«Общая физическая подготовка»
рабочая программа по физкультуре

Козьмин Александр Владимирович

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка» для  учащихся 1 - 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1ofp_3-4_klass.docx65.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Долинска

«Утверждаю»                                    Согласовано:                                            Рассмотрено на

директор школы                                зам. директора по УВР                          заседании  ШМО

__________                                          _______                                                ________________                             «___»_________2019г.                  «___»_________2019г.                           «___»_______2019 г                                                                                                                          

                                                                                                                           Протокол№_______

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 спортивно-оздоровительной направленности  

«Общая физическая подготовка»

для  учащихся 1 - 4 классов

2019 – 2020 учебный год

Составлена учителем

физической культуры

 Козьминым А. В.

Долинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Образовательная программа «Общая физическая подготовка» является программой физкультурно-оздоровительной  направленности.

Рабочая программа по общей физической подготовке составлена с учетом следующих нормативных документов:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.);

-Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» 06.11.2011 № 301-Ф

- Письмо министерства образования Российской федерации «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ» от 12.08.2002 г №13-51-99/13

- Письмо министерства образования Российской федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в ОУ» от 26.03.2002г №30-51-197/20

 - Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов. Автор: В. И. Лях,  2019 г. 

Срок реализации программы  2019-2020 год.

Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.

Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила     и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа.

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП).

Педагогическая целесообразность в том, что занятия помогают  закрепить и усовершенствовать полученные умения и навыки. Специфика программы заключается в том, что она позволяет обучать детей сразу нескольким видам оздоровительной физической деятельности. Широкий спектр данного программного материала позволяет расширить зону любопытства детей, знакомит сразу с несколькими видами оздоровительного воздействия. Это даёт возможность ребёнку выбрать тот или иной вид физической деятельности, который ему больше нравится.

Прослеживая динамику показателей здоровья детей, можно отметить, что за последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья.

В этих условиях повышается роль педагога дополнительного образования в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. Отрицательное влияние гиподинамии недооценивается, поэтому так важно в здоровье формирующих технологиях находить пути донесения информации о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, о рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий и др.

                                                                                                                                                                           

Цель и задачи рабочей программы

Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом;

повысить физические показатели младших школьников, через оздоровительные виды физического воздействия.

Обучающие: ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

формировать правильную осанку; обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;

изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;

формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;

2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;

5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;

6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;

8. Воспитание нравственных и волевых качеств;

9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;

10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;

11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;

12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.

Данная программа разработана для занятий с учениками начальной школы. Программа рассчитана на 1 час(60 м) в неделю для обучающихся 1 – 2 классов, 3,5 часа (210 м) для обучающихся 3-4 классов.  

Реализация данной программы происходит за счёт разнообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и   допущенный врачом к занятиям.

Программа ориентирована на детей 7-10 лет без специальной подготовки.

Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

Цель и задачи проведения занятий ОФП в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование младших школьников.

Задачи:

Здоровьесберегающие:

  • укрепления здоровья, улучшение физической подготовленности;
  • удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
  • снятие физической и умственной усталости.

Образовательные:

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься ОФП.

Развивающие:

  • достижения всестороннего развития;
  • развитие координации движений;
  • развитие памяти, мышления.

Воспитательные:

  • формирование моральных и волевых качеств;
  • воспитание дисциплинированности, смелости и решительности

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической  подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.

Программа содержит обязательный минимум образования по предмету « Физическая  культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о  физической  культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент),  Физическое  совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от  общего  к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по  физическому  воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям  физическими  упражнениями.

Секция   общей   физической   подготовки  является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:

  Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;

  Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;

  Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;

  Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.

      В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо  общей  для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней  физической, моральной и психической  подготовки  занимающихся, решается задача формирования специальных  физических  качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.

     Для занимающихся в спортивной секции «Общая физическая подготовка» предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, начальная инструкторская и судейская практика.

     Учителя-тренеры  по   общей   физической   подготовке  должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах  общей   физической   подготовке.

     Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, просмотре видеофильмов и т.п.

Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.

     Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.

Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.

Задачи:

 Приобщить, возможно, большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;

 Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.

Место учебного предмета в учебном плане

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. На изучение курса по ОФП в  3, 4 классах 136 ч. (4 часа в неделю).

Содержание курса по ОФП

ОФП – форма  занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и  проведение подвижных игр.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;

2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера.

