Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
    статья по зож (3 класс)

    Титова Светлана Михайловна

    ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

        Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.

            

       

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

        Доклад учителя начальных классов Титовой С.М.

            Одним из основных видов учебной творческой деятельности по формированию основ валеологической культуры младших школьников является технология учебного проекта.

     

            Уже начиная с первого класса вводятся элементы этой технологии.  Работа строится следующим образом:

           Вызвать интерес учащихся, поставить проблему.

     - Ребята, а задумывались ли вы над вопросом: Что такое здоровье? Как сохранить здоровье на долгие годы? Что значит «расти здоровым»?

            Задача учителя на этом этапе – направить поиск детей, помочь им определиться, где найти ответ.  Ответы на вопросы получаются у всех разные. Собранные сведения анализируем, выделяем главное, обобщаем. Выдвигается идея создания схемы из серии иллюстраций, раскрывающий смысл здорового образа жизни.  Делаем памятку в виде «Дерева здоровья»,  которую помещаем в классный уголок.

              Данный проект интегрированный, осуществляется в рамках предметных областей «Я и Украина. Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Основы здоровья»; групповой, краткосрочный (в рамках одного урока).

             После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала учащиеся пытаются раскрыть смысл здорового образа жизни; далее результаты обсуждаются всем классом с учителем. После этого собранные сведения анализируются, обобщаются.

            После этой работы каждый будет самостоятельно разрабатывать оформление иллюстрированного аспекта здорового образа жизни.

            Критетриями оценки качества выполнения проекта являются точность, оригинальность в оформлении, полнота.

            Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать «Режим дня».

            Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

            Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья.

           Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

            Далее во втором классе работа над проектом продолжается и усложняется. После изучения блока тем «Ты и твоё здоровье» в рамках учебного предмета «Я и Украина» учащимся предлагается творческое задание по написанию «Советов одноклассникам по охране и укреплению здоровья».

                   Учащиеся должны конкретизировать поставленную перед ними проблему: о чём, как я буду писать, зачем и что получится, т.е. присутствуют все признаки учебного проекта: задание сформулировано в виде проблемы, перед учащимися стоит цель – поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях. Причём основные навыки, умения и знания для выполнения этого задания у них уже есть, а недостающие им предстоит получить самостоятельно.

            Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.

            В итоге через неделю учащиеся представляют разнообразные пути решения проблемы: они создали памятки, плакаты, написали стихи и красиво оформили свои работы.  В итоге этой работы дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяют их практически, используют и закрепляют уже сформированные умения.

             Не менее увлекательной была работа по составлению «Азбуки пословиц о здоровье». При изучении раздела «Устное народное творчество» мы с ребятами выделили тему «Пословицы о здоровье». Далее разделились на группы. Учащиеся, используя свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию родителей, интернета, помощь библиотекаря разыскивали пословицы на все буквы алфавита. Изучали их, объясняли, выбирали самые точные, красивые, лучшие, а затем одну из них иллюстрировали, показывали, какие ассоциации у них возникли по той или иной пословице. Подборка пословиц была оформлена в сборник «Азбука пословиц о здоровье»

            В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный процесс; у детей возник неподдельный интерес к культуре здоровья своего народа, традициям.

            В целях закрепления знаний о правильном и рациональном питании, развития мотивации здорового образа жизни, реализации своих способностей учащимся третьего класса  предлагается участие в учебном творческом проекте «Щи да каша – пища наша». В ходе самостоятельной работы учащихся происходит знакомство детей с народными традициями и обычаями, с рецептами национальной кухни, с культурой питания, сложившейся веками. Работа по теме велась по выбранным по желанию аспектам:

    -         Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты;

    -         Я выбираю кашу;

    -         Где щи – там и нас ищи;

    -         Без хлеба нет обеда;

    -         Где блины, там и мы;

    -         Фольклор (пословицы, поговорки, частушки, сказки, песенки, загадки о еде);

    -         Стихи о пище;

    -         Режим питания (посты, разгрузочные дни);

    -         Мир бытовых вещей (история ножа, вилки, тарелки);

    -         Интересные рецепты кухни разных народов.

             В ходе работы над проектом учащиеся учились выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.

           

    В четвёртом классе продолжается проектная деятельность младших школьников  по формированию основ валеологической культуры.          Учащиеся выполняют творческий проект « Буду здоровым», пишут заметку в газету «Моя спортивная семья».

              Работа над проектом имеет воспитательное, обучающее и развивающее значение:

    Цели воспитательные:

    -         знакомство школьников с разными видами спорта;

    -         формирование у учащихся представления о спортивных играх;

    -         изучение роли и влияния спортивных игр на здоровье;

    -         воспитание у учащихся осознанной потребности быть здоровым.

    Цели образовательные:

    -         развитие навыков творческой работы;

    -         интеграция знаний, умений и навыков, приобретаемых  в результате изучения русского языка, окружающего мира, валеологии;

    -         развитие устной и письменной речи.

    Развитие навыков:

    -         самостоятельной работы с источниками;

    -         самостоятельного принятия решений;

    -         мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации.

              Участие в осуществлении проекта позволило расширить и углубить знания детей о различных видах спорта, истории возникновения спортивных игр в мире, познакомиться с известными спортсменами, задуматься о необходимости занятиями спортом, о влиянии спортивных игр на здоровье и о полезных качествах, которые развивает спорт. Спорт интересен не только развлекательной стороной, но это и самое надёжное средство быть здоровым и сильным. 

             Четвёртый класс в начальной школе – время перехода к осуществлению более сложных, долгосрочных, межпредметных и общеклассных проектов.

    Одним из самых ярких проектов в четвёртом классе стал проект «Волшебные пузырьки», который мы сегодня и представим вашему вниманию.

              Используя разнообразные источники, собранную информацию учащиеся помещают в специальные папки исследователя. Выбор тем исследования происходит по желанию, каждый ребёнок выбирает себе то, что хочет.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

    В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

    Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

    Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

    Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

    На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

    Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.

    Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....

    Проектная работа на тему:"Игровая деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий".

    В данной работе представлен творческий проект в памках повышения квалификации воспитателя ГПД...

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

    Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...