Адаптивная физическая культура с элементами сюжетно-ролевых игр, как средство реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физкультуры.
материал по физкультуре (2 класс)


Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура с элементами сюжетно-ролевых игр, как средство реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физкультуры.

Подготовила: Николайчук Ю.П.,

учитель физической культуры

 МБОУ ПСОШ №4 с УИОП

Покровск, 2015

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Основная цель внедрения ЛФК и сюжетно-ролевых игр в занятия физической культуры – всестороннее гармоничное развитие ребенка, коррекция, сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение интереса к занятиям, а также реализация здоровьесберегающих технологий. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, а именно, физические упражнения, физкультминутки, гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, сюжетно-ролевые подвижные игры, массаж, самомассаж.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления, которые мы используем на занятиях, можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ароматерапия.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Сюжетно-ролевая игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Сюжетно-ролевая игра относится к разряду тех средств, которые:

  • многофункциональны по своему характеру;
  • способствуют самореализации, самовыражению личности;
  • интересны детям;
  • органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы;
  • обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;
  • решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);
  • развивают творческие способности детей.

Решая задачи здоровьясбережения на уроках физкультуры, я  решила, внедрить в свою педагогическую деятельность такие средства как лечебная физическая культура и сюжетно-ролевая игра.

Задачи занятий физической культурой с внедрением ЛФК и сюжетно-ролевой игры:

  1. увеличить объём двигательной активности учащихся
  2. сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во  время урочной и внеурочной деятельности;
  3. обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно – оздоровительной деятельности и ведению здорового образа жизни.

Занятия с данными нововведениями я провожу один раз в неделю начиная с сентября 2014 года.  Результативность своих занятий, я решила проверить, проведя небольшое исследование. Первое снятие проб функциональных показателей я провела в ноябре 2014 года, и взяла средние показатели. Повторные тестирования проводились уже в марте и в октябре 2015 года. Результаты отображены в диаграмме 1.

1 Функциональные показатели (2 класс)

2 Функциональные показатели (3 класс)

3 Динамика показателей кистевой динамометрии

Заключение. В результате проведения занятий с внедрением лечебной физической культуры и сюжетно-ролевых игр улучшились жизненноважные функциональные показатели детей.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников контексте ФГОС второго поколения, 2011 /www.pandia.ru/text/77/29/80587.php
  2. Попов,С.Н. Лечебная физическая культура [текст] М: Академия, 2004.
  3. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, 2007   ISBN: 978-585407-032-4
  4. Лечебная физическая культура, хreferat.ru/55/8883-1-lechebnaya-fizicheskaya-kul-tura.html

Приложение 1

Комплекс упражнений для правильного дыхания.

Полное дыхание . Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд. Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

 Упражнение № 1

• Встать прямо, держа руки по сторонам тела.

• Сделать полный глубокий вдох через нос.

• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

Упражнение № 2

• Встать прямо, держа руки прямо перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать

дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 3

• Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 4

• Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

• Медленно опуститься в прежнее положение.

Повторить это движение 2-3 раза.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Упражнение № 5

Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

• Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Приложение 2

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Упражнение «Ладошки». Исходное положение: стоя, согнуть руки в локтях (локти вниз) и «показать ладони зрителю» - «поза экстрасенса». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделать 8 резких, ритмичных вдохов носом (то есть «шмыгнуть» 8раз). Затем руки опустить и отдохнуть 3-4 секунды -пауза. Сделать еще 8 коротких, шумных вдохов – и снова пауза. Норма: «прошмыгать» носом 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

Упражнение «Погончики». Исходное положение:стоя, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкать кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды - и снова 8 вдохов-движений. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделать легкий наклон (руками

тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон и короткий, шумный вдох «с пола». Представлять, что накачивается шина автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не наклоняются, достаточно наклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений. Наклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно через рот.

Упражнение «Кошка». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать и выпрямлять (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками

делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи». Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»). Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Приложение 3

Комплекс оздоровительной гимнастики

I. РАСТЯЖКИ

Разогреваем мышцы, растягиваем связки – готовим тело к зарядке.