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «комплексы упражнений по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание  через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; преодоление препятствий (15–20 см). Передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди). Повторное выполнение беговых нагрузок; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полу-приседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Теоретическая подготовка:

  значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;

  влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;

  гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;

  техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;

  основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;

  правила игры, организация и проведение соревнований;

  оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;

  тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

 Общая   физическая   подготовка:

  комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д).

  развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;

  легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;

  гимнастические и акробатические упражнения:

  упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения, развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;

  подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», мини-баскетбол, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;

  сдача нормативов по физической подготовке.

Специальная физическая подготовка:

  развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;

  упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;

  развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;

  развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;

  специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;

  акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.

Техническая подготовка:

  обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;

  обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;

  серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;

  обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;

  обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;

  обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;

Тактическая подготовка:

  формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;

  обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;

  обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;

  обучение командным тактическим действиям:

Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):

Подготовительная, основная и заключительная части.

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета:

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях

Планируемый результат:

  • формирование установок здорового образа жизни;
  • формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
  • снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
  • знание и соблюдение правил игр;
  • знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
  • умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
  • воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
  • отсутствие вредных привычек;

Средства диагностики:

  • наблюдения;
  • собеседование;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учащихся;
  • тестирование и мониторинг здоровья.

Основные направления реализации программы:

  •  организация и проведение инструктажа по технике безопасности.
  • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
  • организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;
  • активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, беговые дорожки)  
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  •  санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
  • организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Футбольное поле;
  • Волейбольная площадка;
  • Баскетбольная площадка;
  • Беговые дорожки;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.

Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает 1 – 1, 5 месяца. Его задачи: постепенная  подготовка  сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению  физической  нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях  физическими  упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.

В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая  подготовка  (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.

Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные  секции.  В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по  физической  культуре.

При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.

В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.

Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;

  иметь навыки самостоятельной работы;

  использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую  подготовку  к труду.

Форма занятий:

практические

соревнование

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

групповая

индивидуально-групповая.

Педагогическая диагностика предполагает:

личные беседы с детьми,

анализ продуктов деятельности обучающегося

Формы проведения итогов реализации программы:

выполнение контрольных упражнений (тестов).

наклон вперед из положения сидя в (см)

прохождение полосы препятствий (сек)

подъем туловища за 30 сек (кол-во раз)

прыжки на скакалке за 1 мин (кол-во раз)

Контроль результатов уровня физической подготовленности

Контрольные упражнения

 3-4 класс

Уровень физической подготовленности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Прыжок в длину с места, см

150  и дальше

131 – 149

 130 и ближе

143 и дальше

126 – 142

 125 и ближе

Бег 30 м с высокого старта, с

5,8 и меньше

6,3 – 5,9

 6,4 и больше

6,2 и меньше

6,3 – 5,5

 6,6 и больше

Челночный бег 3 х10 м

9,5 и меньше

9, 6 -10

10,1 и больше

9,9 и меньше

10,0 – 10, 4

10,5 и больше

Наклон вперёд из положения стоя

+6см и более

от 0 до +5 см

менее 0 см

+6см и более

от 0 до +5 см

менее 0 см

Подтяг. на низкой перекладине из виса лежа согнувшись

20 раз и более

19-15 раз

менее 15 раз

19 раз и более

18-14 раз

менее 14 раз

Подъём туловища за 30 с

21 раз и более

13-20 раз

менее 12 раз

21 раз и более

13-20 раз

менее 12 раз

Бег 1000 м, мин. с

5минут 30 с и меньше

5.31-6.00

6.01 и больше

6 минут 30 с и меньше

6.31-7 минут

7.01 и больше

   

Требования к освоению учебного материала

Иметь представление

Уметь

Демонстрировать

О разновидностях физических упражнений.

Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол

Играть в пионербол, футбол;

Выполнять броски с разных точек;

Выполнять комплексы разной направленности

бег в спокойном темпе;

прыжок в длину с места;

умение владеть различными видами мячей

О физической подготовке и ее связи с физическими качествами

Определять величину нагрузки.

