Особенности спортивных и подвижных игр
статья по физкультуре

Поваляева Надежда Александровна

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают практически все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №3

городского округа Чапаевск Самарской области

Особенности спортивных и подвижных игр

(статья)

Автор: 

Поваляева Надежда Александровна

тренер-преподаватель

г.о. Чапаевск

2019 г.

Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают практически все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Все игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы, игровые упражнения.

Вторая группа – спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, бадминтон и др. В работе с детьми младшего школьного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным – от 5 до 25 человек, что и позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети могли бы подражать, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, но по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

По существу, в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных задач не зависит от его личных возможностей. В игровых упражнениях более определенно выступают задачи прямого обучения.

Игры-забавы, игры-аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (выполнить движение с завязанными глазами; бежать в мешке; пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком и не уронить). Не будучи особенно важными для физического развития, они часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Игры-эстафеты. В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две и более команд. Эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценный воспитательный фактор.

Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.

По количеству включаемых заданий эстафеты классифицируются на простые и сложные. Если задание одно, то это простые эстафеты, если же два и более – комбинированные.

По требованиям к выполняемым заданиям – различают строго регламентированные и произвольные эстафеты. В первом случае задание надо выполнять заранее утвержденным способом, во втором – преодолевать препятствия или выполнять двигательные задания можно любым способом, выбирая самый рациональный или удобный для себя.

По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, круговые, встречные. В линейных эстафетах участники перемещаются прямолинейно или выполняют задания по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных эстафетах половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.

По способу действий участников эстафеты могут быть индивидуальные и коллективные (совместные). В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: а) на месте; б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными заданиями.

Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений на гимнастические, легкоатлетические, игровые, лыжные, водные и пр.

Эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими. Победители и призеры эстафет могут определяться следующим образом: по быстроте выполнения заданий; по точности и качеству их выполнения; по комплексной оценке быстроты и качества исполнения.

В первом варианте результат может фиксироваться: а) по всей команде в целом, какой по счету она закончила эстафету; б) по каждому участнику отдельно, суммируя полученное ими число очков за занятое место в общекомандный результат, по которому и определяется занятое место.

Во втором случае действует очковая система, в которой наименьшее число допущенных ошибок в выполнении двигательных действий дает команде право стать победителем.

При комплексной оценке результатов участникам необходимо выполнять задания не только быстро, но и качественно, т. к. за допущенные ошибки командам начисляются штрафные очки, возможная величина которых определяется заранее.

Спортивные конкурсы. Это непродолжительные по времени состязания, в которых результаты определяются без секундомеров, без рулеток, не требуют специальной подготовки, потому что условия конкурсов несложные. Главное преимущество конкурсов в том, что в них могут принять участие все ребята. А игровой метод и подведение личных и командных итогов служит гарантией несомненного к ним интереса. В задачу конкурсов не входит изучение техники бега, прыжков и других упражнений. Они в основном способствуют закреплению полученных в школе на уроках физкультуры умений и развитию физических качеств. Конкурс проводится в течение 20-30 мин. Ввиду своей непродолжительности он предъявляет менее высокие требования к нервной системе и физическим силам детей. Повторяя подобные конкурсы-соревнования, например, проводя их в несколько туров (этапов) и изменяя их программу, можно тем самым способствовать разностороннему физическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

Спортивные и подвижные игры с 1 по 4 класс по четвертям....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Спортивный праздник "Подвижные игры для младших школьников на свежем воздухе"

Подвижные игры для младших школьников с подробным описанием....

Спортивные и подвижные игры

 Развитие интереса к спортивным играм и универсальных способностей посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся в спортивно-игровой деятельности....

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...