1. Наклоны стоя, к ногам, начинаем с а), потом усложняем задачу, переходим к б). Задача – с максимально прямыми ногами коснуться руками пола. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

а) ступни на ширине плеч

б) ступни поставлены вместе

2. "Мельница": махи руками к противоположным ступням. Также из положения а) стараемся дотянуться левой рукой до носка правой ноги и наоборот. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

3. Выпады . Делаем медленно, чтобы не повредить суставы, растягиваем мышцы и связки в паху. Чем ниже выпад, тем лучше, при выполнении должно быть немножечко больно. Приучайте ребенка к мысли, что "немножечко больно" от физкультуры – это знак правильного выполнения упражнения.

а) поперечные выпады

б) продольные выпады

4. Наклоны сидя на полу также выполняются в вариантах а) и б)

– чем ниже, тем лучше.

а) прямые ноги вместе, наклоняемся, стараясь не сгибать ног.

б) прямые ноги разведены в стороны, наклоняемся поочерёдно к правой, левой ноге и по центру, стараясь не сгибать ног.

5. "Бабочка" – сидя на полу, ноги соединить ступнями, колени в сторону. Качаем «крыльями» бабочки, стараясь достать коленями до пола. Это упражнение можно выполнять с давлением на спину или колени – только после хорошего разогрева и очень осторожно, чтобы не повредить связки.

6. Растягиваем ахилловы сухожилия: стоя носком на подставке

 или перекладине, пяткой пытаемся доставать до пола. Эффективнее прорабатывать по одной ноге, можно добавить утяжелители на ноги, если веса самого ребенка не хватает.

7. Наклоны у перекладины или шведской стенки

а) Одна нога согнута и стоит на перекладине, вторая нога на

полу, прямо. Сгибаем верхнюю ногу еще сильнее, стараясь

максимально растянуть паховые связки и мышцы бедра.

б) "Верхняя" нога лежит на перекладине прямо, носком вверх,

наклоняемся к ней, стараясь не согнуть ни "верхнюю", ни

"нижнюю" ноги.

в) "Верхняя" нога прямо, носок вовнутрь, "нижняя" - носок в

сторону. Наклоняемся то к верхней, то к нижней ноге. Тянутся

связки в паху.

II. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Приседания

а) Носки врозь, пятки вместе, выполняя приседания, пятки можно

отрывать от пола.

б) Ступни разведены на ширину плеч или немного больше, пятки не отрываются от пола. Присед надо делать максимально глубокий, как будто ребенок садится на низкий стульчик.

2. Подъем ноги. Все упражнения этой группы выполняются в положении лежа на полу. При этом приподнимается только одна нога. Можно выполнять с утяжелением, подъем не более тридцати - сорока градусов, чтобы упражнение не превращалось в махи.

а) выполняем подъемы ноги  лежа на животе, работают ягодицы и задняя поверхность бедра.

б) то же лежа на боку, задействованы боковые мышцы бедра и торса, прорабатываем и правую, и левую стороны.

в) то же лежа на спине, мышцы пресса и верхняя поверхность бедра.

г) то же лежа спине, ноги сгибаются только в колене.

3. Лёжа на полу, совершаем подъёмы туловища, при этом ноги надо зафиксировать.

а) лежа на спине - качается пресс.

б) лежа на спине, то же самое, но с небольшим скручиванием корпуса – качаются косые мышцы пресса, делаем подходы в обе стороны.

в) лежа на боку - качаем боковые мышцы торса, делаем в обе стороны.

г) лежа на животе - мышцы спины (более сложный вариант - взять в руки гантели и вытянуть их вперёд).

4. Растяжки для живота и спины

а) "Лодочка": лёжа на животе, согнуть ноги и поднять их вверх, придерживая руками, сделать несколько качающихся движений.

б) Наклоны в стороны из положении стоя, руки соединены за головой, растягиваем бока. Можно пытаться коснуться "нижним" рукой бедра.

5. Отжимания – укрепляем руки. Девочкам и ослабленным детям можно отжиматься не на носках, а на коленях.

6. Подтягивания – укрепляем руки, мышцы грудной клетки.

7. Лёжа на спине, махи руками с утяжелением. Для начала можно взять пластиковые бутылочки 0,5 л. и наполнить их водой. По мере взросления мальчикам стоит увеличивать вес.

а) руки двигаются в противофазе вдоль тела и за голову – можно выполнять до 100 и более раз.

б) руки сводятся навстречу друг другу и разводятся над грудью.

8. Лежа на спине, запрокидываем ноги за голову – укрепляется пресс и спина.