Из положения сидя

наклон вперед;

бег 30м,

бег 60м,

бег в спокойном темпе;

бег в спокойном темпе;

прыжок в длину с места

Годовой учебный план секции

общей физической подготовки

3 - 4 классы

Содержание занятий

Кол-во занятий

Теоретические сведения

Практические занятия

Легкая атлетика

Гимнастика с элементами акробатики

Подвижные игры (с элементами спортивных игр)

Участие в спортивных         соревнованиях

Сдача контрольных и зачетных нормативов

в процессе занятий

52

26

40

По плану спортивных  мероприятий

                                 

8

                                 

Всего:

136

Учебный план рассчитан на 9 месяцев

Календарно-тематическое планирование

3-4 классы.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся.

УУД(личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные).

1

Техника безопасности на занятиях. Способы передвижения человека. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И

2

Соблюдать правила ТБ.

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге.

Бегать с максимальной скоростью 30м.

Уметь правильно подбирать одежду и обувь

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости.

Уметь демонстрировать различные виды ходьбы.

Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге.

Правильно выполнять основные движения в метании.

Выявлять характерные ошибки в технике метания.

2

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И.

4

3

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И.

4

4

Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты

4

5

Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И

4

6

Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И

4

7

Челночный бег. Прыжки в длину с разбега.

4

8

Сдача контрольных нормативов

4

9

Техника безопасности. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. П/И. Развитие координационных способностей

2

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при передаче и перекатах мяча

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и группах.

Осваивать технику бросков мяча снизу.

Проявлять качество силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений с мячом.

Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр;

Осваивать технические действия в спортивных играх.

Соблюдать дисциплину.

10

Передача в парах, по кругу в шеренге. Перекаты мяча. П/И

4

11

Бросок мяча двумя руками от груди.

Передачи мяча по кругу. П/И

4

12

Передачи мяча снизу и двумя руками от груди. Ловля мяча на месте.

6

13

Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля мяча на месте. П/И

6

14

Ведение мяча на месте и в шаге. Эстафета с ведением мяча.

6

15

Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля, передача мяча. Ведение мяча.

6

16

Бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель. П/И

6

24

Техника безопасности. Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места

2

Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности.

Проявлять качество силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений

Выявлять характерные ошибки в выполнение акробатических упражнений.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

25

Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. П/И.

4

26

Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы

4

27

Упражнения для формирования правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке. Развитие силовых способностей

4

28

Гимнастический мост. Подтягивание.

4

29

Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Развитие гибкости.

4

30

Правила контроля над физической нагрузкой. Лазание, перелазание. Прыжковые упражнения.

4

31

Техника безопасности. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И

2

Соблюдать правила ТБ.

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге.

Бегать с максимальной скоростью 30м.

Уметь правильно подбирать одежду и обувь

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости.

Выявлять характерные ошибки в ходьбе и беге.

Правильно выполнять основные движения в метании.

Выявлять характерные ошибки в технике метания.

32

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И.

4

33

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И.

4

34

Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты

4

35

Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И

4

36

Прыжки в длину с разбега. Равномерный медленный бег до 3 мин.

4

37

Сдача контрольных нормативов

4

38

Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И

4

                       

Список литературы

1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (от 18.06.2003 №28-02-484/16)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 (от 29.12.2010г.)

3. Типовой план-проспект учебной программы (приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002 г. №390)

4. Примерные программы начального общего образования. Физическая культура.-М.: Просвещение, 2010.- 64 с.- (Стандарты второго поколения)

5. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классов.-М.:Центр инноваций в педагогике, 1998.- 304 с.

6. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 279 с.

7. 500 игр и эстафет.- Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003.- 304 с., ил.-(Спорт в рисунках)

8. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка,стенка) – М.: Физкультура и Спорт, 2005 – 224 с., ил. (Спорт в рисунках)

9. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами: гимнастическая палка.- М.:Физкультура и Спорт, 2006 – 256 с., ил. (Спорт в рисунках)

10. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ.высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.

Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....

Программа «Общая физическая подготовка как принцип воспитания здоровой нации»

Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основной базой для достижения высоких результатов, а также для укрепления здоровья нас...

Планирование внеурочной деятельности по направлению "Общая физическая подготовка".

Календарно-тематическое планирование по ФГОС  для 1-4 классов внеурочной деятельности по направлению общая физическая подготовка "Подвижные игры" с указанием УУД....

Урок физической культуры по теме "Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств"

Тема: Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств.Место урока:  лёгкая атлетикаТип урока: урок закрепленияЦели урока: 1. Формирование  умений и навыков...

«Общая физическая подготовка с основами туризма»

Образовательная программа для кружка в рамках реализации ФГОС....

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...