу.

25

Письмо слогов  и слов с буквой «Хх»

1

Умение слушать, задавать вопросы.



II ЧЕТВЕРТЬ

26

Письмо пройденных букв, слогов и слов.

1

Знать  правила поведения за партой

Правильно располагать тетрадь на парте.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

27

Письмо строчной и прописной буквы «Шш»

1

Знать буквы «Шш»

Уметь писать буквы «Шш»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

28

Письмо обратных и прямых слогов. Написание слов с буквами С-Ш.

1

Знать написание букв С-Ш

Уметь писать буквы «С» «Ш»

Умение слушать, задавать вопросы.

29-30

Письмо строчной и прописной буквы «Лл»

2

Знать буквы «Лл»

Уметь писать буквы «Лл»

Выполнение инструкций, точное следованию образцу.

31

Письмо обратных, прямых и закрытых слогов с буквой «Л»

1

Знать элементы соединения букв

Уметь держать ручку

Умение слушать учителя.

32

Письмо буквы «ы»

1

Знать букву «ы»

Уметь писать букву «ы»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

33

Письмо слогов и слов с буквой «ы»

1

Знать элементы соединения букв

Уметь отличать слог от слова.

Умение слушать, задавать вопросы.

34-35

Письмо строчной и прописной буквы «Нн

2

Знать буквы «Нн»

Уметь писать буквы «Нн»

Правильно сидеть за партой, следя за осанкой.

36

Письмо открытых и прямых слогов с буквой «Нн»

1

Знать правила поведения за партой

Уметь писать слоги.

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

37-38

Письмо строчной и прописной буквы «Рр»

2

Знать буквы «Рр»

Уметь писать буквы «Рр»

Учиться правильно оформлять тетради.

39

Письмо слогов и слов с буквой «Рр»

1

Знать элементы соединения букв

Уметь отличать слог от слова.

Соблюдать правильную осанку во время работы.

40

Звуко-буквенный анализ слов с буквами Р-Л. Упражнения в написании этих слов

1

Знать написание букв «Рр» и «Лл»

Уметь писать буквы «Рр» «Лл»

Выполнение инструкций, точное следованию образцу.

41

Письмо предложений со словами с буквой «Р»

1

Знать буквы

Уметь отличать слово от предложения.

Учиться правильно оформлять тетради.

42-43

Письмо строчных пройденных букв.

2

Знать строчные буквы

Уметь писать строчные буквы

Умение слушать, задавать вопросы.

44

Письмо прописных пройденных букв.

1

Знать прописные буквы.

Уметь писать прописные буквы

.

Учиться правильно оформлять тетради.

45

Упражнения в написании букв, слогов, слов и предложений.

1

Знать правила поведения за партой

Уметь держать ручку.

. Соблюдать правильную осанку во время работы.


III ЧЕТВЕРТЬ

46-47

Письмо строчной и прописной буквы «Кк»

2

Знать буквы «Кк»

Уметь писать буквы «Кк»

Умение слушать и точно выполнять задание по образцу.

48

Письмо  слогов, слов и предложений с буквой «Кк».

1

Знать как пишутся буквы «Кк»

Уметь правильно соединять буквы между собой.

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

49-50

Письмо строчной и прописной буквы «Пп»

2

Знать буквы «Пп»

Уметь писать буквы «Пп»

Умение слушать, задавать вопросы.

51

Письмо слогов и слов. Упражнения в написании слов и предложений с буквой «Пп»

1

Знать элементы соединения букв

Уметь правильно соединять буквы между собой.

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

52-53

. Письмо строчной и прописной буквы «Тт».Слоги и слова с буквой «Тт»

2

Знать буквы «Тт»

Уметь писать буквы «Тт»

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. Соблюдать правильную осанку во время работы.

54-55

Письмо строчной и прописной буквы «Ии»

2

Знать буквы «Ии»

Уметь писать буквы «Ии»

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

56-57

Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений.

2

Знать ЖИ-ШИ пиши с « И»

Уметь правильно соединять буквы между собой.

Списывать слоги, слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

58-59

Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

2

Знать буквы «Зз»

Уметь писать буквы «Зз»

. Умение слушать и точно выполнять задание по образцу

60

Письмо слов с буквами З-С. Составление и письмо предложений.

1

Знать написание букв «Зз» и «Сс»

Уметь писать буквы «Зз» «Сс»

Записывать слова, написание которых расходится с произношением.

61-62

Письмо строчной и прописной буквы «Вв».Слоги, слова и предложения с буквой «Вв»

.


2

Знать буквы «Вв»

Уметь писать буквы «Вв»

Правильно оценивать свою работу.

Записывать слова, написание которых не расходится с произношением.

63-64

Письмо строчной и прописной буквы «Жж»

2

Знать буквы «Жж»

Уметь писать буквы «Жж»

Умение слушать учителя

65-66

Письмо слогов, слов  и предложений.