9. Стоя, делать небольшие движения прямой ногой , можно с утяжелением. Это простое, но важное упражнение помогает развить мышцы-антагонисты спазмированных приводящих мышц.

а) в сторону-вверх.

б) назад-вверх.

Приложение 4

Комплекс упражнений для активизации внутренних органов ребенка

Упр. 1.

Исходное Положение (ИП) - лежа, глубокое дыхание                                     под контролем рук. Грудью и животом поднять руки. Давлением рук опустить грудь и живот.

Выполнить

6-7 раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys1.gif

Упр. 2.

И.П. -  лежа, руки вверх, слегка

 прогнуться. Руками охватить и сжать

грудь.

Выполнить

4-6 раз.

Упр. 3.

- лежа, согнуть колени. Повернуть колени вправо и выполнить

4 - 6 раз в сторону.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys2.jpg

Упр. 4.

ИП - лежа, согнуты колени.

Поднять кверху таз. Выполнить

   4-8 раз.

Упр. 5.

ИП - лежа, руки приподняты.

Сесть, коснуться пальцами носков, вначале с опорой рук.

Выполнить

3-8 раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys3.jpg

Упр. 6.

ИП - лежа, глубокое брюшно-грудное дыхание под контролем

рук.

Выполнить

4-6 раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys4.jpg

Упр. 7.

ИП - стоя, с опорой на подняться

на носки. Присесть, держась за стул.

Выполнить

3-6 раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys5.jpg

Упр-8.

ИП - стоя, руки в кулак. Глубокий поворот туловища вправо. То же -влево. Медленно.

Выполнить 3-5 раз в

каждую сторону.

Упр. 9.

ИП- стойка

"смирно". Руки вперед. Выполнить

4-5 раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys6 (1).gif

Упр. 10.

Дыхание спокойное, глубокое. Ходьба в среднем, привычном темпе.

Продолжительность

1-2 мин.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys7 (1).gif

Упр. 11.

ИП - стоя, руки сзади, сплести

пальцы. Отвести руки назад, подняться на носки. Опустить руки, слегка наклониться вперед, опуститься на пятки.

Выполнить 4-6

раз.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys8.jpg

Упр. 12.

Глубокое дыхание под контролем рук до полного восстановления числа ударов пульса и

дыхания.

C:\Users\Пользователь\Desktop\kidneys9.jpg

Заключение. В результате проведения уроков с внедрением ЛФК и сюжетно-ролевых игр улучшились жизненноважные функциональные показатели детей. Так, если в ноябре 2014 года средний показатель ЖЕЛ у детей был   «Будь Здоров!» по проведенным тестированиям, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ, регулярно занимающиеся оздоровительной физической культурой, дают положительную динамику в физическом развитии. Так, в начале курса ЖЕЛ у детей в среднем была 1л-1,2л, за 1,5 года увеличалась в среднем до 1,8л; динамометрия в среднем до занятий была 10-12 кг, на данный момент среднее значение увеличилось до 14кг; амплитуда активных  движений в плечевом суставе до занятий 60град., после 94 град.; в тазобедренном суставе в начале курса 85 град., сейчас 95 град. Благодаря ФГОС второго поколения, где много часов отводится  внеурочной деятельности, появилось больше возможности уделять внимания в спортивно-оздоровительной сфере детям с ОВЗ.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников контексте ФГОС второго поколения, 2011 /www.pandia.ru/text/77/29/80587.php
  2. Попов,С.Н. Лечебная физическая культура [текст] М: Академия, 2004.
  3. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, 2007   ISBN: 978-585407-032-4
  4. Лечебная физическая культура, хreferat.ru/55/8883-1-lechebnaya-fizicheskaya-kul-tura.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий

В современной образовательной среде проблема применения здоровьесберегающих технологий приобретает всё большее значение. Все эти технологии играют в  моделировании эмоций важную роль. Исходя из э...

Проектная работа на тему:"Игровая деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий".

В данной работе представлен творческий проект в памках повышения квалификации воспитателя ГПД...

Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Cчитается, что основная задача школы –дать образование, может ли каждый педагог спокойно смотреть, как из года в год ухудшается состояние здоровья их воспитанников?  Отвечая на этот вопрос ...

Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий

Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это значит понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взро...

Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ    Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.          ...