2

Знать элементы соединения букв

Уметь правильно соединять буквы между собой.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

67

Письмо строчной и прописной буквы «Бб»Написание слогов, слов. Различие слогов и слов с буквами Б-П.

1

Знать буквы «Бб»

Уметь писать буквы «Бб»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

68

Написание слогов, слов.с буквой «Бб» Различие слогов и слов с буквами Б-П.

1

Знать написание букв «Бб» и «Пп»

Уметь писать буквы «Бб» «Пп»

Записывать слова, написание которых расходится с произношением.

69

Письмо строчной и прописной буквы «Гг» Слоги и слова, Различие «Г-К»

1

Знать буквы «Гг»

Уметь писать буквы «Гг»

Записывать слова, написание которых расходится с произношением

70-71

Письмо строчной и прописной буквы «Дд» Слоги и слова, Различие «Д-Т»

2

Знать буквы «Дд»

Уметь писать буквы «Гг»

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

72-73

Письмо буквы «й».Слоги и слова с «й»

2

Знать буквы «й» Знать элементы соединения букв.

Уметь писать буквы «й»

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

74-75

Письмо буквы- Ь». Письмо слов с Ь на конце и середине слова

2

Знать букву-Ь/ Знать как произносить согласную с Ь

Уметь писать буквы «ь»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

IV четверть.

76

Письмо строчной и прописной буквы «Ее»

1

Знать буквы «Ее»

Уметь писать буквы «Ее»

. Правильно пользоваться учебными принадлежностями

77

Написание слогов  с буквой «Ее»-показатель мягкости согласной.

1

/ Знать как произносить согласную с «Е»

Уметь писать слоги.

Умение слушать, задавать вопросы.

78

Письмо строчной и прописной буквы «Ёё».

1

Знать буквы «Ёё»

Уметь писать буквы «Ёё»

Выполнение инструкций, точное следование образцу

79

Написание слогов  с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной. Слова и предложения с буквой «Ё»

1

Знать как произносить согласную с «Ё»

Уметь писать слоги.

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. Соблюдать правильную осанку во время работы.

80-81

Письмо строчной и прописной буквы «Яя».Письмо слогов и слов с буквой «Я»

2

Знать буквы «Яя»

Уметь писать буквы «Яя»

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

82-83

Письмо строчной и прописной буквы «Юю».Письмо слогов, слов и предложений.

2

Знать буквы «Юю»

Уметь писать буквы «Юю»

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

84-85

Письмо строчной и прописной буквы «Цц».Письмо слогов, слов и предложений

2

Знать   буквы «Цц»

Уметь писать буквы «Цц»

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

86-87

Письмо строчной и прописной буквы «Чч».Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА-ЧУ.

2

Знать  буквы «Чч»

Уметь писать буквы «Чч»

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

88-89

Письмо строчной и прописной буквы «Щщ».Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

2

Знать  буквы «Щщ»

Уметь писать буквы «Щщ»

Правильно оценивать свою работу.

Записывать слова, написание которых не расходится с произношением.

90-91

Письмо строчной и прописной буквы «Фф»

2

Знать  буквы «Щщ»

Уметь писать буквы «Щщ»

Умение слушать учителя

92

Различие В-Фв написании слогов и слов.

1

Знать буквы «Вв» и  Фф«»

Уметь отличать при чтении и письме буквы «Вв» «Фф»

Записывать слова, написание которых расходится с произношением.

93-94

Письмо строчной и прописной буквы «Ээ».Слоги, слова и предложения.

2

Знать  буквы «Ээ»

Уметь писать буквы «Ээ»

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

95-96

Письмо буквы Ъ.

2

Знать букву- Ъ

Уметь писать букву «Ъ»

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

97

Проверочная работа №1

1

Знать пройденные буквы.

Уметь писать пройденные буквы.

Умение слушать учителя и точное выполнение заданий.

Проверочная работа №1

98

Письмо слов с Ь и Ъ.

1

Знать буквы «Ь» и  «Ъ»

Уметь писать буквы «Ь» «Ъ»

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

99

Обобщение по теме: «»

1

Знать пройденные буквы.

Уметь писать пройденные буквы.

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         различать звуки на слух и в произношении;

·         анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

·         плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

·         отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

·         слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

·         отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

·         писать строчные и прописные буквы;

·         списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

·         наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

                       

     Литература

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение» 1998 год.
  2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва -  2005 год.
  3. Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград – 2005 год.
  4. Гарнаева Е.И., Егорова Е.А., Карасёва Р.М. Электронное учебно - методическое пособие для работы с детьми 1-2 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
  5. А.К.Аксенова. Обучение грамоте. Методические рекомендации для учителей коррекционных школ.2009г.

                     

                         Лист внесения изменений.

№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Планируемые результаты

Дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в 1 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте и письму" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте 1 класс

Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века", есть пояснительная записка, содержание курса и сетка учебно-тематического плана...

Рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий

Рабочая программа    учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий...

Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте" (1 класс)

Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте" (1 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Обучение грамоте и развитие речи

Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена  на основе примерной   Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные сту...